поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
11 июня 2010  распечатать

Семен Чарный

Ситуация с антисемитизмом в России остается весьма тревожной

Источник: Интерфакс-Религия

Экспертная группа по проблемам антисемитизма еврейской общины России подготовила доклад, посвященный ситуации с антисемитизмом в России в 2009 году. Об основных выводах доклада и о развитии ситуации в этой сфере в первом полугодии 2010 года в интервью "Интерфакс-Религия" рассказал один из членов экспертной группы Семен Чарный.

– Как бы Вы охарактеризовали ситуацию с антисемитизмом в России в 2009 году?

– Как и в предыдущие годы, сохранялся исключительно низкий на фоне прочих видов антисемитской активности уровень нападений на евреев (шесть нападений в 2009 году и по восемь – в 2007 и 2008 годах) и антисемитского вандализма (девять фактов осквернения помещений, занимаемых еврейскими организациями, в 2009 году и по десять – в 2007-2008 годах; 11 случаев осквернения кладбищ и памятников жертвам Холокоста и репрессий, тогда как в 2008 году – 14, в 2007 году – девять). Чтобы было понятно, почему мы говорим об исключительно низком уровне, напомним, что всего в России в 2009 году итогом нападений и столкновений на почве ксенофобии стало 82 погибших и 326 пострадавших. Небольшое количество нападений на евреев объясняется, по нашему мнению, тем, что евреев трудно выделить среди жителей российских городов по чисто внешним признакам. Исключение составляют религиозные евреи, и именно поэтому подавляющая часть нападений и антисемитского вандализма были направлены на верующих евреев и места их сбора.

В отличие от стран Западной Европы, где доминирует так называемый новый антисемитизм, маскирующийся под "борьбу с сионизмом, израильской агрессией" и тому подобное, в России доминирует традиционный антисемитизм. Ситуацию же с новым антисемитизмом лучше всего может характеризовать заглавие книги одного из известнейших российских антисемитов начала ХХ века Сергея Нилуса – "Близ есть при дверех".

– Какие наиболее заметные проявления антисемитизма в России в прошлом году Вы могли бы выделить из общего ряда?

Первое – появление в центральных СМИ антисемитских материалов, некоторые из которых публикуются там неоднократно.

Второе – проникновение антисемитских тезисов в учебную литературу. Несмотря на то, что речь идет о вроде бы маргинальных случаях – о приложении к электронному учебному пособию по религиоведению, распространяемому кафедрой регионоведения Ульяновского государственного университета, и об учебнике "История отечественного государства и права. 1985-1991 гг.", распространявшемся среди курсантов Санкт-Петербургского университета МВД и уничтоженном после начала скандала, обе эти истории вполне могут быть лишь вершиной айсберга. Поскольку контроль за подобной литературой, как выяснилось в обоих случаях, фактически отсутствует.

Третье – выход весной 2009 года двух антисемитских книг преподавательницы Академии Генштаба Татьяны Грачевой. Изданные значительным для современной России тиражом в 40 тысяч экземпляров, обе эти книги получили благословение епископа Владивостокского и Приморского Вениамина.

Четвертое – требование вице-спикера Госдумы и лидера ЛДПР Владимира Жириновского об отмене статьи 282 УК РФ и его письмо генеральному прокурору в защиту антисемитской книги Владимира Истархова "Удар русских богов", включенной в Федеральный список экстремистских материалов.

Пятое – попытка мобилизации российских мусульман под антиизраильскими и антисемитскими лозунгами. Основные усилия по мобилизации российских мусульман и левых на антиизраильские выступления были предприняты в январе 2009 года во время проведения ЦАХАЛом операции "Литой свинец" в Газе. Впрочем, несмотря на бурную медиа-активность, организаторам этих мероприятий не удалось добиться сколько-нибудь приличных результатов – во многом из-за нейтралитета властей и контролируемых ими электронных СМИ.

Таким образом, можно говорить, что так называемый новый антисемитизм, основой которого является "антисионизм", пока не смог укорениться на российской почве. С другой стороны, можно констатировать рост антисемитских настроений (в том числе и на основе "нового антисемитизма") среди представителей "лояльного" ислама – от курсанта одного из вузов МВД, разметившего на своей страничке в социальной сети ролики радикальных исламистов, до приверженцев официального ислама в Дагестане, называющих своих противников "англо-израильскими агентами". И хотя, согласно данным соцопросов, большинство населения России относятся к Израилю достаточно равнодушно, подобные действия являются еще одним шагом для накопления той критической массы информации, которая может в какой-то момент прорваться всплеском неоантисемитизма.

– Насколько, по Вашему мнению, антисемитские фобии влияют на граждан?

– Этот вопрос остается спорным. С одной стороны, опрос ВЦИОМ демонстрирует, что с антипатией к евреям относится всего 2% населения ("лидерами" в этом списке являются выходцы с Кавказа, которых активно не любят 29% опрошенных). С другой стороны, достаточно высока численность приверженцев лозунга "Россия для русских" (по данным опроса "Левада-Центра", данные которого были обнародованы 3 декабря 2009 года, количество "твердых" приверженцев этого лозунга достигло 18% по России и 27% по Москве). Составной частью данного лозунга является и антисемитизм, а это свидетельствует о том, что часть опрошенных скрывала свою позицию, понимая, что в глазах общества антисемитизм – вещь, подлежащая осуждению. Подтверждением распространенности антисемитских стереотипов может служить и обнародованная в декабре история с обсуждением в кулуарах Думы осенью 2009 года закона о торговле, проходившего в духе теории "еврейского заговора".

– Среди кого больше всего распространены сегодня в России антисемитские настроения? Есть какие-то политические или религиозные группы, которые исповедуют эти взгляды?

– Носителями антисемитских настроений в России в основном являются представители крайне правого спектра политической жизни. Среди них можно выделить наиболее крупные течения: православные фундаменталисты, радикальные исламисты, неоязычники, неонацисты, скинхеды, радикальные русские националисты. О том, насколько заражено антисемитизмом сознание русских националистов, свидетельствует история с арестованной по подозрению в пособничестве убийству адвоката Станислава Маркелова националисткой Евгенией Хасис. После многомесячных пересудов на тему ее возможного еврейства она была вынуждена в начале 2010 года написать специальное письмо с подробным разбором своей родословной, дабы доказать отсутствие у себя еврейской крови.

Среди приверженцев левой идеологии сторонники антисемитизма составляют крайне немногочисленную группу по сравнению со странами Запада.

– А как реагируют российское общество и власть на антисемитизм?

– Можно отметить рост активности общественности вообще (и еврейской общины в частности) по противодействию антисемитизму. В основном, правда, речь идет о выступлениях и публичных акциях, имеющих внешнеполитическую окраску (главным образом связанных с осуждением возвеличивания коллаборационистов на Украине и в странах Балтии). То же самое можно сказать и о риторике представителей власти. В 2009 году, согласно данным соцопросов, был зафиксирован постепенный рост приверженцев антифашистских взглядов в России.

Представители власти, как и в прежние годы, продолжали жестко выступать против проявления антисемитизма в России. Можно отметить два специальных заявления президента России Дмитрия Медведева по этому поводу. Впрочем, в основном чиновники предпочитают говорить о ксенофобии вообще, не выделяя антисемитизм среди ее подвидов.

Что касается борьбы правоохранительных органов против проявлений антисемитизма, то здесь, несмотря на достаточно впечатляющие успехи: закрытие трех газет, публиковавших антисемитские материалы, назначение крупных штрафов за издательскую деятельность по изданию антисемитской литературы, штрафы для магазинов, торгующих подобной литературой, внесенной в Федеральный список экстремистских материалов, стремительный рост самого списка – остается еще ряд проблем. Прежде всего, это практика массового вынесения условных приговоров (в том числе достаточно крупным фигурам из среды националистов, пойманным на преступлениях), что не удерживает осужденных от нового нарушения закона.

Значительной проблемой остается отказ правоохранительных органов возбуждать дела по фактам антисемитского вандализма и принятие решений, выглядящих как непрофессионализм или попустительство радикальным националистам.

– Изменилась ли ситуация в 2010 году?

– Каких-то значительных изменений наш мониторинг не выявил. За первые пять месяцев 2010 года было зафиксировано 40 преступлений на почве антисемитизма (25 случаев нанесения надписей и граффити антисемитского содержания, семь случаев, связанных с угрозами и хулиганством, шесть случаев, связанных с распространением антисемитской литературы и агитацией, и два случая применения насилия).

Новым стало то, что благодаря организованной Федерацией еврейской общин России в пяти городах России (Москве, Нижнем Новгороде, Ульяновске, Екатеринбурге и Томске) "горячей линии" к нам начали поступать данные об антисемитских инцидентах, о которых ранее предпочитали не сообщать ни общины, ни правоохранительные органы. Учитывая, что значительная часть страны не охвачена "горячей линией", можно говорить о достаточно значительном количестве латентных (скрытых) преступлений на почве антисемитизма. И хотя большую часть подобных преступлений составляют антисемитские граффити, это не делает их более "безопасными", поскольку каждая подобная надпись – это открытая пропаганда антисемитизма.

За первые пять месяцев 2010 года за преступления на почве антисемитизма был осужден 21 человек (девять из них были приговорены к условному сроку заключения, десять – к штрафу, один – к исправительным работам, и один, главный редактор антисемитской газеты "Русь православная" Константин Душенов, – к лишению свободы сроком на три года). Первое полугодие 2010 года также ознаменовалось запретом пронацистской организации "Славянский союз". Подобная активность вполне сравнима с данными прошлого года.

Одновременно сохраняется печальная традиция, когда человека, разместившего на своей страничке "Вконтакте" видео-, фото – и аудиозаписи нацистской направленности, освобождают от ответственности, оценивая размещенные материалы как "художественные произведения".

Можно также отметить фактический провал попытки мобилизовать сколько-нибудь значительное количество людей на демонстрации по поводу задержания израильтянами в конце мая так называемой "флотилии свободы", пытавшейся прорваться в контролируемый радикальными исламистами сектор Газа. В сфере публичных акций все ограничилось несколькими небольшими митингами и демонстрациями в Москве, организаторы которых не смогли собрать более 20-30 человек. С другой стороны, можно отметить статьи, пронизанные духом нового антисемитизма, публиковавшиеся в российских СМИ.

Антисемитизм по-прежнему продолжает оставаться составной частью мировоззрения националистов. Последний пример – история с действующей на Дальнем Востоке вооруженной группировкой националистов, нападавшей на милиционеров. В своем обращении они объявили, что "поднялись против еврейского фашизма" – ни больше ни меньше.

Если говорить о степени распространенности антисемитских настроений, то, как и в 2009 году, результаты опросов могут трактоваться двояко. С одной стороны, согласно опросу ВЦИОМ, проведенному 1-2 мая 2010 года, евреи вызывают раздражение у 3% опрошенных. С другой стороны, согласно обнародованным 13 мая данным опроса, проведенного исследовательским агентством "Башкирова и партнеры", 25% россиян не согласны жить рядом с евреями. То, что уровень антисемитизма значительно выше, чем 3% (именно столько участников опроса ВЦИОМ утвердительно ответили на вопрос о своей нелюбви к евреям), подтверждают антисемитские заявления, которые делают известные писатели вроде Проханова, депутаты Госдумы и так далее.

Таким образом, хотя целый ряд событий 2009 и 2010 годов способствовал дискредитации антисемитизма, символом чего стало заявление президента о том, что антисемитизм неприличен в политической среде, общая ситуация на этом направлении остается весьма тревожной и обратимой.

СМ.ТАКЖЕ

персоналии:

Семен Чарный

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

04.06.2020

РПЦ: в Москве увеличилось число запросов на помощь в службу "Милосердие"

Более 40 участков в новой Москве отведены под строительство храмов

Новый вариант антиэкстремистской стратегии открывает дополнительные возможности для религиозных вузов – религиовед

Храмы Северной столицы открываются для прихожан с 5 июня

В Винницкой области рейдеры из "ПЦУ" повесили замки на храм, в котором молились прихожане

03.06.2020

Состоялся cобор Эстонской Православной Церкви Московского патриархата

На Украине с 5 июня разрешат посещение храмов

В церковной больнице Москвы начали проводить тестирование на антитела к COVID-19

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

04.06.2020

Русская народная линия:
"Ни богословия, ни ру"
Профессор Алексей Иванович Сидоров о научной квалификации прот. Павла Великанова

14.05.2020

Царьград.ТВ:
Михаил Тюренков
"Wi-Fi-причастие" по-украински: В чём опасность либерального "COVID-богословия"

10.05.2020

Официальный сайт Московского Патриархата:
протоиерей Димитрий Сазонов
Тактика лояльности и сопротивления: как будущий Патриарх Пимен управлял Костромской епархией

09.05.2020

Журнал "Международная жизнь":
Протест католических епископов и ученых

05.05.2020

ПЕRЕВОДИКА:
Ален де Бенуа
Коронакризис – это не конец света, это конец целого мира

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты