поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
05 апреля 2010  распечатать

Михаил Аскольдович Тарусин

Сколько православных в России?

Источник: Православие.ру

Данные, полученные в ходе исследования, проводившегося в конце января текущего года Всероссийским центром изучения общественного мнения, довольно оптимистичны: три четверти населения России являются православными. Но почему-то всерьез ощущается, что храмов в Москве решительно не хватает, далеко не в каждый воскресный день. Да, душно, да, мало места, но с количеством людей в праздник Богоявления да еще, пожалуй, в Вербное воскресенье, это никак не сравнится.

Прокомментировать результаты исследования ВЦИОМ мы попросили главу социологического отдела Института общественного проектирования Михаила Аскольдовича Тарусина.

– Михаил Аскольдович, только что были опубликованы результаты исследований ВЦИОМ, согласно которым, 75 % населения России являются православными. Насколько можно доверять этим исследованиям?

– Это число мало что показывает. Современные социологи до сих пор не могут договориться, кого считать православными. Нет критерия, по которому можно определять религиозность. 70-75% – это всего лишь доля респондентов, на вопрос: "Относите ли Вы себя к какой-либо религии?" – ответивших: "Да, я себя считаю православным". Эти цифры мало говорит о религиозности человека. Основание в данной самоидентификации лежит в национальной традиции, в семейных традициях, в культуре. Если эти данные и могут считаться показателем чего-либо, то только современной русской национально й идентичности. Но не реальной религиозной принадлежности.

– А каков реальный процент православных людей в России?

– Опять же – по какому критерию? Если считать православными "церковными" людьми тех, кто хотя бы один – два раза в год участвует в Таинствах исповеди и Причащения, то православных 18-20 %. Дальше могут быть градации по самым разным параметрам.

Таким образом, около 60% респондентов ВЦИОМ православными людьми не являются. Они если и ходят в храм, то несколько раз в году, как в некую службу бытовых услуг – кулич освятить, крещенской воды взять... А часть из них даже и тогда не ходит, более того, многие могут и в Бога не верить, но при этом называют себя православными.

– По данным ВЦИОМ 66% выполняют религиозные обряды...

– 66% от какого количества? От всех опрошенных? Или от 75% назвавшихся православными? И какие обряды они выполняют? Причащаются? Святят куличи? Крестятся , когда гром грянул? И при этом не всегда знают, какой рукой это делается . Вопрос о религиозных обрядах и о связи обрядности с религиозностью – вопрос непростой и не терпящий непродуманных выводов. Еще раз повторяю: 75% православных из исследования ВЦИОМ – это признак национальной идентичности, то, что объединяет сегодня нацию. А сколько у нас церковных православных людей – это совсем другой вопрос.

– Как Вы считаете, с чем связана такая неточность исследований?

– Она связана с тем, что социология – до сих пор атеистическая наука. И исследованиями религий занимаются люди, не являющиеся в религиозных вопросах профессионалами. Социальная составляющая религии – особый мир и отдельная научная область, которая сегодня, к сожалению, не является необходимо развитой.

– Насколько известно, в Западной Европе такие исследования проводятся более компетентно. По каким причинам? Там верующие социологи?

– Социологи везде не религиозны, они, так сказать, сохраняют научный нейтралитет. Но в Европе лучше разработана методология. Кроме того, для России 1500 – 2000 респондентов – это еще и не всегда достаточная выборка, по которой нельзя делать обоснованные выводы по поводу разных процессов в различных социальных группах. Вместе с тем, православие сегодня стало настолько важной частью жизни нашего общества, что просто необходимо серьезно и продуманно заниматься ее всестороннем исследованием. Тогда будет меньше сенсаций и больше глубокого понимания

СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

О религиях языком цифр

персоналии:

Михаил Тарусин

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

19.06.2019

На Кавказе открыли мемориал на месте второго крупнейшего в России захоронения жертв Холокоста

В Екатеринбурге на месте снесенного исторического собора проходит выставка "Храм в сердце и памяти. История Екатерининской горной церкви"

В Издательстве МДА вышел первый номер нового научного журнала "Вестник церковного искусства и археологии"

Издательский Совет проведет в Великом Новгороде конференцию, посвященную участию Церкви в сохранении и восстановлении архитектурно-культурного наследия

18.06.2019

Александр Щипков: стремление подчинить Церковь секулярным ценностям и секулярной идеологии – это коллаборационизм

Россия на международном форуме поделится опытом борьбы с антисемитизмом

Госдума наделила религиозные организации исключительным правом на организацию паломничества

15 объектов культурного наследия отреставрируют к юбилею крещения Алании

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

02.06.2019

ИА "Новороссия":
Дмитрий Бабич
Дмитрий Бабич: Ультралиберализм – новый вызов России

НП "Русская культура":
Татьяна Игошева
Татьяна Игошева. О принципе "прозрачности" в лирике Олега Охапкина

26.05.2019

Официальный сайт Московского Патриархата:
Святейший Патриарх Кирилл
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии вручения Патриаршей литературной премии 2019 года

18.05.2019

Федеральное агентство новостей:
Денис Тукмаков
Храм-на-Драме, Екатеринбург: сытые деньги, скверный протест, спящие власти

13.05.2019

Вести.ua:
Андрей Хрусталев, Артем Гавриленко
Вести: поместный православный Чернобыль – зачем Филарету возрождать Киевский патриархат

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты