Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_73212.html


01 марта 2010

Сергей Волобуев: Модернизация может опираться на нравственные ценности православия

Источник: http://www.nirsi.ru/actually/2010/02/15/1.php Сайт НИРСИ

13 февраля в Центре социально-консервативной политики (ЦСКП) состоялось закрытое заседание политических клубов "Единой России". Участие в мероприятии приняли Председатель Наблюдательного совета НИРСИ Андрей Полосин и Заместитель директора НИРСИ Константин Богданов.

Специально к заседанию, на котором обсуждались вопросы нравственных основ модернизации, а также направления деятельности партии по разрешению данной проблемы, Национальный институт развития современной идеологии подготовил аналитический материал "Нравственная основа модернизации".

О том, могут ли православные ценности стать основой модернизации, специально для НИРСИ рассказал советник Председателя Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, главный редактор общественно-научного портала "Социальное богословие", эксперт СЗО ЦСКП Сергей Волобуев:

Православие, как система духовных ценностей и принципов построения общества в России может стать нравственной основой модернизационного процесса. Другой альтернативы, если мы говорим о модернизации России, просто нет. Если же мы говорим о модернизации некоего культурно и цивилизационно неопределенного пространства, которое когда-то было исторической Россией, то альтернативы существуют и их множество. Поэтому настоящий вопрос для меня звучит не так – может или не может православие быть ценностной основой возрождения России? Подлинный вопрос стоит о ценностном и мировоззренческом выборе элиты – возрождать Россию или встраивать то, что от нее осталось в иные цивилизационные и геополитические проекты.

При всем при том я бы хотел подчеркнуть, что православие может быть основой модернизационных процессов, но не как их "ресурс", а только в как источник смыслов и ценностей существования российского человека и российского общества. Православие никогда не было и не будет "ресурсом" для достижения каких-то земных целей. Это профанация, к сожалению, слишком часто допускаемая в современных дискуссиях. Модернизация не является абсолютной ценностью, это ценность служебная. И церковь формулирует связь между православными ценностями и модернизацией не как светские эксперты, не дающие себе труда разобраться в социальном учении церкви. Церковь говорит о необходимости встраивания модернизационных процессов в православный ценностный контекст, а не о том, что православный ценностный контекст определяет или предопределяет модернизационные процессы. Сегодня, прежде всего, нужно разобраться с тем, что все-таки означает пресловутая "светскость"? Дискуссия, развернувшаяся после круглого стола "Нравственные основы модернизации", состоявшегося в ЦСКП, выявила, что наиболее ярые поборники "светскости" мыслят даже не в терминах западной политической культуры, а в терминах ленинских декретов, являются сегодня проводниками не либерального духа, а откровенно большевицкого. Именно поборники "светскости" и толерантности выступают сегодня разжигателями межнациональной и межрелигиозной розни. Хотя бы тем, что непрестанно подчеркивают эту самую многонациональность и многоконфессиональность.

Что касается "воспитания" общества, то это не дело государства, конечно, это дело церкви. Государству надо дать ей такую возможность и простор. Более важно для государства – не допускать развращения общества, последовательно осуществляемого современной массовой культурой и значительной частью СМИ. И здесь решение проблемы лежит не в плоскости введения цензуры. Это вопрос самоопределения элиты. Несмотря на все идеологическое многообразие современного российского общества, подлинно работающей идеологией в нем пока является именно массовая культура. Она отупляет людей, снижает порог их моральной чувствительности, снижает их интеллектуальные и нравственные планки. Кроме того, масскульт является выгодной идеологией. С появлением масскульта впервые в мировой истории идеология из затратного дела превратилась в высокодоходное – за счет коммерческой эксплуатации человеческих слабостей и пороков. Для элиты лучше сейчас пожертвовать этим, вредным и социально-опасным сегментом, нежели в исторической перспективе потерять все. Современной российской элите нужно всерьез озаботиться собственным духовно-нравственным воспитании.

Тем самым прежде всего в воспитании, причем именно церковном, сегодня нуждается не население, а российская элита. Подлинной проблемой России является не мобилизация населения, это вполне решаемый вопрос. Подлинной проблемой является мобилизация и самоочищение элиты. Думаю, что это станет возможным, если в ней помимо собственно христианских духовных мотиваций, станет преобладать дух управленцев, организаторов, преобразователей мира, покорителей природы, а дух торгашества, эгоизма и выстраивания собственных уютных мирков на минном поле – станет презираемым и порицаемым.

РЕКЛАМА