Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_7452.html


21 ноября 2003

Филипп Щипков

Виктор Лошак: "Церковь сегодня слишком политизирована"

Виктор Григорьевич Лошак. Родился в 1952 году. Окончил Одесский государственный университет. Печатался в ряде изданий в Одессе. Работал в "Известиях". С 1993 по 2003 год – главный редактор еженедельной газеты "Московские новости". С 2003 по 2004 год – главный редактор журнала "Огонек".


Как, на ваш взгляд, СМИ должны подходить к освещению религиозной темы?

Это важная и очень интересная тема, в которой, как и в любой другой теме, сталкиваются человеческие страсти и интересы. Мне кажется, что подходить нужно, прежде всего, непредвзято. Религия одна из таких тем, где от журналиста требуется очень высокий уровень компетентности, в ней много особенностей. В своей журналистской практике я сталкивался с тем, что журналисты допускают возмутительные ошибки, которые потом смущают людей верующих и девальвируют собственно сами публикации.

Вам интересна религия как самостоятельный феномен или в момент ее пересечения с политикой?

К этому вопросу я подхожу с двух сторон: как главный редактор и как человек. Я человек нерелигиозный, но религия мне интересна в качестве исторического феномена и, безусловно, феномена познания самого себя. А как главному редактору она мне интересна в качестве феномена социально-политического.

Целесообразно ли создавать в редакции специальный отдел, который занимался бы только религиозной темой?

Такой отдел должен создаваться или не создаваться в больших ежедневных изданиях, где штат сотрудников больше. Но, безусловно, я убежден, что в издании должен быть человек или люди, который специально этим занимаются. Идеальным выходом для еженедельных изданий, таких как "Московские новости" или "Огонек", я считаю привлечение как минимум одного автор, глубоко погруженного в религиозную тему.

В рейтинге информационных тем: политика, общество, наука, культура, спорт, погода и т.д. – какое место вы бы отдали религии?

Сложный вопрос, потому что религиозная тема может быть не только актуальной, но и исторической, и как своего рода историческое чтиво она будет находиться в конце издания. Если эта тема привязана к актуальным событиям, то, я думаю, она должна находиться на границе политики и общества.

Какое место занимает религиозная составляющая в политике? И как вы относитесь к тому, что президент открыто декларирует свою принадлежность православию?

То, что президент открыто говорит о своей вере и демонстрирует ее, меня никак не смущает, на то он и публичный политик. Меня смущают больше открытые преференции Церкви со стороны государства, как политические, так и экономические. Второе, что меня смущает, это закулисная жизнь Православной церкви, которая не всегда является предметом общественного внимания и контроля со стороны самих верующих. Но, тем не менее, я считаю, что сегодня Церковью руководит мудрый человек. Мне нравится, например, то, что он много делает для поддержания межконфессионального мира внутри страны, сам находит контакты с другими конфессиями, исключая тяжелую ситуацию с Католической церковью.

Насколько сильно, с вашей точки зрения, политизирована Церковь и каково должно быть ее нормальное состояние во взаимодействии с властью?

Сложно дать рецепт нормального состояния. Мне кажется, что Церковь сегодня, безусловно, переполитизирована. В этом виновата в большой степени власть, которая очень приблизила церковную верхушку к верхушке государственной. Что значит "здоровое" состояние Церкви? Наверное, состояние института, отделенного от государства, потому что Церковь имеет дело с верой, со сферой духовной жизни человека, а государство – со всем остальным. Когда сферы церковного и государственного перемешиваются, я думаю, у многих людей становится очень смутно на душе.

Возможна ли проповедь на страницах светского издания?

Да, и это не раз пробовали делать. Здесь все зависит от качества проповеди, от того, насколько те, кто проповедуют, понимают и чувствуют аудиторию, и от остроты поставленных вопросов, потому что проповедь затрагивает наиболее важные вопросы человеческого существования. Это жанр от первого лица. Очень трудный жанр о человеке, о его внутренней жизни.

Влияют ли ваши собственные взгляды на ваши статьи и на общую политику издания, которым вы руководите?

Я человек внецерковный, но пытаюсь быть очень щепетильным в вопросах веры. В издании я стараюсь относиться к этой теме приблизительно так же аккуратно, как к национальным вопросам. Можно сделать совсем небольшой неловкий шаг, и ты обидишь очень многих людей, поэтому в этой теме я максимально корректен, и как журналист, и как главный редактор.

Не кажется ли вам, что СМИ не могут адекватно и полно передать все смыслы, которые содержит в себе религия?

Я считаю, что религия – это та тема, где без усекновения не обойтись, бекграунд здесь таков, что на какой-то границе журналист вынужден остановиться. Безусловно, все материалы о религии и вокруг нее, которые появляется в общественно-политических средствах массовой информации, поверхностны. Эту претензию можно предъявить практически к любой публикации в СМИ, связанной с религией.

Как быть в этой ситуации?

Мы дали рецепт в начале нашей беседы: привлекать максимально подготовленных людей. Редактура в их исполнении будет максимально безболезненной.

Каким темам, связанным с религией, пресса не уделяет достаточного внимания? Что, на ваш взгляд, выпадает из охвата СМИ?

Интересны судьбы людей, которые определяют религиозную линию России. О них практически ничего не известно, хотя их лица мы часто видим на экранах телевизоров и на страницах газет. Думаю, что светскому обществу, так же как и обществу церковному, интересны мотивы кадрового движения в верхних слоях Церкви, они неочевидны. Абсолютно непонятна светскому обществу экономика Церкви, я как-то подступался к этой теме. Православная Церковь в России все активнее привлекает и благотворительные, и бюджетные средства к своему развитию, в связи с этим возникают слухи и недопонимания. И они работают против Церкви. Недостаточно прояснена и является конфликтной граница между интересами Церкви и интересами российской истории и культуры; непонятны ни борьба за собственность, ни борьба за влияние на общекультурные ценности. Все эти вопросы могут быть интересны широкой публике вне зависимости от ее принадлежности к вере и Церкви.

21 ноября 2003 года

РЕКЛАМА