Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_6722.html


03 октября 2003

Филипп Щипков

Кирилл Василенко: Тесное взаимодействие с Церковью – важный компонент рейтинга власти

Кирилл Василенко. Родился в 1973 году в Москве. Закончил МГУ им. М. В. Ломоносова по специальности историк искусства. Работал семь лет в ГМИИ им. Пушкина, затем перешел на работу в газету "Время МН". С марта 2000 года – корреспондент газеты "Время новостей".


Каковы принципы газеты "Время новостей" в освещении общественно-политических и религиозных тем?

"Время новостей" – это новостная, ежедневная общественно-политическая газета, с большим внимаем относящаяся также и к экономическим и финансовым темам. Упор в освещении событий делается на новости. Поэтому у нас меньше "теоретических" текстов, и больше новостных или привязанных к новостному поводу. Это же правило действует при обращении к религиозным темам. Отбор материала идет по степени значимости события и общественного резонанса. Например, сюжет об освящении нового храма или благотворительном взносе коммерческой организации на его строительство не попадет в нашу газету. Важными событиями для нас являются, например, дискуссия вокруг преподавания Основ православной культуры, визит патриарха в Эстонию, встреча президента с представителями Русской Православной Церковью Заграницей, межконфессиональные отношения. При этом, рассказывая о спорных, конфликтных вопросах, мы стараемся всегда показывать позицию за и против. Эти принципы были изначально заложены в концепцию газеты.

Почему в газете нет специализированного религиозного отдела?

Статьи по религиозной тематике присутствуют во всех центральных газетах. В одних ей уделяют больше внимания, в других – меньше, только короткие информационные заметки. В газете "Время новостей" религиозный отдел не соответствовал бы ее формату. Не всегда можно писать о Церкви только с точки зрения политики, голых фактов и голой логики. Церковь не только общественный институт. Мы не должны забывать, что многое базируется на вере. А светская логика далеко не всегда совместима с доводами веры. Есть разница между церковно-приходским, конфессиональным изданием и изданием светским. Когда "Время новостей" пишет о том или ином событии церковной жизни, то, в отличие от церковно-приходского издания, внимание сфокусировано на событийной части, а не глубинно-духовной, которая стоит за ней. Такова, может быть и к сожалению, специфика освещения религии в общественно-политической газете. А духовное, выходящее за рамки логики и аналитики, лучше оставлять для конфессиональных изданий. Если мы начнем писать о религии с точки зрения веры, то эти материалы будут выглядеть вырванным листом на фоне газеты.

Может ли "Время новостей" позволить себе печатать проповеди на своих страницах?

Возможно. Например, в формате мнения, колонки. Такие примеры мы видим даже на телевидении. Проповедь возможна как обозначенный "врез", обращенный к определенной части нашей аудитории. Но авторство тут должно принадлежать не журналистам, а представителям Церкви, религиоведам.

Какую позицию занимает ваша газета в спорах о преподавании основ религии в школе?

Священнический сан не является гарантией того, что человек является хорошим педагогом. В вопросе ОПК позиция нашей газеты такова: мы выступаем против того, чтобы этот предмет вводился в качестве обязательной дисциплины. В школе должен работать педагог. А вмешательство в образовательный процесс священника, который не обладает педагогическим даром, может привести к отторжению преподаваемого добра. Вера не должна быть обязательным предметом. Ее можно привить воспитанием. Нужен индивидуальный подход, личность воспитателя или учителя.

Религия оказывает влияние на политику? Имеет ли, на ваш взгляд, религиозный фактор реальное значение в теперешней предвыборной кампании?

Церковь крупный институт гражданского общества, который, несомненно, оказывает значительное влияние на жизнь всего общества. В Церкви присутствуют и политика, и духовная жизнь, и экономика. Без сомнения, политические партии и блоки будут стремиться использовать авторитет Церкви в своей предвыборной агитации для получения политических дивидендов. На встрече в Нью-Йорке с представителями Русской Православной Церкви Заграницей президент Путин сказал, что Кремль не только политический и государственный центр России, но также и духовный. Тенденция взаимослияния Церкви и государства налицо.

Вы согласны с заявлениями религиозных лидеров о том, что у террориста нет ни национальности, ни религии? Есть ли в терроризме религиозная составляющая?

Духовные лидеры единогласно заявляют, что в терроризме нет религиозно фактора. Мне кажется, они имеют в виду, что ни одна религия не оправдывает терроризм, религия в целом и ислам в частности по своему содержанию не могут служить идейным основанием для терроризма. Но несомненно также и то, что религиозная составляющая присутствует в терроризме в качестве субъективного фактора. Сами террористы считают, что в основе их действий лежат религиозные мотивы. Мотивация террористов по своей сути религиозна, но характеризовать терроризм как истинно религиозное движение, на мой взгляд, не стоит. К кровопролитию может привести ошибочная трактовка любого благого начинания. Я согласен с религиозными лидерами, что по факту своих преступлений террористы выходят за рамки религии.

В российской прессе широко освещалась встреча президента Путина с главой Русской Православной Зарубежной Церкви митрополитом Лавром. Как вы рассматриваете перспективы слияния двух Церквей?

Я не очень верю, что две Церкви воссоединятся, хотя переговоры, проведенные Владимиром Путиным, очень удачны. Как известно, благодаря им митрополит Лавр приедет в Москву по приглашению патриарха Алексия II. Однако обещание, что Зарубежный синод будет распущен, звучат на протяжении уже восьмидесяти лет. Произойдет ли это сейчас, также нет никаких гарантий. Главным достижением пока стоит считать благоприятные отношения, складывающиеся между РПЦ и РПЦЗ, в перспективе они могут потеплеть еще больше; возможно, частично будут сняты претензии со стороны Зарубежной Церкви, будут определенные уступки. Но воссоединения не произойдет ни сегодня, ни, возможно, в будущем.

Позиция Московского патриархата всегда была однозначной: за воссоединение двух Церквей. Одно из главных препятствий, на мой взгляд, состоит в том, что у Зарубежной Церкви за десятилетия самостоятельной жизни сложилась своя организационная структура. Отказаться от нее и перейти в полное подчинение Москвы очень сложно как по психологическим причинам, так и по организационным. Зарубежная Церковь должна будет потерять свою самостоятельность. В епископате РПЦЗ нет единства, что подтверждает и недавний раскол митрополита Виталия. Будут ли преодолены противоречия внутри самой Зарубежной Церкви, пока неясно. Никто не ожидает, что этот процесс окажется легким и быстрым. Понимают это и в Московской патриархии.

Как вы оцениваете разговоры о возможном визите папы Римского в Россию?

Я думаю, что визита Иоанна Павла II, скорее всего, не произойдет. В недавнем интервью американскому журналу наш президент однозначно высказался, что без согласия Патриарха он сможет пригласить папу только как главу государства, но понтифику такой визит не нужен. На организацию визита власти не пойдут, потому что побоятся потерять свои баллы в ежедневном рейтинге доверия. Сейчас рейтинг власти очень высок, а тесное взаимодействие с Православной Церковью является важным компонентом доверия общества.

03 октября 2003 года

РЕКЛАМА