поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
06 февраля 2009  распечатать

Online-интервью с Андреем Кураевым

О выборах патриарха, о будущем РПЦ, о взаимоотношениях с другими конфессиями и не только

Источник: Коммерсант

1. Про патриарха

voronin82 [ 03.02 12:30 ] Вам не кажется вредной для имиджа церкви, та история, которую госканалы развили вокруг похорон патриарха Алексия и выборов нового патриарха?

В моем лексиконе нет словосочетания "имидж церкви". Церковь должна не казаться, а быть сама собой в любых обстоятельствах, в любом окружении. И когда скончался наш патриарх, мы занимались тем, чем должны были заниматься, – молились о нем, хоронили его, потом избрали следующего. Как на это отреагировали телеканалы – это уже не церковная проблема. В то же время, я рад, что телевидение предоставило людям возможность стать соучастниками этих действительно исторических событий. Тех же, кто считает это вредным, я хочу спросить, зачем вообще телевидение еще существует? Если телевидение не будет говорить и показывать такие вещи, то что в таком случае ему останется освещать? Неужели важнее показать звездюков на льду и очередной выпуск "Дома-2"?

Сергей Анатольевич [ 03.02 00:23 ] Отец диакон, Вы, вероятнее всего, согласны с тем, что в жизни нашей Церкви закончился один период и начинается другой. Думаю, нам всем важно уяснить, от какого к какому периоду мы переходим. Ваше мнение? Спасибо.

Нет

Р.Р. [ 03.02 22:03 ] Гр-н Кураев, не могли бы Вы прокомментировать, как сочетается участие в поместном соборе, определявшем нового патриарха РПЦ, крупных бизнесменов и чиновников с изначальной критикой первохристианами ростовщичества? Не кажется ли Вам, что институциональная организация иудейской веры времен Иисуса Христа, против которой он фактически выступил, в своих наиболее очевидных для светского человека чертах ничем не отличается от современной РПЦ?

Не вижу здесь никакого скандала. И среди учеников Христа был и офицер таможенной службы (мытарь), и член правительства (синедриона – Никодим). Церковь – общенациональный организм, и вей есть люди из самых разных социальных слоев. Соответственно, и на Соборе были представлены люди разной степени карьерной успешности – от студентов до депутатов Госдумы.

Андрей [ 02.02 14:21 ] В "триумфальном шествии" православия по России в XXI веке есть по крайней мере одна "ложка дёгтя". Я имею в виду "дело" владыки Диомида. Не является ли, по Вашему мнению, избрание нового патриарха хорошей возможностью пересмотреть вопрос. Новые руководители часто начинают свое служение с амнистии. Или высказывать свое (отличное от общепринятого) мнение снова, как в средневековье, станет привилегией одних только блаженных?

Я думаю, что отлучение Диомида – это отнюдь не ложка дегтя. В условиях отсутствия жесткой центральной православно ориентированной государственной власти, то есть, скажем, царской власти, единство православных – это всегда чудо, а не норма. И то, что Диомидовский раскольчик произошел так поздно – аж на восемнадцатом году свободного существования церкви в нашей стране – само по себе уже является чудом. Диомидово происшествие по-своему естественно. Бурный внешний рост церкви приводит тому, что качество прихожан, а зачастую и духовенства, резко снижается. То есть люди начинают судить о православии по двум-трем случайно встреченным брошюркам. Все это по-своему неизбежно, так же как неизбежно и то, что начинают распространяться всевозможные инфекции – всякие псевдобогословские фантомы. По крайней мере, история с Диомидом показала, какими опасными могут быть богословское невежество и дилетантизм. До этого случая в течение почти 10 лет я и многие другие церковные проповедники говорили о том, что фрондерство, желание считать себя православнее, чем патриарх, епископат, духовные академии, – это духовная болезнь, которая может кончиться расколом. Наш прогноз, естественно, опровергался нашими "фундаменталистскими" оппонентами. Но в конце концов, он сбылся. Очень хочется надеяться, что для многих людей это станет духовным уроком, призывом к осторожности. Диомид за прошедшие полгода только резко усугубил ситуацию. Он – лишенный сана епископ, и тем не менее он рукоположил своего брата во епископы. Кстати, напомню, что даже формально, по канону, один епископ не имеет права рукополагать другого епископа – только втроем. У человека крышу снесло основательно. Поэтому причем тут смена патриарха? Ему нужна смена лечащего врача.

Алексей Мещеряков [ 02.02 12:15 ] Отец Андрей, здравствуйте. У Патриарха Кирилла огромный опыт миссионерского служения. Станет теперь главным направлением деятельности РПЦ донесение до людей правды о православии доступным каждому языком? В течение более десяти лет митрополит Кирилл обращался к гражданам России с экрана ТВ. Церковь будет активнее использовать эту трибуну для обращения к людям? Как в новых условиях церковь будет противостоять льющемуся с экранов, из громкоговорителей, из интернета нескончаемым потокам смердящей лжи, рекламы порока и пропаганды насилия, отравляющих души наших соотечественников, в особенности подрастающего поколения?

Пропускаю

Иван Иванович [ 02.02 11:37 ] Трудный вопрос: Деятельность митрополита Кирилла в 1996-1997г., как сегодня РПЦ объясняет тот период своей коммерческой деятельности? Спасибо.

Если честно, я не очень понимаю, о чем идет речь. То есть, я догадываюсь, что автор вопроса намекает на акцизные льготы при завозе и торговле табаком, но я не понимаю, при чем тут митрополит Кирилл. Я не видел на опубликованных документах его подписи. Починок в последнее время говорит о том, что он был в курсе тех коммерций, но на бумаге он видел лишь подписи владыки Климента и патриарха Алексия. Поэтому митр. Кирилл, очевидно, не считал возможным оправдываться в такой ситуации, чтобы не подставлять патриарха. Кроме того, нужно учесть, что ничего незаконного в этой деятельности не было. Все происходило в рамках закона и с разрешения правительства. Проблема тут не правовая, а этическая.

Jonas Vilkauskas [ 02.02 10:39 ] Здравствуйте, Андрей Вячеславович. Позвольте задать Вам единственный интересующий меня вопрос. Благодарю. Расцениваете ли Вы избрание нового Патриарха РПЦ и тенденции церкви при его главенстве, как курс к публичности, общественности или даже популяризации? Как вытекающий вопрос: считаете ли вы этот курс верным и/или необходимым, реформируется ли церковь с приходом патриарха Кирилла?

Ответить на этот вопрос невозможно, пока мы не договорились о смысле слова "реформа". Я бы хотел в Церкви реформы любви и хотел бы, чтобы она началась с меня, во мне.

Михаил В., 27 лет [ 02.02 09:28 ] Добрый день! Почему такое общественное внимание уделяется возведению на престол патриарха? Мне кажется, церковь должна быть отчуждена, от мирских дел и должна быть полностью поглощена служению богу, напоминало сие действие выборы в государственную думу. Спасибо.

Возведение патриарха на престол – церковное дело, и если общество испытывает к нему интерес, это не значит, что церковь вмешивается в мирские дела, а скорее наоборот. И потом, служение Богу вовсе не обязательно связано с тем, что человек молчаливо молится Господу. Служение Богу – это и служение людям, и забота о благе Церкви. Раз Господь дал нам свободу и возможность выбирать своего архипастыря, мы должны ответственно к этому отнестись, в том числе попробовать найти и учесть многомерную информацию о возможных кандидатах.

Михаил [ 02.02 09:54 ] Здравствуйте, отец Андрей. Представляется, что патриарх Кирилл, по сравнению с владыкой Алексием II, является более искушенным дипломатом и энергичным политиком. В этой связи вопрос: не пора ли, с точки зрения РПЦ, повторить попытку основания в Москве центра мирового православия ( "третьего Рима"), которая не удалась после войны? Сейчас прозападные настроения у патриархов-иностранцев не так сильны, как раньше, отношение к России на международной арене более позитивное, у страны появился авторитет, в том числе и духовный. В случае успеха этого предприятия выгоды для России были бы беспрецедентны.

Нет

Александр А [ 30.01 16:54 ] На мой взгляд РПЦ недостаточно корректно ведет себя по отношению к народам, населяющим явно несветские государства и собственно православным России. О чем речь, например в Египте запрещено строительство православных храмов, а там около 15 % православные. Есть маленькая молельня на всю страну, куда все желающие не попадают. В тоже самое время мы спокойно разрешаем строить мечети, синагоги и кастеллы в центральной полосе России. Я никоим образом не хочу обидеть, например, татар. Потому что у них есть полный доступ к любой религии, и мы сосуществуем терпимо друг к другу. Но почему РПЦ, хотя бы, не игнорирует тех, кто не относится к православным веротерпимо, и позволяет извращать наше православное мировоззрение. На каком основании, например, католицизм, который в свое время почти "вырезал" половину населения Псковщины и Новгородщины, насаждает свою паству. Надо учитывать, что для России православие не столько религия, сколько цемент, который сохранил нашу государственность в веках. Так вот, вопрос, продолжится ли все это при Новом Патриархе, который на мой взгляд, слишком уж дружественно настроен ко всем. Продолжится ли при нем канонизация сомнительных исторических персонажей?

У автора некорректное представление о Египте. Если он и прав, и 15% населения этой страны – христиане, то во-первых, они неправославные христиане, это копты, очень древняя и интересная ветвь христианства, но все же мы не находимся с ними в одной Церкви. У них, конечно, тысячи храмов по всей стране. Есть в Египте православные греки (Александрийский Патриархат, глава которого участвовал в интронизации нашего патриарха Кирилла), и у них нет недостатка в храмах. И, наконец, есть маленькая община русских православных. В основном же, русские в Египте – это не постоянно живущие граждане, а туристы, которые вряд ли едут на египетские курорты ради молитвы. Да, РПЦ разрешает строить в России храмы других религий. И в других странах появляются русские диаспоры: совсем недавно митрополит Кирилл освещал храм на Кубе и во Вьетнаме. В конце концов, каким судом судите, таким и будете судимы. Если мы будет запрещать иноверцам молиться в своей стране, как мы сможем строить свои храмы в их странах? Что касается "прекращении канонизации сомнительных исторических персонажей", то это вопрос из области "Прекратили ли вы пить коньяк по утрам?". Поскольку мне ничего не известно об уже состоявшейся "канонизации сомнительных исторических персонажей", то вижу никакого смысла отвечать, продолжатся ли таковые деяния дальше.

Евгений Иванович [ 30.01 12:37 ] Будет ли РПЦ при новом патриархе ближе к своей пастве, повышая ее духовность? Ведь до сих пор эти взаимоотношения напоминали другую пару: государство-народ. Я из Казахстана, где роль РПЦ особенно велика, но и здесь деятельность по духовному воспитанию и единению весьма слабы. Духовная литература, продаваемая по цене книжных мировых бестселлеров, недоступная значительной части прихожан, крестики из драгметаллов ценой до нескольких сот долларов, постоянно дорожающие свечи отвратительного качества – вот что встречает нас на входе в храм. Поступает сие из России, а уж кто превратил это в бизнес, не знаю. РПЦ пора давно решить: с народом она и с Богом, или она стремится к мирской власти (со всеми ее свойствами и атрибутами) Кесарям мы уже не раз потрафили, вспомним же о душах наших и об Отце нашем небесном.

Боюсь, что для Вас, Евгений Иванович, церковь – это телевизионная картинка, которая в выпуске новостей показывает встречу патриарха и президента. Но церковь – это тысячи приходов, тысячи священников, миллионы прихожан. И очень странно, что жизнь этих людей для Вас заслонена другой парой – церковь/государство. Я думаю, что близость к пастве определяется не патриархом, а приходским священником. Народ четко различает – где батюшка, а где поп. Наемники в рясах были при самых святых Патриархах. Как и Иуда был при Христе. Вряд ли это зависит от личности патриарха. Что касается дороговизны религиозных книг, то это неправда. Я знаю, сколько стоят книги в церковных лавках и светских магазинах. Мои книги стоят минимум в два раза дешевле, чем книги светских авторов аналогичного объема и качества печати. Это во многом связано с тем, что церковное книгоиздательство освобождено от налогов на прибыль.

Александр [ 30.01 11:38 ] Известное высказывание Владимира Соловьева: "Заборы, разделяющие религии, не достают до небес". Люди грешны, это они рассорили религии. Но сама идея экуменизма – разве от этого потускнела? Ваше отношение? Ваши прогнозы – имея ввиду нового патриарха?

Здесь историческая неправда. Нет такого высказывания у Владимира Соловьева. Это известный афоризм, только в оригинале он звучит иначе: "Перегородки, которые настроили люди в церкви, не доходят до неба". И наиболее ранняя атрибуция говорит, что эти слова были произнесены в 80-е годы 19 века митрополитом Киевским Платоном (Городецким). Владыка Платон в городе Коростышеве Киевской губернии, проезжая мимо костела, вдруг заметил нечто необычайное: звон колоколов... и ксендз на пороге стоит с крестом в руке. Он вышел из экипажа, вошел в костел, помолился и сказал ксендзу, что рад его приветствию и произнес вышеприведенные памятные слова. Кстати, тогда это проявление братского христианского единения повлекло неприятность для обоих: и католическое и православное духовное начальство было этой встречей недовольно (см. митр. Евлогий (Георгиевский). Путь моей жизни. Париж, 1947, с.218).

Эта фраза, независимо от авторства, все же прилагалась лишь к межхристианским отношениям. И не стоит переносить ее на другие религии, как и слово "экуменизм". Технически оно означает диалог и сотрудничество между христианскими конфессиями. Когда речь идет о взаимоотношениях между различными религиями, так и говорят – "межрелигиозные отношения". Наша церковь всегда участвовал в такого рода экуменистических диалогах – и в дореволюционное время, и в советские годы, и сейчас. Только цель этого диалога не в объединении, а в сотрудничестве с целью решения конкретных частных вопросов.

Алексей [ 30.01 11:22 ] 1. Участвовали ли представители РПЦЗ в выборе патриарха? Почему? 2. Какая функция у Константинопольского патриарха в рамках всей церкви? Существует ли какая-то подчиненность православных Патриархов ему? И про детей, если уж школа у нас категорически светская – существуют ли какие-то детские внешкольные централизованные организации у РПЦ? Или это функция приходов?

Представители РПЦЗ в выборе патриарха участвовали, потому что это часть РПЦ с мая 2007 года. Каково функция Константинопольского патриарха в рамках всей церкви? Если честно, никакая. Эта функция была у него, когда Константинополь был центром Восточной Римской православной империи. Тогда столичный патриарх мог защитить общецерковные интересы перед общеимперской властью. Сейчас такой единой православной столицы не существует. А руководители существующих политических столиц не считают целью государственной политики поддержку православия (это касается и России, поскольку Россия – светское государство). По этой причине никаких особенных функций у Константинопольского патриарха сегодня нет. Он возглавляет тех, кого возглавляет, т.е. немногочисленные православные греческие приходы в Турции, но не нас. Первенство проявляется лишь символически: когда на одной службе встречаются Константинопольский патриарх и какой-то другой патриарх, то Константинопольский патриарх будет возглавлять богослужение. Никакой подотчетности других патриархов Константинополю нет. Это не Папа Римский. Что касается детских организаций, то они, конечно, существуют. Их немало, но все же меньше, чем хотелось бы родителям и самим детям: движение следопытов, православных скаутов и другие.

Сергей ОСВАГ [ 30.01 11:56 ] Отец Андрей! В последнее время стали заметным стало явление "православного коммунизма", чему ярчайшей иллюстрацией явилась Ваша полемика с о.Евстафием. Имеется масса случаев, к примеру, продажи в церковных лавках компакт-дисков с откровенно большевицкими фильмами и песнями. Очень часто в сети можно прочесть поразительные рассуждения "православных коммунистов" о восхвалении "достижений" Ленина/Сталина и признании преступниками всех без исключения борцов с большевизмом/сталинизмом/коммунизмом. Вместе с тем в РПЦЗ генерала Власова вовсе не считают предателем (при этом ясно и внятно могут объяснить – почему). Большие надежды возлагаются на Патриарха Кирилла, с его именем нынче связываются надежды на более активное вмешательство в общественную и духовную жизнь страны. ВОПРОС: Может ли сама церковь, ныне единая, примирить взаимоисключающие идеологические мнения внутри себя самой, должна ли сама церковь бороться с "православным коммунизмом"? Вступится ли церковь за доброе имя хотя бы белогвардейцев (если уж не власовцев)? Потребует ли в конце концов похоронить тело Ленина и провести реальную де-коммунизацию страны?

Мне бы хотелось, чтобы новый патриарх Кирилл нашел возможность призвать хотя бы священников к ответственности за свои слова и поступки. Потому что такие явления, как православные сталинисты – это позор для нашей церкви. Правда, надо отметить, что те немногие священники, которые выступают с таких позиций, являются пенсионерами, заштатными священнослужителями, а то и прямо запрещены в священнослужении. А вот дискуссии о возможном захоронении тела Ленина не украшают российское правительство. Такое ощущение, что Кремль хочет поставить себя из роли лидера в роль послушника. Дескать, как народ скажет, так и будет. Это слабая позиция. Я полагаю, что должно быть политическое решение о снятии звезд с Кремля, дебольшивизации географии России и переносе некрополя с Красной площади. Потому что нельзя одной рукой устраивать на Красной площади балаганы, а другой – продолжать финансировать сохранение там кладбища, где похоронены, в том числе, и вполне достойные люди.

2. Про взаимодействие с другими религиями/движениями

Вера Анатольевна [ 02.02 17:17 ]Здравствуйте, отец Андрей! Мой вопрос касается старообрядчества. Сильно ли сейчас в России старообрядческое движение, ведется ли диалог с официальной церковью? Предпринимаются ли попытки преодоления многовекового раскола? Спасибо.

Тут уместно вспомнить термин Шпенглера – "псевдоморфоза". Народное, настоящее, кондовое староверие не пережило в России советскую власть. Наследники староверных семей вспоминают о своих корня лишь когда хотят оправдать собственную не-церковность: я, мол, в храм не ходу не потому, что мне лень рано вставать, а потому что я особо духовен, я, мол, из староверов... Те, кто сегодня действительно ходит в старообрядческие храмы, – это неофиты, городские интеллигенты-диссиденты. Поэтому по видимости обряд тот же, но наполнение его смыслом, переживания уже иные. Наша Церковь пытается выйти на контакт со старообрядцами. Всякое осуждение древних русских обрядов мы давно отменили. Но пока со староверческой стороны мы встречаем только призывы покаяться, проклясть Никона, отказаться от новых обрядов. Поэтому ситуация, откровенно говоря, тупиковая. Лично я против серьезного диалога со староверием по той причине, что если мы всерьез в этот диалог втянемся, то мы должны будем смотреть на себя глазами тех, с кем ведем диалог, т.е. староверов. И вместо того, чтобы открывать церковь для своих современников, мы будем искать консенсус с музеефикаторами и тем самым сами себя загоним в гетто.

Яков [ 30.01 09:43 ] Скажите, пожалуйста, очень волнует вопрос, стоит ли ожидать обострения резких заявлений против рериховского движения?

Рериховское движение было и остается сектой. Правда, их популярность потихонечку сходит на нет. Меня порадовало, что на приеме в честь интронизации патриарха космонавт Георгий Гречко, который обычно восседает в президиумах рериховских собраний, подошел ко мне с добрыми словами о моих книгах.

Роман [ 02.02 14:32 ] Здравствуйте, отец Андрей! Как сохранить свою веру, в то время как идет активное насаждение православия "сверху"? Не являются ли эти попытки государства вредными для истинной веры?

Я лично не вижу никакого насаждения православия сверху. Россия, повторюсь, светское государство. Приведите мне хотя бы один пример человека, наказанного по государственной линии за свое неправославие. Такого нет.

Артур [ 02.02 14:21 ] Какова будет позиция церкви при Кирилле в условиях растущей реисламизации населения Северного Кавказа и связанным с этим религиозно-политическим экстремизмом? Развернет ли Патриарх широкомасштабную программу по излечению сознания россиян согласно Слову Божьему? Иначе Россия в скором будущем грозит оказаться под диктатом исламских фундаменталистов.

Я думаю, что проблема реисламизации Северного Кавказа – это проблема мусульманской общины и соответственно их внутренняя проблема – проблема несовмещения естественного процесса собственного духовного возрождения с нарастанием религиозно-политического экстремизма. Я не думаю, что это обязанность патриарха вмешиваться во внутренние дела мусульманской уммы.

Евгений Михайлович [ 30.01 13:59 ] У меня есть 3 вопроса: 1. Какая официальная позиция у РПЦ по отношению к религиозной организации "Свидетели Иеговы"? 2. Какое ваше личное отношение к данной организации? 3. Является ли имя Иегова (Яхве) личным именем всемогущего бога и употребляется ли это имя в Библии?

Безусловно, мы считаем, что организация "Свидетели Иеговы" – это секта, причем, очень опасная. Она несет вред здоровью людей в самом прямом смысле слова. Дело в том, что они запрещают делать переливание крови. Последний подобный случай произошел 2 февраля этого года в Хабаровске. 8-летняя девочка Диана Плотникова получила тяжелые ожоги, ей было необходимо сделать переливание крови. Но родители, члены секты "Свидетели Иеговы", отказались от этого. Следуя настоянию родителей, ей сделали переливание кровезаменителя, но выздоравливание идет очень тяжело, потому что кровезаменители имеют меньшую эффективность, чем живая кровь.

Ъ: Возможно ли вмешательство государства в таких случаях?

– Год назад аналогичная ситуация произошла в Петропавловске-Камчатском. Там врачи насильственно сделали переливание крови, ребенка спасли. Но теперь родители затаскали врачей по судам. Вопрос очень сложный, единственное, чем может помочь государство в этом вопросе, – проведение в школах, вузах, медицинских коллективах, информационной кампании освещающей этот аспект деятельности "Свидетелей Иеговы". Не дело государства решать, кто правильно, кто неправильно толкует Библию, но защитить права граждан на жизнь и здоровье – его обязанность. Подчеркиваю – так и только так, но не с помощью Прокуратуры. Напоминаю, что попытки запретить эту секту в судебном порядке имели место, но, к счастью, закончились безрезультатно. К счастью – потому что на суде выяснилось, что есть норма закона об основах здравоохранения, согласно которой у пациента есть право разрешать и запрещать те или иные способы вмешательства в его тело. И эту норму отменять тоже нельзя. Поэтому путь судебного преследования бесперспективен, а вот информационное противостояние вполне уместно и даже необходимо. Что касается имени Господа, то хочу напомнить уважаемому читателю, что имя Иегова является составной частью имени Иисус, по-еврейски оно полностью звучит Иегошуа ("Иегова спасает").

Максим Максимов [ 30.01 11:13 ] Какой будет политика нового патриарха в отношении УПЦ? Как Вы думаете ведется ли в УПЦ активная деятельность по обретению автокефалии и имеет ли эта идея поддержку в рядах украинского епископата? Храни Вас Господь!

Я думаю, что новый патриарх будет сильным защитником интересов УПЦ по той причине, что он очень талантливый дипломат, переговорщик, он в курсе этой темы, все предыдущие годы он вел переговоры с тем же Константинопольским патриархатом о статусе Украинской церкви и сейчас продолжит эти переговоры уже в новом своем статусе. Так что я думаю, интересы канонической украинской церкви в лице нового патриарха обрели серьезного защитника.

Иван Кудрявцев [ 30.01 02:06 ] Встретится ли Святейший с Папой Римским? Что должно случиться, чтобы состоялась такая встреча? Что следует на ней обсудить? Где она должна состояться? Кому такая встреча нужнее – Ватикану или РПЦ?

Встреча с Папой Римским возможна, но надо заранее знать, ради чего. Заранее должна быть ясность, что встреча не будет протокольной. Богословский диалог не прерывается, он ведется с католическим миром постоянно. А встреча с Папой – важное событие, о котором напишут все мировые газеты. Для нас же отказ от этой встречи – единственная форма давления на Ватикан. Церковь не Газпром, и мы не можем переключать никакие вентили. Есть ряд вопросов, которые должны быть решены до встречи с Папой. В частности, нам бы хотелось узнать, какую нравственную оценку дает Католическая церковь насильственным инцидентам, имевшим место в жизни Западной Украине на рубеже 80-90-х годов прошлого века, когда некоторые униаты избивали православных священников и прихожан и захватывали храмы. Предыдущий Глава Католической церкви так и не нашел возможности дать оценку этим погромам. Надеемся, что нынешний Папа проявит большую нравственную чуткость. Тогда может быть расчищено поле для будущей встречи патриарха и Папы Римского. Прежде всего нужно быть уверенным, что мы едины в элементарных вопросах этики, в том, что погром – это плохо. А потом уже можно обсуждать высокие богословские вопросы.

Петр [ 03.02 09:58 ] Здравствуйте! Позволительно ли православному публично не соглашаться с точкой зрения, высказанной патриархом по какому-либо вопросу? Имеет ли место, и каким образом осуществляется диалог между РПЦ и мусульманским духовенством? Есть ли, с Вашей точки зрения, необходимость расширения взаимодействия РПЦ с представителями традиционного ислама в целях поддержания гражданского и межконфессионального мира в России? Как относится православная церковь к межконфессиональным бракам, когда ни один из супругов не готов отказаться от своих религиозных взглядов?

Я думаю, что православный христианин имеет право не соглашаться с точкой зрения патриарха, в том числе публично, но надо различать – одно дело православный мирянин, а другое – священнослужитель. Патриарх Алексей II говорил, что если кому-то не нравится публично занятая позиция главы церкви, священнослужитель не обязан ее поддерживать, бурно аплодировать, но и публично критиковать патриарха священник тоже не должен. 2. ислам. Диалог между Русской Православной Церковью и исламом идет постоянно, мусульманские лидеры неоднократно выражали свою поддержку митр. Кириллу еще до его избрания. Что касается межконфессиональных браков, то отношение к ним однозначно негативное как в православии, так и в католицизме и исламе и иудаизме. Эти браки не-незаконны, но не-желательны.

Солдатов [ 02.02 11:18 ] Подскажите, насколько сильны гей-настроения среди нашего епископата? Не грозят ли нам скандалы подобные тому, что разразился у католиков в США? В прессе называются разные имена Гурий, Юстиниан и т.п., пишут, что среди учеников митр. Никодима также сильны эти "тенденции". Правда ли это? Может быть стоит прибегнуть к тем же мерам, что католики – психологические тесты в семинария, при принятии сана и т.п.?

Юрий Евгеньевич [ 01.02 01:57 ] Отец Андрей, действительно ли РПЦ рассматривает практикование гомосексуализма как более серьёзный грех, нежели впадение в разврат? Или же вступление в гомосексуальные половые связи греховно в той же мере, что и всякое иное неограниченное моралью следование желанию плотских наслаждений, в том числе такие гетеросексуальны акты, которые реализуются в форме орального или анального секса?

Церковные каноны (законы, право) рассматривают гомосексуальный акт наравне с обычным блудом, но с точки зрения этики и психологии церковной жизни – да, это более тяжкий грех. Ибо блуд – грех естественный, а гомосексуализм, как и гордыня, противны естеству, они уродуют всю структуру человека.

3. Житейское

Николай Комиссаров [ 03.02 17:45 ] Отец Андрей, как Вы считаете, кто ведет информационную войну против Русской православной церкви и каковы ее окончательные цели? Кто побеждает? Чувствуете ли Вы необходимость построения профессиональной журналисткой обороны на интернет – газетном обывательском уровне или не стоит опускаться до этого?

Я не думаю, что кто-то ведет информационную войну против РПЦ. Информационная война ведется против христианства как такового, прежде всего против католичества. А до нас доносятся брызги с западного фронта, когда по телеканалу "Культура" показывают фильм BBC, псевдонаучный, но откровенно антихристианский, когда в голливудских блокбастерах, особенно псевдоисторических, высмеивается жизнь христиан, или когда масс-медиа перед каждой католической Пасхой в обязательном порядке преподносят различные гадости в качестве антицерковной сенсации. Информационная война ведется, а кем – ответ в книге "Код да Винчи".

Вера М. [ 02.02 10:21 ] Отец Андрей, добрый день! На Ваш взгляд, чего от батюшки вправе ожидать прихожанин? Приходя с проблемами, с рассказом о безвыходных ситуациях, порой испытываешь горькое разочарование, когда вместо совета, напутствия, действенной помощи в ответ слышишь казенные заезженные выражения, наподобие "смирись, все в руках Божьих", и т.п. Не кажется ли Вам, что наши русские священники могли бы в чем-то восполнить ту роль, которую на Западе играют психотерапевты (так по большому счету у нас и не прижившиеся)? Насколько вообще навыки общения с людьми принимаются во внимание при подготовке священнослужителей? Сочувствие, соучастие, вовлечение прихожан в разнообразные инициативы, в т.ч через СМИ станет гораздо более действенным средством приобщения к вере, нежели одни лишь проповеди и обряды. И второй вопрос: Безусловно, церковь как институт ценна консерватизмом, но как найти решение, которое позволило бы ей догнать стремительно несущееся непонятно куда общество? развернуть его вспять от оголтелого материализма? Обсуждаются ли сейчас в рамках церкви новые подходы, инструменты взаимодействия с обществом? Спасибо.

Я считаю, что священник должен быть священником, а не психотерапевтом. А если он будет хорошим священником, то, сам того не зная, будет и психотерапевтом. Как и мольеровский персонаж не знал, что разговаривает прозой. Что до особых требований к священнослужителям, то здесь самое главное – воспитание в любви. Ее никакая техника коммуникации заменить не может, скорее только затруднит. На поместном соборе, завершившемся на прошлой неделе, новоизбранный патриарх предложил создать постоянно действующую церковно-общественную палату. Такой опыт у нашей церкви был. Этот орган назывался предсоборное присутствие (предсоборное совещание). Это были предреволюционные годы подготовки первого в нашей истории поместного собора. Церкви действительно не хватает серьезной дискуссионной площадки, постоянно действующей и востребованной церковной властью. Именно такую площадку и предложил создать патриарх Кирилл.

Денис В. [ 01.02 17:32 ] Отец Андрей! В одной из церквей Москвы священнослужитель сообщил, что просьба, обращенная к Богу, за некрещеного человека, является грехом. Не противоречит ли такой подход основам православия и не противопоставляет ли различные социальные группы общества друг против друга?

В храме можно молиться о любом человеке, в том числе и некрещеном, и это будет совсем не грехом, а добрым поступком. Другое дело, что на общецерковной гласной молитве церковь молится именно о своих чадах. А молиться в душе можно абсолютно за любого человека, где бы вы ни находились – дома, в храме, в пути или где бы то ни было еще.

Марина [ 03.02 04:36 ] Здравствуйте отец Андрей. Однажды я видела, как из храма выгнали молодую девушку которая была одета в джинсы и короткую кофточку, на нее дружно накинулись бабульки которые там прислуживали, а девушка судя по всему пришла в храм не из-за любопытства, она уже была в слезах и страшно растеряна. Я понимаю, что существуют определенные традиции и правила поведения, но она пришла, и я не уверена, что она пойдет домой, оденет длинную юбку платок и придет еще раз. Что вы думаете по этому поводу?

Этой девушке я могу сказать только одно: "Простите и потерпите нас".

Юрий [ 02.02 13:45 ] При крещении не полное погружение, а обливание водой считается ли таинство совершенным.

Да, считается. Московский святой XIX века Филарет в этом случае вспоминал слова пророка Иезекииля: "И воскроплю на вы воду чисту, очиститеся от всех нечистот ваших". Хотя, конечно, желательно совершать полное погружение.

Сергей г.Химки [ 03.02 12:41 ] Уважаемый о.Андрей, мне странно слышать о "духовно возрождающейся" России при таком количестве "отказных" детей, государственной "заботе о людях" и помоями, льющимися с голубых экранов. Где при этом церковь? И еще вопрос: Грех ли участвовать в митингах?

Не думаю, что само по себе хождение на митинги – грех. Вопрос в том, какие ценности отстаиваются на этом митинге, за что или против чего, с каким настроением туда идет человек и с каким уходит. Неуемная борьба даже за правое дело может ранить душу. Однозначного ответа здесь нет и быть не может. Да и люди все разные. Для кого-то пойти на митинг – дурное дело, а для кого-то – доброе. А вот когда власть административными средствами сгоняет людей на митинг в свою поддержку – это точно дурно.

Алексей Антонов [ 02.02 10:24 ] Здравствуйте. Я учусь на 1 курсе Академии Экономической Безопасности МВД России, являюсь курсантом, рядовым милиции, очень хочу отлично закончить Академию. Вопрос мой прост, но так же важен для меня. Является ли служение в органах, достойное, служением Господу богу и его заветам?

Не вижу здесь никаких противоречий. Защищать отечество, особенно если речь идет об экономической безопасности, – крайне важная задача. Главное, чтобы служение было достойным. Если вы действительно хотите служить России, а не угождать начальству и своему карману – Бог Вам в помощь!

4. О литературе и образовании

Андрей Геннадьевич [ 03.02 16:33 ] Добрый день. В начале 90-х прочитал очень хорошую книгу "Записки провинциального священника". Эта книга перевернула мое представление о РПЦ. Хотел познакомить свою семью с ней, но она канула в лета. Где можно приобрести литературу, поворачивающую к церкви? С уважением Андрей Геннадьевич.

В Москве самая серьезная церковная лавка находится в Сретенском монастыре. Там можно получить квалифицированный совет по всем интересующим вопросам.

Арина [ 03.02 14:22 ] Здравствуйте. Я бы хотела спросить Вас о том, какие книги Вы бы рекомендовали изучить человеку, который не очень четко представляет себе даже самые простые для христианина вещи. Я имею ввиду некое доступное не очень уж глубокому уму изложение, толкование, пояснение и прояснение Библии. Я прошу прощения за, наверное, очень дилетантский вопрос. Просто когда чего-то не понимаешь начинаешь сам искать объяснение, а ведь есть вещи общие для всех христиан и, наверное, неправильно, если каждый будет придумывать сам себе удобное толкование. И, если позволите, еще один вопрос, связанный с католицизмом. У меня сложилось впечатление, что в понимание православия католицизм является ересью, а католики еретиками. Но разве могут быть еретиками люди, верящие в Бога того же, что и православные? И если считать католиков и мусульман в равной степени еретиками, то как же не заметить, что с католиками у нас так много общего? Считаете ли Вы возможным объединение однажды католической и православной церквей? Простите, если что-то в моих вопросах Вас огорчило.

Книга, которую можно советовать всем прежде всего, конечно, Евангелие. Далее все зависит от личных интересов и пристрастий. Кому-то легче будет познавать Священное писание через историю, кому-то – через философию Владимира Соловьева и Павла Флоренского, кому-то ближе окажутся вопросы этики, тогда я советую прочитать беседы митрополита Антония Сурожского. Если вы интересуетесь церковными обрядами, то обязательно прочитайте книги митрополита Вениамина Федченкова. В православии гарантом чистоты выступает не патриарх, а собор. А в католичестве – только Папа.

Дильдашев Руслан [ 30.01 11:21 ] Отец Андрей, подскажите какие православные периодические издания Вы порекомендуете для подписки и чтения? Может ли мирянин получить заочно богословское образование и куда ему можно обратиться с этим вопросом? Спасибо.

Могу порекомендовать журналы "Фома", "Нескучный сад", "Отрок" (издается в Киеве), "Альфа и Омега".

Олег [ 03.02 15:07 ] Здравствуйте отец Андрей! Скажите пожалуйста, как РПЦ относится к книгам, оскорбляющим чувства верующих (каковыми, с моей точки зрения, являются например "Демон плюс" и "Ангел минус")? Понятно, что православные их читать не будут, но ведь есть множество тех, кто "крещен, но не просвещен", на которых подобная "литература" может оказать негативное воздействие. Может есть смысл осуществлять противодействие, призывать к бойкоту, может быть обращаться с жалобами в прокуратуру или исками в суд о запрете книг по мотивам их экстремистской направленности? Мусульмане в этой сфере более активны...

Любая попытка жаловаться на такие книги лишь создает им дополнительную рекламу. И брать пример с ислама здесь не стоит. Давайте не будем забывать, что основатель ислама лично принимал участие в десятках сражений и дорогу своей проповеди он расчищал мечом. Христос на жаловался Понтию Пилату на фарисеев и не сгонял бичом народ на слушание своей Нагорной проповеди.

Роман [ 03.02 10:31 ] Я слышал, что в Тобольской семинарии высок процент самоубийств среди учащихся. По понятным причинам – никакой официальной статистики по этому поводу я не могу найти. Извините, пожалуйста, за вопросы. 1. Правда ли это? Или просто слухи? 2. В чем причина? 3. Можно ли чем-то помочь? Просто г.Тобольск несколько мрачен. Например, может Вы обратите внимание на ситуацию и весомым Словом укажете тобольским руководителям организовывать поездки учащихся семинарии в ближайшие городки? Пусть приезжают к нам. У нас здесь вместительный храм. Думаю, место для всех найдется. С почтением. Роман. г.Ноябрьск.

На протяжении 10 лет в Тобольской семинарии произошло 3 самоубийства. Я действительно не знаю ни об одной другой православной школе, где бы подобные трагедии имели место с такой печальной регулярностью. Конечно, эти люди были духовно, а, возможно, и психически нездоровы. Но пришли-то они здоровыми людьми с рекомендациями своих священников и епископов. И пришли они в духовную школу, к чутким (как им мнилось) наставникам и духовным врачам... Но вместо семьи встретили "систему", изломавшую их. Дело тут, конечно, не в Тобольске, это прекрасный город. Дело исключительно в руководстве семинарии. Надеюсь, что Тобольский архиепископ поймет, что он живет в стеклянном доме, что сейчас и светские, и церковные люди знают о недугах тобольской епархиальной жизни и внимательно следят за тем, что происходит в его епархии. Я желаю ему светиться радостью и любовью к людям, в том числе и к тем, кто от него зависит.

Дмитрий Леонидович [ 31.01 12:58 ] Отец Андрей, каковы перспективы интеграции основ духовного образования в российскую общеобразовательную систему? Нет ли планов по созданию широкой сети частных общеобразовательных школ с элементами духовного образования и с хорошими учителями-предметниками, подобной системе католических школ в Европе?

Это очень хорошая идея – создать частную общеобразовательную школу. Это даст возможность принести элементы духовного воспитания в светскую школу, преодолеть некоторые из тех ограничений, которые предусматривает законодательство для государственной школы. Я надеюсь, что сеть частных православных школ будет развиваться.

Алексей Логинов [ 30.01 01:02 ] Добрый день! Возможно я ошибаюсь, но все же... не кажется ли Вам что Русской Православной Церкви не хватает некой агрессивности (даже не знаю какой синоним подобрать к столь неуместному здесь слову), по сравнению, скажем, с исламом, или (уж простите за сравнение) с различными сектами Христианского толка? Я не имею ввиду, что мы, православные, должны бегать по улицам с автоматами и объявлять всем направо и налево "священную войну", но отстаивать более жестко интересы церкви в тех вопросах, которые являются определяющими, мы обязаны. В частности это касается введения в школах православных предметов.. Не знаю, но мне кажется что на месте священнослужителей я добивался бы введения этих предметов в школьную программу путем призывов к верующим выходить на митинги, и требовать этого от власти. Конечно, есть Татарстан, есть Башкирия... Пусть они решают для себя сами. Но остальная Россия? Почему из-за двух-трех исламских регионов наши дети на православной Камчатке не имеют права изучать в школе историю Православия? Также и по другим вопросам... Если завтра меня позовет на митинг "Единая Россия" – я НЕ пойду. А если позовет церковь – пойду обязательно. Вот такой вопрос. Да храни Вас Господь!

Я думаю, при новом патриархе начнется новый диалог о том, как можно дать учащимся светских школ информацию о мире православия. Я лично за введение культорологии православия в общеобразовательных школах, но только при условии, что этот предмет будет носить светский характер. Программа должна разрабатываться специалистами Российской Академии образования, наследниками таких великих ученых, как Бахтин, Лихачев, Аверинцев, Гуревич, Панченко, Успенский. Если совсем просто и коротко, то основы православной культуры – это попытка рассказать о православии азербайджанским детишкам, которые учатся в московской школе. Каждое свое слово нужно слышать ушами именно этих ребят, чтобы ничего из моего рассказа не показалось им чужим, оскорбительным, провокативным, навязчивым. Это задача очень сложная, но тем более интересная.

Владимир Блинов [ 30.01 14:13 ] Отец Андрей, у меня как у православного христианина к Вам следующий вопрос. В современных условиях церковь не может оставаться институтом, закрытым для общения с народом, и не использовать понятные каждому человеку аргументы в своей работе. Скажите, существует ли идея перехода со старославянского на современный русский язык при проведении церковных служб и массового распространения переведенных на понятный каждому язык молитв и священных текстов? С уважением, Владимир Блинов.

Анна [ 30.01 16:24 ] Отец Андрей, у меня к Вам следующий вопрос. Кому и зачем нужна идея перехода с церковнославянского на современный русский язык при проведении церковных служб? Неужели нормальный христианин, часто бывающий на службах не может разобраться в церковнославянском? Разве само обсуждение такого перехода не является греховным?

Проблема Богослужебного языка – проблема маловажная. Главная наша задача сейчас – найти язык любви. Те, кто жаждет внешних реформ, не понимает, что главное – внутри нас. А язык... Знаете, если уж мы выучили такие слова, как "фьючерс", "менеджмент", "ваучер", то выучить несколько церковно-славянских слов будет тем более нетрудно.

5. Из области теории

Александр Карев [ 03.02 15:23 ] Ув. Андрей, ответьте пожалуйста, как уживаются вопросы торговли в церквях (аксессуарами и услугами) с вопросом о том почему Иисус выгнал торговцев из храмов?

Во времена Христа евреи платили церковный налог – так называемую десятину. В апостольской общине вообще был коммунизм – люди все свое отдавали. После этого исторического напоминания я хочу задать встречный вопрос Александру: что вы предпочитаете – отдавать десятую часть своей зарплаты или отдать все и питаться в приходской столовой? Если ни тот ни другой библейский вариант Вам не подходит, то придется примириться с церковными ценниками, предполагающими добровольные и нерегулярные пожертвования. Или же поделитесь своим рецептом церковной экономики.

Степан Скворцов [ 03.02 11:37 ] Скажите, принято ли "Положение о церковном имуществе", о котором говорится в Уставе?

Я не знаю.

Валерия [ 03.02 00:04 ] Интересно было бы узнать Ваше мнение на счет теории симфонии власти светской и духовной, которая оформилась при Юстиниане. Складывается впечатление, что по крайней мере высшие иерархи Церкви эту теорию признают до сих пор. Как вам кажется, насколько в современном мире эта теория востребована?

Есть замечательная книга нашего известного историка и философа Антона Карташева "Воссоздание святой Руси", написанная еще в 30-е годы в эмиграции. Главная идея ее следующая. Нет такой области жизни, которая должна была бы быть закрыта для Евангелия. В том числе – и политика и госуправление. Устранение православной монархии означает, что у церкви теперь не может быть диалога с одним человеком, упрем. Но, значит, церковь теперь должна апеллировать ко всему обществу. Симфония должна строиться на молекулярном уровне – с этим офицером, с этим журналистом, с этой матерью и так далее. Конечно, в Юстиниановом виде эта модель симфонии не может быть перенесена в XXI век, но память о ней важна, чтобы избежать искушения тотального мироотречения, искушения пензенских закопанцев.

Православный [ 02.02 11:22 ] Отец, Андрей! Я все время думал, что в России есть только одна христианская церковь – РПЦ. Однако недавно услышал об еще одной церкви – Российской православной церкви. Что это такое? Каково ваше отношение к ней и в чем принципиальная разница между Российской православной церковью и Русской православной церковью?

Возможно, какая-то секточка взяла себе такое название. Может быть, епископ Диомид за этим стоит.

Евгений Львович [ 03.02 22:43 ] Отец Андрей, какие изменения Вы ждете в связи с введением долгожданного Церковного суда? Что-нибудь принципиально изменится? И вообще, что будет представлять из себя Церковный суд? Чем он отличается от суда светского?

Отличие церковного суда будет в том, что в Церкви (по крайней мере – пока) не приемлется принцип разделения ветвей власти. Судебная власть не независима от исполнительной.

6. Личное

Сергей [ 01.02 23:37 ] Отец Андрей, здравствуйте! В сети интернет можно найти архивную запись, где Вы выступаете с жесткой критикой крупных российских предпринимателей, которые, согласно оратору, являясь представителями одной национальности, занимаются разграблением России и т.д. Вопрос – подлинная ли это запись, и если это так, не кажется ли Вам подобный подход чрезмерно упрощающим реальность и подрывающим основы российской государственности?

Да, это архивная запись, которая была сделана во времена так называемой семибанкирщины. Об этом писал Эдуард Тополь в открытом письме Березовскому, опубликованном в газете "Аргументы и факты": "Я хочу спросить вас, Борис Абрамович, что Вы собираетесь делать с этой страной? Уронить ее в хаос нищеты и войн или поднять из грязи?". На это отреагировал Мстислав Ростропович, написав Тополю письмо: "Дорогой друг, дорогой Эдуард! Сегодня Галина дала мне прочитать "Аргументы и факты" с Вашим письмом, я расплакался, как ребенок. Я потрясен Вашей смелостью". Думаю, за последние 10 лет многое изменилось, в том числе, в этом вопросе.

Константин [ 01.02 01:43 ] О. Андрей, интересно, влияете ли Вы на ценовую политику издательств, которые печатают Ваши книги. Очень большой разброс цен на Ваши книги.

Дело автора – написать, а уж как это потом продается и даже оформляется, мне неподвластно. Более того – пока мне даже не удалось контролировать пиратские допечатки тиражей моих книг.

Солдатов [ 03.02 14:19 ] Ждете ли Вы мести от семьи, на которую была нацелена Ваша предсоборная критика? Как это может быть выражено?

Нет

Постороний [ 30.01 15:44 ] Г-н Кураев, Вы не боитесь, что исповедуемый Вами клерикализм, сегодня нанесет обществу больше вреда, чем принудительный атеизм не столь давнего прошлого?

Клерикализм означает участие священников в управлении государством. Я не вижу подобных примеров. Мне ничего не известно о том, чтобы президент советовался с патриархом о назначении губернаторов и министров. Знаю лишь один случай года полтора назад в Ставропольской епархии, когда священник на выборах был избран главой сельской администрации. Он был немедленно лишен сана.

Блинов Андрей [ 30.01 12:17 ] Отец Андрей, есть ли у вас, как гражданина России, рецепт или мнение выхода России из кризиса?

У меня такого рецепта нет и быть не может. Его нет даже у экономистов и политиков, потому что кризис не только домашний, но общемировой. Плюс к этому проблема состоит в том, что достаточно быстро этот финансовый кризис перерастет в экономический, а экономический – в социальный. И вполне возможно, что разными участниками геополитических процессов начнутся такие действия, что потом под толстым слоем пепла очень трудно будет отыскать чьи-то финансовые рецепты. Поэтому мой совет выживания в условиях кризиса только один: нужно оставаться людьми вне зависимости от того, сколько денег осталось на вашем банковском счету.

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Протодьякон Андрей Кураев

персоналии:

Патриарх Кирилл

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

28.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 8 / Русофобия"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 306

25.04.2024

Может ли гениальный физик-математик быть грубым и некультурным человеком? Обучение равно воспитанию?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты