поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
11 января 2009  распечатать

Епископ Рашко-Призренский Артемий (Радославлевич)

Рождество в гетто

Взгляд из Косово и Метохии

Рождество в гетто

Взгляд из Косово и Метохии

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШАГО АРТЕМИЯ, ЕПИСКОПА КОСОВСКО-МЕТОХИЙСКАГО И РАШСКО-ПРИЗРЕНСКАГО

Мы все ждем Рождества Христова, мы все радуемся Рождеству, и молодые и старые, и больные и здоровые, и свободные и несвободные. Рождество – общая радость. А что есть, на самом деле, Рождество Христово? И все ли мы это знаем, понимаем и осознаем? Это есть вопрос, на который насколько легко, настолько и трудно ответить. Ответ можно дать в одном предложении или в целой докторской диссертации. Наш ответ ни одно, ни другое, а что-то среднее, доступное каждому возрасту, каждой боголюбивой душе.

Рождество Христово, то есть Рождение Сына Божия Господа Иисуса Христа на земле как Богомладенца, для человека и для человечества, для земли и для Вселенной представляющее единственное "Новое под солнцем" – наиважнейшее событие от сотворения мира. На самом деле, это есть именно то, как Господь сам себя нарекл – НАЧАЛО. Начало всего благого, возвышающего и спасительного для человека и в самом человеке, для человечества и в самом человечестве. Господь Христос своим рождением на земле начал грандиознейшее дело, самую судьбоносную революцию, которая когда-либо была в истории рода людского – революцию и бунт человека против всякого греха, прежде всего в себе самом, а затем и вокруг себя, против всякого зла, против всякого диавола. А сознательная борьба против этого трехглавого змия и есть борьба за спасение человека. Отсюда праздник Рождества Христова есть самый радостный христианский праздник, который глубочайше вплетен в жизнь каждой человеческой души, каждого семейства, каждого христианского народа. Этот праздник больше всех остальных украшен и расцвечен народными обычаями, которые различаются в деталях от места к месту, но которые всегда символизируют и выражают саму суть празднуемого события. А именно – что Новорожденный Вифлеемский Богомладенец представляет для каждого человека Хлеб Жизни, Свет Истины, животворящее Тепло, вечную Молодость и непреходящую Радость.

Поэтому Рождество Христово радостно праздновалось в нашем сербском народе и в рабстве, и на свободе, и в богатстве и в нищете, и в королевских палатах и в простонародных прибежищах. Ту радость, которую приносит "Божич Бата"[1], сильнее всех чувствуют и полнее всех переживают дети, ибо чувствуют, что им наиболее близок Тот, Кто родился в эту ночь в Вифлеемской пещере, и Который потом столько любви показал и проявил к детям, поставив их даже в пример взрослым. "Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное".

Все христианские праздники, как и Рождество Христово, вместе с общей духовной радостью, встречают и проводят с некоторыми отличиями в обычаях, которыми расцвечен и украшен этот праздник. Отсюда и пословица: сто деревень, сто обычаев. И все же, существенной разницы нет. Между тем, условия, в которых мы сегодня встречаем и празднуем Рождество Христово в Косово и Метохии, во многом отличаются от условий, в которых этот праздник встречали и встречают в Леличе или в любом месте Сербии вне Косово и Метохии. Это – известная ситуация с безопасностью, и образ нашей жизни в гетто, в котором мы лишены многих возможностей, основных прав человека и свободного передвижения (даже свободного выхода в лес за бадняком[2]). Но даже и среди таких испытаний ничто не может нарушить внутреннюю радость, которую приносит сам праздник Рождества, так что и сегодня в Косово и Метохии Рождество Христово (по-сербский – Божич) встречают и празднуют по традиционному сербскому обычаю. И здесь Рождеству больше всех радуются дети.

То, что особенно украшает сербский Божич и чему дети больше всего радуются, есть БAДНЯК и все в связи с ним. К сожалению, существуют мнения, что бадняк – какое-то давнее языческое наследие. Вместо "Божич Баты" встречают Деда Мороза. Куда мы это забрели, и куда мы придем? Что на это скажешь? Ничего особенного, кроме того, что это мнение и позиция тех, у которых нет ничего святого, тех, которые еще не встретились с новорожденным Богомладенцем Христом. Поэтому они во всем находят язычество. не только в связи с бадняком и Рождеством, но и относительно крестной славы[3], характерного обычая православных сербов. Таким людям как рождественский подарок мы посылаем молитвенное пожелание как можно скорее пережить свое Сретение, чтобы понять и само Рождество Христово.

У многих православных народов (греков, русских и др.) место бадняка занимает елка, которая вошла не только в дома, но и в храмы. Известно, что у греков тоже когда-то был бадняк. Было ли так и у русских? Этим вопросом, который требуется изучить, мы специально не занимались. Известно, что и русские, а позже и другие православные народы через них, подверглись большому влиянию западного схоластического богословия, от чего и наш народ в некотором смысле не был пощаженным. Это влияние (давление) продолжается и по сей день, может быть даже в большей степени, чем раньше. Не является ли и рождественская елка плодом этого влияния? Она уже вошла и в многие сербские дома, правда, где-то наравне с бадняком.

Долго (свыше шестидесяти лет под коммунизмом) планово и систематический проводилась работа по секуляризации сербского народа, по его отторжению от святых предков и православных корней. Начало XXI в. является началом отрезвления сербов от опьянения коммунистической идеологией. Это подобно состоянию выздоровления человека после долгой и тяжелой болезни. После многих десятилетий атеистического и безбожного уничтожения нашего народа, когда все духовные ценности были подвержены сомнению, когда многие поколения были выращены без какого-либо религиозного воспитания, сейчас настало время постепенного, спонтанного возвращения людей к Богу, к Церкви и к самим себе. Если говорить о сербском народе, то тут нет значительной разницы между теми, кто живет в Косово и Метохии и в остальных частях Сербии, на территории бывшей Югославии или где угодно в мире. Нас всюду, к сожалению, все еще "украшает" незнание своей веры и жизнь не по вере. И все же, мы верим в духовное выздоровление народа, каким бы этот процесс ни был долгим и мучительным.

Отрезвлению нашего народа способствуют бедствия и страдания сербов и сербских святынь в Косово и Метохии, которые продолжаются уже десять лет и принимают ужасающие масштабы. Это есть наша ежедневная боль и беспокойство. Часто слышен вопрос: Что нам как народу следует делать, когда речь идет о Косово и Метохии? Для нас этот вопрос очень нелегкий. И все же, сейчас, перед Рождеством, мы считаем, что для всех нас важнее всего полностью возвратиться к Богу и к своим истокам – как представителям власти, так и всему народу, да начнем думать о народе и государстве как о едином целом, да прекратятся междоусобные разделения и истребления, да исцелятся наш дух и наша нравственность. Одним словом, как говорил святой Владыка Николай (Сербский), да биологически обновимся, умножимся, объединимся и обожимся. Тогда найдется решение всех наших вопросов и проблем, в том числе и проблем Косово и Метохии. Одновременно, невзирая на одностороннее, беззаконное и нелегитимное провозглашение независимости Косово со стороны шиптаров (албанцев) и позиции мирового сообщества по этому вопросу, мы должны развивать и укреплять сознание в нашем народе о том, что есть Косово и Метохия для нас – от детсадов до университетов и домов престарелых. Мы должны, наконец-то, понять, что это самая священная и важнейшая часть нашего Отечества, что это колыбель нашей духовности, нашей культуры и нашей государственности.

Что Косово для Сербии и сербского народа – то же, что и сердце в человеке. Если вынуть сердце, то человека не станет; и если бы – не дай Боже! – мы потеряли Косово, приняли и признали его отделение от Сербии, то не стало бы и Сербии, и нас, сербов, как нации. Косово – неотъемлемая часть нашего самосознания, наш паспорт, без которого мы не были бы опознаваемы. Отсюда мы ожидаем, что процесс духовного обновления будет продолжатся, и что нынешнее правительство сделает то, чего не сумело сделать предыдущее, а именно разработает и определит четкий государственный и национальный интерес в отношении Косово и Метохии, и подойдет к решению этого вопроса сообща, государственно и ответственно, а не партийно и эгоистично, как это, к сожалению, происходило до сих пор. От международного сообщества мы ожидаем более последовательных усилий в соблюдении Резолюции Совета безопасности ООН № 1244 и беспристрастного отношения ко всем жителям Косово и Метохии, особенно когда речь идет о возвращении беженцев и соблюдении основных прав человека.

С этими мыслями и молитвенными пожеланиями, всех братьев и сестер, всех верных чад Сербской Православной Церкви, всех читателей и всех православных христиан приветствуем традиционными словами мира и радости:

МИР БОЖИЙ! ХРИСТОС РОДИЛСЯ! ВОИСТИНУ РОДИЛСЯ!

СЧАСТЛИВОГО НОВОГО 2009 ГОДА!

На Рождество 2008 г.

Епископ Артемий

Примечания:

[1] Божич Бата – традиционный персонаж сербских рождественских песен (прим. перев.)

[2] Бадняк – дубовые ветки с листьями, которые по сербскому народному обычаю срубают в лесу и приносят в каждый дом и храм перед Рождеством. Одним из главных событий праздника является сжигание бадняка под пение рождественских песен; в народном сознании бадняк является неотъемлемым символом Рождества. До ХХ века бадняк приносили в каждый сербский дом, а обычай украшать рождественскую елку полностью отсутствовал.

[3] Крестная слава – день святого, в который какой-нибудь род принял христианство; этот святой стал покровителем каждой семьи в роде, и день его памяти – главный праздник каждого православного сербского семейства.

СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

Ситуация в Косово

персоналии:

Бывший епископ Артемий

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

14.03.2024

Трансгуманисты-зоозащитники на прикормке глобалистов: псевдонаучность и откровенная ересь
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты