поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
20 февраля 2009  распечатать

Выступление митрополита Калужского и Боровского на круглом столе "Наследие общественного служения Святейшего Патриарха Алексия II и будущее России"

20 февраля в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол "Наследие общественного служения Святейшего Патриарха Алексия II и будущее России". На круглом столе выступил управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент. Ниже публикуется текст его выступления.

Несомненно, одной из самых ярких черт предстоятельства Святейшего Патриарха Алексия стало возрождение духовной жизни в нашем Отечестве. Этому способствовали и внешние причины (в частности изменение отношения государственной власти к религии) однако очевидно, что реализовать предоставившиеся возможности было делом совсем не простым. Более того, можно с уверенностью сказать, что Патриарх Алексий во многом способствовал положительным изменениям подобного рода. В частности можно вспомнить известное письмо направленое тогда еще митрополитом Таллиннским и Эстонским Алексием, Управляющим делами Московской Патриархии главе государства – М.С. Горбачеву, в котором он поставил вопрос о пересмотре государственного законодательства, регламентирующего статус религиозных объединений. Позиция автора письма заключалась в том, что Церковь должна быть реально отделена от государства. Ответом на письмо было указание властей отстранить митрополита Алексия от должности управляющего делами, что и было сделано. Будущий Патриарх в 1986 г. был отправлен из Москвы в "почетную" ссылку на Ленинградскую кафедру. А всего лишь через 4 года Поместный собор 1990 года, избравший его на Престол Первосвятителей Московских проходил уже без какого-либо контроля и вмешательства со стороны государства.

Его Святейшество любил повторять тезис о том, что "Церковь отделена от государства но не от общества". И он последовательно на протяжении всех восемнадцати лет своего патриаршего служения стремился воплощать в жизнь эту сентенцию. Он поддерживал баланс в отношениях Церкви и Государства, и высшие лица, управляющие нашей страной, с уважением относились к этой его позиции во взаимоотношениях.

В период первосвятительского служения Святейшего Патриарха Алексия государство дало возможность возобновить литургическую жизнь во множестве некогда отнятых храмов. Однако, вполне понятно, что абсолютное их большинство находилось в руинированном состоянии. Зачастую приходилось строить новый храм на сохранившемся фундаменте старого. Это поставило вопрос о поиске деятельных и способных клириков и православных мирян способных в кратчайшие сроки организовать восстановление святынь. Эта задача, как мы сегодня можем видеть, была с успехом решена.

Патриарх Алексий сумел возродить такую исторически существовавшую некогда черту предстоятельского служения, как печалование перед власть имущими за обездоленных, примером чего может служить обращение Предстоятеля Церкви, подписанное им в связи с вступлением в силу закона о монетизации льгот в России. И что очень важно, он всегда проявлял внимание к лицам, находящимся в местах лишения свободы и оказавшимся в трудных жизненных ситуациях. К примеру, он неоднократно обращался к главам государств за лиц несправедливо осужденных.

В тоже время, в переломные моменты российской истории, грозившие обернуться серьезным кровопролитием и масштабным гражданским противостоянием, Святейший Патриарх возвышал свой голос, обращаясь к противоборствующим сторонам, призывая их решать все проблемы за столом переговоров, а не силой оружия.

Так было в 1991 и 1993 годах. И несмотря на то, что далеко не все участники тогдашних событий оказались готовыми внимать словам Святейшего, сам факт консолидирующего и примиряющего значения голоса Предстоятеля Русской Православной Церкви является знаковым.

При Патриархе Алексие в российском государстве был налажен конструктивный диалог между традиционными конфессиями нашего Отечества. Это позволило установить толерантные отношения между носителями различных религиозных традиций в новых условиях бытия общества и государства. Фактически нашей стране удалось избежать религиозной войны и даже сколь либо заметных столкновений на религиозной почве, в чем несомненно есть огромная заслуга почившего Патриарха. Он осознавал, что Россия многонациональна и многоконфессиональна и это многообразие дарована нам Богом.

Показателем активного участия Патриарха в межрелигиозном диалоге является например Всемирный Саммит религиозных лидеров, созванный по его инициативе и проходивший в июле 2006 года в Москве.

Святейший Патриарх Алексий стремился делать все возможное для того, чтобы молодое поколение наших сограждан было приобщено к многовековым духовным ценностям нашего народа. Для этих целей был специально создан Синодальный Отдел по работе с молодежью и Синодальный отдел религиозного образования и катехизации. Кроме того, ежегодно организовывались Международные Рождественские образовательные чтения ставшие эффективной площадкой для обсуждения вопросов образования и воспитания подрастающего поколения в преемстве традиционных нравственных ценностей, изучение форм и методов профилактики в молодежной среде асоциальных явлений, наркомании, алкоголизма и проявления национальной нетерпимости.

Кроме того, данный форум стал местом дискуссии между священнослужителями, представителями педагогического сообщества и государственных чиновников образовательного ведомства в отношении форм и методов сотрудничества в современной школе.

Многое было сделано в социальной сфере. Во множестве епархий были открыты детские приюты, богадельни, центры социальной поддержки обездоленных. Все это позволило Русской Православной Церкви стать партнером государства и общественных институтов в сфере заботы о наиболее уязвимых группах граждан. Тем не менее, говоря о будущем (чего требует название нашей встречи), следует сказать о необходимости совершенствования законодательной базы в данной области, дабы это партнерство стало полновесным, максимально эффективным и равноправным.

Нельзя не отметить также роль Святейшего Патриарха Алексия в деле консолидации русского мира. На протяжении последних двух десятилетий Русская Православная Церковь составляет одну из самых существенных скреп, связывающих братские народы славянских стран России, Украины и Белоруссии, а также стран СНГ и Балтии, входящих в каноническое пространство Московского Патриархата. В современных непростых политических условиях – это имеет принципиальное значение. За восемнадцать минувших лет Святейший Патриарх Алексий с пастырскими визитами посещал епархии, находящиеся в этих государствах, являя тем самым живое свидетельство о цивилизационных и культурных связях между нашими народами.

Святейший Патриарх Алексий не раз посещал приходы Русской Церкви в дальнем зарубежье, стараясь поддержать наших соотечественников, оказавшихся в дали от Родины и ищущих связи с духовной и культурной традицией своих отцов. Он стоял у истоков диалога с Русской Зарубежной Церковью, в результате которого произошло воссоединение двух частей Церкви.

В этой связи следует отметить незабываемую встречу Святейшего Патриарха с протопресвитером Русской Православной Церкви Заграницей Александром Киселевым.

Патриарх знал о. Александра еще в юности. В школьные годы он прислуживал у него на приходе в Эстонии. Когда Эстония вошла в состав Советского Союза о. Александр эмигрировал, и с тех пор они не встречались. И вот в 1989 году, тогда еще митрополитом Ленинградским и Новгородским, он посетил Нью-Йорк, и я организовал встречу с о. Александром.

У меня эта встреча глубоко запала в память. Я познакомился с отцом Александром в 1983 году и увидел в нем старую, в хорошем смысле этого слова, Россию, с ее духовной и культурной силой. Это подлинный образец русской эмиграции, сохранившей связь с дореволюционной Россией и верившей в будущее возрождение России. Человек, соединивший в себе величие Православия, его традиции, в то же время не чужд западной культурой, то есть того доброго, хорошего, что имеет Запад. Он имел большой авторитет в среде эмиграции.

И вот, один из высших иерархов нашей Церкви и авторитетнейший протопресвитер Зарубежной Церкви встретились в Нью-Йорке. Тогда еще был Советский Союз, ничто не говорило о политическом изменении в нашей стране. Была, если так сказать "горбачевская" оттепель по отношению к Церкви, которая перешла в весну и лето, то есть к нормализации жизни Церкви. Встреча носила душевный характер, и можно без преувеличения сказать стала началом внутреннего нашего сближения.

В итоге 17 мая 2007 года было подписан акт о единстве наших Церквей. Сама подготовка проходила не легко, но все возникшие вопросы, благодаря Святейшему, находили взаимоприемлемое решение.

Почивший Патриарх свидетельствовал о неизменности нравственных ценностей дарованных человечеству Богом не только с амвона кафедрального собора, но и при встречи с главами иностранных государств, а также с трибун международных организаций. Так 2 октября 2007 года он обратился с речью к депутатам Европейского Парламента.

Вместе с тем нельзя не отметить постоянные усилия Его Святейшества, которые он предпринимал для противостояния засилью пошлости в массовой культуре, диктатуры безвкусия и морального релятивизма на телевидении и радио. Он неоднократно указывал на необходимость создания эффективных средств общественного контроля над содержанием газетных публикаций, информационного наполнения теле и радио эфира.

Полагаю, что наследие, оставленное нам Его Святейшеством, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, еще будет оценено историей. Нам же следует внимательно исследовать его деяния и вдуматься в его слова, дабы мудрость Первосвятителя помогала нам в созидании нашего будущего.

СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

Кончина патриарха Алексия II

персоналии:

Митрополит Климент

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

10.03.2024

Щипков. "Путин. Россия как семья"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 299

03.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 1 / Генезис"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 298

01.03.2024

Непонятый Булгаков, или Информационная война против русской классики
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

25.02.2024

Щипков. "Путин и Русский мир"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 297

18.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 2"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 296

15.02.2024

Путин Западу: "Душу никому не удастся разделить". В чём духовное единство народов исторической Руси?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

11.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 1"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 295

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты