поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
14 октября 2003  распечатать

Александр Журавский, Александр Кырлежев

Pоссийское государство перед феноменом религиозности

Политика власти в отношении конфессий должна строиться на концептуальных основаниях

Источник: НГ-Религии

Дискуссия о том, каковой должна быть модель церковно-государственных отношений, сегодня вновь обретает актуальность. Связано это, в частности, с тем, что в Российской академии госслужбы при президенте РФ (РАГС) ведется работа над специальной концепцией, регламентирующей религиозную политику государства. Еще в апреле об этом заявила в интервью интернет-порталу "Религия и СМИ" заведующая кафедрой религиоведения академии профессор Ольга Васильева. По ее словам, создание концептуальных основ государственной вероисповедной политики – приоритетное направление в работе кафедры и ее постоянная задача. Хотя разработка этого документа пока не завершена, "НГР" уже сейчас предлагает читателям ознакомиться с некоторыми соображениями сотрудников кафедры на эту тему.


Александр Владимирович Журавский – заведующий редакцией религиоведения "Большой российской энциклопедии", руководитель Центра этнорелигиозных и политических исследований при кафедре религиоведения РАГС.

Александр Иванович Кырлежев – преподаватель кафедры религиоведения РАГС, научный консультант Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви.


На нынешнем этапе становления российской государственности, а также в условиях активизации религиозного фактора в глобализирующемся мире (достаточно вспомнить события 11 сентября) не вызывает сомнений необходимость формирования политики, которую можно назвать религиозной (по аналогии с экономической, национальной, культурной и др.). Импульсом к ее формированию может послужить и тот факт, что ведущие религиозные конфессии России уже представили в своих социальных доктринах религиозное видение государственно-конфессиональных отношений.

Очевидно, что религиозная политика государства должна строиться на концептуальных основаниях. Ее общую цель можно обозначить как создание благоприятных условий для позитивного неконфликтного развития религиозной жизни в стране. Для этого, в свою очередь, следует создать (имея в виду среднесрочную и долгосрочную перспективу) систему эффективных реакций на возможные вызовы со стороны религиозной среды и наметить превентивные действия государства, позволяющие избежать конфликтных ситуаций.

Эффективность современной государственной политики обеспечивается двумя ее качествами. С одной стороны, это прагматизм, ориентированность на защиту национальных интересов (национальной безопасности); с другой – следование демократическим принципам, последовательная защита соответствующих ценностей и институтов.

Каковы национальные интересы российского государства применительно к сфере религиозной жизни?

Государство заинтересовано прежде всего в общественной стабильности (достижении "общего блага") и потому, в частности, в управляемости процессов, происходящих в религиозной среде. Однако управляемость в данном случае следует понимать не в смысле манипуляции конфессиональным фактором, а в смысле обеспечения позитивного участия религиозных объединений в жизни гражданского общества, частью которого они являются. Государство призвано содействовать развитию тех инициатив религиозных сообществ, которые приводят к повышению их социальной ответственности, а тем самым – и к участию в государственной религиозной политике. Иначе говоря, необходима обратная связь, установление диалога и партнерства государства и конфессий. В противном случае государство будет иметь дело со стихийно развивающимися религиозными сообществами, преследующими исключительно свои корпоративные цели, что неизбежно будет приводить к конфликтам как с другими конфессиями, так и с обществом в целом.

Не секрет, что в религиозных традициях существуют практики, которые можно назвать асоциальными. Например, монашество (в разных религиях) как "отречение от мира" ради духовного совершенствования может рассматриваться как проявление асоциальности. В то же время монашество в таком понимании – это пассивная асоциальность: монахи не пропагандируют свои идеалы вне религиозного сообщества, не вербуют в свои общины за церковной оградой.

Однако религиозные сообщества могут проявлять и активную асоциальность, например, пропагандировать в обществе такое понимание религиозного долга верующих, которое предполагает изменение конституционных принципов государства, причем – не демократическим, не парламентским путем. Так, провозглашение ваххабитами в августе 1998 года шариатской государственности на территории Кадарского анклава, несомненно, было проявлением подобной активной асоциальности. И государство, конечно же, не может игнорировать подобные вызовы, иначе оно окажется нежизнеспособным, поэтому со стороны государства следует ответная реакция вплоть до силовой. Реагирует на такие вызовы и общество, в том числе религиозное. Вспомним хотя бы консолидацию мусульман Северного Кавказа в осуждении ваххабизма в 1998 году и вооруженное сопротивление вторгшимся в Дагестан сепаратистам со стороны мусульман этой республики в 1999 году.

Поэтому одной из важнейших задач государственной религиозной политики является социализация религиозности, социальная адаптация конфессий. Государство должно стремиться к тому, чтобы религиозные сообщества в полной мере осознавали свою ответственность перед обществом и его гражданами. В противном случае внутри религиозных организаций будут усиливаться тенденции к изоляционизму, возникать, развиваться и транслироваться вовне разного рода экстремистские движения и прочие "антиобщественные проявления" религиозности, ставшие в последние годы предметом напряженной общественной дискуссии.

При этом следует обратить внимание на позитивные примеры социализации религиозных сообществ. Это не только деятельность Межрелигиозного совета России, но также и региональных межрелигиозных советов разного типа, созданных при органах власти субъектов Российской Федерации. Подобные формы межконфессионального взаимодействия как раз и позволяют осуществлять обратную связь государства с религиозными объединениями и разрешать порой сложные, проблемные ситуации, но не через конфронтацию, а в процессе диалога и конструктивного сотрудничества.

Одно из концептуальных оснований религиозной политики государства – выстраивание отношений с представителями религиозных традиций по принципу различения доминанты (большинства) и меньшинства. Это вполне демократический принцип, суть которого заключается в том, чтобы, учитывая права большинства граждан, в то же время защищать и права меньшинств. Так, через процедуру выборов (на национальном и региональном уровнях) обеспечивается реализация прав большинства, но уравновешивающим фактором являются учет и защита групповых прав меньшинств, а также индивидуальных гражданских прав. На этом принципе построена политическая система современной западной цивилизации и отчасти евроазиатской.

В то же время аксиомой современной политологии стало признание дефектности большинства существующих демократий. В мире нет идеальных, "чистых" демократических режимов, любая реальная демократия – несовершенна (разумеется, в разной степени). Современная демократия и не призвана создавать совершенное общество, у нее прагматическая цель: обеспечить условия для эффективного функционирования как правового государства, так и гражданского общества. Для достижения этой цели необходимо не только соответствующее правовое обеспечение, но и конкретные политические действия со стороны государства. В данном случае принято различать право, с одной стороны, и правоприменение – с другой. (Например, ужесточение в США мер контроля со стороны государства за жизнью граждан и мигрантов после 11 сентября произошло без принятия новых законодательных актов, но лишь в результате иной политики, направленной на предотвращение возможных противоправных действий.)

Очевидно, что и в сфере религиозной политики государства логично и законно не только стремиться к обеспечению конституционных прав граждан (индивидуальных и групповых), но также и к тому, чтобы своевременно реагировать на реальные и потенциальные вызовы. Иначе говоря, правовой формализм не может определять и исчерпывать государственную религиозную политику. Ведь изменение законодательства и развитие правовых институтов всегда вторично: как правило, закон принимается после того, как некий вызов стал серьезной социально-политической проблемой. Это значит, что государство призвано формировать эффективную систему превентивных действий, предупреждающую соответствующие вызовы.

Вместе с тем, чтобы избежать не только правового формализма, но и ситуативных, непродуманных реакций на возникающие проблемы, необходимо проанализировать и осмыслить то религиозное поле, с которым государство имеет дело. Очень важно понять, что с точки зрения государства это религиозное поле не ограничивается сферой жизни религиозных объединений и их социально-политической активностью, оно гораздо шире. Религия присутствует в общественном пространстве не только в форме институциализированных религиозных организаций или групп, но и в иных формах. Проявления религиозности в обществе различны и многообразны. Как их выявить и опознать?

Для этого, на наш взгляд, при анализе религиозной сферы с точки зрения государства необходимо использовать различные подходы. Каждый их них необходим, но недостаточен. В первом приближении можно говорить о трех таких подходах: правовом, социально-политическом и культурологическом. Посредством каждого из них возможно обнаружить определенные аспекты религиозного, но ни один из них не раскрывает его полностью, то есть предлагаемые подходы взаимодополнительны.

Правовой подход – это восприятие религии с точки зрения светского права, которое понимает религиозность как право граждан исповедовать религию индивидуально или совместно с другими. Так возникает институциональное отношение к религии как религиозному объединению, которое в законном порядке приобрело правоспособность юридического лица или же имеет правовой статус незарегистрированной религиозной группы.

Правовой подход является наиболее очевидным и поэтому преобладающим, но в то же время недостаточным для формирования эффективной религиозной политики. Правовые механизмы сами по себе не способны порождать политику опережающего действия. В условиях национальных и глобальных вызовов право всегда "запаздывает", изменяясь только после того, как новый вызов стал фактом (порой трагическим).

Поэтому необходим и другой подход, который можно назвать социально-политическим. Цель его состоит в том, чтобы различить присутствие религиозного в общественном пространстве за пределами собственно религиозных общин. Это присутствие можно заметить в информационной, или медийной, сфере, в популярных представлениях и стереотипах массового сознания, в языке. В данном случае обычно говорят о социально-политическом измерении религиозного. Его трудно определить, но в этом как раз и заключается его специфика, которая нуждается в опознании со стороны государства.

Речь идет о проблеме взаимоотношения секулярного и религиозного в современном обществе. Социологические опросы дают большой процент "верующих" и незначительный процент "атеистов". В то же время, по негласно принятому определению, общество в целом является светским, секулярным. В данном случае, на наш взгляд, происходит смешение или даже отождествление светскости государства и светскости общества, что неправомерно. Ведь для значительной, если не подавляющей части граждан характерна какая-то степень религиозности. Вместе эти граждане составляют "религиозное сообщество" – поперек границ между религиями, то есть сообщество, не совпадающее с институциональными религиозными общинами. Выявление такого "религиозного сообщества" является вызовом светскости общества в целом. Его нельзя искусственно разделять по религиозному принципу, поскольку внутри социального пространства "светское сообщество" и "религиозное сообщество" накладываются друг на друга. В условиях глобальных угроз и усиления религиозного фактора в политике это взаимопроникновение требует особого внимания со стороны государства, которое не может допустить, чтобы социально-политическое проявление религиозности способствовало осуществлению этих угроз.

Важно отметить, что социально-политический подход к анализу религиозного поля соответствует известной идеологеме: религия отделена от государства, но не отделена от общества. Религия должна иметь возможность "работать" в пространстве гражданского общества, ее нельзя ни игнорировать, ни сознательно исключать из него. В противном случае неизбежно обостряется конфликт между светским и религиозным.

Наконец, третий, культурологический подход дополняет два других. Он позволяет государству опознать религию как культурную традицию или, наоборот, культурную инновацию. При этом религиозное выступает также и в сопряженности с этническим и шире с "народным". С этой точки зрения, формируя государственную политику, нужно учитывать генезис этнокультурных и этноконфессиональных феноменов, различать их по происхождению (они могут быть "местными", автохтонными или же "иностранными", привнесенными извне).

Три обозначенных выше подхода – это три аспекта понимания светским государством феномена религиозности в национальном масштабе, уяснения места и роли религии в обществе и государстве.

Через правовой подход государство имеет дело с религиозными конфессиями в "чистом виде". Государству – именно как государству – сложно понять религию как таковую, и потому оно опознает и описывает ее на самом "понятном" для него языке – языке права. На этом уровне государство определяет религиозность через закон, то есть как религиозную организацию и религиозную группу, указывая их свойства: наличие вероисповедания, совершение богослужения и других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Социально-политический подход позволяет видеть различные формы присутствия религиозного в обществе и искать пути и способы его социализации. В рамках этого подхода государство реагирует на проявления религиозности вне собственно религиозных организаций. Так, например, политическая активность некоторых исламистских групп привела к законодательному запрещению создавать партии по религиозному принципу. Но государство встречается с религиозным фактором и, скажем, в сфере образования, поскольку в обществе обсуждается возможность преподавания сведений о религиях в государственных школах, а не только в конфессиональных учебных заведениях. Это снова возвращает нас к проблеме интерпретации светскости государства, образования, общества в целом. В ходе общественной дискуссии нередко обнаруживаются признаки реанимации опыта советской эпохи, для которой было характерно жесткое атеистическое понимание секулярности – как принципиального отделения всего религиозного от всего общественного. Формируя свою религиозную политику, государство призвано определить свою позицию по этому вопросу исходя именно из многообразия форм присутствия религии в жизни своих граждан.

Именно в рамках социально-политического подхода уместно говорить о социальном партнерстве конфессий и государства, а также о насущной необходимости социального же партнерства религиозных конфессий друг с другом и с обществом в целом. Тем более что заявка на такое партнерство уже сделана. Социальная концепция РПЦ именно в силу своей общественной значимости стала предметом обсуждения не только в православной среде, но и в среде политиков, ученых и, наконец, представителей других конфессий. В результате появились социальные доктрины мусульман, иудеев, протестантов. В контексте такого совместного поиска и диалога создается возможность интегрировать религиозные сообщества в формирующееся гражданское общество.

В свою очередь, в рамках культурологического подхода государство учитывает сложную иерархию идентичностей человеческой личности, поскольку государству важно понимать, каков культурный код граждан России. Именно этот подход позволяет увидеть сложную взаимозависимость различных факторов: религиозного, этнического, родового, культурного, гражданского. Только в этом контексте становится понятным феномен "культурной сопричастности религии", когда на вопрос: "Почему вы считаете себя православным (мусульманином, иудеем, буддистом)?" следует ответ: "Потому, что я – русский (татарин, еврей, калмык)". Или: "Потому, что так верили мои предки" (родовая сопричастность религиозной традиции). И только с культурологической точки зрения можно понять смысл таких сложных личностных самоидентификаций, как "православный атеист", "православный тюрок" (чуваши, кряшены, гагаузы), "непрактикующий мусульманин".

Использование указанных подходов к пониманию государством того, как религия присутствует в обществе и в сознании его граждан, позволяет вырабатывать механизмы и институты религиозной политики государства, а также содействовать формированию системы действий государства, его "конкретных политик".

14 октября 2003 г.

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Александр Кырлежев

Александр Журавский

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

14.03.2024

Трансгуманисты-зоозащитники на прикормке глобалистов: псевдонаучность и откровенная ересь
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты