Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_6939.html


17 октября 2003

Филипп Щипков

Александр Мостославский: Трудно совместить веру с профессионализмом. Одно мешает другому

Александр Маркович Мостославский. Родился в 1968 году. Закончил Московский полиграфический институт. Работал на должностях редактора и корректора в ряде издательств. С 1993 года работает на телевидении. Корреспондент "Времечка", канала "Свежий ветер", ТК "Россия". С 1997 года корреспондент программы новостей REN-TV.


Есть ли на REN-TV религиозные программы, как представлена религиозная тема, в каких форматах?

Специальных постоянных передач о религии на REN-TV нет. Религия на телевидении – разовая вещь. Религиозная тема на канале периодически появляется в двух форматах. Первый – документальные проекты. Например, один из выпусков программы "Такая профессия" был посвящен профессии "священник". Другой вариант – это то, чем занимаюсь я: сюжеты для выпусков новостей. Продолжительность сюжета две с половиной – три минуты, это заставляет говорить коротко и по существу. Мы стараемся как можно аккуратнее и деликатнее подавать религиозную тему, поэтому отражаем все события, связанные с религиозной жизнью во всех религиях, все тенденции. Мы придерживаемся той позиции, что говорить о религиях нужно "равноудаленно", отстраненно, без личных комментариев. Зритель сам должен делать выводы из того, что видит.

Есть ли в редакции специальная должность корреспондента, занимающегося религиозной темой?

Такой должности нет, но на REN-TV всегда приветствовалась специализация. Очень трудно работать в новостях, когда корреспондент занимается сегодня одной темой, завтра другой. Сегодня клоунами, завтра религией. Помимо общих для всех обязанностей, у каждого есть своя собственная тема. У нас есть, например, девушка, которая занимается самолетами, кто-то занимается техникой, кому-то ближе история, кому-то социальная тема. В свое время получилось так, что религиозный формат достался мне.

Есть ли отличие в том, как представлена религия на REN-TV, от того, как она представлена на других каналах?

На других каналах берут очень яркие, выигрышные сюжеты, что-то, о чем невозможно не сказать. Мы же стараемся наблюдать за всеми событиями вне зависимости от их яркости, предоставлять полную информацию. Кому решать, что имеет значение? Решаем не мы, решает зритель.

Религиозные деятели должны иметь доступ на телевидение?

Россия светское государство, поэтому все религии как организации должны иметь равный доступ на телевидение на общих основаниях. Совсем другая ситуация была бы, если бы наше государство было не светским (против чего я, кстати, не выступаю).

Тем немногим религиозным программам, которые существуют сейчас на российском телевидении, очень трудно совместить веру с профессионализмом. Одно часто мешает другому. Беда религиозных программ в том, что в них редко попадают настоящие профессионалы. Как телевизионщик я вижу, что конфессиональные программы очень искренние, но они не соответствуют элементарным телевизионным нормам. Многие конфессиональные программы балансируют на грани конфессиональности, эпатажа и спекулятивности. Я могу назвать только одну достойную программу "Православная энциклопедия". В ней присутствует правильное соотношение каноничности, академичности и профессионализма.

Возможно ли создание конфессионального телеканала?

А надо ли? Россия позиционируется как страна с православными корнями, но религия – это только часть жизни общества. Так же и телевидение: нужны программы, посвященные здоровью, спорту, новостные. Религия должна быть представлена ровно настолько, насколько она присутствует в обществе. Каждый канал считает делом чести иметь собственную службу новостей. Мне бы очень хотелось, чтобы признаком "продвинутости" телевидения стало наличие духовных программ на канале.

Я сомневаюсь, что религия сможет заполнить собой эфир целого телеканала (20 часов в сутки). Из-за высокой частоты выхода программ происходит снижение качества. Мне кажется, лучше не делать никакого канала о религии, чем делать плохой. Есть еще вариант: создать межконфессиональный канал; на нем бы присутствовала внутренняя конкуренция между религиями. Это тоже неправильный подход. Мне кажется, что лучшим вариантом было бы наличие большого количества разнообразных качественных религиозных программ на разных каналах. В таком случае конкуренция была бы уместна и эффективна.

Как ваш канал работает с темой религиозного экстремизма?

А что такое религиозный экстремизм и чем он отличается от обыкновенного экстремизма? Мне кажется, это одно и то же. Мы просто не окучиваем этот формат, мы вообще не разговариваем с экстремистами. Это определяется на уровне "что такое хорошо и что такое плохо". Если мы сталкиваемся с экстремизмом, у нас не возникает вопроса, чью сторону принять, мы, конечно, на стороне здравомыслящих людей.

Какова сегодня потребность общества (телезрителей) в религиозной теме? На какую аудиторию вы работаете?

Нельзя подходить таким образом: один сюжет сделан для православных людей, а другой – для неправославных. Это смешно. Смотрят все. Твоя аудитория зависит от тебя самого; от того, насколько интересный, полезный и познавательный для зрителя материал ты сделаешь. Как и любой качественный продукт, он будет интересен многим, вне зависимости от конфессий. Ни в коем случае нельзя идти на поводу у популярности. Нужно держать хорошую профессиональную планку. Когда я занимаюсь религиозной темой, я ориентируюсь на то, чтобы к качеству моей работы не было претензий со стороны представителей религий и чтобы она была понятна восемнадцатилетнему человеку, который два раза в жизни был в церкви.

Ваша кампания следит за развитием отношений между РПЦ и Ватиканом. Какие у вас впечатления?

С одной стороны, я вижу, что у самих СМИ (ни у журналистов, ни у их начальства) нет никакой заинтересованности использовать этот конфликт в качестве информационного повода. С другой, выезжая на места, я понимаю, что действительное положение дел не соответствует тому космическому размаху, которое придается опасности прозелитизма в России московской прессой. Сам я так ни разу и не столкнулся ни с одним случаем. Освещая православно-католическое противостояние, я начал завидовать пишущим журналистам: они могут необыкновенно красиво описать вопиющие случаи католического прозелитизма. А у телевизионщиков меньше возможности для вранья – все подтверждается картинкой. Скажем, заявляют: в центре Пскова строится католический храм. Съемочная группа выезжает на место, но храм оказывается, мягко говоря, очень далеко от центра. И такие случаи происходят часто. Я думаю, это даже не вина РПЦ, а вина тех людей, которые спекулируют на религиозной теме, преследуя какие-то свои предвыборные цели. Две уважаемые конфессии сталкивают между собой и вводят в заблуждение граждан. В Пскове я задавал вопросы людям, выходящим из православного храма, о взаимоотношении православия и католицизма; они в ответ спрашивают: католики – это христиане? Можно ли здесь говорить о прозелитизме? Наверное, нет.

Чему СМИ не уделяют внимания в религиозной теме?

Ликбезу. Многие люди не знают элементарных вещей. Я считаю, что не хватает образовательного формата. Нужно объяснять все, начиная с того, как креститься, и заканчивая тем, что не все мусульмане –ваххабиты.

Если объяснять с экрана телевизора, как человеку креститься, то это уже не образование, а проповедь.

Здесь присутствует и то и другое. Что такое журналистика? Это профессиональная некомпетентность. Хватаешь по верхам, а на глубину тебя не хватает. Можно снять сюжет про ваххабитов, но чтобы снять про них фильм, нужно серьезно погружаться в тему. Например, на недавнем открытии в Ивановской области первой мечети, Равиль Гайнутдин объяснил мне, что своим символом, полумесяцем, ислам обязан храму святой Софии в Константинополе. Когда турки завоевали Константинополь, они срубили крест и остался полумесяц. Ставроведы (те, кто изучает кресты) потом мне подтвердили, что это один из вариантов возникновения мусульманского полумесяца, а до завоевания Константинополя в исламе не было этого символа. Интересно, что православные часто интерпретируют крест с полумесяцем как победу христианства над мусульманством. Сообщать людям такие сведение из области религии – это то, чего сейчас не хватает в СМИ.

Не теряет ли религия, когда выходит на короткий телевизионный формат, свои внутренние смыслы?

Нет. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Достоинство телевидения в том, что мы все подтверждаем видеорядом. Текст дает информацию, но и картинка содержит информацию. Вот, например, "Православная энциклопедия". Это лучший помощник телевизионного журналиста: небольшие емкие статьи, насыщенное содержанием. Как только человек начинает интересоваться религией, он начинает заниматься всем. К религии автоматически притягивается и культура, и политика, и история, и наука.

Могут ли религиозные деятели иметь доступ на телевидение для проповеди?

Я думаю, обязательно. Проповедь имеет место в жизни, почему она не может присутствовать на телевидении? Проповедь может быть разной. Если она не носит деструктивного характера, то она, конечно, возможна. Если человек интересуется религией, но у него не хватает времени или попросту нет физической возможности идти в церковь, то ему должна быть предоставлена возможность получать информацию о религии, в том числе и телевидением. Человек свободен переключать каналы, он имеет возможность выбирать, что ему смотреть. Но если проповедь появляется на телевидении, то возможность проповедовать должна быть предоставлена и христианам, и мусульманам, и иудеям и т.д. – всем религиям. Таинство по телевидению невозможно, а проповедь возможна.

В каком формате должна быть проповедь, чтобы она не превратилась в зомбирование?

Мы говорим об опасности, которой нет.

Вопрос в том, как выстроить проповедь на телевидении с профессиональной точки зрения, об этом надо серьезно думать. Наиболее простой вариант – пригласить "говорящую голову". Вот, например, митрополит Кирилл: он восхитительный оратор, это человек который заполняет кадр. Или Радзинский – неважно, что он говорит, на него просто нравится смотреть. Или Вульф. Есть такие люди, которых хочется слушать. Это наиболее простой и понятный формат проповеди. В какой-то степени это и "зомбирование", потому что от таких товарищей, как митрополит Кирилл или Эдвард Радзинский, невозможно оторваться.

Чтобы не быть зомбированным, нужна элементарная подготовка, тот самый ликбез, о котором я говорил в начале. Если человек хочет быть обманутым, то его будут обманывать и МММ, и CNN. Всегда найдутся люди, которые будут увлечены и зомбированы. Все зависит от сознательности и ответственности самого человека.

17 октября 2003 года

РЕКЛАМА