Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_72420.html


02 февраля 2010

Марина Бирюкова

Каинова гордыня

Источник: http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=8582&Itemid=4 Православие и современность

30 января – сорок дней со дня убийства протоиерея Александра Филиппова, настоятеля Вознесенского храма в селе Сатино-Русское Подольского района Московской области.

"Тело Филиппова с огнестрельным ранением грудной клетки было обнаружено в 21 час 22.12.09 в коридоре собственной квартиры дома № 25 по улице Народной в г. Подольске... Шехов и двое его знакомых вошли в подъезд дома № 25 с целью разобраться с сожителем своей знакомой, на которого она им пожаловалась. Мужчины находились в состоянии алкогольного опьянения и нарушали общественный порядок. В это же время в подъезд вошел Филиппов, который сделал Шехову замечание. В тот момент, когда Филиппов открыл входную дверь квартиры, Шехов выстрелил в него из травматического пистолета, переделанного под стрельбу боевыми патронами".

Это – из официального сообщения на сайте Следственного комитета при Прокуратуре РФ. В моей журналистской жизни было много подобных текстов и, соответственно, много таких вот убийств.

...Пьяный бандит колотит по стеклу чужой машины, ненароком припарковавшейся там, где он сам хотел бы поставить свою иномарку: требует – на ненормативном, конечно, языке, – чтоб машину убрали. 30-летняя женщина, сидящая рядом с водителем, поворачивается к нему: "Как ты себя ведешь?.. Кто ты такой?!" – "Кто я такой? Сейчас узнаешь, кто я такой!" – бандит выхватывает пистолет и стреляет женщине в лицо.

Теплым сентябрьским вечером группа молодых людей сидит на скамеечке в скверике и обсуждает какие-то свои проблемы. К ним неожиданно подходит незнакомый глубоко нетрезвый человек лет пятидесяти, получивший когда-то высшее образование, но затем дважды отсидевший. Он хочет общаться, навязывается с каким-то бессмысленным разговором. Ребята отмахиваются, отпихивают пьяного, наконец, один из них взрывается: "Иди отсюда, или я тебя в милицию сдам!" – "В милицию?! Ты – меня – ментами пугаешь? Кто меня ими пугает, тот часа не проживет после этого!" – "Иди, я тебе сказал!" Пьяный уходит, ребята возвращаются к своему разговору. Они не знают, что незнакомец ушел за ножом. Парень, произнесший роковую фразу, действительно не проживет и часа.

Три 16-летних девицы стоят вечерком у подъезда, курят, глотают пиво и беседуют. Мимо проходит женщина пенсионного возраста, знающая всех троих с младенчества: "Девчата! Да что ж вы такими словами-то выражаетесь, как не стыдно вам!" Пауза – женщина успевает дойти до дверей подъезда. Одна из девочек, отшвырнув окурок, бросается на нее, сбивает с ног, бьет ногами. Вторая присоединяется, третья убегает... Этой потерпевшей повезло – она, по крайней мере, осталась жива.

Что объединяет все эти (и многие другие, увы!) преступления – включая убийство священника в подмосковном Подольске? Что есть общее у всех этих преступников? Вот что: с мозгами по тем или иным причинам плохо, зато гордыня – колоссальная. Каинова гордыня!

И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился и поникло лице его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? И отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит. Он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его (Быт. 4, 4–8).

Произошедшее в Подольске представляется мне не столько диагнозом обществу, сколько продолжением страшного урока человечеству, урока, начавшегося тогда и преподаваемого по сей день.

Хотя это и диагноз обществу, конечно, тоже. Каин живет в любом обществе, во всех народах и при всех властях, но когда в обществе, в народе иссякают силы, способные ему противостоять, тогда он распространяется чрезвычайно и захватывает, как говорится, широкие слои, а уж кого в первую очередь – трудно сказать. Не обязательно самых безмозглых – я встречала убийц с довольно-таки высоким интеллектом. Интеллект, точнее, такое его проявление, как рассудок, может служить тормозом, конечно. Но прямой зависимости от интеллекта (так же, как от жизненных обстоятельств) у этого – каинова начала в человеке – нет. То же можно сказать и про алкоголь: отключает тормоза, но сам по себе ничего такого в человека не привносит.

Я долго смотрела на одну из фотографий отца Александра Филиппова, попавших в Интернет. На ней он – в иерейском облачении. Я не знаю, на каком году его священнического служения (а всего годов оказалось тринадцать, как известно) сделан этот снимок, но при виде его возникает впечатление, что одежды эти так и не стали для отца Александра привычными; что естественное потрясение от того, что эти одежды он теперь должен возлагать на себя, с годами не улеглось. И в этом тихом удивлении сквозит неосознаваемая (скорее всего) жертвенность. Жертвенность Авеля.

РЕКЛАМА