Александр Кырлежев Ветхозаветная этика труда Пророки видели в удержании зарплаты неправду и беззаконие, а не просто индивидуальный грех Источник: НГ-Религии Обращение епископа Кемеровского и Новокузнецкого Аристарха – это слово священнослужителя, и совершенно естественно, что оно по своему жанру является религиозно-нравственным. Речь идет не о проблемах бизнеса в условиях кризиса, а именно о "взаимоотношениях между работодателями и тружениками", то есть об этической стороне вопроса. Апеллируя ко всем известной заповеди "Не укради" (из Декалога), епископ старается быть понятым максимально широким кругом людей. Что же касается других текстов, то в Священном Писании нетрудно обнаружить гораздо более жесткие пассажи в сравнении с теми, что приведены в Обращении. Новый Завет ограничивается общим утверждением: "Трудящийся достоин награды за труды свои" (Лк 10:7; см. также Мф 10:10). В законодательных книгах Ветхого Завета есть более конкретные указания: "Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра" (Левит 19:13); "Не обижай наемника... в тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха" (Втор. 24:14-15). Особенно остро религиозно-нравственный аспект проблемы обозначен у пророков, которые видят в удержании платы наемному работнику не только индивидуальный грех, но неправду и беззаконие. "Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои беззаконием, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его" (Иеремия 22:13). Весьма примечательно, в каком ряду этот вид беззакония перечисляется у пророка Малахии, который возвещал наступление дня воздаяния Господня: "И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев, и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф" (3:5). Но самая резкая квалификация содержится в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова: "Убивает ближнего, кто отнимает у него пропитание, и проливает кровь, кто лишает наемника платы" (34:22). Сильнее сказать, кажется, нельзя.
|