поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
14 октября 2009  распечатать

Екатерина Сальникова

Мнимый здоровый

Чрезмерное присутствие рекламы лекарств в телевизоре и наружной рекламе вредит здоровью

Источник: Частный корреспондент

Можно менять фильтры очистки воды, а можно – детали компьютера, автомобиля. Можно обновлять гардероб. А вот времени жизни докупить по-прежнему нельзя. Остаётся докупать средства стимуляции способностей организма.

Телевидение очень любит заботиться о здоровье своей аудитории. Не успеешь проснуться и включить телевизор, как в "Малахов+" уже заняты готовкой очередного отвара из особо целебных трав.

В студии сидят люди с добрыми внимательными лицами. Они изображают тех, кто не просто беспокоится о своём здоровье, но интересуется здоровьем как таковым.

Проблемы и возможности физического организма человека для них нечто вроде хобби. Красивая яркая мебель, всякие экологичные деревянные мешалочки, улыбающаяся Елена Проклова, простой и уравновешенный Малахов... Клуб любителей здоровья.

И был бы этот клуб весьма мил, если бы туда приходили абсолютно здоровые люди, которым просто нечего делать. Но туда то и дело приходят страдающие люди с очевидными тяжёлыми проблемами в здоровье, будь то резкое преждевременное старение, облысение, ужасающее ожирение и тому подобные беды.

И люди приходят в "Малахов+" не от хорошей жизни, а потому, что во многих клиниках и медицинских центрах им много раз не помогли. Ведущие и гости программы дают им какие-то рекомендации, которые должны подействовать когда-то в будущем.

А пока эти люди становятся участниками телешоу. Всем же интересно поглазеть на какие-нибудь диковинные аномалии в развитии человеческих организмов.

Когда-то люди, исцелить которых простые лекари не могли и даже не пытались, шли прикладываться к иконам или мощам. Это и сейчас не возбраняется.

Но в качестве модернизации и альтернативы можно спаломничать в телестудию. В благородном и просвещённом XIX веке добропорядочные англичане ходили по выходным в сумасшедшие дома, чтобы подивиться разнообразию ненормальных и порадоваться собственной нормальности.

Это был постсредневековый анахронизм, потому что в Средние века сумасшедших домов ещё не существовало, они появились в эпоху Ренессанса.

Теперь добропорядочные россияне могут присаживаться к телеящику, не выходя из дома, дабы лицезреть чужие физиологические проблемы. И никто не считает себя дремучим.

Конечно, не все программы откровенно развлекательны. В "Здоровье" (Первый канал) Елена Малышева периодически с восторгом и придыханием рассказывает о новейших методах, технических достижениях в области медицины, о замечательных врачах и клиниках.

Послушать Малышеву, так у нас кругом сплошная выдающаяся медицина. Только непонятно, откуда столько кошмарных врачебных ошибок, преступного равнодушия и нечестности в той же медицинской сфере, что становится предметом новостей, специальных репортажей и журналистских расследований. "Здоровье" существует как будто на другой планете.

Современной медициной – реальной, для массового пользования – как очень большой проблемой ни одна программа не занимается. На Первом канале у Малышевой эту тему подают в жанре сладкой утопии. У "Малахова+" телевидение выступает как альтернативная медицина, как добрый теледоктор.

На НТВ в одном из выпусков "Без рецепта" ироничного Якова Бранда речь шла о том, что чрезмерная концентрация на проблемах здоровья – тоже болезнь и её тоже надо лечить психологическими и медикаментозными средствами. Это очень похоже на рекомендации пить лекарства, снимающие симптомы, но ничего не делающие с причинами их появления.

Откуда у нас эта болезнь любительских забот о здоровье? В данном случае я не обсуждаю несовершенство профессиональной медицины – пусть об этом высказываются те, кто ближе к этой сфере, а не только те, кто от неё страдал и страдает.

Я о социальных истоках жажды лечиться, думать о лечении, о продлении молодости и спасении от старости, от серьёзных болезней и даже лёгких недомоганий. Вся современная идеология общества – идеология индивидуального счастья и благополучия. Только к ним в основном и стоит стремиться, то есть к тому, чтобы получить от этой жизни как можно больше законными средствами. Телевидение работает на эту концепцию смысла бытия всеми средствами.

Кроме этой жизни с тем содержимым, которое можно сделать своим личным, у человека ничего нет. Фактически – нет, сколько бы ни рассуждали о воскрешении религиозности или государственности. Ни ради своей любимой страны, ни ради высоких вечных идеалов основная часть населения сегодня не живёт.

Сделать что-то героическое либо полезное и умереть, преодолеть, создать и пускай остаётся людям – нет, сегодня это звучит как издевательство. Работа на посмертную славу, на добрую память, на чужое будущее, на человечество – фу, какая дешёвка.

Тогда ради чего жить? Ради того, чтобы пользоваться возможностями современного мира. Чтобы ездить в туристические поездки, сидеть в ресторанах, увлекаться экстремальными видами спорта, носить красивую одежду, покупать удобные и престижные вещи, менять личные автомобили, обзаводиться новыми квартирами и коттеджами. Ну и так далее – возможны варианты по интересам и финансам.

Однако чтобы эту идеологию приобретения и использования времени жизни в личных целях осуществлять, надо быть, во-первых, живым, а во-вторых, относительно здоровым.

Иначе сил не хватит взять от жизни всё то, что она готова дать индивиду. И вот тут начинается паника, потому что предложение от жизни заметно превышает возможности спроса – не общего, на круг, а частного, исходящего от конкретного человека.

И потом, предложения от жизни обычно не бесплатны. Чтобы им соответствовать, надо работать как можно больше и эффективнее. Плохо, если работы нет. Но если её много, то от неё сегодня не принято отказываться хотя бы из суеверных соображений – а вдруг работу перестанут предлагать, вдруг полоса предложений оборвётся?

Количество офисов, работающих без перерывов на обед, а также в выходные дни, заметно возросло. Количество людей, не расстающихся с ноутбуками в отпуске, тоже всё больше. Это условие успешного выживания.

В идеале современный человек хотел бы себя превратить в машину с неограниченными возможностями функционирования и потребления. А силы и время жизни ограниченны, прямо как в каменном веке.

То, что невозможно периодически покупать дополнительное время жизни, подспудно начинает вызывать стресс. Ведь можно менять фильтры очистки воды. Можно менять детали компьютера или автомобиля. Можно обновлять гардероб. А вот времени жизни докупить по-прежнему нельзя. Остаётся хотя бы докупать средства для того, чтобы стимулировать способности организма.

Ведь ещё недавно было время, когда никто не уговаривал, что необходимо пить витамины и мультивитамины практически круглый год.

Было время, когда кисломолочные продукты не отвечали за иммунитет, а этот иммунитет не уходил к другому или к другой. А теперь так и норовит уйти.

Было время, когда нас не лечили на каждом углу через наружную рекламу и на каждом телеканале через телерекламу. А теперь лечат – и, чтобы мы слушались, пугают.

Уже нет лагерей, нет принудительного лечения в психушках, нет голода, нет партийных проработок. Напротив, развелось столько социально-экономических пряников, отвлекающих народ от общественно-социальной активности и нелояльности.

Но должны же быть и кнуты, надо как-то держать людей в страхе. "У шестидесяти процентов мужчин старше сорока лет начинаются проблемы..." – сообщает абсолютно загробный голос.

С чем именно проблемы, уже не важно. Важно, что сразу чувствуешь, насколько ты обречена, даже если ты женщина и не старше сорока. Даже если ты мужчина старше семидесяти, а в обещанные шестьдесят процентов так и не вошёл.

В обращении к женщинам реклама обычно оптимистична. Она знает, что женщины больше склонны лечиться, а потому их надо только поощрить.

С мужчинами разговор суров, поскольку реклама знает, что мужская аудитория лечиться не любит и боится. В целом получается страшноватая картина – телевидение намекает, что без лекарственных препаратов жизни нет. И если у вас ничего не болит, пора срочно проводить профилактику.

Реклама лекарственных препаратов занимает у нас то место, которое могла бы занимать реклама спиртных напитков, чрезмерное употребление которых бывает вредным, как предупреждает Минздрав в наружке.

От отсутствия рекламы алкоголя общество не становится менее пьющим. От изобилия рекламы лекарств общество не здоровеет. Лекарства и биодобавки тоже могут быть вредны, и даже не обязательно при чрезмерном употреблении.

Параллельно с откровенной и краткой рекламой расплодилось немало длинной, занудной, камуфлирующейся под научные беседы о здоровье.

Сидят где-нибудь на канале "Доверие" две дамы в креслах. Между ними столик с какими-нибудь баночками или коробочками. И беседа идёт нежная, с улыбками, с наводящими вопросами и разъяснительными интонациями.

Скажите, так почему очистку организма надо начинать именно с этого? Объясняют. Как же произвести эту первую стадию очистки? Открывают секрет. И какие-то препараты необходимы для этой первой стадии?

Тут камера наезжает на баночки и коробочки, в то время как гостья студии елейным голосом рекомендует их использовать, чтобы не... Где же приобрести эти препараты?

Оказывается, надо звонить по особым телефонам, заказывать... Короче, топ-шоп на кушетке у врача.

Решив ради чистоты журналистской совести приблизиться к этим рекомендуемым препаратам, я недавно позвонила по таким чудесным телефонам.

Оказалось, что уникальный препарат стоит не менее семи тысяч рублей – в зависимости от приобретаемого количества. Потом я открыла интернет и изучила несколько страниц наугад, посвящённых всё тому же препарату.

В Сети его ругали на все корки. Ругали так же убедительно, как и расхваливали по ТВ. И не действует он так, как обещано. И есть аналогичные по составу препараты, которые принципиально дешевле. И эффекты у него побочные такие-то. И последствия сякие-то.

Возникает вопрос – а не слишком ли высокая цена за лекарство явно не такое уж совершенное? А хорошо ли то, что его не распространяют по аптекам?

И хорошо ли то, что его продают без рецепта и без медицинского осмотра потенциального покупателя? А не станет ли человек подопытным кроликом, который сам же и оплачивает своё участие в фармацевтических экспериментах?

Телевидение не задаёт себе этих вопросов, потому что, как и для коммерческой медицины, здоровье человека стало для него элементарным бизнесом.

И только не надо удивляться, что смертность в нашей стране почему-то никак не ослабевает. Её не поможет понизить ТВ – наш главный Мнимый Здоровый.

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Екатерина Сальникова

сюжеты:

Общественный совет РФ по телевидению

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
НОВОСТИ

03.03.2021

Лекторий "Крапивенский 4": встреча с профессором Финансового университета Олегом Матвейчевым
Zoom, 3 марта 2021 года, 18:00-19:00

28.02.2021

Щипков. "Перепись-2021"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 170

26.02.2021

В Москве состоится презентация перевода энциклики Fratelli tutti

В патриархии Грузии напомнили и.о. главы Абхазской епархии, что он является членом Грузинской Церкви

25.02.2021

Святейший Патриарх Кирилл совершил панихиду по приснопамятному Патриарху Алексию II

Армянская Церковь призвала политиков к переговорам

На портале "Активный гражданин" стартовало голосование по выбору памятника на Лубянке

24.02.2021

Александр Щипков: Фанар – это не Вселенская Церковь, а "смотрящий" за православными в интересах иноверцев

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

04.02.2021

IReactor:
Дмитрий Бабич
Откуда берется истерика с Навальным?

31.01.2021

Православие.ru:
Протопресвитер Феодор Зисис
Святой Антоний Великий о ересях и расколах

18.01.2021

Олег Матвейчев
Убить дракона! Трехглавая мифологическая конструкция, разрушающая наше сознание

11.01.2021

Официальный сайт Московского Патриархата:
Митрополит Калужский и Боровский Климент. "Я здесь так покоен духом, что лучшего и желать не следует". (Новые исследования эпистолярного творчества святителя Феофана Затворника)

04.01.2021

Официальный сайт Московского Патриархата:
Протоиерей Андрей Новиков
Последняя атака протодиакона Андрея Кураева на Церковь

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты