Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_73039.html


19 февраля 2010

Алексей Макаркин

Мода на модернизацию

Источник: http://www.ej.ru/?a=note&id=9897 Ежедневный журнал

Аналитический материал "Нравственная основа модернизации", произведший немалый фурор в последние дни, отличается не только потрясающим правовым нигилизмом, но и крайне странной формой. Кажется, что этот документ написан на коленке, а модернизация в него включена только как дань моде.

Российские власти в последнее время немало говорят о правовом нигилизме как большой проблеме, стоящей перед обществом. Но при этом близкое к "Единой России" интеллектуальное учреждение под названием "Национальный институт развития современной идеологии" утверждает буквально следующее: "Для модернизации и развития России нужна идеология. В Конституции РФ записано, что никакая идеология не может быть признана государственной идеологией. Объективная необходимость государственной идеологии обусловлена тем, что...". Дальше можно не продолжать. Фактически речь идет о том, что институт предлагает нарушить Основной закон страны (предложений о внесении в него поправок в тексте нет). При этом, кажется, никто не обращает на это серьезного внимания. Дело в том, что Конституция 1993 года воспринимается в российских элитах как либеральная декларация, утратившая свою актуальность в "путинской России".

На этом фоне апелляция к православным ценностям, также взбудоражившая либеральную общественность, представляется совсем невинной (государственную церковь авторы материала восстанавливать не намерены). Тем более что при ближайшем рассмотрении выясняется, что перечень этих ценностей, с точки зрения авторов материала, весьма узок. Никакого намека на Декалог или Нагорную проповедь нет и в помине. Место десяти заповедей занимает некая "этика православия" с тремя принципами: патриотизм, соборность, служение общему благу. Что касается первого и третьего принципов, то они восходят к античным временам – с ними бы скорее согласился Понтий Пилат, чем Иисус Христос. Соборности древние римляне действительно не знали, но, что это такое, до сих пор является предметом спора философов. В современной же России это понятие стало "заместителем" хорошо известного, но изрядно дискредитированного в советские времена коллективизма. Только с последним обычно ассоциируются принудительные походы на овощебазу и занудные политинформации, тогда как первое напоминает об утраченной России, в которой были "конфетки-бараночки" и непременный звон колоколов.

Дальше в документе говорится о моральном кризисе общества, поспешном копировании западных форм жизни и "агрессивном вторжении ценностей рыночной экономики" и, как о насущной альтернативе, о необходимости мобилизации патриотического потенциала граждан. Кажется, что подобный текст готовился для другой цели – например, для обоснования необходимости изоляции России от тлетворного чужеземного влияния. Однако пока велась работа, стало неполиткорректно не упоминать в подобных текстах о модернизации – раз Медведев настаивает на ее необходимости. В этом смысле не повезло "Единой России", которая успела провозгласить своей идеологией консерватизм. В результате пришлось включать в принятый в прошлом году программный документ партии тезис о сочетании консерватизма и модернизации, причем в изложении "единороссов" этот гибрид куда больше напоминает результат скрещивания ужа с ежом, чем политический курс Рейгана и Тэтчер. Однако по сравнению с материалом околоединороссовского института официальный партийный документ выглядит куда более респектабельно.

С "Нравственной основой модернизации" трудно спорить. Можно обсуждать серьезные аналитические тексты – такие, как доклады ИНСОРа или статьи Владислава Иноземцева. С ними можно соглашаться или нет, но нельзя отрицать, что в каждом случае речь идет о профессиональном аналитическом продукте. Можно спорить о том, какой должна быть модернизация – авторитарной или демократической – и насколько тот или иной сценарий соответствует современным российским условиям. Дискутировать о том, кто нам нужен – "российский Эрхард", "российский Дэн Сяопин", "российский Ли Куан Ю", – разумеется, с поправкой на реальную отечественную ситуацию. Обращать внимание на системную коррупцию (почти нигерийского типа) как один из главных рисков модернизации. Настаивать на необходимости "новой индустриализации" и т.д. Но спорить о допустимости нарушения Конституции и о соборности для модернизации – это за пределами разумного.

Но в самом обнародовании "Нравственных основ..." есть один большой плюс. Этот материал демонстрирует неисчерпаемость возможностей адаптации российских "пишущих людей" к последним указаниям начальства. Когда-то мне пришлось общаться с человеком, в течение нескольких лет последовательно бывшим либералом, социал-демократом и консерватором – в зависимости от идеологической моды. Похоже, модернизация превращается в клише, которому угрожает печальная перспектива стать затертым не со временем, а практически сразу же.