Александр Петров Обзор СМИ. Церковь и выборы. Вступление России в ОИК. Встреча Путина с митрополитом Лавром в Нью-Йорке В своем очередном номере "НГ-Религии" опубликовала статью "Церковь лояльна "партии
власти". Тем не менее лоббистские усилия Патриархии в Госдуме последнего созыва
были не слишком удачными.
Автор констатирует, что верующие избиратели осуществляя свой политический
выбор, как правило, не руководствуются конфессиональными симпатиями: Опросы
традиционно показывают высокую степень доверия общества к Церкви, но это, как
известно, не оказывает практически никакого влияния на результаты выборов в
представительные органы власти в России .
Незначительность конфессионального фактора на выборах, как "православного", так
и любого другого, объясняется с одной стороны тем, что Россия сильно
секуляризованная страна, а с другой, тем, что в постсоветский период не
сложилось ни православного общественного движения, ни консервативной партии. А
то, что сложилось, до сих пор было совершенно маргинальным явлением .
По сравнению с другими государствами, где уровень секуляризации гораздо ниже, а
политическая роль религии гораздо значительней, скромная политическая риторика
"православного фактора в России обуславливается, по мнению автора, прежде
всего, политической позицией Патриархии, точнее, политическим курсом самого
Алексия II.
Подробный анализ выступлений Патриарха, обращенных как к массовой аудитории,
так и к клирикам на собраниях духовенства, показывает, что в течение более чем
десятилетия последовательно проводилась линия, препятствующая политизации
православных .
Патриарх Алексий по убеждению продолжает политику патриархов Тихона (Белавина)
и Сергия (Страгородского). Эта позиция покоится на достаточно продуманном
отношении к трагическим результатам истории Церкви в России: например,
никоновским реформам и синодальному периоду. Несомненно то, что Патриарх
выстроил дистанцию по отношению к власти, а не наоборот, как зачастую пишут
ультралиберальные журналисты, продолжает автор.
Кроме того, в условиях предвыборных кампаний Предстоятель РПЦ, епископат и
зрелая часть духовенства руководствовались не личными взглядами и пристрастиями,
а необходимостью выразить минимальную поддержку (лояльность) наиболее крупной,
системной партии, так называемой "партии власти", которая в состоянии обеспечить
преемственность политического курса в стране и тем самым избежать масштабного
гражданского конфликта .
На основании анализа заявлений и акций Московской Патриархии в материале
приводится список интересов РПЦ в качестве религиозной организации. Среди них
такие как: гарантии невмешательства (не создавать Министерство культов, не
принимать законов, нарушающих права религиозной организации как корпорации
публичного права, то есть не вторгаться в вопросы канонического права);
налоговые льготы (то есть освобождение от НДС на пожертвования, льготный тариф
на электроэнергию и т.п.); получение в собственность зданий и земель; получение
из музейных хранилищ предметов культа;
возможность преподавания основ веры в светской школе; возможность
беспрепятственно вести воспитательную работу в армии, местах лишения свободы;
ограничение иностранных миссий в России; поддержка государством приходов и
епархий Московской Патриархии за пределами России в рамках поддержки
соотечественников за рубежом и др.
Главное событие на предстоящих выборах с точки зрения "религиозного фактора"
заключено в том, что часть политической элиты за последние три-четыре года
сжилась с православием. Это почти органический, природный процесс. И вопрос
заключен в том, какую политическую форму это теперь приобретет. Общество в целом
уже не смотрит на проявления религиозности крупнейших политических игроков, как
на маргинальность. Поэтому появление референта Патриарха Алексия II Николая
Державина в списке Народной партии смотрится уже совершенно по-другому, чем если
бы это происходило четыре года назад.
Интервью с Александром Крайневым, под заголовком Вера удел слабых. Атеизм
представляет собой реальную оппозицию нынешней власти
также опубликовано в последнем номере "НГ-Религии.
Что такое современный атеизм? Чем живут атеисты в наши дни и для чего они
создали свое общество? На эти вопросы корреспонденту "НГ" Андрею Зайцеву
отвечает председатель Атеистического общества Москвы (АТОМ), Александр Крайнев.
Последние десять лет со стороны Церкви идет серьезная атака на науку и
здравый смысл. Прежде всего это связано с деятельностью Русской Православной
Церкви, которая входит в коалицию с государственными чиновниками и пытается
навязать свои взгляды большей части нашего общества. После распада общества
"Знание" у атеистов не было своей организации, мы практически не могли выступать
в средствах массовой информации, а наши оппоненты постоянно называли нас
дегенератами и людьми безо всяких моральных принципов. В последние годы ситуация
несколько улучшилась, в том числе и благодаря деятельности нашего общества. Мы
отстаиваем права атеистов и призываем к соблюдению Конституции, в которой ясно
написано, что Церковь отделена от государства и школы. Мы также ведем
просветительскую работу, чтобы люди могли свободно выбирать религию или
атеистическое мировоззрение , заявляет в своем интервью Александр Крайнев.
В связи с приближением октябрьского саммита Организации Исламская конференция
"Утро.ru" в материале Исламская республика... Россия. Ход конем по-русски...
возвращается к дискуссии, вызванной заявлением В.
Путина о возможном вступлении России в Организацию Исламская конференция (ОИК).
Становятся ли в данном случае конфессиональные интересы частью государственной
политики? Какие же конфессиональные интересы готова разделить Россия, заявляя о
своем желании вступить в ОИК? И согласна ли Россия принять политический курс
ОИК? вот круг вопросов затрагиваемых автором статьи Андреем Миловзоровым.
Кроме того, что же побудило российское руководство прибегнуть к такому
неожиданному маневру во внешней политике?
Автор обращает внимание читателей на предвыборный и экономический аспекты
малазийской инициативы В. Путина, уже, как известно, озвученные целым рядом
печатных изданий.
В статье также приводится позиция эксперта международного Центра Карнеги Алексей
Малашенко: ОИК это "естественный поиск геополитической идентичности России,
который продолжается и, думаю, будет еще вестись не один год".
Автор подчеркивает, что сближаясь с мусульманским миром, Россия хочет создать
еще один потенциальный противовес доминированию США в мире .
Страны, в круг которых хочет войти Россия, именно из другой системы. Причем
они гораздо более сплоченны в своем "иррациональном", чем наша
"экс-христианская" цивилизация в достижениях своего разума. В этом кругу
Россия не станет до конца "своей" ни при каких условиях. Вот и выходит, что за
внешне очень эффектным и многообещающим маневром российского руководства кроется
большой риск: остаться "чужим среди чужих" в мусульманском мире и потерять себя
и "своих" в "своей" цивилизации, как там ее ни назови , заключает свой
материал Андрей Миловзоров.
"Православные Церкви решили объединиться"
под таким
заголовком газета "Газета" в статье Надежды Кеворковой рассказывает о личной
встрече Президента России с главой Зарубежной Церкви (РПЦЗ) в США, где речь
шла об объединении российской и зарубежной Православных Церквей. Президент
передал митрополиту Лавру патриаршее приглашение посетить Россию. Патриарх
откликнулся на инициативу президента уже на следующий день: находясь с визитом в
Эстонии, он заявил о необходимости объединения с РПЦЗ .
Президент пригласил митрополита Лавра в Россию не только для примирения, но и
для установления контактов с его паствой, разбросанной по миру. Путин узнал,
как они себя ощущают, как себя ощущают те, кто приходит в их церкви . А после
переговоров президент констатировал, что Россия открывается миру, интегрируется
в него , и предположил, что и для Русской Православной Церкви За границей это
тоже имеет определенный смысл, потому что нет большего блага для Церкви, чем
служение родине , отмечает "Газета".
Также в материале Надежды Кеворковой речь идет об обстоятельствах и причинах
раскола Церкви и дается краткое описание собственности РПЦ в России и за
рубежом.
Тему продолжает в "Московских Новостях" Александр Солдатов
статьей озаглавленной "Лавр для президента".
Как сообщили МН на встрече президента Путина с руководством РПЦЗ, состоявшейся
24 сентября в Нью-Йорке, российского президента сопровождал "ревнитель
православной государственности и убежденный монархист архимандрит Тихон
(Шевкунов), наместник московского Сретенского ставропигиального мужского
монастыря".
Этот эпизод, незначительный с первого взгляда, комментируется достаточно
подробно: "Конечно, никому еще не удалось получить подтверждения слухов о
"президентском духовнике" у самого первого лица: сфера личной духовной жизни
глубоко интимна. Отсюда в церковной среде, где у амбициозного о. Тихона есть
немало недоброжелателей, возникло предположение, будто лубянский архимандрит
попросту занимается "самопиаром", имея весьма далеко идущие планы (правда,
красиво было бы, если б преемником Алексия II стал Тихон II?)".
Заметим, что митрополит Кирилл (Гундяев), которого почти официально титулуют
министром иностранных дел РПЦ, в это же самое время довольствовался ролью
участника поездки Патриарха Алексия II в Эстонию..., далее отмечается в
тексте.
Ключевым местом материала, являются размышления Александра Солдатова о том, что
же конкретно заставляет руководство "зарубежников" идти на объединение
(фактически на подчинение) со столь долго обличавшейся ими "продажной"
Московской патриархией? .
Для них храм это русский клуб "на чужбине", а вера в лучшем случае, способ
решения моральных и психологических проблем. Никакого смысла в разделении с
Московской патриархией в храмы которой, быть может, ходили до выезда и они
сами эти люди не видят. Более того, единство с РПЦ для них это единство с
родиной , отмечается в тексте.
"Зачем встречались иерархи РПЦЗ с Путиным, более или менее ясно заключает
Александр Солдатов. Но зачем же понадобилась такая встреча самому российскому
президенту? Очевидного ответа на этот вопрос не просматривается. Самый
примитивный вариант: Путин хочет вернуть России ее имущество за рубежом.
Другой вариант ответа более "конспирологический": Путин присматривается к
разным возможным кандидатурам на патриарший престол, чтобы с новым Патриархом
выстроить нужную ему модель церковно-государственных отношений (не секрет, что
нынешняя модель власть во многом не устраивает). Сторонники этой версии
утверждают, что не за горами "воссоединительный" Собор РПЦЗ и РПЦ (возможно, он
состоится уже в 2004 году)".
"НГ-Религии" в материале Олега Недумова Президент объединяет православных.
Диалог между двумя Русскими Церквами обретает государственное значение
также комментирует встречу Президента с иерархами
Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ).
"Россия возвращается в семью цивилизованных наций, возвращается и для Русской
Православной Церкви Заграницей", сказал В. Путин. В ответной речи митрополит
Лавр подчеркнул, что для РПЦЗ "нет большего блага, чем служить родине, работать
на благо Русской Церкви, русского народа, русской культуры", приводятся в
статье некоторые важные подробности самой встречи.
Присутствие на встрече В.Путина с "зарубежниками" неофициального представителя, архимандрита Тихона (Шевкунова) активного сторонника сближения церквей,
объясняется тем, что митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев)
не разделяет энтузиазма архимандрита Тихона .
И на это есть вполне конкретные причины, – продолжает Олег Недумов, дело в
том, что главным "камнем преткновения" между РПЦЗ и Московским Патриархатом
является проблема экуменизма. Совершенно очевидно, что, несмотря на вполне лояльное отношение к Московскому
Патриархату со стороны нынешнего главы РПЦЗ митрополита Лавра, "зарубежники"
вряд ли смягчат свою позицию в отношении экуменической деятельности. Столь же
очевидно, что Московский Патриархат не станет в угоду РПЦЗ отказываться от
контактов с другими христианскими конфессиями. Так что, несмотря на вполне
заметное потепление в отношениях между двумя Православными Церквами, их реальное
объединение пока вряд ли возможно", делает вывод НГ-Религии .
Статья Евгения Шестакова "Папе плохо". Состояние здоровья понтифика вызывает
беспокойство кардиналов откликнулись "Известия" на
сенсационное заявление, сделанное в эфире национального радио, австрийским
кардиналом Кристофом Шенборном.
Как известно, в нем он заявил, что "глава римско-католической церкви доживает
последние дни, недели или месяцы. Даже такая интенсивная и наполненная событиями
жизнь, какую вел папа, подходит к концу. Австрийский кардинал стал третьим высокопоставленным представителем Ватикана,
который за последние несколько дней выразил серьезную озабоченность здоровьем
понтифика. Ранее на эту тему уже высказался немецкий кардинал Ратзингер,
предложивший "молиться за папу", и французский кардинал Барбарен, сообщивший
соотечественникам, что "понтифик находится в плохой форме", сообщается в
Известиях .
Как полагает автор эти заявления духовных лиц следствие той нешуточной
борьбы за власть, которая разворачивается у трона увядающего Папы Римского .
"О том, какие интриги в реальности плетутся вокруг здоровья понтифика, можно
только догадываться. Но одно очевидно причиной столь бурных по ватиканским
меркам обсуждений стало принятое на днях папой решение назначить 31 нового
кардинала. Этот шаг, судя по всему, изменил привычный расклад сил в конклаве
(собрании), которому предстоит после смерти понтифика избрать нового главу
римско-католической церкви", делает вывод автор статьи .
|