Митрополит Киевский Владимир: Секуляризация пытается занять освободившееся место воинствующего атеизма Источник: Официальный сайт УПЦ МП Ваше Блаженство, какова, на ваш взгляд, особенность эпохи, в которую мы живём, каковы главные проблемы человека сегодня?
Проблемы у человека во все времена после грехопадения одни и те же: заботы житейские и борьба со страстями и искушениями ради спасения бессмертной души. Меняются формы хозяйствования, политические системы, а человек остаётся тем же и точно также нуждается в спасительной помощи Божьей. При этом, действительно, каждая эпоха имеет свои особенности, ставит свои вопросы и вызовы перед Церковью и каждым христианином. Сегодня это секуляризация (обмирщение), которая пытается занять освободившееся место воинствующего атеизма и которая пытается сделать людей, по слову Откровения Иоанна Богослова, "ни холодными, ни горячими", заботящимися только о земном. И воспитывается такое отношение к жизни современным обществом рекламы и безудержного потребления.
Православный человек нередко оказывается перед лицом выбора между представлениями, санкционируемыми светским общественным сознанием, и велением своей христианской совести. Как в этих условиях сохранять и возогревать в себе верность принципам веры?
Христианин должен жить во Христе и Христом, молиться Богу и посещать церковь, регулярно читать Евангелие и пытаться воплощать библейские и евангельские заповеди в своей повседневной жизни. Принципы веры недостаточно только возгревать в себе на них нужно строить жизнь, ибо вера без дел мертва (Иак. 2:26).
История нашей страны сложилась так, что немалая часть её граждан была воспитана вне Церкви, без веры. Но при этом многие такие люди стараются жить по совести по сути, соблюдая библейские заповеди. Как сообщить этим людям о спасительности христианства и спасительности жизни в Церкви?
Сегодня такое время, когда никто не мешает нам проповедовать. Но для разных категорий людей нужно подбирать свои слова и при этом никогда не лукавить, ничего не делать искусственно или наигранно. Нужно быть искренним и полагаться не на свои знания или умение убеждать, а на помощь Духа Святого, Который научает каждого из нас, как и что говорить, и Который влияет не на разум, а на душу и сердце человека. И тогда может произойти самое, казалось бы, невозможное обращение или вразумление. А людей старшего поколения, независимо от степени их воцерковления, нужно искренне уважать, и нужно помогать им.
Сегодня нередко говорят, что молодёжь всеми брошена на произвол судьбы и никому не нужна. Порой не исключение и церковная молодёжь: куда ей пойти вне храма, чем заняться? А если и создаются где-то православные организации для молодых, то тут же срабатывает возрастное отторжение любой формализованной деятельности подобные организации кое-где уже окрестили православным комсомолом. Что же может объединить верующую молодёжь?
Объединять верующих должна Евхаристия. Всех, независимо от возраста и социального положения. И это общение в таинствах и литургия ("общее дело") может продолжаться общими делами и братским общением во внебогослужебное время. А чтобы не было формализации, не нужно создавать организаций для молодёжи, православная молодёжь сама должна объединяться для доброделания, просветительского и социального служения. Кстати, это могут делать не только молодые люди.
Часто первые шаги молодых людей в храме бывают невероятно трудны. Одна из проблем как уверовавшему молодому человеку строить отношения со старыми друзьями и привычным кругом общения? Ваше Блаженство, что вы могли бы посоветовать нашим молодым современникам?
Побольше слушать и поменьше говорить. Побольше учиться и поменьше поучать. Должно пройти время, чтобы ваши старые друзья убедились, что ваш приход в Церковь не сиюминутное увлечение, а сознательный жизненный выбор. Научитесь искренне любить своих друзей независимо от их отношения к вере и Церкви, старайтесь им помогать и поддерживать. И искренне молитесь, чтобы благодать Божья коснулась и сердец ваших друзей.
|