поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
07 декабря 2009  распечатать

Дмитрий Абрамов

Возвращение Торопецкой иконы Богородицы

В современной истории церковно-государственных отношений в России произошло важное событие – в ответ на обращение Святейшего Патриарха Кирилла состоялось решение Министерства культуры Российской Федерации и Государственного Русского музея о временном перемещении чудотворной Торопецкой иконы Божией Матери "Одигитрии" ("Путеводительницы") из фондов ГРМ в подмосковный храм Святого Благоверного князя Александра Невского. 25 ноября 2009 г. в Русском музее было получено рекомендательное письмо Минкультуры РФ № 2251-05-23 за подписью директора Департамента культурного наследия и изобразительного искусства Р.Х. Колоева, а уже через день в храме Александра Невского состоялось заседание рабочей группы по подготовке передачи во временное безвозмездное пользование этой святыни Церкви. В состав экспертной комиссии вошли квалифицированные специалисты Министерства культуры (главный специалист – эксперт отдела музеев Департамента культурного наследия и изобразительного искусства И.В.Мельчакова), Государственного Русского музея (начальник службы безопасности ГРМ И.Г.Кузнецова, завотделом древнерусского искусства ГРМ И.Д.Соловьева, завсектором реставрации темперной живописи ГРМ Е.В.Азарнина), представители РПЦ (руководитель синодального отдела по работе с вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма Святого Благоверного князя Александра Невского священник Максим Сычев), приглашенные специалисты (генеральный директор ООО "Технические средства безопасности" А.Ю.Костюхин) и члены попечительского совета храма (председатель попечительского совета С.А.Шмаков, член попечительского совета С.Л.Кошкин). Изучив условия хранения, системы безопасности храма, технические характеристики специального "киота", в котором должна будет находится икона, совместная государственно-церковная комиссия единогласно одобрила временное перемещение святыни, о чем был подписан соответствующий правовой документ.

К сожалению, вокруг этого долгожданного для Русской Православной Церкви события в Интернете, а затем и в СМИ была развернута целая кампания с целью воспрепятствовать торжеству исторической справедливости. Последний раз такое бурное противодействие со стороны недоброжелателей РПЦ было предпринято в отношении последней просьбы почившего Патриарха Алексия о временном перемещении в Троице-Сергиеву Лавру на три дня чудотворной иконы "Живоначальная Троица" письма прп. Андрея Рублева из собрания Государственной Третьяковской галереи. Как и в 2008 году, инициатором нынешней кампании стал сотрудник ГТГ Левон Нерсесян, который распространил недостоверные сведения, что икону из основного музейного фонда страны отдают насовсем "новым русским" из элитного коттеджного поселка "Княжье Озеро" в ближнем Подмосковье. Без какой бы то ни было журналистской проверки ряд СМИ опубликовал это сообщение, порочащее и Русскую Православную Церковь, и деловую репутацию церковных благотворителей. Руководитель пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский, комментируя очередные нападки на Церковь, заявил, что "если есть любая возможность религиозного поклонения почитаемой иконе – ею надо воспользоваться, ведь икона из запасников Русского музея вообще не выставляется, даже на музейное обозрение". Вслед за ним глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда был также вынужден сделать заявление прессе, что Церковь просит временно передать святыню из хранилища Русского музея сроком на один год в подмосковный храм Александра Невского, в котором есть придел в честь этой иконы.

Дабы возбудить общественное мнение, слухи о "потехах новых русских" были подкреплены некими ссылками на плохую сохранность иконы, якобы препятствующую всяким перемещениям, о чем на самом деле может судить лишь компетентное музейное сообщество. Опережая решение Реставрационного совета Русского музея, группа сотрудников ГРМ направила заявление Президенту России Д.А. Медведеву о том, что "любое нарушение существующего режима хранения может привести икону к гибели, которая станет настоящей национальной трагедией" (?!). В этом обращении к Президенту России бросаются в глаза некоторые, мягко говоря, несогласованности. С одной стороны, Д.А. Медведева информируют, что "какое-либо перемещение иконы невозможно", с другой – "музей готов переместить икону "Богоматерь Одигитрия" в домовые церкви Михайловского дворца и Инженерного замка". Сразу возникает резонный вопрос: а что препятствовало передать святыню для поклонения верующих в принадлежащих музею храмах раньше, до официального решения Министерства культуры о возвращении Церкви чудотворной Торопецкой иконы Богородицы?!

На самом деле у специалистов по древнерусскому искусству куда больше вопросов по поводу всей этой ситуации. Так, и в каталожном описании сохранности, и в письме Президенту подчеркнуто, что "грунт иконы хрупкий, слабо связан с основой и подвержен хроническим вздутиям", причем "отставания паволоки, грунта и красочного слоя от основы наблюдаются", как указывают реставраторы Русского музея, "по краям вставок". Для неспециалистов поясним, что речь идет об элементарных огрехах реставрационного вмешательства, о чем без обиняков поведал в свое время Председатель всероссийской ассоциации реставраторов Савва Ямщиков: "Одна из причин, побудивших меня покинуть любимую Марфо-Мариинскую обитель, было то, что в коллективе реставраторов высочайшего класса, к сожалению, тон задавали люди тщеславные, амбициозные. Это о них пушкинские строки: "Художник-варвар кистью сонной картину гения чернит". Меня совершенно не устраивали методы, которыми они руководствовались при раскрытии и восстановлении драгоценных иконописных реликвий, обращении с авторской живописью. Особенно же разгул "кисти сонной" проявился при повальном дописывании древних икон. Новый левкасный грунт наносился на старые доски без всякой меры и тщания. Сказано в Евангелии: "Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого – дыра будет еще хуже". Так было с реконструируемыми и дописываемыми иконами. Совсем немного прошло времени, и новый грунт отрывался от старого; лаковые покрытия, хорошо смотрящиеся на древних фрагментах, проседали и разлагались на доделанных плоскостях".

То есть ухудшение сохранности Торопецкой иконы Богородицы произошло, судя по всему, при реставрационных исследованиях в условиях музейного хранения, и такая же катастрофа постигла в Третьяковской галерее чудотворную икону "Живоначальная Троица" письма прп. Андрея Рублева в 1931 году после серии реставрационных вмешательств, а ведь все шесть столетий, пока святыня любовно сберегалась Церковью в родных стенах Троице-Сергиевой Лавры, она была в прекрасной сохранности. Стоит заметить, что сама Церковь еще ни разу не предъявила никаких претензий нашему государству за ненадлежащее хранение в государственных музеях отнятых у нее святынь!

Оплошности реставраций 1937 г. и 1957 г. (расчистка Н.В. Перцева) признают и сотрудники Русского музея, по словам которых, музейная реставрация преследовала более исследовательские цели, нежели сохранение памятника, так что, когда в реставрационной мастерской ГРМ икона была освобождена от поздних записей и защитных слоев олифы, "художники немного "увлеклись" – счищая, как они думали, копоть с ладони Богоматери и ноги младенца, они удалили первоначальный слой краски и доскребли до первоосновы". Об этом поведала завотделом древнерусского искусства ГРМ И.В. Соловьева в своем недавнем интервью газете "Мой край". Одно непонятно, КАК при таком "постреставрационном" состоянии сохранности чудотворная Торопецкая икона Богородицы "хранится" прямо на стене полуподвального помещения, а не на специальной сетке, как это принято во всех современных музейных фондохранилищах мира?! Как рассказал протоиерей Георгий Фролов, благочинный города Торопца, откуда происходит чтимая икона, пару лет он был в Санкт-Петербург, и, когда зашел в Русский музей, чтобы увидеть Корсунскую икону Богоматери и помолиться ей, то его просто поразило, что "намоленный образ, так чтимый торопчанами, просто висит на стенке у лестницы!".

С просьбой поддержать обращение Святейшего Патриарха Кирилла в адрес Министерства культуры и Государственного Русского музея о временном перемещении Торопецкой иконы Божией Матери "Одигитрия" в подмосковный храм Святого Благоверного князя Александра Невского обратились авторы открытого письма Президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву: "Уважаемый господин Президент! Обращаемся к Вам не только как к руководителю Государства, но и как к православному человеку. Для нас, верующих, литургическая жизнь, лишенная молитвенного общения с православными Святынями Русской Церкви, не полна. История являет нам много фактов чудотворной помощи Святых Образов в период нашествий, войн и лихолетий. Мы веруем, что молитвенное поклонение десятков тысяч верующих Корсунской иконе Божией Материи "Одигитрия" придаст сил российскому народу, послужит укреплению духовности и нравственности. В мировой практике распространены случаи передачи шедевров искусства для экспозиции. Например, старинные русские иконы участвовали в выставках в музее Метрополитен в США, в музее Эдо-Токио в Японии. В этих случаях расстояние и транспортировка не являлись преградой. Ряд средств массовой информации создает нездоровую обстановку, пытаясь воспрепятствовать поклонению верующих чудотворной иконе. Многие факты подтасованы, в чем убедились члены комиссии. Непонятно, почему узкий круг "специалистов" должен решать вопрос о разрешении поклониться иконе многомиллионному верующему народу. Дело специалистов – поддерживать в сохранности, а не определять место пребывания Святыни", – отмечается в обращении.

Послание подписали, в частности, старец и духовник Оптиной пустыни, схиигумен Илий (Ноздрев); протоиерей Димитрий Смирнов, от имени 10 000 прихожан; архимандрит Спиридон (Иванов), настоятель Аносинского Борисо-Глебского женского монастыря, от имени 30 насельниц и 1250 прихожан; иерей Виталий Хохлов, настоятель Храма Живоначальной Троицы Патриаршего подворья с. Язвище Волоколамского района Московской области, от имени 2500 прихожан; игумения Евстолия (Афонина), настоятельница Никольского епархиального женского монастыря г. Переяславля Ярославской епархии, от имени 33 насельниц, 3000 прихожан и др. Всего более 20120 подписей.

Чудотворная Корсунская – Торопецкая икона Богородицы ("Эфесская – Полоцкая"), по преданию, была принесена на Русь из Византии благодаря трудам прославленной в лике святых полоцкой княгини Евфросинии (Предслава Святославична, † 23.05. 1173 или 1167?), которая была дочерью кн. Святослава (Георгия) Всеславича, внучкой полоцкого кн. Всеслава Брячиславича. Княгиня Евфросиния Полоцкая, по свидетельству ее Жития (древнейший список краткого Жития – в Прологе посл. четв. XV в. БАН. 33.19.8), особо молилась об обретении иконы "Одигитрии" для своей построенной церкви: "Помилуй мя, Господи, и сконча прошение мое, да бых видела пресвятую Богородицу Одигитрию в сей святей церкви". В ответ на усердную просьбу и "дары многоценные" княгини Евфросинии по указу императора Мануила Комнина ок. 1159 г. был сделан список чтимого Эфесского образа Богоматери, который посланные василевсом 700 вооруженных всадников доставили в Константинополь, и после освящения в соборе Св. Софии патриарх Лука (Хрисоверг) благословил отослать икону в Полоцк, где "(княгиня) украси ю златом и камением многоценным, и устави по вся вторники носити ю по святым церквам" (Повесть о Евфросинии Полоцкой // Древнерусские княжеские жития. М., 2001. С. 153; Житие Евфросинии Полоцкой / Подгот. текста: Е. Дорохова // Жития и чудеса святых в древнерусской письменности: Тексты. Исследования. Материалы. М., 2000. С. 153-173). О "вторничных" литиях в Константинополе с чудотворной иконой "Одигитрия", послуживших образцом для литургических нововведений кн. Евфросинии Полоцкой, сохранилось немало исторических свидетельств, которые были рассмотрены в работе: Janin R. La géographie ecclésiastique de l'empire byzantin. I. Le siège de Constantinople et le patriarchat oecumenique. III. Les églises et les monasteres. Paris, 1953. Р. 212–214 (См. новейший обзор: Angelidi С., Papamastorakis T. The Veneration of the Virgin Hodegetria and the Hodegon Monastery // Mother of God. Representations of the Virgin in Byzantine Art / Ed. M. Vassilaki. Athens, 2000. Р. 373–387).

Вероятнее всего, икона оказалась в Полоцке ок. 1160 г., поскольку в 1161 г. местный мастер Лазарь Богша выполнил для кн. Евфросинии Полоцкой крест, в который были вложены святыни, присланные к тому времени из Византии: частица Древа Креста Господня, частицы камней от Гроба Господня и от Гроба Богоматери, кровь вмч. Димитрия Солунского, частицы мощей первомч. Стефана и вмч. Пантелеимона и др. (Шалина И.А. Богоматерь Эфесская – Полоцкая – Корсунская – Торопецкая: Ист. имена и архетип чудотворной иконы // Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 200-236). В рукописной повести об истории обретения иконы "Одигитрии" ("Ефесской") из фондов Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника приведены дополнительные сведения: "Cия икона написана в Византии в 1134 году при архимандрите царьградском Иосифе и царе Емануиле греческом с древнего первоначального образа письма самого апостола Луки". Известен был еще один список иконы "Одигитрии" ("Ефесской"), который был вложен в нижегородский Благовещенский монастырь свт. Алексием. На ризе этой иконы была надпись на двух языках, славянском и греческом: "Образ сей писан в лето 6501 (993) Симеоном иеромонахом", что послужило основанием для мнения, что он был написан в Киеве во времена св. равноапостольного великого князя Владимира как копия с принесенной крестителем Руси из Корсуни иконы. К сожалению, этот список таинственно исчез из Благовещенского монастыря, хотя прежде пережил невредимым три опустошительных пожара.

В 1239 г. покой небольшого тверского города Торопца был нарушен знаменательным событием: князь Александр Ярославич, сын торопецкой княжны Феодосии, венчался в одной из местных церквей (буквально через год его назовут Невским после знаменитой битвы). Избранницей князя стала полоцкая княжна Александра (Параскева Брячиславна) – внучатая племянница кн. Евфросинии Полоцкой. Согласно "Сказанию о чудесах иконы Богоматери Корсунской" рубежа XVII-XVIII вв., с этим событием связано появление в Торопце списка с чтимой полоцкой иконы "Одигитрия" ("Эфесская"), празднование перенесения которого совершается 9 октября (22 октября по н.ст.). На обороте иконы находилось изображение свт. Николая Чудотворца. Еще в середине XVII в. обретенная трудами прп. Евфросинии Полоцкой икона находилась в Полоцке, где ее воспевал как "украшение города", принесенное из Царьграда, Симеон Полоцкий в стихах, посвященных торжественной встрече с чудотворной иконой Богоматери "Одигитрии" ("Эфесской") вступившего в город царя Алексея Михайловича. При нем по царскому указу в Торопце был построен специально в честь местного списка полоцкой иконы "Одигитрия" ("Эфесская") Корсунско-Богородицкий собор в 1676-1685 гг., но во время одного из сильных пожаров собор выгорел так, что богослужения в нем стало невозможно вести. Нынешний каменный трехпрестольный собор построен на его месте в 1795-1804 гг. по проекту смоленского архитектора Осипа Спиркина. На городском собрании торопчане постановили, чтобы городской глава "чрез знающего архитектуру сделал приличный соборной церкви план и фасад и представил обществу на рассмотрение". Единственный раз за всю историю города, торопчане обратились с просьбой о пожертвовании к государю. Император Павел I выделил 4 тыс. руб., на которые был "устроен" великолепный ручной работы иконостас, а с правой стороны в позолоченном киоте хранилась чудотворная икона. В октябре 1804 г. собор был торжественно освящен протоиереем Нечаевым с "градским духовенством при громадном стечении народа". К крупному пятиглавому четверику собора, с востока и запада усложненному апсидальными выступами, пристроена двухпрестольная трапезная. В 1879 г. с трех сторон собор был обнесен каменной оградой с двумя железными, решетчатыми воротами и пятью башенками, в одной из которых была устроена часовня в честь св. Александра Невского. Напротив собора, по другую сторону дороги возвышалась кирпичная колокольня 1780-х гг.

Источник: 

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

10.03.2024

Щипков. "Путин. Россия как семья"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 299

03.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 1 / Генезис"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 298

01.03.2024

Непонятый Булгаков, или Информационная война против русской классики
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

25.02.2024

Щипков. "Путин и Русский мир"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 297

18.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 2"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 296

15.02.2024

Путин Западу: "Душу никому не удастся разделить". В чём духовное единство народов исторической Руси?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

11.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 1"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 295

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты