Павел Коробов "Папа – первый, кто вошел в синагогу и мечеть" Интервью c архиепископом Тадеушем Кондрусевичем Источник: Коммерсант Сегодня католическая церковь отмечает 25-ю годовщину избрания на Святой престол папы Иоанна Павла II. Накануне юбилея архиепископ архиепархии Божией Матери в Москве, глава российских католиков митрополит ТАДЕУШ КОНДРУСЕВИЧ дал интервью корреспонденту Ъ ПАВЛУ Ъ-КОРОБОВУ.
– В зарубежных СМИ появились сообщения о том, что состояние здоровья Иоанна Павла II сильно ухудшилось. Многие иерархи католической церкви уже открыто признают, что близится конец нынешнего понтификата. Как вы можете прокомментировать эти утверждения католических епископов?
– Конечно, все хотели бы видеть папу спортсменом, катающимся на лыжах. Но годы есть годы. Характерной чертой понтифика и является то, что он, несмотря на свою старость, не боится показываться на публике. Все видят, что папа хочет до конца исполнять свою миссию, к которой его призвал Господь. И как раз в этой его немощи проявляется его сила.
– Насколько верны рассуждения о том, что в Римско-католической церкви идет борьба за Святой престол между архиереями латиноамериканской группировки, одной из самых могущественных, и европейской группировки?
– Конечно, церковь в Латинской Америке – сильная церковь. Безусловно, там много кардиналов-выборщиков. Разговоры о преемнике уже лет десять ведутся. И многие, кто их вел, уже сами ушли в мир иной. Я думаю, заниматься рассуждениями о преемнике неэтично.
– Неужели у папы нет преемника?
– Церковь ведет Дух Святой. Он определяет преемника.
– Может ли папа подать в отставку "по здоровью"?
– Теоретически может. Но понтифик для нас – отец, и как любая семья не хочет, чтобы ее покидал отец, так и мы не хотим, чтобы нас покинул Иоанн Павел II.
– А вам неизвестно, хотел бы папа уйти на покой?
– Я такого не слышал. Я вам больше скажу: в 1995 году, когда понтифику исполнилось 75 лет, я был в Риме на папской аудиенции, и папа на этой аудиенции тогда сказал: "Христос меня призвал, Христос и отзовет".
– Что, на ваш взгляд, отличает Иоанна Павла II от остальных понтификов Римско-католической церкви?
– Каждый человек, а тем более понтифик, человек своего времени. Иоанна Павла II отличает открытость ко всем людям. Это первый папа, который вошел в синагогу, первый, который вошел в мечеть. Он впервые в истории человечества, как глава церкви, публично покаялся во всех грехах, совершенных ее детьми в ходе истории. Папа – это человек, который поставил одной из своих основных задач межхристианский и межрелигиозный диалог.
– А как вы думаете, удастся ли Иоанну Павлу II стать первым папой, который посетит Россию?
– Мы молимся об этом. Но тут как будет Богу угодно. Папа хотел бы посетить Россию, у него такое желание есть.
– Все были уверены, что в этом году Нобелевскую премию мира дадут Иоанну Павлу II, но в результате ее получила иранская правозащитница Ширин Эбади. Говорят, что католики этим фактом очень расстроены. Правда ли это?
– Я, как католик, конечно, хотел, чтобы папа получил эту премию, потому что даже в слабом состоянии понтифик призывал и призывает к мирному решению проблем на Ближнем Востоке, в Ираке и других "горячих точках". Я думаю, что премия не самое главное. Папа и без нее является одним из лидеров миротворческой деятельности.
– Много ли было в истории Римско-католической церкви понтификов, которые так долго занимали Святой престол?
– Нет. Это третий папа во всей двухтысячелетней истории церкви, который четверть века находится на Святом престоле.
– Понтифик интересуется делами России?
– Конечно, интересуется. Он очень переживает, что у нас возникают проблемы с Русской православной церковью.
– А он готов урегулировать возникшие проблемы?
– Это же величайший скандал, что мы разъединены. Нужно найти согласие, чтобы вместе свидетельствовать о Христе.
– Вы думаете, что должно произойти объединение христианских церквей?
– Это воля Христа. "Да будут все едино",– сказал Господь. "Ведь единство в многообразии",– не раз говорил папа. Возьмите католическую церковь, там латинский обряд. А есть более 20 восточных церквей. И это все отдельные церкви, которые руководствуются собственными конституциями, но которые вместе с папой образуют единую церковь, ибо центр единения должен быть один, как един Христос.
16 октября 2003 г.
|