Сергей Белозерский Духовная битва Источник: Радонеж За неделю, прошедшую со дня избрания нового Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси, стало только понятнее, насколько важный выбор совершил Собор. Впрочем, мы верим, что через Собор свою волю явил Сам Бог, непрестанно пекущийся о Своей Церкви. Наше общество, с одной стороны, обремененное беззакониями, с другой уже заметно этими беззакониями тяготящееся, встретило избрание Патриархата с радостью и надеждой. Как сообщает "Интерфакс", по данным социологов из ВЦИОМ, "большинство граждан испытывают к новому Патриарху уважение, симпатию и доверие.... Подавляющее большинство россиян, знающих имя нового патриарха Московского и всея Руси (88%), положительно оценивают решение участников Поместного Собора, избравших митрополита Кирилла патриархом. Лишь 2% негативно отнеслись к результатам выборов, 11% затруднились высказать свое мнение". Такое "доброе свидетельство от внешних" внушает надежду на то, что голос Церкви будет услышан. Это было важно всегда, и это особенно важно сейчас.
Церковь ведет духовную битву за спасение людей от духовной да и просто физической гибели, и острота этой битвы стала только очевиднее. На днях в интернете появилась фотография неких молодых людей, разбивающих стенд с афишей Русского Духовного Театра "Глас"; их лица на фотографии размыты, но ее сопровождает горделивая подпись: "Арматуриной по православной культуре!". Далее идет непечатная ругань в адрес новоизбранного Патриарха; такое впечатление, что кому-то в духовном мире кому-то, уловившему в свои сети несчастных юнцов крайне не понравилось, что Русскую православную Церковь возглавил Владыка Кирилл. Что же, будем надеятся, что дальнейшей развитие событий понравится этому существу еще меньше, однако происшедшее побуждает задуматься. Мы живем в ситуации, где ненависть к Церкви является легальной, вполне допустимой в "приличном обществе" формой фобии; те же люди, которые вознегодуют, столкнувшись с аналогичными изъявлениями ненависти в адрес любой другой группы людей национальной или религиозной, считают нормальным разжигать враждебность к Церкви. А ненависть, естественно, приводит насилию дистанция между прогрессивным журналистом, с экрана выступающим против "клерикализации" и юнцами с арматуринами ничуть не больше, чем между каким-нибудь "респектабельным" идеологом крови и почвы и скинхедами. В нашей недавней истории антихристианская ненависть уже приводила к массовому кровопролитию, и этот факт вряд ли стоит предавать забвению.
Как реагировать на это? Было бы неверно требовать каких-то государственных стеснений антиклерикальным пропагандистам но было бы вполне уместно напомнить о том, чем в истории нашей страны уже обернулась борьба с "религиозным дурманом". На том же интернет-ресурсе, где расположена упомянутая фотография, находятся призывы убивать сотрудников милиции, и это соседство не случайно точно также, как не случайно в прокламациях большевиков изъявления ненависти к Православию соседствовали с призывами убивать городовых. Дух большевизма, дух разрушения и убийства, остается тем же. Весьма возможно, что просвещенные антиклерикалы не желают вызывать именно его; они желают вызвать дух разума, свободы, толерантности и прочих прекрасных вещей; но, как это часто бывает с вызывателями духов, является именно большевизм. Прекраснодушные интеллигенты XIX века тоже мечтали не о ГУЛАГе, когда выступали против "проклятого самодержавия" и "казенного православия" но что они получили, все мы знаем. Как с горькой усмешкой прокомментировал их судьбу один из современников, "Ваня раскаялся, но было поздно его уже съел волк". Уж и непонятно, какие волки должны есть наших борцов с клерикализмом, чтобы они поняли одну очевидность: если Вы человек свободомыслящий, православные молодые люди могут Вас раздражать но они, пожалуй, не сожгут Вашу машину. Это сделают другие юноши, свободные от религиозного дурмана. В обществе людей богобоязненных элементарно безопасней. Это соображение должно было быть понятным и людям вполне светским. Но Церковь печется о большем о вечном спасении людей. Как сказал Святейший Патриарх Кирилл, "Предметом нашей особой заботы станет молодежь, которая сегодня особенно остро нуждается в духовном руководстве. В эпоху нравственного релятивизма, когда пропаганда насилия и разврата похищает души молодых людей, мы не можем спокойно ждать, когда молодежь обратится ко Христу: мы должны идти навстречу молодым людям как бы это ни было трудно для нас, людей среднего и старшего поколения, помогая им обрести веру в Бога и смысл жизни, а вместе с этим и осознание того, что есть подлинное человеческое счастье".
В духовной битве, которую ведет Церковь, очень важно наше сплочение вокруг ее законного Предстоятеля. Уже в Писании появляется образ Церкви как войска, "грозного, как полки со знаменами", войска, не убивающего, но, напротив, спасающего людей. А войско и нам надлежит помнить об этом бывает победоносным, когда воины повинуются своим начальникам.
|