поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
24 октября 2003  распечатать

Филипп Щипков

Орхан Джемаль: "В основе любой политической доктрины лежит религиозная основа"

Орхан Гейдарович Джемаль. Родился в 1966 году. Закончил Московский геологоразведочный институт им. Серго Орджоникидзе. Работал в нескольких периодических изданиях, сотрудничал с газетой "НГ–Религии". Работал пресс-секретарем Евразийской партии, во Всероссийском азербайджанском конгрессе. С 2002 года – заведующий отделом политики "Новой газеты".


Как религиозная тема представлена в "Новой газете"?

"Новая газета" – общественно-политическое издание. Мы не отслеживаем события внутренней жизни конфессий. Наше внимание обращено к тем событиям из религиозной жизни страны, которые влияют на все общество в целом. "Новой газете" интересно общественно-политическое измерение религиозной жизни. Среди религиозных выбираются такие темы, которые вызывают рефлексию в обществе.

Как часто религиозная тема появляется в газете? И почему нет специализированной религиозной полосы?

Отсутствие религиозной полосы – это недостаток газеты. В "Новой газете" присутствует некоторая инертность. С советских времен осталось представление о религии как о явлении маргинальном. На словах все согласны, что религия очень важна, что это центральная тема, но подсознательно продолжают считать ее второстепенной. Я думаю, недалек тот час, когда ни одна приличная газета не сможет обходиться без постоянной религиозной рубрики.

Должна ли для этого быть специальная должность в газете?

Религия очень сложная тема. Человек, который ею занимается, должен свободно ориентироваться в ней, причем не в том, что на злобу дня: в раскладах в Патриархии, отношениях между митрополитами, какой человек в МИДе против приезда далай-ламы и т.д. Человек, занимающийся религиозной тематикой, должен легко ориентироваться в историческом разрезе, что требует серьезной подготовки.

К сожалению, на факультетах журналистики не готовят религиозных журналистов, поэтому журналист должен иметь религиоведческое, историческое или философское образование. Кроме хорошего образования, он должен обладать определенным интеллектуальным масштабом.

Ведь и сами журналисты зачастую считают религиозную тему второстепенной. Где же подлинное место этой тематики? И что вы имеете в виду под интеллектуальным масштабом?

Нельзя низводить религию в СМИ до уровня светской хроники: протокольные мероприятия, пасхальная трансляция, поздравления с днями хиротонии; или до фольклорно-тюбетеечного ислама и лубочного православия. Я считаю, что на первый план должно выйти то обстоятельство, что в основе любой политической доктрины, любого политического движения лежит идеологическая религиозная основа. Например, растиражированный СМИ факт: одна из мотиваций Буша в войне с Ираком – мотивация религиозная, Буш видит себя в роли протестантского воина. Это проговорено пока в отношении только одного Буша, но касается многих мировых политиков. Мне кажется, нет ни одной серьезной политической парадигмы, в основе которой не находился бы религиозный стержень. Интеллектуальный масштаб в этой теме необходим для того, чтобы выявить ту религиозную нить, которая пронизывает и увязывает вместе глобальные события, происходящие в современном мире.

Вы говорите, что в религии есть фундамент и масштаб, но чтобы раскрыть его, нужны книги, а на страницах газет, в коротком формате, это невозможно.

Каким бы маленьким ни был формат, необходимо только умение вложить в него мысль. Мысль может быть урезана, может не вскрывать всех аспектов, но главное – изложить выводы. Все зависит от мастерства журналиста. Для того чтобы просто и коротко излагать, нужно ясно и четко понимать. Грубо говоря, для газеты достаточно два абзаца, чтобы дать направление мысли, а объяснение нюансов, жонглирование фактами – это удел книг.

В условном рейтинге тем: политика, экономика, светская хроника, спорт, погода, – где место религии?

Вы подходите к этому вопросу с точки зрения ответственного секретаря, который выкладывает на газетную полосу или на интернет-страницу материал. Мне кажется, это не совсем верно. Религиозная тема связана с политикой больше, чем с любой другой темой. По политическим событиям можно определить, кто конфессиональный субъект этих событий. Политика бывает протестантской, католической, православной, буддийской, мусульманской и т.д., не в смысле политики конкретной конфессии, а как конфессиональная субъектность политических актов. Религия и политика неразрывно связаны.

Если говорить о месте этой темы в газете, то я считаю, что место религиозной тематики рядом с политической, я бы увязывал ее с первополосным политическим материалом.

Будет ли исламский фактор иметь значение на предстоящих выборах?

Исламский фактор разыгрывается на всех выборах. Канализацию исламского фактора на выборах поставили под вопрос те события, которые происходили в России в течение последних трех-четырех лет. И у меня складывалось устойчивое убеждение, что исламский фактор уйдет в неявку или в голоса "против всех".

Однако в последнее время власть делает некие политические ходы: одни можно назвать прицельно предвыборными, другие – многоцелевыми. Все они вкупе могут обеспечить мобилизацию исламского фактора на выборах. Во-первых, этим летом благополучно разрешился вопрос о платках, несмотря на то что прежде по этому вопросу федеральная власть высказывалась крайне негативно. И Путин всегда очень жестко высказался по этому вопросу. Но тут вдруг суд принимает нормальное человеческое решение. Почему? Я думаю, решение по платкам было, конечно, уступкой. Сейчас возникла тематика, связанная со вступлением России в ОИК. Намерения Путина оказались намного серьезнее, чем первоначально считали СМИ.

Заявление о намерении России вступить в ОИК тоже нацелено на скорые выборы?

Нет, оно не нацелено сугубо на выборы, но это может отозваться. Мне кажется, что у Путина, а значит, и у партии власти, есть устойчивое реноме исламофоба. Сегодня он показывает, что это не так. Примеры с платками и ОИК – не единственные.

Есть другой пример. Долгое время мусульмане высказывали претензии к подаче мусульманской темы в газете "Известия" – одной из самых известных и самых влиятельных российских газет. Главная претензия касалась достаточно последовательной исламофобской позиции газеты. Однако на днях, непосредственно в разгар судебной тяжбы мусульман и газеты "Известия", главный редактор газеты Михаила Кожокин уступает свое кресло Рафу Шакирову, человеку, которого хотя бы по звучанию имени трудно заподозрить в исламофобии. Мне кажется, что "Известия" хоть и частная газета, но изменения в ней не могут происходить без учета интересов власти.

Муфтий Равиль Гайнутдин, выступая неделю назад на телевидении, говорил о том, что мусульманское духовенство не будет участвовать в выборах. Как вы можете прокомментировать позицию муфтия?

Я не согласен с этой позицией. Доктринальная специфика ислама такова, что ни один мулла, имам или муфтий не может высказываться от имени всего мусульманского духовенства. Вне всякого сомнения, среди российских муфтиев Равиль Гайнутдин один из самых достойнейших людей, но я не думаю, что он вправе говорить от имени всего мусульманского духовенства.

Например, в одну из пятничных проповедей, незадолго до выборов губернатора Санкт-Петербург, в соборной мечети питерский муфтий Джафар Пончаев произнес настоящий панегирик в адрес Валентины Матвиенко, призывая мусульман голосовать за нее. Для Пончаева абсолютно неважно мнение Гайнутдина, никто ему не может указать, что и как говорить, кроме закона, который ограничивает духовных лиц в агитационной деятельности. В любом случае, я против того, чтобы существовал запрет на участие в выборах для мусульманского духовенства. Духовенство – это люди, которые имеют свои политические интересы, представляют интересы своих прихожан. У мусульман джамаат (община) не только союз верующих, которые вместе по пятницам читают намаз, это социальная, а иногда и политическая структура. Так пусть они и участвуют в выборах во всех возможных формах.

Могут ли СМИ реально противодействовать религиозному экстремизму?

Нет никакого религиозного экстремизма. Ни исламского, ни православного, ни иного. Вы можете объяснить, что такое религиозный экстремизм? Любое религиозное отступление от тотального конформизма можно назвать религиозным экстремизмом.

Экстремизм бывает политический. Если, по вашему мнению, религия близка политике, то может ли в политическом экстремизме присутствовать религиозный элемент?

В любом явлении присутствует религиозный элемент. Человек, который следует своим религиозным представлениям, в конце концов обнаруживает, что та политическая реальность, которая его окружает, враждебна ему; у человека появляется два возможных пути: либо идти на сделку со своей совестью, либо, если он честен по отношению к самому себе, уходить в оппозицию. Радикальная конфронтация – это очень личная, глубоко внутренняя позиция, которая не позволяет мириться с существующим положением вещей. Когда человек перестает мириться с существующим положением дел, он автоматически зачисляется обществом в экстремисты. Экстремист – невнятный термин, который ничего не описывает, кроме того, что это – враг.

Если радикализм касается внутреннего, глубоко личного восприятия мира (и именно поэтому вы воспринимаете радикализм как религиозное проявление), то где граница проявления этой радикальной религиозности?

Эти проявления ограничивает религия. Деятельность и борьба человека, по крайней мере у мусульман, четко кодифицирована. Религия говорит, что можно делать, а что нельзя. В исламе это вот что: не начинай первым; не нападай первым; если же на тебя напали и изгнали из дома, тогда ты можешь защищаться, но не преступай, ибо Аллах не любит преступающих; ты не должен воевать с беззащитными женщинами, детьми. Если говорить о вооруженной, силовой борьбе, то взрыв в Тушино – абсолютно недопустимая вещь, нарушающая доктринальное, теологическое ограничение борьбы.

Возможно ли в России свое исламское телевидение? Как вы оцениваете канал "Аль-Джазира"?

Возможность исламского телеканала – это вопрос финансирования. Иностранный капитал достаточно активно вкладывается в средства массовой информации. В России есть газеты с долей западного капитала, есть газеты с долей израильского капитала, но нет газет с долей арабского капитала. Достаточно охотно дают деньги на строительство мечетей, на книгоиздательскую деятельность, но никто не готов финансировать СМИ, очень оперативное и острое оружие.

"Аль-Джазира" качественный канал, дающий массу эксклюзивной информации, это своего рода исламский CNN. Только "Аль-Джазира" затачивает ту же информацию в другую сторону. Телезритель, который смотрит оба эти канала, может сравнивать и делать свои выводы. Я не исключаю появления русской версии "Аль-Джазиры" по аналогии с русской версией "Евроньюс".

24 октября 2003 года

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Филипп Щипков

книги:

Филипп Щипков. Религия в современной информационной политике

персоналии:

Орхан Джемаль

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
НОВОСТИ

11.03.2021

Презентация книги Александра Щипкова "Дискурс ортодоксии"
Москва, 11 марта 2021, 19:00

10.03.2021

Лекторий "Крапивенский 4": встреча с доцентом кафедр богословия МДА и Сретенской ДС Павлом Доброцветовым
Zoom, 10 марта 2021 года, 18:00-19:00

07.03.2021

Щипков. "Апологеты и религиоведы"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 171

05.03.2021

В Российском православном университете обсудили особенности сект и их влияние на политику

Вышел в свет второй номер "Журнала Московской Патриархии" за 2021 год

В России готовят законы о наказании за пропаганду абортов

Упоминание Бога в конституциях светских стран обсудят в Москве

Документы об утраченных московских храмах и монастырях теперь можно изучить в режиме онлайн

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

04.02.2021

IReactor:
Дмитрий Бабич
Откуда берется истерика с Навальным?

31.01.2021

Православие.ru:
Протопресвитер Феодор Зисис
Святой Антоний Великий о ересях и расколах

18.01.2021

Олег Матвейчев
Убить дракона! Трехглавая мифологическая конструкция, разрушающая наше сознание

11.01.2021

Официальный сайт Московского Патриархата:
Митрополит Калужский и Боровский Климент. "Я здесь так покоен духом, что лучшего и желать не следует". (Новые исследования эпистолярного творчества святителя Феофана Затворника)

04.01.2021

Официальный сайт Московского Патриархата:
Протоиерей Андрей Новиков
Последняя атака протодиакона Андрея Кураева на Церковь

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты