поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
02 декабря 2009  распечатать

В совместной программе "Голоса России" и Радио "Радонеж" "О главном" иеромонах Филипп (Рябых) – об антихристианских тенденциях в современной Европе и о служении священника.

Источник: Радонеж

В совместной программе "Голоса России" и Радио "Радонеж" "О главном" – о наиболее значимых событиях в светской и церковной жизни за последнее время.

Ведущий программы – главный редактор Радио "Радонеж" Евгений Никифоров

Никифоров: Вы слушаете программу "О главном" – это совместный проект Радио "Голос России" и Радио "Радонеж". В этом проекте мы объединяем точки зрения светскую и религиозную и обсуждаем мнения наших слушателей, потому как, как оказалось за небольшое время существования нашей программы, главное все понимают очень по-разному. Сегодня в нашей беседе будет принимать участие иеромонах Филипп (Рябых). Батюшка, здравствуйте.

Иеромонах Филипп: Добрый вечер.

Никифоров: Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей. Ну, перед тем как начать наш эфир, мы набрасывали темы, о чем поговорить, что действительно было в церковно-государственных отношениях наиболее важным. Но послушав новости, которые предваряют нашу программу, мы решили, что повестка дня в принципе-то и сформирована. И что любопытно: вот какое-то такое почти что зимнее, как ни странно, когда все вокруг замерзает, обострение в отношениях религиозно-либеральных между религиозной точкой зрения на мир и вот такой секуляристской, достаточно агрессивной, свидетельством чему стало почти что невероятное, когда Святейший Патриарх Кирилл, уже русский Патриарх недавно гонимой церкви, защищает премьер-министра Италии, поддерживая его в его праведном возмущении от решения Европейского суда по правам человека, которое буквально 3 ноября было озвучено, это решение по делу некой Лаутси против всей Италии, и в этом решении утверждается, что наличие распятия в государственных школах Италии нарушает права человека. Италия жила веками, уже два тысячелетия, жила с крестами, породила великолепную культуру христианскую, там находится Ватикан, там кафедра папы Римского. И вдруг Европейский суд какой-то там по призыву какой-то женщины... Вот как это может быть, батюшка?

Иеромонах Филипп: За последние дни Русская Православная Церковь оказалась действительно в гуще мировых событий, и эти мировые события имеют очень много схожего в тех импульсах, в том, что заложено в качестве двигателя этих событий. Действительно, с одной стороны, это решение Европейского суда о Италии, когда права одного человека защищаются против прав, можно сказать, большинства, целого народа, и они не принимаются во внимание, а принимаются права одной гражданки. Это, конечно, удивительная коллизия в правозащитной сфере, такое трудно вообще себе представить, чтобы вот голос одного...

Никифоров: Еще недавно вообще невозможно было себе представить такой абсурд!

Иеромонах Филипп: Но я хочу сказать, что совершенно недавно, в начале года, то же самое, Страсбургский суд принял решение против Болгарии, когда по сути, можно сказать, так квалифицировало общеправославное совещание, собранное в марте этого года в Софии, что это было просто вмешательство во внутреннюю жизнь Церкви, когда международная инстанция посчитала себя способной определить, кто должен быть законным Патриархом в Православной Церкви Болгарии и кого государство должно признавать в таком качестве. Вот за этот год уже два таких решения, которые вступают в конфликт с религиозной самобытностью двух европейских стран. Пожалуйста, православная страна оказалась под ударом и католическая страна.

Никифоров: Причина, интересно, в чем причина? Собственно, даже можно предположить, в чем, потому как Церковь, они никак не могут понять, что такое Церковь на самом деле, и предполагают, что это какая-то одна из общественных организаций, которые существуют по определенным законам – законам, придуманным людьми, и не понимают, что Церковь – это не организация, это богочеловеческий органический организм.

Иеромонах Филипп: Я думаю, что неприятие вызывает вот та активизация Церкви, которая происходит в современном обществе. Посмотрите, что сегодня происходит в России, как об этом пишут, говорят, что присутствие Церкви в обществе повышается, Церковь становится все более активной. Есть некая возрастающая линия присутствия Церкви в обществе. То же самое, надо сказать, происходит в Европе, Католическая Церковь, несмотря на все свои проблемы, которые есть, наверное, в любой религиозной организации, тем не менее, является одной из ведущих духовных сил европейских обществ. И она также находится сегодня на подъеме, авторитет Католической Церкви растет именно благодаря тому, что Папа Бенедикт XVI является консервативным человеком и смело высказывает свою позицию, не боясь различных кругов, сложившихся отношений и желаний Католическую Церковь загнать в некое социальное гетто, чтобы она оттуда не выходила.

Никифоров: Уже чего ж бояться? Уже все сказано. Это раньше можно было думать, что что-то как-то, это какое-то недопонимание, невежество некоторое, невоспитанность какая-то. Сейчас понятно, что то, что происходит в Европе, – это откровенно антихристианская тенденция.

Иеромонах Филипп: Да, я бы больше сказал, что вот Католическая Церковь в середине XX века после знаменитого Второго Ватиканского Собора сделала ставку на некое примирение со светским миром, пытаясь таким образом обрести свое потерянное влияние в обществе. Я думаю, что многие в Католической Церкви реально думали, что такая стратегия позволит вернуть им присутствие Католической Церкви в общественной и политической жизни стран Европы.

Никифоров: Слушайте, это совершенно похоже на то, что у нас сейчас происходит, когда люди, не знаючи опыта зарубежного, того же католического или протестантского, то же самое пытаются проповедовать на рок-концертах. Я им не судья, конечно, но это примерно то же самое по своей сути. Вот тот же отец Иоанн Охлобыстин – это яркий вам пример того, что все-таки Церковь должна сохранять свою идентичность, саму себя, прежде всего. Мы еще сами собой-то не стали, а мы уже пытаемся заигрывать с кем угодно, с чем угодно, лишь бы нас приняли.

Иеромонах Филипп: Действительно так. Вот вы заметили, это еще Достоевский сказал о том, что Бог с Сатаною борется, с дьяволом, и поле битвы – это сердце человека. Что такое противостояние, напряжение отношений между секулярным безрелигиозным подходом и религиозным мировоззрением, которое сегодня, мы видим, обостряется, и это напряжение растет, оно проходит и по сердцам многих людей. Современный человек, приходя к вере, приходя в церковь, порой после этого прихода переживает внутреннюю трагедию. В новостной ленте говорилось, что появился текст в Живом Журнале у отца Иоанна Охлобыстина, – я не ставлю под сомнение, это, наверное, искренние слова. Я бы хотел сказать, что мне вот, честно говоря, по-человечески, по-христиански жалко, что у человека такая внутренняя трагедия, такая разорванность, и я только могу пожелать, помоги ему, Господь, чтобы все-таки он обрел твердую почву под ногами, о чем он пишет там. Видите, он сам чувствует, что вот то, что он делает, это не соответствует ... Требования, которые Православная Церковь предъявляет пастырям, высоки, только по одной простой причине, что священник в Православной Церкви – это не посредник между Богом и человеком, некая лишняя инстанция, такая прокладка между человеком и Богом, а его служение связано с тем, что он должен идти впереди. Он предстоятель общины, евхаристической общины, ему даются дары Святого Духа для того, чтобы он смог нести это предстоятельство в евхаристической общине, быть примером для прихожан во всем. В пастырской культуре, даже при том, что мы все понимаем, что священник слаб также, у него есть свои и искушения, свои слабости и страсти, тем не менее не принято священнику с прихожанами делиться своими сложностями, проблемами. Не потому, что это некая скрытность, двуличность, а просто потому, что это кого-то может соблазнить, потому что людям нужна свеча на подсвечнике, которая бы горела и которая бы вдохновляла на христианский подвиг. И если человек вдруг перестает бороться со своими страстями, тем более священник, прежде всего, если он перестает работать над своей душой, если он это не делает, тогда действительно он становится пастырем, у которого стадо рассеивается, потому что он не может выполнять больше то служение, на которое поставил Господь, ради которого Господь дал ему дары Святого Духа. Поэтому естественно, что когда человек готовится стать священником, он должен иметь желание молиться, потому что действительно главная задача священника – это молиться, совершать евхаристию, совершать богослужение. Человек должен любить молиться, он должен показывать пример в молитве. Он должен любить проповедовать, он должен любить доносить слово Божие до людей...

Священство – это таинство. Без благодати Божией, без помощи Божией никакой человек не сможет совершать священнического служения, это сверхчеловеческое напряжение всех сил. Я тоже как священник, став священником, это ощутил на практике. Но здесь нужны постоянные усилия человека. Если сам священник не стремится свою жизнь выровнять по идеалу христианскому, тогда и благодать Божия отступает, тогда она оставляет его, и священнику каждый раз, безусловно, нужно опять делать над собой усилие, причем больше усилий, чем, наверное, даже делает обычный христианин, потому что священник постоянно ощущает, что за ним люди стоят. То есть он не может думать только о себе. И когда человек выбирает пастырское служение, точнее, как выбирает, это же тоже призвание Божие, человек чувствует, что он по-другому не может жить, что он должен служить вот так Богу, то человек должен себя испытывать. Вот насколько он готов взять этот крест, насколько он ему любим, этот крест, чтобы ради постоянной работы над собой совершать эту постоянную работу над собой. Есть испытания, так же как человек, который готовится стать монахом, он должен себя испытать в течение двух-трех лет, чтобы понять, его это путь или не его этот путь, и затем становиться, делать этот шаг выбора. Поэтому вот мы столкнулись с такой ситуацией в лице отца Иоанна Охлобыстина, дай Бог, чтобы никого это не соблазнило. Мне кажется, что вот это самое главное, чтобы такой пример... и вот потом, видя это искреннее признание, мне кажется, что мы здесь должны быть снисходительными к нему, потому что, если человек упорствовал, считал, что он прав во всем, что вообще по-другому нельзя, действительно здесь была бы, может быть, вызывало бы это чувство больше такого сопротивления и желания доказать, что это неправильно. А здесь, когда человек это чувствует сам, что вот он, может быть, сделал какую-то очень серьезную ошибку...

Никифоров: И он, и, к сожалению, те, кто его рукоположил, потому что все-таки ответственность на епископе о тех, кого епископ выводит в пастырский сан, рукополагает.

Иеромонах Филипп: Так же как ответственность очень часто бывает на священнике, который крестит людей. Ведь как крестить? Что с человеком происходит? Но здесь мы понимаем, что все-таки есть промысел Божий. Таинство промысла Божия таково, что Господь иногда что-то попускает для того, чтобы нам лишний раз показать на примере, что значит настоящее пастырское служение, что не торопитесь принимать этот крест, не поняв себя до конца, не разобравшись в себе самом.

Никифоров: Это крест до смерти, как мы видели на служении отца Даниила (Сысоева). Другой яркий пример. Причем люди примерно одного возраста. Отцу Даниилу тоже 35 лет, совсем молодой человек, кандидат наук, писатель, трое детей. Матушка его тоже замечательный человек, тоже писательница. Человек, который, во-первых, с детства хотел быть пастырем. Как матушка Анна (Сысоева) рассказывала, что он проповедовал полотенцем, будучи мальчиком. Матушка говорила: "Как же?", отец Алексий им говорил: "Ладно, пусть упражняется", благословил его на это. Мальчик, которому 13-14 лет, сам объездил почти половину монастырей России, изучал их историю, изучал уроки святости, святых Отцов. Он пришел в церковь естественным образом. Вы говорили, что он впереди паствы. Действительно, впереди, действительно, горящий миссионер и не боялся ничего, вплоть до смерти.

Иеромонах Филипп: Святейший Патриарх сказал, что не каждому пастырю уготован такой удел. В наше время, имея перед глазами пример служения и верности Богу до смерти, не только отец Даниил (Сысоев), уже, наверное, такой мартиролог можно выстроить за последние 20 лет церковного возрождения в России. Он будет состоять уже, отнюдь, не на одной странице.

Никифоров: Мы посчитали. Примерно 50 человек новомучеников.

Иеромонах Филипп: Я думаю, что этот список не закрыт. Есть и другого рода служения. Большинство пастырей, наверное, именно его несет. То есть уметь в нынешних агрессивных для веры и для церкви условиях находить способы свидетельства миссий среди люди утверждения церковных, христианских идеалов, норм жизни – это постоянная Голгофа. Потому что если человек к этому искренне относится, искренне служит для этого – это постоянная Голгофа. Голгофа от того, что, к примеру, приходишь на конференцию и вдруг слышишь человека, который начинает критиковать Церковь, христианство, причем, передергивая факты, намеренно искажая какие-то события. И, ведь помимо того, что ты должен отреагировать, помимо того, что ты, как представитель церкви, должен дать другую аргументацию, тебя это лично как человека ранит, как христианина, как верующего человека, потому что ты видишь, что это несправедливо – такое обвинение на Церковь. Это же тоже боль, боль, которая отзывается и нервным расстройством, и напряженностью. Вынести такой крест, а бывает иногда и лобовое столкновение, когда какой-нибудь чиновник откажет священнику в поддержке правильного, хорошего дела, и людям приходится слышать какие-то угрозы и неуважение от людей, слухи и все что угодно, все это приходится сносить: сносить клевету, сносить такое противодействие. Мы все ведь живые люди. Если человек с преданностью служит Христу, то каждый раз – это рана на сердце, каждый раз надо от этого оправляться, приходить в себя. На первом месте, конечно же, стоит молитва, служба, участие в евхаристии, это очень сильно обновляет все силы, приводит как бы... Ты как младенец после этого. Если бы этого не было, я не знаю, как бы мы могли осуществлять всю эту деятельность. Это я тоже могу сказать и про внешнюю деятельность Русской Церкви, на каждом шагу с этим сталкиваешься. Когда-то это прикрыто, в дипломатичной форме тебе дают понять, что такое церковь и как человек к ней относится, или это делается в более грубой форме, форме перфоманса какого-нибудь. Как здесь выстоять? Как здесь иметь силу не потерять присутствие духа и в то же время смело свидетельствовать о православии?

Никифоров: Научите, батюшка. Потому что сегодня мы получили информацию, если бы я 20 лет не занимался православным просвещением, то можно было бы впасть в ужасное уныние. Сегодня православным школам Москвы отказали в государственном финансировании, даже подушно. Всем негосударственным школам в этом отказано Ну, негосударственные школы – это ладно. Это большое явление. Но нас то (православных школ – ред.) меньше 20 школ в Москве! Мы посчитали, сколько там учится детей. Если собрать всех вместе – это примерно столько, сколько в одной московской школе!

Иеромонах Филипп: Вы привели пример со школой. А есть тема приютов. Есть тема социальной работы церкви, которая сегодня не получает государственной поддержки.

Никифоров: Почему такая дискриминация?

Иеромонах Филипп: Мне кажется, это наследие советского времени. Все-таки еще продолжает влиять представление о религии как о неком враге государства, общества, что нельзя пускать в социальную сферу, вот они придут и заполнят все собою. Более того, часто звучит, что "у нас светское государство, церковь отделена от государства, поэтому мы не хотят иметь дело с религиозными организациями". Вспомните, как давно говорят на тему социального партнерства религиозных организаций и государства, что давно уже назрел комплекс законодательных мер, которые бы позволяли государству платить бюджетные деньги на конкретные социально значимые проекты церкви. Почему сегодня, если монастырь занимается беспризорными детьми, он не имеет права получать никаких государственных дотаций?

Никифоров: В школах "секспросвет" возможен и нужен даже, а "Закон Божий" – нельзя. Мы, конечно, должны будем обратиться к Святейшему Патриарху, потому как мы потеряем все школы. 70 процентов от бюджетного финансирования для православных школ. Если это все будет принято, то все.

Иеромонах Филипп: Это же граждане России!

Никифоров: Это гибель маленьких очажков, в которых воспитываются в благочестии и мудрости наши дети. В заключение хотел бы сказать, что Святейший Патриарх обратился со словами поддержки к Сильвио Берлускони и сказал, что "европейская демократия не должна поощрять христианофобию, уподобляясь богоборческим режимам прошлого". К сожалению, мы знаем, что принесли режимы прошлого, и любое безбожие ведет к одному.

У нас есть звонок. Мы вас слушаем.

Слушатель: Сегодня в России прошел форум под названием "Общество и власть". Я присутствовал на этом форуме, но почему-то не заметил ни одного человека со стороны Русской Православной церкви!

Иеромонах Филипп: Кто был организатором форума?

Слушатель: Организатор форума, очевидно, Общественный совет Москвы.

Иеромонах Филипп: Это тогда вопрос к Общественному совету, который не пригласил представителей церкви. Потому что, как правило, если мы получаем приглашение на такие мероприятия, то участвуем в них, выступаем, представляем позицию Церкви. Отвечая на этот вопрос и, в том числе, о том, о чем мы говорили, об отношениях Церкви и государства по социальным проектам, я сюда приехал буквально с конференции, которую мы проводили совместно с агентствами ООН. Очень много различных организаций системы ООН работают в России – ВОЗ, программы по борьбе со СПИДом, восстановлению наркозависящих. То есть ряд очень конкретных программ. Мы с ними вели диалог о том, как мы можем вместе взаимодействовать, как они могут поддерживать конкретную социальную деятельность религиозных организаций в России. С этой точки зрения не возникает никаких вопросов выделить финансы для конкретных проектов Русской Православной Церкви.

Никифоров: А у нашего государства?

Иеромонах Филипп: Получается, что наше родное государство, которое везде говорит о том, как важна деятельность Русской Православной Церкви в обществе, и все признают значимость этой деятельности, тем не менее, по всем направлениям (вы привели прекрасный пример в области образования) такая ситуация по всем регионам России, где есть православная гимназия, – никто не хочет это финансировать.

Никифоров: А деньги врозь! У нас есть звонок. Вы в эфире.

Голос: Меня зовут Евгений, я из Москвы. В прошлом году был показан фильм о Матрене и Ванге. В первом варианте было сказано, что символом современного масонства является Святая Ветхозаветная Троица. В связи с этим вопрос. Я смотрю, на восстанавливающихся храмах над Царскими вратами, над иконой Господа Иисуса Христа, чего я не видел в старых храмах, располагается Ветхозаветная Троица Андрея Рублева. Это в храме Тихона Задонского в Сокольниках, это...

Никифоров: А чем вам не нравится Ветхозаветная Троица?

Голос: Мне непонятно, почему эти иконы располагаются выше иконы Иисуса Христа, они ведь по рангу ниже?

Иеромонах Филипп: Я бы сказал, что нам с вами, православным христианам, нужно пользоваться правильными источниками. Меня, прежде всего, насторожило то, что вы, ссылаясь на то, что Ветхозаветная Троица – это символ масонства, ссылаетесь на какой-то фильм. Сегодня могут сказать что угодно, а люди это используют как достоверный источник и смело заявляют во всеуслышание. Это сродни с богохульством. Есть определенные положения и представления о том, что канонически неправильно изображать Ветхозаветную Троицу, то есть Бог-Отец изображен в виде старца, Господь и Святой Дух в виде голубя. Это изображение считается неканоническим, не соответствующим православному богословию, тем не менее, это нельзя назвать хулением Бога. Вы называете это изображение, которое действительно присутствует во многих храмах, масонским, антихристианским, и уже хулите святое изображение. Это неправильно. Безусловно, есть канонически признанное, с православной точки зрения, изображение Святой Троицы, оно представлено на иконе преподобного Андрея Рублева. Я сторонник того, чтобы этот образ в наших церквях больше изображался, но нельзя отрицать и ту традицию, потому что она тоже имеет свое обоснование. Я бы поостерегся называть это антихристианским изображением, не гневил бы Бога таким образом. Поэтому здесь нужно лучше знать источники, на которые можно ссылаться, и свою традицию.

Никифоров: У нас есть еще вопрос. Вы в эфире.

Слушатель: Отец Филипп, мы говорим о государстве, в котором не носят креста. Я работаю, спрашиваю на работе – "ты крещен?" – "да, крещен". "А носишь ли ты крест?" – "Нет, а зачем его носить?" О монастырях я могу сказать: некоторые монастыри так богато живут, что делают купальни, покупают себе джипы (это на примере, о котором я не хочу больше говорить). Скажите, почему крест не носят?

Иеромонах Филипп: Надо задать этот вопрос людям, которые не носят. А по поводу денег скажу так: говорят, что церковь хочет денег, разговоры только о деньгах. Вы знаете, такие разговоры идут от тех людей, которые как раз эти деньги получают. Почему бы им не отказаться от этих денег и не направить на конкретные проекты? То, о чем сегодня я говорю, и о чем говорят очень многие представители Церкви, занимаясь этими конкретными делами, речь идет о финансировании конкретных проектов, которые получают определенный бюджет и за исполнение которых потом ведется отчет. Те богатые монастыри, о которых вы говорите, ведут сегодня очень большую социальную работу. Действительно, есть сегодня монастыри, духовные центры, куда приезжает очень много паломников, очень много людей, и они тратят очень большие средства на благотворительность, на восстановление храмов. Конечно, есть какие-то случаи, я не хочу говорить, что у нас все идеально. Есть люди, и покойный Патриарх об этом говорил, что недопустимо, чтобы священники жили как "новые русские", одергивал людей, которые как-то пытались... Да и потом... Преподобный Иосиф Волоцкий говорил о том, что Церкви нужны средства.

Никифоров: Я скажу так – нам средства нужны. Мы существуем 20 лет исключительно благодаря пожертвованиям православных христиан. Все должны понять, что храмы Божии, великие памятники архитектуры нельзя восстановить за священный сбор, за какие-то маленькие деньги на требы – ни в коем случае! Только за свет пожертвований. И наше радио существует исключительно на пожертвования православных христиан. В период нынешнего кризиса все спонсоры исчезли, а мы существуем. Очень тяжело. Поверьте, если мы не заплатим к январю наши долги по аренде, то с нами произойдет то, что с православными школами происходит, – с 1 января прекращается финансирование. И все. У нас есть звонок. Говорите, вы в эфире.

Слушатель: Поясните, пожалуйста, почему число 666 является числом зверя?

Иеромонах Филипп: Потому что оно упоминается в Апокалипсисе апостола Иоанна Богослова, в котором он говорит, что "знайте зверя по числу его имени". Там оно приводится. Но там оно приводится в оригинале. Поскольку Апокалипсис был написан на греческом языке, оно приводится в виде буквенного начертания. Была такая традиция – не цифрами писать число, а буквенными обозначениями. Поэтому многие толкователи говорят, что нужно иметь в виду не числовое измерение, а именно греческие буквы. Есть толкование этого места из Апокалипсиса, связанного с буквенной передачей этого числа, а не с его числовым измерением.

Никифоров: У нас есть несколько вопросов по sms. Из Орловской области спрашивают: мнение Виктора Александровича Саулкина на его "круглых столах" – это мнение Радио "Радонеж" или нет? – Иван из Орла. Иван, конечно же, и нет, и да одновременно, потому что Радио "Радонеж" – это свободная площадка, на которой свободно высказываются люди. Главное, чтобы текст и мысли были продуманы и ответственны – вот главное требование для тех, кто выступает на Радио "Радонеж". Виктор Александрович никогда никакой крамолы не говорил, он человек опытный, у него есть свое мнение, свои предпочтения, но он всегда слушает мнение других людей, всегда это в полемике доказывается. Следующий вопрос из Москвы: еврейские школы в Москве не лишатся финансирования, почему? Не лишатся по одной простой причине – потому что еврейские школы в Москве – государственные. Православные школы – это негосударственные школы, потому что в государственных школах не разрешается православным людям исповедовать или получать основы своей религиозной культуры. Еврейские школы на законных основаниях являются этнокультурными школами и свободно себе существуют за государственный счет. Нужно сказать, что в России пять исламских высших учебных заведений и нет ни одного государственного православного. У нас в исламских областях, скажем, как Чечня и Ингушетия, в рамках сетки часов преподается не просто основа исламской культуры, а основы ислама, и никто не возражает. А здесь, попробуй, введи, тут же на вас окрысятся, что здесь "черная сотня", и, вообще, русский народ должен сидеть и помалкивать. У нас есть вопрос. Мы вас слушаем.

Слушатель: Меня зовут Андрей, я из Петрограда. У меня вопрос, относящийся к стяжательству. Вот говорили об импортных автомобилях и так далее. Вы совершенно правильно сказали по поводу священников – надо передвигаться. А как быть с монашествующими, например, у нас в Александро-Невской Лавре? Это не провинция, где нищенствуют наши священники и монахи. Я прошу отца Филиппа ответить как церковного чиновника – в хорошем смысле этого слова.

Иеромонах Филипп: Вы сами сказали об Александро-Невской Лавре, которая находится в центре города, и чтобы передвигаться по городу, нужен транспорт. Безусловно, кто-то делает собственность на себя, но чаще бывает, что те же настоятели монастырей или храмов пользуются машинами, которые оформлены на монастырь или на храм, тем более настоятели.

Никифоров: Я согласен с одним, отец Филипп, что нужно быть по скромнее и не смущать паству.

Иеромонах Филипп: Вы знаете, я как-то один раз разговаривал на эту тему с армянами. Мне армяне сказали: "Мы не понимаем этой проблемы, которая есть у наших русских братьев: почему священник имеет квартиру, почему он ездит на дорогой машине. Вы знаете, мы считаем, что это дело не священника, а общины, в которой он служит". Если община, в которой служит священник, допускает то, что священник живет в нищенских условиях, ходит пешком, при этом его все приглашают на требы, его загоняют, как лошадь... Армяне говорят: "Мы не понимаем ту православную общину, которая еще и пеняет священнику, что он ездит на машине и живет в нормальных условиях".

Никифоров: Мне один бизнесмен рассказывал, что пригласил батюшку освятить квартиру. Спрашивает у меня: "Ему тысячи хватит?" Я ему говорю: "Он может освятить и бесплатно. Но ты же понимаешь, что ему нужно доехать до тебя".

Иеромонах Филипп: А потому что человек смотрит на это, как на услугу. И он смотрит, насколько его оплата соответствует затраченным усилиям. Всегда жертва за любую требу исходила из других критериев. Я сам для себя решаю, что я даю священнику как служителю Божия. Потом, вы знаете, я вам скажу такую вещь: священники на этих требах, даже если дают достаточную сумму, никто же не считает потока людей, которые обращаются к священнику за материальной помощью. У нас священник, как передаточное звено: один поток, например, может уйти с деньгами, а другой поток – массы людей, которые просят этой поддержки. Это могут быть многодетные семьи, какой-то отдельный случай – например, заплатить за учебу какому-нибудь сироте. А кто это считает? А сегодня, например, заплатить за учебу будет стоить около 30 тысяч рублей в год или полгода. Откуда священник возьмет эти деньги? Ему дадут, например, пять тысяч за освящение квартиры. Эти деньги могут уйти туда. Я знаю, что многие священники именно так себя и ведут. Те деньги, о которых кто-то говорит, они попали в руки, а завтра они ушли.

Никифоров: Я сам, не будучи священником, из чувства оскорбленной справедливости я всегда ужасно возмущаюсь. Вот смотрите, все вы, братья и сестры, хотите, чтобы ваш пастырь был образованнейшим человеком, начитанным светской литературой, чтобы он был культурным человеком, имел светское образование, чтобы он был подготовлен церковно. Каждая книга сейчас стоит минимум 200-500 рублей. У священника много детей. Платите ему соответственно.

Иеромонах Филипп: Понимаете, человек хочет, чтобы священник уделял ему время на исповеди, чтобы он приходил к нему домой...

Никифоров: А своим детям дать высшее образование или нормальное образование он не может.

Иеромонах Филипп: Поэтому здесь важно понимать, что нужно помочь священнику тоже обустроить свой быт, чтобы у батюшки не болела голова о том, как он должен прийти, кого накормить, кому чего достать и так далее. Если священник об этом не думает, и прихожане сами об этом заботятся, потому что батюшка, конечно, сам не будет просить. Для священника очень неловко просить. Люди должны сами видеть и интересоваться, что происходит с их пастырем. А у нас только его могут нагружать заботами, записками. Помолитесь, батюшка, поговорите. Это все складывается в ручеек и огромную нагрузку для священника. Я этого никогда не скажу своим прихожанам, потому что это неправильно. Я ради этого и пришел, и стал священником – чтобы служить и никому не жаловаться на это. Я поэтому сейчас и говорю людям о том, как они должны относиться к своим пастырям. Смотрите, больше интересуйтесь их болью, проблемами. Не доводите батюшку до инфарктов, а вовремя помогайте, сами проявляйте эту заботу. Эту любовь тоже нужно проявлять.

Никифоров: У нас есть звонок. Вы в эфире, мы слушаем вас.

Слушатель: У нас наступило такое время: с одной стороны, благодатное, с другой стороны, столько напастей. Потому что боятся нас враги антихристовы. Надо любить это время и пользоваться моментом, молиться Богу и держаться за него. Почему произошла революция? Потому что много народа надеялись на свои деньги, нас свои счета в банках, на то, что они грамотные. Нам нужно вместе держаться. Имеете возможность – принесите в церковь. Дающему Бог даст в пять раз больше. Богоотступление – это очень страшное чувство, никому не посоветую. Врагу даже не посоветую, как от Бога отступать!

Иеромонах Филипп: Как вас зовут?

Слушатель: Валентина.

Иеромонах Филипп: Я не зря спросил, как вас зовут. Я хотел вас лично поблагодарить за настоящий христианский оптимизм. Это то, что нам дает силу жить дальше. Тот настрой, которым вы с нами поделились, хотелось бы пожелать всем нашим верующим, чтобы они так же смотрели на жизнь. Вы действительно правы, что не материальное дело создает нашу жизнь. Мы сейчас пришли к тому периоду развития церковной жизни, когда мы должны говорить, что наша вера должна соответствовать нашим делам. Я думаю, что на будущее это будет очень важно для каждого христиан. Знаете, в какое-то время ждали духовного слова, и сейчас ждут слова, но еще больше смотрят на дела. Насколько мы говорим о милосердии, о заботе о другом. А насколько мы ее в своей жизни реально проявляем в отношении наших окружающих людей?

Никифоров: Я тоже должен, дорогой батюшка, поделиться с вами оптимизмом, потому как только что закончился 14-й фестиваль "Радонеж". 200 работ было прислано со всего крещеного мира. В конкурсную программу (отбирали очень тщательно) отобрали 45 работ – это очень много для фестиваля! Что такое документальная работа? Они свидетельствуют о том, что христиане есть, что христианские общины есть, о их христианских делах. Это очень трогательные, высокопрофессиональные, чудесные фильмы. Те, кто смог посмотреть эти фильмы в течение семи, даже шести дней, когда мы могли их показать... Их же еще нигде не показывают! Но это яркие свидетельства, что между нами есть любовь, что христианство живо, что Церковь жива! Это громадное счастье. Но есть, конечно, всякие чудаки. Мне один приятель рассказывал смешной эпизод. Говорит: "Приезжаю к одному батюшке. Хороший батюшка. Представляешь, я вхожу в храм, а там где обычно над входом в храм остаются после Пасхи светящиеся буквы "Христос Воскресе", он повесил большую вывеску – "Жертва спасает". С одной стороны, это чудно, а, с другой стороны, это действительно спасает. Я это говорю к тому, что мы тоже живем на ваши пожертвования. Это можно сделать с помощью телефона 609 – 59 – 59 (это только для Москвы). Это маленькое пожертвование, а если кто-то хочет помочь серьезно, в Киеве есть терминалы мгновенных платежей. Они практически по всей стране – во Владивостоке, в Санкт-Петербурге – всюду. Найдите: услуги, благотворительность, кнопка "Радонеж". Можете начислить любую сумму. Мы тут же получаем и можем посмотреть, откуда эти деньги пришли. Благодарим всех, кто нам звонил и так искренне высказывался. В конце передачи я бы хотел зачитать высказывание Святейшего Патриарха, которое он направил премьер-министру Сильвио Берлускони по поводу чудовищного решения суда по правам человека о том, что нужно убрать всю христианскую символику из всех общественных организаций и школ. Святейший Патриарх пишет (это обращено также и к нам, к нашему правительству):

"Под предлогом обеспечения светского характера государства не должна устанавливаться антирелигиозная идеология, которая явным образом нарушает мир в обществе, дискриминируя религиозное большинство Европы – христиан".

Ну а нам нужно еще не забывать, что мы пережили вынос крестов и икон из наших храмов. Мы все это пережили. Мы знаем, чем заканчивается эта идеология безбожия – это смерть и разрушение.

СМ.ТАКЖЕ

персоналии:

Игумен Филипп (Рябых)

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

10.03.2024

Щипков. "Путин. Россия как семья"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 299

03.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 1 / Генезис"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 298

01.03.2024

Непонятый Булгаков, или Информационная война против русской классики
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

25.02.2024

Щипков. "Путин и Русский мир"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 297

18.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 2"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 296

15.02.2024

Путин Западу: "Душу никому не удастся разделить". В чём духовное единство народов исторической Руси?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

11.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 1"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 295

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты