Иван СЕМЕНОВ, обозреватель ВГТРК, исполнительный продюсер телеканала "Вести" Родился в 1971 году. Окончил отделение структурной и прикладной лингвистики филфака МГУ. Преподавал русский, математику, информатику и церковнославянский язык в Свято-Димитриевском училище сестер милосердия. Работал продюсером информационной службы Первого канала, шеф-редактором "Вестей" в 20:00 на телеканале "Россия", заместителем руководителя студии "Международная панорама", обозревателем итоговой программы "Неделя" на ТВЦ. Автор ряда документальных фильмов, в т. ч. "Апрель 2007, восстановление единства Русской Церкви" на канале "Вести". Соведущий программы "Спешите делать добро" на волнах радио "Радонеж". Главный исполнительный продюсер по содержательному взаимодействю ВГТРК и РПЦ в освещении Архиерейского и Поместного Соборов.
Скажу сразу. Лично я против "Основ православной культуры" в школе в каком бы то ни было виде. Я считаю, что нужно вводить православно-культурологический компонент в уже имеющиеся школьные предметы: историю, литературу, музыку, географию... Но занимаясь на протяжении трех недель подготовкой телевизионного освещения Архиерейского и Поместного Соборов и интронизации избранного Святейшего Патриарха, я засомневался.
Степень священства | Название сана "черного" духовенства | Название сана "белого" духовенства | Обращение официальное | Обращение личное, неофициальное |
диакон | иеродиакон
нет
архидиакон |
Диакон
протодиакон
архидиакон (редко) | Ваше Преподобие
_______//_______
_______//_______ | Отец диакон
______//_____
_____//______ |
священник | иеромонах
игумен
архимандрит | священник=иерей
протоиерей
протопресвитер | Ваше Преподобие
Ваше Высокопреподобие
________//_______ | Батюшка,
отец (такой-то)
_______//_____
______//_____ |
епископ | епископ=архиерей
архиепископ
митрополит
Патриарх | нет
нет
нет
нет | Ваше Преосвященство
Ваше Высокопреосвященство
______//_______
Ваше Святейшество |
Владыка,
________//_____
_______//______
Ваше Святейшество |
Если бы я этого не сделал то в текстах новостей были бы сплошные "святые отцы батюшки митрополиты". Таблице предшествовало объяснение "что такое белое и черное духовенство". Много в том документе было и другого забавного для православного взора: "чем монастырь отличается от прихода", "соотношение понятий "епархия" и "субъект федерации" " и т.п.
В общем, я убедился, что деваться некуда. Как минимум на факультетах журналистики необходим спецкурс "Освещение событий Православной Церкви".
С другой стороны, в ходе подготовки к Соборам я обнаружил, что есть множество нецерковных людей (особенно в среде творческой интеллигенции), которые убеждены, что Церковь им чего-то "должна".
"Нашей Церкви необходимо обновляться: она должна стать ближе к народу, перейти на понятный язык и заняться важной общественной работой!" заявил мне один крещеный, но в храм не ходящий коллега. И был изумлен моим нетерпимым и мракобесным ответом, что Церковь должна только одно: вести человека к Царствию Небесному. И если ты даже не пытался прийти на богослужение и помолиться по-церковнославянски, уж точно тебе не поможет, если вместо "благорастворения воздухов" начнут возглашать "хорошая погода".
Всенародное внимание к Соборам и выборам Патриарха накладывает на православных журналистов, да и на всех церковных людей определенные дополнительные и подчас неожиданные обязательства. Например, описывать и обсуждать внутрицерковные проблемы так, чтобы это не оттолкнуло внешних, которые не видят и не чувствуют за всеми нестроениями евхаристического единства (до тех пор, пока оно существует). Уверен, что некоторые публицисты-миссионеры нанесли своими предсоборными публикациями просто непоправимый вред делу православной миссии в России.
Все это вызывает у меня еще и вполне конкретный страх. Ведь взводы и роты вызубривших мою табличку репортеров не делали ошибок в словах. Но они не понимали и не могли передать в своих репортажах главного: зачем все это вообще нужно?
Для самых успешных из них все это такая новая веселая игра: "Вот, я выучил разницу между фиолетовой мантией, голубой мантией и зеленой мантией! И даже понимаю различие межу малым входом и великим входом! Теперь я настоящий церковный репортер!" Но когда говоришь, что через некоторое время после великого входа люди на литургии телесно соединяются с Богом, Творцом Вселенной, некоторые отводят глаза, а некоторые смотрят с диковатой ухмылкой: "Ну, вы даёте!"
И правильно: нельзя ведь их принудить верить.
Только тогда зачем им понимание разницы между голубой и фиолетовой мантиями?
Этот вопрос остается у меня. Как иголка в сердце.
|