поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
01 октября 2003  распечатать

Александр Петров

ОБЗОР СМИ. ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПРОШЕДШЕЙ НЕДЕЛИ

Газета "Россiя" в статье "Небожеское дело" обращается к теме церковного мошенничества, и рассказывает о "колоритных персонажах", которые под видом священников или монахов собирают подаяние на строительство или ремонт храмов.

Как известно, многие, пройдя мимо, опускают монету, не подозревая о том, что сбор милостыни строго запрещен Архиерейским собором Русской Православной Церкви. Следовательно, сердобольные люди подавая "на храм" таким образом "подкармливают" профессиональных мошенников. В некоторых странах Церкви в борьбе с мошенничеством на помощь приходят власти. "Отличить мошенника от настоящего священника порой очень сложно. Некоторых даже не подловишь на незнании Библии. Но в основной массе своей "батюшки" либо источают алкогольные пары, либо не могут связать двух-трех слов, давая совет некоторым вопрошающим. Все это, конечно, наносит ущерб Православной церкви. Дело доходит до того, что сегодня некоторые священники просто стесняются надевать рясу".

По этому поводу, в материале приводятся слова митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла: "Согласно Определению Юбилейного Архиерейского Собора, священник в рясе не должен просить милостыню. Если же он так делает, то поступает вопреки решению Собора. Хотел бы призвать жителей Москвы и других российских городов помнить старинные слова: "Пусть запотеет милостыня в руке твоей".

"Еженедельный Журнал" в материале Марка Завадского "Виза для Бога. На визит Далай-ламы в Калмыкии возлагают разные надежды" приводит подробности несостоявшегося визита Далай-ламы в Россию, а также рассказывает о предшествующих этому событию PR-акциях правительства и, прежде всего, президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова.

"В этот раз разочарование должно быть даже сильнее, чем в прошлом году: ожидания достигли невиданного ранее накала. Если верить калмыцким газетам, в первой половине сентября будущий визит далай-ламы стал чуть ли не главным вопросом российской внутренней и внешней политики", сообщает "Еженедельный Журнал".

По мнению автора статьи визит Далай-ламы вкупе с ритуалом "посвящения Калачакры" калмыцкие буддисты рассматривали как действенный способ решения вполне конкретных социальных и экономических проблем: "это своеобразный ответ калмыцкого президента на те экономические и политические трудности, которые сегодня переживает Калмыкия. Очень "по-кирсановски" – Илюмжинов обожает нетривиальные решения. Сложно сказать, насколько сам он верит в возможность чудесного возрождения республики с помощью очищения ее ауры, но, похоже, другой экономической и социальной программы у него сегодня нет".

На основании сообщений агентства "Forum 18" 26 сентября "Портал–Credo.ru" опубликовал материал "Правительство Грузии отказалось подписывать соглашение с Ватиканом: надежды Католической Церкви рухнули", сообщающий о всех обстоятельствах и причинах не состоявшегося подписания соглашения.

"Надежды Католической Церкви на то, что она сможет стать второй официальной конфессией в Грузии, рухнули. Это произошло в тот момент, когда правительство отказалось подписать соответствующее соглашение с Ватиканом" - передает агентство.

"В течение последних десяти лет неустанно повторялось: будет утвержден закон о религии, который предполагал бы подобное соглашение", – передает корреспондент агентства "Forum 18" . Как стало известно, официальные представители Католической Церкви подчеркивали, что это соглашение было необходимым. Правительство же переменило свое решение в связи с упреками со стороны Грузинской Православной Церкви, а также волной уличных протестов, организованных самой же Православной Церковью.

"Демонстрации были организованы Православной Церковью, которая заявлением о том, что соглашение возможно является частью заговора европейских агентов и масонов, привлекла на свою сторону взволнованное студенчество", – так, по сообщению корреспондента "Forum 18", оценивает события Василий Кобакидзе, назвавший себя православным священником.

В связи с тем, что президент В. Путин встретился с первоиерархом Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), газета "Газета" в материале под заголовком "Современный человек должен себя переделывать под Церковь" публикует эксклюзивное интервью с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром. митрополитом Лавром.

Как сообщает "Газета", переговоры о воссоединении Церкви ведутся давно, хотя и без видимого успеха, и на данный момент все препятствия, существовавшие прежде, устранены: РПЦ провозгласила святыми царскую семью, прославила новомучеников XX века, отказалась от участия в экуменических конференциях и фактически пересмотрела свое отношение к декларации митрополита Сергия 1927 года, который признал власть большевиков.

Здесь же приводится заявление патриарха Алексия II "Газете" о проблемах и перспективах объединения РПЦ с Зарубежной Церковью: "Это давняя и сложная история, это наша боль, поскольку касается вопроса разделения Церквей. Переговоры ведутся давно, они пережили разные этапы, сейчас для переговоров, мы надеемся, время более благоприятное. С нашей стороны сейчас полная открытость для переговоров. Такой же открытости мы ожидаем и от Зарубежной Церкви, такого же ответного шага. Многое из того, что разделяло Церковь, ушло в прошлое".

Олег Недумов в статье "Алексий II отправляется на родину. Более десяти лет этому визиту препятствовали церковные конфликты в Эстонии" в "Независимой Газете" касается темы имущественного конфликта между Эстонской Православной Церковью Московского Патриархата (ЭПЦ МП) и Эстонской Апостольской Православной Церковью (ЭАПЦ), находящейся в юрисдикции Константинопольского Патриархата: "Алексий II не раз давал понять, что не поедет в Таллинн до тех пор, пока не будет урегулирован юридический статус ЭПЦ МП. После того как имущественный конфликт был наконец разрешен, Патриарх заявил, что намерен посетить Эстонию. Однако из-за резкого ухудшения здоровья Алексия II осенью прошлого года поездку пришлось отложить".

После своего длительного лечения в Швейцарии визит в Эстонию, запланированные встречи с руководителями эстонского государства, мэром Таллинна, архиепископом Евангелическо-Лютеранской Церкви и представителями других религиозных организаций расцениваются как возвращение Алексия II к активной деятельности.

Тему визита Алексия II в одну из самых "проблемных точек канонической территории" Русской православной церкви – Эстонию продолжает газета "Время Новостей" в статье "Между нами, православными. Патриарх всея Руси и президент Эстонии нашли общий язык".

Как пишет автор статьи Владимир Дзагуто, "Идиллическую картину общения православного патриарха с властями страны, во главе которой стоит православный президент, портит лишь одно обстоятельство. Сцена официального примирения вытеснила на задний план третью заинтересованную сторону -- Константинопольский патриархат, который всего за год превратился из "официальной" православной конфессии Эстонии чуть ли не в "узурпатора". И подытоживает: "Вряд ли Стокгольмский синод легко смирится с потерей своего влияния. Более того, двум церквям предстоит в ближайшие годы провести трудные переговоры о разделе имущества. Но фраза Алексия II о том, что параллельное существование двух православных церквей "возможно лишь при условии их полного равноправия", дает шанс на то, что теперь, когда обе ЭПЦ находятся в равном юридическом положении, удастся достичь какого-то компромисса".

"Известия", со ссылкой на Ytpo.Ru, 24 сентября приводят рассказ о российском ученом, который, наконец-то, научно доказал существование всевидящего и всеслышащего Бога. Как сообщается, суть его открытия состоит в следующем: "строгим языком формул профессор Валитов доказал, что любые объекты во Вселенной взаимодействуют друг с другом мгновенно, независимо от расстояния между ними". Затем, неожиданно, профессор получает письмо от самого Папы Римского, в котором говорится, "что Его Святейшество посвящает ученому свои молитвы и очень ценит те чувства, которые побудили ученого написать эту монографию"…

Расул Аскаров на "Kreml.org" в материале "Российский ислам и мир" возвращается к теме, конференции "Веротерпимость-основа процветания многонациональной России", проведенной в Москве Советом муфтиев России 22 сентября.

В статье негативно оценивается роль прессы в связи с терактами 11 сентября, после которых, на 2 года слова ислам и терроризм стали синонимами. "В российском обществе накопилось много домыслов и фантазий о сущности Ислама, о жизни мусульман, об их обычаях и нравах .- полагает автор. - Объективному познанию жизни мусульман препятствуют и статьи в некоторых СМИ. Ряд ученых применял термины радикализм, экстремизм применительно к исламу, некоторые из них исправились и употребляют термин "исламского типа", что оскорбляет чувства верующих мусульман. Деятельность террористических организаций в Чечне (Россия) также была увязана с религией, хотя находилась исключительно в экономической плоскости".

Визит в Россию шейх-уль-ислама Абд аль-Азиза, Расул Аскаров считает знаковым событием, но не более чем ознакомительным, так как "по взаимодействию между странами ничего не изменилось, ожидаемые политиками и бизнесменами, инвестиции не хлынули и шагов к этому они не сделали".

"Правда.ru" в статье Игоря Придорогина "Ислам против терроризма: чья возьмет?" размышляет над актуальными проблемами терроризма и религиозного экстремизма.

"Терроризм - один из вызовов, который несет современная действительность, – пишет автор статьи, - Он особенно опасен тем, что его идеология очень часто прикрывается религиозным фактором, в частности, исламским, используя вырванные из контекста айяты Корана. Однако терроризм и ислам - это в корне противоположные и взаимоисключающие друг друга явления. Тем не менее, именно с исламом сегодня ассоциируют международный терроризм, разжигая тем самым национальную рознь и религиозную нетерпимость".

"Немецкая Волна" задается вопросом "Сколько религии может "перенести" общество?" в связи с бурной дискуссией, развернувшейся в Германии, по вопросу о том, могут или не могут административные органы или суды запретить ношение платка-хиджаба учительницам-мусульманкам.

Катализатором же этой дискуссии стало разбирательство в Конституционном суде Германии дела гражданки афганского происхождения, которой было отказано занять должность учительницы в одной из государственных светских школ в ответ на ее отказ снимать хиджаб во время урока. Основой для такого решения служил принцип строгого нейтралитета государства в мировоззренческих вопросах. Как сообщается в материале, восемь лет назад Конституционный суд ФРГ, основываясь на этом же принципе, воспрепятствовал своим решением обязательному наличию распятий в школах Баварии.

Как известно, в Швейцарии был похожий прецедент в 1996 году, когда учительница, перешедшая из католичества в ислам и носившая платок во время занятий, была уволена с работы.

В Дании и Швеции запрета на ношение учительницами хиджаба не существует. В Турции ношение платка на государственной службе трактуется как выражение определенной политической приверженности и строго запрещено, причем, как у учительниц, так и у их учениц, сообщается в материале "Немецкой Волны".

29 сентября информационный портал "NEWSru.com" опубликовал стенограмму интервью В.В.Путина под заголовком "Неизвестное интервью Путина": экспортный вариант”..

В интервью, среди прочих вопросов, заданных американскими журналистами, прозвучал вопрос о причинах по которым Папа Римский до сих пор не был приглашен Президентом в Россию. Не думает ли Путин, что упускает "свой исторический шанс" или "историческую возможность объединения двух Церквей?".

В своем ответе Президент, обратил внимание на то, что отношения между Святым Престолом в Риме и Русской Православной Церковью не идеальны, и что Русская Православная Церковь считает внешнюю политику Святого Синода "агрессивной и прозелитской".

Кроме того, президент отметил, что "…предложение о развернутом визите я не могу сделать без согласия Русской Православной Церкви, и что нам придется предпринять некоторые усилия, чтобы нормализовать плохие отношения".

"Но повторю снова, - подытожил свой ответ В.В. Путин, - я хочу, чтобы это произошло. Я детально обсуждал этот вопрос с ведущими лидерами Русской Православной Церкви. В целом, они намерены сблизить свои позиции. Они уверены, что есть ряд серьезных вопросов в отношениях со Святым Престолом. И я, конечно, должен уважать позицию Русской Православной Церкви".

По случаю юбилея памятника св. Равноапостольному князю Владимиру в Киеве сайт "Православной Энциклопедии" "Седмица" публикует большой материал, посвященный фигуре святого князя.

"Нет никакого сомнения в том, что великий Креститель Руси оставил по себе глубокую память в киевском обществе - или, точнее, во всей нации, созданной им. Об этом свидетельствует вся литература XI века: легенды о Крещении Руси, включенные в Начальную летопись, и посвященные самому князю Владимиру похвальные слова: Иларионова "Похвала кагану Владимиру" и сложного состава памятник, приписанный мниху Иакову, в который входят "Память и похвала князю русскому Володимеру" и "Житие" его (мы относим этот памятник вместе с Шахматовым к XI веку). Во всех этих произведениях Владимир чествуется не только как великий государь, но и как апостол Русской земли. Он именуется блаженным, подобно Константину, "сподобившемуся почестей небесных".

"Патриарх – это купол Церкви", – под таким заголовком "Православие.ru" публикует Интервью с многолетней помощницей Святейшего Патриарха монахиней Елевферией. "Патриарх - это, как говорится, – купол Церкви. А Церковь: и батюшки, и матушки – все под его ведением. Конечно, как и у каждого человека, у него могли быть какие-то ошибки... Вы поймите, он ведь человек. Он тоже хочет к себе внимания. Но он никогда не нагрубил никому. Если он вызвал кого-то, он говорит тихо. Но если какой-нибудь его подчиненный упорствует, то начальник может стукнуть кулаком по столу, сказать: "Это что ж?". Но и этого не было. Ведь самое трудное - направить человека правильно. А поэтому нужна постоянная работа - и над собой, и над словом".

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Александр Петров

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

10.03.2024

Щипков. "Путин. Россия как семья"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 299

03.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 1 / Генезис"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 298

01.03.2024

Непонятый Булгаков, или Информационная война против русской классики
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

25.02.2024

Щипков. "Путин и Русский мир"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 297

18.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 2"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 296

15.02.2024

Путин Западу: "Душу никому не удастся разделить". В чём духовное единство народов исторической Руси?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

11.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 1"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 295

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты