поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
24 февраля 2010  распечатать

Александр Щипков

Выступление Александра Щипкова, советника Председателя СФ на конференции "Преподавание религии в государственной школе: актуальная дискуссия в России и в Германии"

Ваше высокопреосвященство!

Господин посол!

Дамы и господа!

От имени Председателя Совета Федерации разрешите поздравить вас с началом работы конференции "Преподавание религии в государственной школе". Сергей Миронов считает, что школа должна заниматься не только образованием, но и воспитанием ребенка, уделяя первостепенное внимание формированию его нравственного облика. А достичь этого невозможно без учёта национальных традиций и духовно-нравственного опыта народов, населяющих Россию. И у Германии, и у России накоплен немалый опыт в освоении и современном использовании традиционных форм воспитания. Поэтому нынешняя дискуссия обещает быть интересной и полезной обеим сторонам. Сергей Михайлович желает всем участникам конференции плодотворной работы и успехов в отстаивании и защите духовно-нравственного здоровья будущего поколения.

Уважаемые участники конференции!

Позвольте поделиться с вами своим личным мнением по поводу преподавания религии в государственной школе. Мнением христианина и отца большой семьи.

"Под вербное воскресение в Старо-Петровском монастыре шла всенощная. Когда стали раздавать вербы, то был уже десятый час на исходе, огни потускнели, фитили нагорели, было всё, как в тумане. В церковных сумерках толпа колыхалась, как море, и преосвященному Петру, который был нездоров уже дня три, казалось, что все лица – и старые, и молодые, и мужские, и женские – походили одно на другое, у всех, кто подходил за вербой, одинаковое выражение глаз. В тумане не было видно дверей, толпа всё двигалась, и похоже было, что ей нет и не будет конца. Пел женский хор, канон читала монашенка".

Это начало рассказа Антона Павловича Чехова "Архиерей". Маленький отрывок из произведения русского классика. Понятно ли современному школьнику и сможет ли учитель внятно объяснить ему что такое всенощная, когда празднуется Вход Господень во Иерусалим, и почему он называется Вербным воскресением, кто такой преосвященный, что называют каноном. На все эти вопросы нельзя ответить, не представляя себе православной службы и не зная череды двунадесятых праздников. А что если ученик сталкивается с более сложным литературным текстом?

"И было там любимо Древо

Плода Бессмертного, там Дева,

чей страх так трогательно строг,

цвела из девственного чрева,

распутав сто к Тебе дорог.

Все приходило с ней в движенье,

в ней Новый Век – Дитя – воскрес;

Была царицею в служенье

Мария – чудо из чудес.

И в каждом благовесте звонком

с ней – каждый дом; и вот, Жена,

она была почти ребенком,

но так в себя погружена,

так им_Одним полна, что тыщам

спастись хватило бы, и свет

свидетельствовал: свет был нищим

в сем Винограднике Побед".

Прошу прощения у немецких коллег за то, что гениальный Райнер Мария Рильке звучит здесь по-русски. Уверен, что школьник или студент, которому никто никогда ничего не рассказывал о Евангелии, вообще не поймет о ком и о чем идет здесь речь.

Любой человек может быть верующим или атеистом, но если он не знает основных понятий традиционных религий, то ему останутся непонятными многие произведения литературы, живописи или музыки. От Ломоносова до Томаса Манна. От Рафаэля до Нестерова. В музыке нам достаточно упомянуть Реквием Моцарта или "Страсти по Матфею" Баха, чтобы понять, что без знания основ христианства невозможно понять идею композитора. А ведь традиции религиозной музыкальной культуры сохраняются и сегодня. Яркий её представитель владыка Иларион, автор "Страстей по Матфею" и "Рождественской оратории".

Этих примеров вполне достаточно, чтобы показать важность комплексного преподавания религии в государственной школе именно как отдельного предмета, а не только как сведений о религиях в курсах литературы или истории. Речь идет о важнейшей просветительской функции этого предмета.

Второй момент, на который я хотел бы обратить внимание. Правовой. Согласно Российской Конституции гражданин имеет право 1) на образование, 2) на воспитание своих детей в собственной религиозной традиции. Следовательно, гражданин имеет право на получение религиозного образования и на передачу этого образования своим детям. Как обеспечить это право? При советской власти я тайно крестил детей и тайно давал им домашнее религиозное образование в меру своих знаний и педагогических навыков. Доступ к религиозной литературе сегодня свободен – но методика осталась прежней. Мои младшие дети и внуки получают религиозное образование в домашних условиях.

Разумеется, они периодически посещают воскресные школы, живут литургической жизнью и годичным кругом церковных праздников. Родители могут передать веру, но ведь необходимо и систематическое образование. Противники религиозного образования предлагают самим религиозным организациям реализовать это конституционное право граждан путем создания религиозных общеобразовательных школ. Однако, если в России всех детей распределить в частные православные, мусульманские, иудейские и буддийский школы, то кто будет ходить в государственные? Предложение оказывается абсурдным.

Вывод прост: государство должно изыскать возможность знакомить детей с основами традиционных вероучений в рамках обычной государственной школы.

Еще немного поэзии:

"Я – северянин. Я ценю тепло,

Я различаю – где добро, где зло.

Мне нужен мир, где всюду есть дома,

Где белым снегом вымыта зима.

Мне нужен клен с опавшею листвой

И крыша над моею головой".

Я – северянин. Я ценю тепло, Я различаю – где добро, где зло.

Так писал русский поэт Варлаам Шаламов

Третий важный аспект преподавания религии в государственной школе связан с проблемой нравственного воспитания ребенка. Образование не может быть нравственно нейтральным, поскольку либо мы прививаем своим детям традиционные представления о мироустройстве, научаем детей различать Добро и Зло, либо мы, как родители и педагоги совершаем преступление перед страной и обществом, не заботясь о нравственном взрослении детей.

Противники религиозного образования в школе говорят о том, что образование должно быть религиозно нейтральным. Однако опыт Советского Союза убедительно показал, что это невозможно. Либо в школах преподаются основы традиционных религий, и мы развиваем в ребенке нравственные представления о мире и взаимоотношениях людей, либо мы провозглашаем торжество секуляризма, которое неизбежно приведет к торжеству атеистической идеологии и появлению Союзов воинствующих безбожников.

Разумеется, научить ребенка различать Добро и Зло невозможно без проявления родительской воли, без опоры на нравственный императив, на религиозные ценности. Но это – наша обязанность. Обязанность христианина, обязанность мусульманина, обязанность иудея, обязанность буддиста.

Кто сказал, что Бог освободил нас от этой обязанности?

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Александр Щипков

сюжеты:

Споры вокруг преподавания ОПК и ДНК в школах

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

10.03.2024

Щипков. "Путин. Россия как семья"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 299

03.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 1 / Генезис"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 298

01.03.2024

Непонятый Булгаков, или Информационная война против русской классики
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

25.02.2024

Щипков. "Путин и Русский мир"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 297

18.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 2"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 296

15.02.2024

Путин Западу: "Душу никому не удастся разделить". В чём духовное единство народов исторической Руси?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

11.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 1"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 295

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты