поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
31 октября 2003  распечатать

//Александр Щипков. Во что верит Россия

Лекция тринадцатая. Католичество в России

Римско-католическая Церковь в России состоит из двух независимых апостольских администратур: для католиков латинского обряда Европейской части России (ЕАР) с центром в Москве, глава — архиепископ Тадеуш Кондрусевич; и для католиков латинского обряда Азиатской части России (ААР) с центром в Новосибирске, глава — епископ Иосиф Верт. На территории РФ Ватикан представлен пронунцием архиепископом Джоном (Буковским).

Наиболее крупные общины находятся: в Астрахани (приход Успения Божией Матери), в Батайске Ростовской области (приходы Св. Креста и Св. Станислава), во Владимире (приход Девы Марии Святого Розария), в Волгограде, в Калининграде (приход Святого Адальберта), в Оренбурге (приход Пресвятой Богородицы Лоретанской), в Бугуруслане (приход Свв. Апостолов Петра и Павла), в Самаре (приход Пресвятого Сердца Иисуса), В Петербурге (приходы Божией Матери Лурдской, Св. Екатерины Александрийской), в Саратове (приход Св. Климента), в Марксе (приход Христа-Царя), в Смоленске (приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии), в Пятигорске (приход Преображения Господня), в Твери (приход Преображения Господня) и др.

Первые католические храмы в Москве и Петербурге появляются при Петре I. В 1772 г. Екатериной П учреждается Могилевская епархия с центром в Петербурге. До XIX в. католичество в России было исключительно, а с XIX в. по преимуществу вероисповеданием поляков, прибалтов, немцев и других западноевропейских национальных меньшинств. К февралю 1917 г. католические общины латинского обряда существовали во всех крупных российских городах. После Февральской революции, в мае 1917 г., был учрежден экзархат восточного обряда для русских католиков, находившихся при царе на нелегальном положении. В течение нескольких лет во время Гражданской войны существовал католический диоцез Дальнего Востока с центром во Владивостоке. К началу 1930-х гг. в результате репрессий Русская Католическая Церковь Восточного обряда была полностью уничтожена. К 1937 г. была уничтожена католическая иерархия латинского обряда. К началу перестройки в России осталось менее 10 официально зарегистрированных общин. Существовали нелегальные католические общины, подвергавшиеся преследованиям КГБ. Нормализация католической жизни началась в 1989–1990 гг. с приездом в Россию нунция Франческо Колосуоно и начавшейся регистрацией католических общин. В результате репрессий, о которых мы упоминали, РКЦ в России не имеет достаточно клира для служения в католических общинах, что вынуждает ее направлять в приходы священнослужителей-иностранцев. Этот факт, равно как и наметившееся обращение части русской молодежи в католичество, вызвал негативную реакцию со стороны Русской Православной Церкви.

В настоящее время РКЦ в России официально выступает в качестве национальной религии «традиционно» католических народов, в первую очередь, поляков, а также немцев, литовцев, украинцев, галицийцев. Формально поддерживая демократию и права человека, в социально-политической области РКЦ в России пассивна. В религиозной области, по сравнению с национальными Церквами вне СНГ, она умеренно консервативна. Однако, согласно социологическим опросам, российские католики и сочувствующие им отличаются радикально-демократическими и прозападными взглядами.1

Социально-психологическая установка отдельной общины зависит от национальности священника данного прихода. Если священник — поляк, община, как правило, этноцентрична, стремится изолироваться от русского окружения (распространено выражение «польская вера»). В общине, где священник — немец, это проявляется в меньшей степени. Итальянцы (Владимир, Новосибирск), американцы (Дальний Восток), белорусы еще более открыты русским обращениям. В настоящее время в семинариях учится много русских студентов. Это дает основания думать, что ориентированность на русские обращения и русские культурные и политические проблемы будет усиливаться. В большинстве случаев отношения общин с местными властями натянутые. Прежде всего это объясняется тем, что католическим общинам с трудом передают культовые здания (Москва, Смоленск, Саратов, Иркутск, Красноярск, Псков, Нижний Новгород) или отказываются предоставить место для строительства храмов. Следует отметить, однако, что в некоторых регионах администрация охотно идет навстречу католикам. Так, в Самаре планируется строительство второго и третьего храмов.

Социологические опросы начала первой половины 90-х годов показывают, что до 1% городского населения считают себя католиками. Католические источники называют цифру в 200 тысяч для ЕАР и 100 тысяч для ААР верующих католиков. Те же источники утверждают, что католичество является религией предков более 3 млн. людей во всей России. В начале 1995 г. насчитывалось 62 священника в ЕАР и 52 — в ААР. Большинство из них поляки. Число общин — 82 в ЕАР, 120 в ААР. В ЕАР католики имеют 8 зданий церквей и 15 часовен, в остальных городах собираются на квартирах и в приспособленных для богослужения помещениях.

Ядро католических общин, как правило, составляют поляки (хотя наметился их отток в иные конфессии), в отдельных районах - немцы, прибалты, украинцы (имеются в виду униаты). В Ростове, Краснодаре и Сочи традиционно проживают армянские католики. В связи с многочисленными обращениями русской молодежи в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Иркутске русские в этих городах к 1996 г. составляют большинство среди католиков.

Католические средства массовой информации представлены в России издательством «Истина и жизнь». Издается ежемесячный журнал «Истина и жизнь», богословская и учебная литература. Официальный орган Московской епархии — газета «Свет Евангелия». «Благовестник» — журнал францисканского ордена. При колледже Св. Фомы Аквинского действует Радиокомитет и издается богословский журнал «Theologia». Студенты Санкт-Петербургской семинарии издают журнал «Призвание». В Санкт-Петербурге приступило к работе католическое радио «Благодатная Мария».

Особое внимание уделяется учебным заведениям. С 1992 г. в Москве функционирует колледж Св. Фомы Аквинского. В нем обучаются 150 студентов. В сентябре 1993 г. в Москве открылась семинария, где в то время обучалось около 20 учащихся. Филиалы семинарии действуют в Калининграде и Саратове. В 1995 г. семинария была переведена в Петербург, где ей возвращено историческое здание. Ректор этого учебного заведения — монсиньор Бернардо Антонини. Сегодня в семинарии уже более 50 студентов. В октябре 1993 г. открылась семинария в Новосибирске. С 1996 года в Астрахани действует так называемая «предсеминария», то есть подготовительное отделение для поступающих в семинарию (для жителей разных регионов). Три года в Санкт-Петербурге работает филиал Колледжа св. Фомы. Его ректор – францисканец, свящ. Фиоренцо Реатти.

Помимо приходских священников в России работают различные ордена. С октября 1992 г. официально функционируют:

российское отделение Ордена Иезуитов (м.) (независимый российский регион Общества Иисуса, учрежден в 1992 году), 34 брата, центр в Москве;
монастырь Конгрегации августинцев ассумпционистов (м.) в Москве;
миссионеры-салезианцы (м.), особого внимания заслуживает их полезный опыт работы с подростками, профессиональное обучение молодых людей типографскому делу в Гатчине (Ленинградская область).
русские доминиканцы, неофициально существующие со времен застоя в Москве и Санкт-Петербурге (м.,ж.);
орден сестер матери Терезы (ж.);
орден братьев меньших конвентуальных-францисканцев (м). Монастырь во имя Св. Франциска в Москве; завершается строительство францисканского монастыря и культурного центра в Санкт-Петербурге.

Широко известна деятельность международной благотворительной организации «Каритас», отделения которой существуют практически во всех субъектах РФ. Директор «Каритас» Европейской части России — диакон Антонио Санти. Функционирует благотворительная организация российских католиков «Дом Марии».

Особый интерес в католичестве представляют движения мирян, своего рода братства, объединенные определенным типом духовности, духовным лидером и структурой организации. В России неагрессивно и с большим чувством такта возникло Движение фоколяров. Сначала вокруг двух-трех его представителей, которые по разным причинам бывали или даже жили в России еще до перестройки (учились или работали), возник круг друзей. Затем появился интерес у знакомых этих друзей, и таким образом сложилось неформальное братство. Причем рост его обусловливался не проповедью или миссионерским шагами самих фоколярини, но их личным обаянием: благочестием, готовностью помочь каждому, вниманием к людям, а по существу тем, что они не на словах, а своей жизнью свидетельствовали христианскую любовь.

Движение фоколяров основано Кьярой Любич в 1943 году в г. Тренто (Италия). Строго говоря, движения она не основывала. Просто тесный кружок духовно очень близких, одинаково искавших христианский путь в трагические дни войны подруг стал для Кьяры общиной, семьей, очагом (в переводе с итал. «фоколяр» значит очаг). До этого, в 1939 году, Кьяра получила приглашение на съезд движения Католическое действие, куда отец не разрешил ей поехать, ссылаясь на угрозу войны. Вскоре Кьара Любич была приглашена на другую встречу в Лорето, где находится дом Святого семейства, по преданию, перенесенный ангелами из Назарета. Посетив этот дом, она решила основать общину семейного типа, в которую вошли люди, оставившие семью ради жизни по Евангелию. Успеху нового движения во многом способствовало благосклонное отношение к нему всех предстоятелей РКЦ: фоколяры получили благословение папы Пия XII, Иоанна XXIII, Павла VI, Иоанна Павла I и Иоанна Павла II. Личное знакомство сестры Любич с папой Павлом VI позволило ей наладить отношения с ныне покойным Патриархом Константинопольским Афинагором. Временные трудности, связанные тем, что некоторые видели в движении налет протестантизма и коммунизма (из-за наличия групповой собственности), завершились формальным одобрением движения в 1962 году папой Иоанном XXIII.

С 1960 года в Риме начались встречи между фоколярами и лютеранами Германии, которые привели к созданию общины в Оттмаринге близ Аугсбурга (Германия), где вместе живут католики-фоколярини и лютеране из братств-коммун, состоящих или из семейных, или из неженатых членов. Сейчас в движении участвуют около 2 млн. человек: католики, протестанты, православные, иудеи, мусульмане и буддисты.

По-прежнему движение возглавляет Кьяра Любич; по правилам президент занимает свой пост пожизненно. Практические вопросы решаются на ежемесячных собраниях Координационного совета, состоящего из лидеров Движения. Составляют Движение фоколяры, ячейки волонтеров и джен. Фоколяр — это небольшая община из не имеющих семьи, а также семейных людей, руководит которой глава фоколяра. Одинокие фоколярини (члены фоколяра) ведут монашеский образ жизни, семейные живут, как и до вступления в движение, у себя дома. Все они работают по своим специальностям на прежних местах, но подчиняются дисциплине Движения. Ячейки волонтеров составляют члены, имеющие духовную связь с движением, но не обязанные при этом соблюдать его дисциплину. В подразделения джен (сокращение от Generazione nuove, что означает «молодое поколение движения фоколяров») входят молодые люди, которые еще не решили, останутся они холостыми или женятся, станут фоколяринами или волонтерами.

Идеалом Движения является стремление к осуществлению в жизни молитвы Иисуса к Отцу: «Да будут все едино» (Ин. 17, 21). В его основе — не обычная семья, не монашество, не монастыри в миру, а воплощение «четвертого пути» — общины-фоколяры. Фоколярини — люди, решившие жить согласно евангельским принципам любви и единства (единство через любовь). Понимание этих принципов является харизматическим — это «идеал», дарованный как «свет сверху», который позволяет по-новому понять Евангелие и догматы Церкви. Это вызывало критику со стороны многих католиков, так как считалось, что живущие в миру люди не могут обладать духовными дарами. Для реализации «единства через любовь» разработаны соответствующие практические приемы. Например, еженедельный «момент истины», во время которого каждый член группы говорит кому-либо, на кого указал жребий, о его негативных сторонах. Во второй части этой «взаимной коррекции» говорится о хороших сторонах. В Координационном совете «момент истины» устраивается раз в месяц. Указанием о способах практического достижения единства служит для членов Движения составляемое Кьярой Любич раз в месяц письмо «Слово Жизни», из евангельских цитат с комментариями. Движение фоколяров предполагает участие людей различных вероисповеданий, при этом считается, что вся истина уже целиком присутствует в Иисусе Христе. Наиболее устойчивая связь установлена с лютеранами Германии, есть контакты даже с буддистами Риссо Розеи Каи, анимистами Африки.

В России движение насчитывает около 700 членов. Фоколярини из Европы поддерживали контакты еще с гражданами СССР, но общин не основывали, так как их потенциальные члены опасались гонений со стороны властей. Активная жизнь в России началась в 1990-1991 гг. программой под названием «новые семьи». Имеются два фоколяра: мужской и женский — в Москве, существуют группы в Санкт-Петербурге и Челябинске.

С 1990 года на русском языке издается Слово Жизни. Еще двадцать лет назад в России была известна маленькая книга «Новый город», напечатанная на русском языке в Брюсселе. На обложке не значилось имя автора, но сейчас уже можно сказать, что это была одна из книг духовных размышлений Кьяры Любич. Позднее на Западе печатались и другие русские переводы ее книг: «Да буду все едино» и др. В 1997 г. в Москве вышла книга, объединяющая три небольших книги духовных медитаций Кьяры Любич. Информация о ежегодных встречах членов движения «Город Марии — Мариаполис» печаталась в журнале Логос (Брюссель). В Москве уже несколько лет проходят российские Мариаполисы.

В июле 1993 года Российское ТВ показало 30-минутный фильм о всемирном фестивале семей «Фэмилифест».

Существуют в России и католические общины маргинального характера, стоящие в оппозиции к официальному Ватикану по догматическим, юрисдикционным или идеологическим вопросам.

Такой является Московская община Св. Пия Х.

После II Ватиканского Собора (1962–1965 гг.) в Католической Церкви возникло консервативное движение, отказавшееся признать соборные реформы. Его возглавил французский архиепископ М. Лефевр. Главное требование — возвращение к дособорной латинской литургии. В 1988 году М. Лефевр рукоположил четырех епископов, после чего созданное им братство Св. Пия Х оказалось вне Католической Церкви. В 1991 году М. Лефевр умер, но Братство, центр которого располагается в Эконе (Швейцария), распространило свою деятельность по всему миру. Цель Братства — возвращение Католической Церкви к дособорным порядкам.

Община сторонников католического Братства Св. Пия Х архиепископа Марселя Лефевра возникла в Москве в 1990 году (в 1991–1993 гг. община была наиболее активна). Она объединяла молодую гуманитарную интеллигенцию, испытывавшую, как они сами выражались, «культурное тяготение» к «традиционным западным ценностям». Общину возглавил медик Андрей Грибков, проживший полгода в доминиканском монастыре в Кракове и разочаровавшийся в послесоборном католицизме.

Большинство членов — студенты и сотрудники Московского Государственного Педагогического Института, гуманитарных академических институтов. С самого начала перестройки московские «лефеврианцы» проникают в среду московских католиков, внося раскольнические настроения. Они обвиняют современную РКЦ, Папу Иоанна-Павла II в модернизме и забвении «истинной западной духовности».

В 90-е годы община устанавливает связи с Братством Св. Пия Х и объявляет себя его частью. А. Грибков в 1993 году отправляется учиться в лефеврианскую семинарию в Эконе (Швейцария) в надежде получить священническое рукоположение. Проходит менее года, и А. Грибков возвращается в Москву, заявив, что «не чувствует священнического призвания». Его прежние связи сохраняются, и формально он остается координатором Братства в России. Но отношения между Эконом и Московской общиной становятся натянутыми. В настоящее время в семинарии Экона обучается один студент из России.

До 1990 года члены общины считали себя правоверными католиками, но после отказа Московского католического прихода от латинского языка и тридентской мессы они решили, что наиболее существенное в католичестве — средневековое богослужение и древняя духовность. Поскольку основные ценности западной Церкви для общины — в наследии древней неразделенной Церкви, они терпимо и с сочувствием относятся к православным традиционалистам, готовы допустить равенство всех древних обрядов, при условии, что за ними сохранят право на латинский обряд. С лефеврианским руководством у общины постоянные трения из-за резко отрицательного отношения Экона к православию. В то же время русские латиняне отрицательно относятся к западным «слащаво-эротическим образчикам святости XVIII–XIX веков», за приверженность к которым они часто критикуют лефевриан. Некоторые члены общины даже допускают принципиальную возможность перехода в православие при условии признания их права на латинский обряд. При этом они ссылаются на имевшие место в прошлом попытки создания православия латинского обряда. Наиболее значимая из них — хиротония еп. Св. Иоанном (Максимовичем)2 в Калифорнии в 1964 году о. Евграфа Ковалевского викарным епископом латинского обряда. В 1966 году после смерти Иоанна Максимовича Евграф Ковалевский был извержен из сана Синодом РПЦЗ.

Несмотря на малочисленность общины (около 30 человек), грибковцы ведут пропаганду среди русских католиков в Москве, и католическое духовенство реагирует на их существование очень болезненно.

Сноски:

1 См. Л. Воронцова и С. Филатов. Религия и политика в современном массовом сознании, Религия и политика в посткоммунистической России. М. 1994.
2 РПЦЗ, причислен к лику святых карловчанами в 1993 году.

СМ.ТАКЖЕ

книги:

Александр Щипков. Во что верит Россия

ИЕРАРХИЯ
НОВОСТИ

11.12.2017

Музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева станет в два раза больше

Папа Франциск призвал к построению мира без ядерного оружия

Митрополит Волоколамский Иларион обратился к участникам концерта памяти руководителя Академического ансамбля имени А.В. Александрова генерала Валерия Халилова

В столице Узбекистана состоялось совместное заседание Синодов Казахстанского и Среднеазиатского митрополичьих округов

Развитие российско-французского паломничества обсудили в Духовно-культурном православном центре в Париже

Представитель Русской Православной Церкви выступил в ОБСЕ на заседании высокого уровня в защиту христиан

Предстоятели Православной Церкви Чешских земель и Словакии и Православной Церкви в Америке посетили монастыри Подмосковья

Епископ Ивано-Франковский Тихон и представители ОБСЕ обсудили ситуацию с захватом храмов Украинской Православной Церкви

/ все новости /
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

11.12.2017

Свободная Пресса:
Елена Жосул
Перформансом по живому
Право верующих на чувства, протест и эстетический выбор

05.12.2017

РИА Новости:
Антон Скрипунов, Мария Шустрова
Письмо Филарета: чем завершится церковный раскол на Украине

04.12.2017

РИА Новости:
Сергей Стефанов
Архиерейский собор-2017: главная сенсация пришла из Киева

30.11.2017

РИА Новости:
Пресс-секретарь патриарха: без духовного оздоровления общество задохнется

28.11.2017

РИА Новости:
Сергей Стефанов
Загадка царской могилы: обстоятельства гибели Романовых обсудят в Москве

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Главные причины внедрить BIM-технологию уже сегодня
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты