Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_74356.html


02 апреля 2010

Доклад митрополита Санкт-Петербургского Владимира на первом заседании комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/1127779.html Официальный сайт РПЦ МП

25 марта 2010 года на Троицком подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры в Москве состоялось первое заседание Комиссии по вопросам богослужения и церковного искусства Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Свой доклад представил председатель Комиссии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.

Возлюбленные о Господе собратья архипастыри!

Дорогие отцы и братья!

Богослужение – это центр жизни Церкви. Церковь есть Тело Христово (Кол 1:24), созидаемое в Святой Евхаристии и других Таинствах. В каждом церковном священнодействий, где бы оно ни совершалось – в Патриаршем соборе или в малой часовне – благодать Святого Духа изливается на творение Божие, оживляя сердца верующих и освящая все вокруг.

Тем трепетнее сердце каждого верующего – и самых простых прихожан, и ученых богословов, и облеченных высоким саном иерархов – относится к порядку совершения богослужения, к обстановке, в которой оно проходит, к богослужебному пению; вообще, к каждому слову, звучащему за службой в храме. Поэтому различные особенности (а порой и злоупотребления) в совершении богослужения в тех или иных приходах, монастырях, епархиях; разночтения в богослужебных текстах и их толкованиях; проблемы церковного искусства и церковного пения с художественной и канонической сторон, – вызывают у верующих многие вопросы. Наша Комиссия, посвященная вопросам богослужения и церковного искусства, как раз и призвана обсуждать варианты решения соответствующих проблем – с тем, чтобы затем предлагать их Священному Синоду и Архиерейскому Собору нашей Церкви.

Исходя из списка тем, который был передан в нашу комиссию Президиумом Межсоборного Присутствия:

* упорядочение практики совершения уставного богослужения;

* литургические тексты и чинопоследования;

* урегулирование практики совершения Таинств и обрядов;

* эстетика богослужения;

* церковная архитектура (строительство и реставрация), иконопись, церковное пение и колокольный звон;

* богослужения в памятные исторические даты;

* общецерковное богослужебное предание и местные богослужебные обычаи;

* вопрос о молитве за самоубийц и некрещеных,

– а также из тех более конкретных пожеланий, которые высказывались на Президиуме Межсоборного Присутствия и которые и стоят за перечисленными темами, основные проблемы, которые предстоит решать нашей Комиссии, можно разбить на несколько групп. Первая – проблемы приходского богослужения, а также местных богослужебных особенностей. Вторая – проблемы интерпретации богослужебных текстов и их доступности для понимания Третья – проблемы церковного искусства. Четвертая – проблемы церковного пения. Кратко выскажусь по каждой из них.

Проблемы приходского богослужения и местных богослужебных особенностей

Ни для ни кого не секрет, что реальная богослужебная практика на приходах и указания Типикона расходятся; порой – весьма существенно.

Эти расхождения обусловлены, в том числе, историческими причинами. С одной стороны, церковная община, богослужение которой описывается в Типиконе, – это средневековый общежительный монастырь. К современным приходским условиям нельзя приспособить эти указания во всей их полноте.

С другой стороны, наш Типикон не правился с XVII века (точнее, с 1695 года). При этом в эпоху рукописей, то есть до XVI века, Типикон правился перманентно – прямо в процессе переписывания он часто подвергался редактуре, фиксирующей изменения в реальной богослужебной практике. Даже и с переходом от рукописей к стандартизованным печатным изданиям справа Типикона не прекратилась. До Патриарха Никона "Око Церковное" (т.е. Типикон) было издано в Москве трижды (точнее, четырежды, но одно из изданий фактически было просто допечаткой тиража), и все три версии дониконовского "Ока" отличаются друг от друга. Многие из этих отличий связаны именно с попыткой дать описание того, как служат на самом деле. Но после 1695 года изменившиеся условия церковно-государственных отношений, а также народные волнения из-за начатой Патриархом Никоном справы и проводимых Императором Петром I реформ не позволили продолжить многовековую традицию естественной и незаметной редактуры богослужебных книг. Никакие изменения литургической практики в XVIII–XX веках в Типиконе уже не фиксировались. А изменений было много – начиная хотя бы с повсеместного распространения к началу XX века обычая совершать утреню вечером накануне, чего до XVIII века не бывало (не считая всенощных бдений). Что особенно существенно, радикально изменились сами условия жизни людей и ее повседневный уклад. Поэтому совершение богослужения по Типикону стало уже в принципе невозможным – если только речь не идет о монастырях, где существует возможность наладить соответствующий уклад жизни.

Такая оторванность печатного устава от реальной практики может приводить – и, к сожалению, уже приводит – к опасным последствиям. У клириков и у думающих мирян может складываться ощущение безысходности: "по уставу не служит никто, поэтому духовная жизнь невозможна" – и так далее. Еще чаще сложившаяся ситуация ведет или к ревности не по разуму, когда, успокаивая свою совесть "законничеством", клирик оказывается неспособен подумать о пастырском аспекте богослужения и его пользе для прихожан, или к "богослужебному произволу", когда богослужение начинает подвергаться всевозможным перекраиваниям и самовольным искажениям – со ссылкой на то, что "все равно у всех не по уставу".

Наличие этих проблем было полностью осознано еще в синодальную эпоху. Доклад "Об упорядочении богослужения" звучал на Поместном Соборе 1918 года. Московский Патриарх свт. Тихон и митрополит Петроградский сщмч. Вениамин направляли своему духовенству соответствующие Обращения. Патриарший Местоблюститель митрополит сщмч. Петр издавал Указы, направленные на упорядочение богослужебной практики, аналогичный Цикруляр отправлялся благочинным московских приходов с благословения митрополита (впоследствии Патриарха) Сергия. Но, разумеется, в советское время перед Церковью стояли гораздо более серьезные проблемы, чем количество стихир, кафизм и канонов на утрене. Не было возможности обратить внимание на вопросы приходского богослужения и в первое пятнадцатилетие после распада Советского Союза, когда основные усилия были брошены на восстановление разрушенных храмов и монастырей.

Но сейчас священноначалие поручает нам начать работу по упорядочению практики совершения уставного богослужения. В связи с этим я предлагаю создать рабочую группу, которая выработает пока еще не приходской устав как таковой – это непростое дело, требующее самой основательной подготовки, – и даже не общие рекомендации относительно совершения богослужения на приходах, а саму стратегию создания подобных рекомендаций, а затем – и устава. Наверное, было бы правильно начать с изучения существующей практики: посмотреть, как совершается та или иная служба в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, других крупных церковных центрах и монастырях; сопоставить и проанализировать эти практики – и так далее. Но выработку конкретного плана действий я предлагаю предоставить самой рабочей группе, с тем, чтобы она предоставила его на рассмотрение нашей Комиссии к его следующему заседанию. В состав рабочей группы я предлагаю включить как литургистов-теоретиков, так и практиков – священнослужителей, регентов церковных хоров и уставщиков.

Проблемы интерпретации богослужебных текстов и их доступности для понимания

Проблема непонимания клириками содержания литургических текстов обусловлена, главным образом, низким уровнем подготовки священнослужителей: недостаточным знанием многими из них церковнославянского языка и плохой подготовкой в области богословия таинств и истории формирования их чинопоследований. Поэтому ее решение во-многом зависит не от богослужебных комиссий, а от системы нашего духовного образования.

Однако, во-первых, клириками Церковь отнюдь не ограничивается – со стороны мирян также существует большой запрос относительно доступности богослужебных текстов для понимания. Во-вторых, мы уже имеем множество священнослужителей, чей уровень подготовки – в том числе, и в области знания церковнославянского языка – не всегда достаточен. В-третьих, подготовка новых клириков упирается в недостаток толковых объяснений богослужебных текстов и чинопоследований.

Поэтому мне казалось бы правильным создать рабочую группу, которая займется выработкой принципов подготовки учебных, или комментированных ("толковых") богослужебных книг, с разъяснениями содержания чинопоследований и переводами текстов. В состав этой рабочей группы должны войти историки богослужения, а также филологи – знатоки греческого и церковнославянского языков. При этом необходимо акцентировать внимание и на изучении церковнославянского языка, а также на издании древнерусских литургических памятников.

Проблемы церковного искусства

В течение нескольких последних столетий церковное искусство на Руси пережило ряд серьезный изменений и кризисов: влияние барокко, торжество академизма и запрет традиционного иконописания, катастрофа 1917 года, возрождение в 1990-е годы. Все это отразилось на современном состоянии церковного искусства. После начала церковного возрождения упор был сделан в основном на быстроту восстановления и строительства храмов, зачастую в ущерб их художественным качествам. Между тем, церковное искусство не только передает канонические установления и многовековой опыт Церкви, но и должно создавать правильную молитвенную атмосферу. К сожалению, много нареканий возникает сегодня из-за тех вещей, о недопустимости которых неоднократно говорило священноначалие: например, неканонических икон (в том числе, Ивана Грозного и Григория Распутина), бездумного уничтожения старых росписей, изготовления роскошного, но малохудожественного убранства.

На Епархиальном собрании г. Москвы в 2009 г. Святейший Патриарх Кирилл сказал по этому поводу следующее:

"В условиях постоянно ведущегося строительства новых храмов и монастырей, возрождения разрушенных святынь необходимо с особым вниманием следить за благообразием возводимых строений... В условиях масштабного церковного строительства важно не упустить возможности воплотить в камне и дереве высокие идеалы русского церковного искусства".

Контроль за строительством и благоукрашением храмов должен быть возложен, по мысли Святейшего Патриарха, на церковные комиссии, имеющие в своем составе квалифицированных экспертов.

Необходимым представляется не только локальная деятельность по контролю за выполняющимися работами, но и выработка общецерковных рекомендаций по указанным вопросам. Такие рекомендации должны быть основаны как на оценке современного состояния церковного искусства, так и на многовековом опыте Православной Церкви, с привлечением лучших образцов византийского и русского зодчества, росписей, иконописи и утвари. В дальнейшем представляется важным и перспективным создание общецерковной базы данных по христианскому искусству, включающей в себя лучшие образцы.

Поэтому я предлагаю создать рабочую группу по написанию общецерковных рекомендаций по вопросам церковного искусства, с привлечением в ее состав наиболее известных искусствоведов и специалистов.

Проблемы церковного пения

Проблемы церковного пения также достаточно многообразны. Существует несколько традиций в отношении даже самой манеры пения в храме. Музыкальная стилистика звучащих за богослужением произведений весьма различна и не всегда подчиняется каким-то ясным и понятным принципам. В отличие от дореволюционной ситуации, нет никакого центрального церковного органа, который служил бы цензором вновь сочиняемых церковно-певческих композиций. Идет острая полемика вокруг знаменного пения. Перечисление проблем можно продолжать. В связи с этим было бы правильным создать рабочую группу по вопросам церковного пения и предложить ей подумать над тем, какие существуют возможности по исправлению ситуации. Однако я полагаю, что в этом году, когда работа и нашей Комиссии, и Межсоборного Присутствия в целом только начинается, создание рабочей группы по вопросам церковного пения было бы преждевременным. Тем не менее, решение вопроса о ее создании я оставляю на усмотрение членов Комиссии.


В отличие перечисленных выше общих направлений, одна из тем, предложенных нашей Комиссии Президиумом Межсоборного Присутствия, представляет собой конкретную проблему – а именно, "вопрос о молитве за самоубийц и некрещеных". Эта проблема требует неотложного решения, поэтому по распоряжению Святейшего Патриарха она была не только адресована нашей Комиссии, но и направлена на рассмотрение Синодальной Богослужебной комиссии, которая уже подготовила свои предложения. Когда они будут должным образом рассмотрены, нашей Комиссии будет необходимо их учесть. А сейчас я обращаюсь к присутствующим с пожеланием сосредоточиться на остальных направлениях. Прошу всех участников заседания высказаться по обозначенным выше предложениям, а также по любым другим интересующим их вопросам, связанным с темами, переданными в нашу Комиссию Президиумом Межсоборного Присутствия.

Призываю благословение Божие на все наши труды.

Владимир

митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский

РЕКЛАМА