поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
13 октября 2009  распечатать

Иеромонах Никодим (Шматько)

Учить на крепкой основе православных традиций

Источник: Православие.Ru

Православная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского – единственная православная гимназия в Сергиевом Посаде и одна из крупнейших в России по числу учеников. Учредителями гимназии являются Троице-Сергиева лавра, Московская духовная академия и администрация Сергиево-Посадского района. В 2008 году гимназия отметила свой десятилетний юбилей. За это время она достигла определенных успехов в образовательной деятельности. Это и передовые позиции в рейтингах школ, и победы на международных и всероссийских олимпиадах. Среди выпускников гимназии – золотые медалисты, стипендиаты губернатора, студенты престижных вузов. О радостях и трудностях, которыми гимназия живет сегодня, беседа с иеромонахом Никодимом (Шматько), духовником гимназии,проректором Высших богословских курсов при МДА.

Иеромонах Никодим (Шматько)

Иеромонах Никодим (Шматько)

– Отец Никодим, вы являетесь духовным руководителем православной гимназии. Объясните, чем различается учебно-воспитательный процесс в гимназии и обычной школе.

– Воспитание предполагает питание благодатью Духа Святого. А если более конкретно, то отличается сам процесс организации обучения учащихся. Например, 1 сентября весь состав гимназии, а это более 600 человек, был на молитве у раки преподобного Сергия Радонежского в лавре перед началом учебного года. И завершается учебный год благодарственным молебном в стенах гимназии.

Каждый день в гимназии начинается с молитвы. Мы собираемся в нашем храме, где прочитываем утренние молитвы, во время которых желающие могут исповедоваться. После молитвы начинаются занятия. Начало и конец урока учащиеся тоже обозначают краткой молитвой: "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа". Если в этот день есть какой-либо праздник, то перед началом уроков может быть спет тропарь праздника. Один раз в месяц, как правило, в день какого-то праздника, до занятий совершается общая гимназическая литургия, на которой сами учащиеся поют, читают и несут послушание пономаря, а преподаватели и остальная часть учащихся молятся.

Во время поста акцент делается на исповеди. Великим постом каждому ребенку в дневник вкладывается детская исповедь с перечнем грехов, характерных для их возраста.

А вообще мы практикуем самые разные формы воспитательной работы: конференции, семинары, олимпиады, конкурсы, спортивные мероприятия, игры. Но все это проникнуто духовно-нравственным содержанием.

– Наверное, вашу гимназию по преимуществу выбирают воцерковленные родители?

– Далеко не всегда. Поступающих довольно много. В первый класс у нас конкурс три человека на место. При нашей гимназии есть и подготовительные курсы. Дети занимаются целый год и затем по результатам собеседования зачисляются. Но, кроме результатов подготовки, обращаем внимание на наличие у ребенка рекомендации духовника. Поскольку мест очень мало, некоторых учащихся зачисляем условно, чтобы впоследствии, через полгода, они своим прилежанием и достойным поведением оправдали доверие и были включены в число учащихся.

– Есть ли проблемы с дисциплиной в вашей гимназии?

– Воспитательская функция гимназии осуществляется в форме еженедельных воспитательских советов, на которых мы обращаем особое внимание на тех воспитанников, которые не соблюдают наш "Кодекс гимназиста", где описан должный внутренний и внешний облик гимназиста. Этот кодекс, по существу, содержит заповеди Божии применительно к школьной обстановке. На воспитательский совет вызывается сам провинившийся и его родители, и с ними проводится соответственная беседа. Если эта мера не оказывает должного воздействия, то мы вносим "штрафника" в так называемый "желтый листок".

В воспитательных целях у нас вот уже второй год ведется раздельное обучение, так, как это было в нашей стране до революции 1917 года. Возрастные тенденции мальчиков и девочек различны. Девочки обычно быстрее взрослеют, у них лучше развивается память. Это показывают и тесты, и олимпиады. Поэтому и подход к мальчикам и девочкам должен отличаться.

– Расскажите, пожалуйста, об особенно интересных мероприятиях, проводимых гимназией.

– Мы и сами проводим олимпиады на базе нашей гимназии, и в других олимпиадах стараемся участвовать. На всероссийской олимпиаде по ОПК наши мальчики заняли второе и третье места среди нескольких тысяч участников со всей России.

Кроме этого, в рамках воспитательной работы с детьми мы проводим конференции по разным тематикам. Поскольку наша гимназия имеет гуманитарное направление, то, помимо богословской тематики, которой занимается наша богословская кафедра, мы уделяем большее внимание истории, русскому языку и литературе в их связи с христианством. Уже проводились конференции на такие темы, как "Лермонтов и Православие", "Пушкин и Православие", "Гоголь и Православие". В прошлом году проводили конференцию, приуроченную к столетию со дня кончины праведного Иоанна Кронштадтского. Его опыт нам наиболее важен, потому что он 25 лет преподавал закон Божий в гимназии. В рамках этой конференции мы на пасхальных каникулах посетили Санкт-Петербург и Кронштадт, где находится музей-квартира Иоанна Кронштадтского. А летом 17 человек совершили паломничество на его родину в Суру, а также в монастырь праведного Артемия Веркольского, где будущий кронштадтский пастырь молился в детстве.

– Основы православной культуры – предмет, который только начинает вводиться в учебный процесс и еще не имеет достаточно апробированных учебных пособий. Какие наработки или учебные пособия используете вы?

– Программа по предмету "Богословие" ("Закон Божий") была составлена силами педагогического отдела Московской духовной академии и утверждена ученым советом МДАиС. Мы начинаем обучение детей с первого класса с основных понятий о внешней и внутренней церковной жизни и правилах поведения в храме Божием.

Во втором классе излагается Евангелие; мы рассказываем детям, прежде всего, не об учении Христа, а о Нем Самом. В уроки священной истории уже вкрапляются начатки и веро-, и нравоучения воспитательного характера.

В третьем классе преподается краткая библейская история Ветхого и Нового Заветов, которые составляют одно неразрывное целое – историю отношений между Богом и людьми до воплощения на земле Сына Божия и историю этих отношений во время земной жизни Спасителя.

В четвертом классе важно преподнести знания о вере и жизни христианской, то есть заповеди Божии, "заповеди блаженства", виды молитв, молитву "Отче наш", символ веры. По каждой заповеди и двенадцати положениям символа веры дети в качестве домашнего задания пишут краткое житие или описывают событие из Священного Писания.

В пятом классе школьники получают прививку церковной жизни. Преподаватель рассказывает о важных церковных праздниках, знакомит с таинствами, обрядами и приучает детей к литургической практике.

В шестом классе описывается судьба Церкви Христовой как общества, никогда не прерывающего своих взаимоотношений с Богом и находящегося с Ним в постоянном теснейшем общении. При изучении курса общецерковной истории учащиеся получают катехизические сведения в виде постепенного откровения их Богом.

В седьмом классе история Русской Церкви является предметом, продолжающим священную историю, только теперь на Руси. Важно преподать историю в положительных образах житийной литературы. Преподать как историю святости на Руси, однако не умалчивая и об отрицательных моментах, фактах, искажающих идеал святой Руси.

В восьмом классеюноши и девушки вместе с преподавателем более углубленно проходят Новый Завет, опираясь на святоотеческие толкования, таким образом питая свой ум благочестивыми размышлениями, сохраняя чувства в чистоте и укрепляя свою волю в добродетели.

В девятом классеподростки, подготовленные в правильном навыке толкования священных текстов, вместе с преподавателем более углубленно проходят Ветхий Завет.

В десятом классеподростки на курсе апологетики учатся защищать свою веру в пределах любви и назидания к тем, кто уклоняется от истинного почитания Бога, установленного Православной Церковью.

В одиннадцатом классевыпускники получают знания об истории возникновения, развития и новых проявлениях различных религий и сект. Кроме этого, в беседах и диспутах преподаватель дает материал о пагубности и последствиях влияния этих вероучений на психическое и телесное здоровье личности.

– Из обзора программы гимназии становится очевидным, что для преподавания в ней закона Божия требуется основательная богословская подготовка. Кто у вас преподает?

– Так как потенциал академии, рядом с которой мы расположены, велик, то мы стараемся приглашать тех, кто защитил кандидатские работы и получил степень кандидата богословия. В гимназии десять преподавателей, закончивших в разные годы Московскую духовную академию.

– Опишите, пожалуйста, один учебный день вашего гимназиста, чтобы отчетливо проступили воспитательные элементы вашей программы.

– Когда молодой человек приходит в первый класс, то он сразу попадает "в объятья" своего классного руководителя. В 8 часов утра он прослушивает утренние молитвы, во время которых может пройти свою первую исповедь и получить первые понятия о заповедях Божиих. Потом он идет на первый урок. После первого урока у него бывает очень вкусный полдник. По средам и пятницам и во все большие посты этот полдник обязательно постный. Затем он занимается до 12-13 часов дня. У более старших классов занятий побольше за счет кружков, которых у нас свыше десяти. Через два урока после полдника учащийся идет на обед. Во время полдника и обеда в столовой гимназисты прослушивают житие святого, память которого Церковь отмечает в этот день, или детские назидательные рассказы. Сейчас мы думаем над тем, как адаптировать жития, составленные святителем Димитрием Ростовским, к пониманию ребенка, так как в современной их редакции пока еще для детей много непонятного.

У каждого учащегося, начиная со среднего звена, есть свое послушание. Кто-то отвечает за пономарство, кто-то поет в хоре, другой присматривает за аквариумом, третий ответственный за порядок в кабинетах, кто-то в столовой, кто-то на улице грядки копает. Таким образом, каждый получает первый навык ответственного отношения к своему делу.

– Родителей подключаете к школьному воспитательному процессу?

– Необходимость подключения родителей нами уже осознана, но в несколько ином ракурсе. Какой смысл изменять детей, если часто дурной пример исходит именно от родителей? Поэтому мы у себя внедряем методы внеклассной работы с родителями. Родители всех первоклассников в обязательном порядке приходят на лекторий. Один раз в месяц в течение полутора-двух часов методист Галина Ивановна Журавлева, проработавшая в школе более 30 лет, беседует с родителями на такие темы, как "Роль семьи в православном воспитании детей", "Семейные традиции и их роль в православном воспитании детей" и другие. В прошлом году целый цикл лекций был прочитан для всех желающих в лекционном зале Духовно-просветительского центра при Троице-Сергиевой лавре; в начале нового учебного года планируется прочитать этот цикл еще раз.

– Обучение в гимназии платное?

– Обучение бесплатное. Средства мы получаем от наших благотворителей. Нас спонсируют московская обувная компания "Терволина" и сергиево-посадская ювелирная фирма "Драккар". Себестоимость содержания одного гимназиста в месяц около 8 тысяч рублей, поэтому иногда мы просим родителей подключиться к каким-то дополнительным затратам.

Подводя итог, скажу, что система воспитания отнюдь не сводится к системе запретов. Мы воспитываем не роботов, а личности, воспитываем будущих духовных воинов, и этот воин ничем не ограничен, кроме нравственных христианских императивов.

– При гимназии есть такое интересное образование, как молодежно-миссионерский центр "Теофания". Расскажите, пожалуйста, о нем.

– "Теофания" переводится с греческого как "Богоявление". В приложении к нашему центру это название обозначает то, что мы пытаемся явить Бога миру через наши программы, нашу кружковую работу. В гимназии уже давно существовала кружковая работа, но не было методической базы, которая бы координировала все усилия, где синтезировалась и обрабатывалась бы вся информация. Теперь здесь, главным образом, осуществляются методические разработки.

В тесном контакте с молодежным центром существует и наша кафедра богословских наук, главной заботой которой является повышение уровня преподавания в гимназии закона Божия.

На базе центра с ноября прошлого года в рамках военно-патриотического клуба "Школа мужества", организованного при гимназии, действует секция рукопашного боя. Недавно у наших ребят был кросс на 8 километров, с преодолением разнообразных препятствий; так, например, над рекой был натянут трос, длиной в 100 метров, по которому они переправлялись на противоположный берег. Выдержали испытание четыре человека из четырнадцати. Победители были потом награждены детским "черным беретом".

Молодежный центр, тесно связанный с гимназией, организует паломнические поездки гимназистов, о некоторых я уже упоминал. Вскоре в рамках программы центра дети будут приобщаться к делам милосердия, посещая престарелых людей и приют для слепоглухих детей.

Мы организуем и летний отдых детей. Так, в 2007 году 30 детей и педагогический состав гимназии ездили в лагерь в Абхазию, на Новый Афон, на 21 день. Для детей была организована замечательная паломническая поездка к месту мученической кончины мученика Василиска, святителя Иоанна Златоуста и апостола Симона Кананита.

– В работе молодежного центра участвуют ваши гимназисты?

– Да, и наши учащиеся, и ученики соседней школы N 16, с которой мы сотрудничаем: поскольку для занятий спортзал в гимназии слишком мал, то мы попросили руководство соседней школы дать нам возможность заниматься рукопашным боем в их зале.

Еще Святейший Патриарх Алексий благословил в помещениях бывшей Спасо-Вифанской семинарии создание православного комплекса с православными детским садом, гимназией и институтом. Если это удастся осуществить, то, конечно, мы активно станем призывать учащихся других школ к работе нашего, пока еще небольшого, центра.

– Вы являетесь также проректором Высших богословских курсов при МДАиС. Для кого предназначены эти курсы?

– Прежде всего, для учителей, которые преподают или собираются преподавать основы православной культуры. Но также эти курсы полезны будут тем, кто преподает иные дисциплины, но хотели бы в свой предмет интегрировать православное мировоззрение. Например – и, на мой взгляд, это просто парадокс, – в школах на уроках биологии до сих пор говорят о том, что человек произошел от обезьяны. Педагог, занимавшийся на наших курсах, сумеет подать такую распространенную гипотезу как маловероятную и обратит внимание учеников на библейское представление о сотворении человека по образу и подобию Божию. Или, скажем, почему бы на уроках химии и физики не сказать о том, что Д.И. Менделеев и И. Ньютон были верующими в Бога людьми? Или на уроках истории рассказывать не только об успешных победах А.В. Суворова и Ф.И. Ушакова, но и об их глубоко христианском мировоззрении, давшем им "ключ" к победам?

Кроме того, сейчас такие курсы приобретают особенную актуальность ввиду недавнего совместного решения глав государства и религиозных организаций России о скором внедрении в школьный стандарт в рамках образовательной области "Духовно-нравственная культура" изучения православной веры, которое можно будет выбрать как один из вариантов из прочих.

– К вам приезжают со всей России?

– Да, приезжают учителя со всей России, и даже их зарубежные коллеги. Например, приезжали педагоги из Греции, Норвегии и Швейцарии.

– Каким образом происходит обучение на курсах?

– Схема обучения складывается из объективных и субъективных факторов. Учителя не могут обучаться на очной ежедневной основе, поэтому они приезжают к нам в период рождественских и летних каникул.

Учителя сначала прослушивают десятидневный первоначальных курс по основам православной культуры. Тот, кто прошел первый курс по ОПК и заинтересовался, может продолжить обучение на Высших богословских курсах в течение 3,5 лет. Эти слушатели приезжают каждые полгода на десятидневные лекционные сессии, в конце обучения пишут диплом, который должны защитить. Наша гимназия как раз служит экспериментальной площадкой, где лучшие дипломные работы апробируются в качестве дополнительных учебных пособий.

– Кто преподает на курсах?

– Преподают профессора, преподаватели и выпускники МДАиС, Свято-Тихоновского университета, а также светские специалисты. Если называть конкретные имена, то это архимандрит Платон (Игумнов), отец Вадим Леонов, В.Н. Духанин, Г.В. Бежанидзе и другие. Приглашаются выдающиеся личности, и общение с ними помогает учителям понять, что они не одиноки. Ведь в школах зачастую верующие учителя чувствуют себя "белыми воронами". А приезжая сюда, они видят множество близких себе по духу людей и понимают, что не они "белые вороны", а, скорее, те, кто не веруют в Бога.

Очень важно, что, приезжая сюда, педагоги имеют возможность обмениваться опытом. Они делятся этим опытом и с нами.

– Дипломы они получают с печатью академии и подписью ректора академии?

– Да. И академии, и МГОПУ имени М.А. Шолохова.

– Каким образом можно попасть на эти курсы?

– Вся информация есть на сайте Высших богословских курсов. Перед сессией информацию о курсах дает и радиостанция "Радонеж".

С иеромонахом Никодимом (Шматько)

беседовал священник Димитрий Выдумкин

СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

Известные люди – об идее введения ОПК в школах

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

04.08.2020

Индия: число преступлений против христиан выросло более чем на 40%

Святейший Патриарх Кирилл молится об исцелении пострадавших и упокоении погибших в результате взрыва в Бейруте

03.08.2020

Под Псковом открылась мультимедийная выставка "Батюшка", посвященная старцу Иоанну

До конца года на востоке Москвы достроят несколько программных храмов

Избран новый председатель известной правозащитной организации "Международная христианская солидарность"

02.08.2020

В день памяти пророка Божия Илии Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в храме Илии Пророка в Обыденском переулке в Москве

01.08.2020

В день памяти преподобного Серафима Саровского Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

28.07.2020

В день памяти равноапостольного князя Владимира Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

22.06.2020

Русская народная линия:
Анатолий Степанов
Бунт схиигумена Сергия
В чём причины и каковы могут быть последствия?

19.06.2020

Российская газета:
Владимир Путин
75 лет Великой Победы: общая ответственность перед историей и будущим
"Российская газета" публикует статью президента РФ Владимира Путина

12.06.2020

Аргументы неделi:
Юрий Поляков
Силён ли русский Бог?

04.06.2020

Русская народная линия:
"Ни богословия, ни ру"
Профессор Алексей Иванович Сидоров о научной квалификации прот. Павла Великанова

14.05.2020

Царьград.ТВ:
Михаил Тюренков
"Wi-Fi-причастие" по-украински: В чём опасность либерального "COVID-богословия"

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты