поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
24 июня 2010  распечатать

Выступление митрополита Илариона (Алфеева) на презентации польского издания книги Патриарха Кирилла "Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности"

Выступление председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на презентации польского издания книги Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла "Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности" (Варшава, 23 июня, Христианская богословская академия).

Введение

Прежде всего, я благодарю всех, кто участвовал в подготовке польского издания книги Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла "Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности". В издании этой книги я вижу заинтересованность польской интеллигенции в знакомстве с русской богословской, историсофской и политической мыслью, которая составляет существенную часть русской культуры вообще. Идеи, положенные в основу трудов Патриарха Кирилла, могут быть предметом для интеллектуального общения российских и польских богословов, философов, общественных и политических деятелей, простых верующих.

Актуальность темы прав и свобод человека

В наши дни триумф технической мысли, передовых технологий подчас скрывает важность для человека духовного измерения жизни. Однако извечные вопросы человечества, ответ на которые люди всегда искали в религиозной традиции, сейчас не менее актуальны, чем тысячи лет назад.

Один из главнейших вопросов подобного рода – вопрос свободы человека. Свобода человеческой личности, отличающая ее от других Божиих созданий, требует глубокого осмысления каждым поколением людей. Реализация человеком своей собственной свободы неразрывно связана с добродетелью и предполагает постоянные духовные усилия. К сожалению, современное потребительское сознание зачастую неспособно вместить эту простую истину. Часто приходится слышать, что человеку не нужно задумываться о самосовершенствовании. Лучше искать удовольствий, стремится к развлечениям и безответственно потакать своим страстям. Свобода личности, как сейчас часто говорят, ограничивается лишь интересами окружающих.

Однако этот подход не учитывает сложность человеческой природы. Человеку, который ограничен лишь правами окружающих, необязательно стремиться к нравственному совершенству, следовать голосу своей совести. На деле человек, лишенный моральных ориентиров, склонен к греху и саморазрушению. Кроме того, такой человек неспособен не только к общественному созиданию, но даже к сосуществованию с самыми близкими людьми. Для него свобода воли превращается в постыдное рабство греху.

Именно поэтому книга Святейшего Патриарха Кирилла посвящена вопросу соотношения свободы и ответственности, ответ на который мы призваны давать в своих повседневных поступках и мыслях. В статьях и выступлениях, которые вошли в состав этого труда, вышеуказанная проблема рассматривается с различных углов зрения.

Нравственная ответственность как необходимое условие выживания человеческого общества

К пониманию необходимости нравственной ответственности человека перед обществом и самим собой нас приводит сама окружающая действительность. Очевидно, что отказ от моральной оценки действий человека, власти и народа делает многие общественные проблемы неразрешимыми. Так, общество фактически отказывается от борьбы с социальными пороками, такими как пьянство, наркомания, половая распущенность, поскольку, по логике либералов, если подобный выбор делается по свободной воле, то общество и государство должно не препятствовать ему, а создавать условия для наилучшей реализации. И действительно, в Европе сегодня повсеместно существуют публичные дома, местами легализуются наркотики, во множестве содержатся ночные бары и притоны для пьяниц. Такие рецепты решения моральных проблем приводят к вырождению целых народов, к растущей депопуляции нашего континента.

Кроме того, обществу, и в особенности молодому поколению, через СМИ и систему образования навязываются представления об аморальных явлениях как норме жизни. Мы имеем дело с недопустимым насилием над совестью людей, которые становятся жертвами новой тоталитарной идеологии.

Даже в основе глобального финансового кризиса лежат не технические сложности или экономические закономерности, но человеческие пороки, такие как жажда наживы, обман и предательство, алчность и эгоизм. Продолжая игнорировать их разрушительную силу, отказываясь от нравственно ориентированного образования, человечество оказывается на грани коллапса.

Абсолютизация права выбора

Все чаще мы сталкиваемся с абсолютизацией права выбора и забвением ответственности, с которой это право тесно связано. Но ведь христианская культура, на почве которой возникло современное учение о правах, всегда исходила из того, что аморальное поведение человека, несообразное его богоданному достоинству, является злом, пародирующим свободу и отдаляющим от Создателя.

Потеря связи прав человека с моралью

Нужно заметить, что послевоенные документы по правам человека отражают связь свободы и моральной ответственности. Так, во Всеобщей декларации о правах человека 1948 года, в Европейской декларации о защите прав человека и основных свобод 1950 года говорится о связи прав человека с моралью. По смыслу этих документов, права человека могут быть ограничены по соображениям морали.

В позднейших же международных актах, как, например, в Хартии основных прав Европейского Союза 2000 года, связь прав человека и нравственности не устанавливается. Свобода, таким образом, полностью отрывается от морали. Более того, в современном либеральном общественно-политическом обиходе аморальным считается ставить вопрос о том, что право может ограничивать греховные устремления индивида. Это означает, что права человека становятся все более закрытой системой, не имеющей связи с духовной традицией, которую в Европе хранит Церковь.

Монополия либерализма на истину

Либерализм, предполагающий отказ от утверждения связи свободы и моральной ответственности человека в обществе, позиционирует себя как истина в последней инстанции. Любая критика аморальных явлений квалифицируется как нетерпимость и религиозный экстремизм. Традиционные европейские христиане уже столкнулись с преследованиями подобного рода. В частности, за публичное осуждение нетрадиционной сексуальной ориентации в некоторых странах Европы можно поплатиться карьерой, а то и оказаться за решеткой.

Христианофобия как следствие применения либеральных догм

Христианофобия в Европе стремительно набирает обороты. Одним из примеров ущемления прав христиан является решение Европейского суда по правам человека по делу "Лаутси против Италии" от 3 ноября 2009 года, в котором утверждается, что наличие распятий в государственных школах Италии нарушает права человека. Решение суда ставит верующих в заведомо неравноправное положение, провозглашая секуляризм нейтральным основанием жизни общества. Мы имеем дело с попыткой установления новой безбожной идеологии, которая лишает христиан возможности вносить в публичную жизнь религиозное измерение. Русская Православная Церковь поддержала Италию, Россию и ряд других государств, которые выступили против вышеуказанного решения, которое наглядным образом демонстрирует, как современное понимание прав человека может становиться поводом для ограничения свободы верующих. В качестве третьей стороны выступили: Россия, Болгария, Греция, Кипр, Литва, Мальта, Монако, Румыния, Сан-Марино. Хотелось бы видеть Польшу среди этих государств.

Необходимость диалога мировоззрений. Разработка "Основ учения..." как вклад в этот диалог

Важность дискуссии о правах человека в современном мире вызвала необходимость принятия документа, который бы отражал взгляд Русской Православной Церкви на эту проблему. Подготовка "Основ учения о достоинстве, свободе и правах человека", принятых Архиерейским Собором в 2008 году, велась под руководством Святейшего Патриарха Кирилла в течение двух лет. Многие из статей и выступлений, которые включены в книгу "Свобода и ответственность: в поисках гармонии", стали формой предварительного общественного обсуждения идей, положенных в основу этого общецерковного документа.

Мы считаем поиск баланса между свободой и ответственностью одной из сложнейших задач современного поликультурного общества, главной темой диалога между людьми различных мировоззрений. Подобный диалог должен вестись на основе взаимного уважения и открытости, исключать диктат и принуждение. Его опорой должно быть представление об универсальной ценности человеческой личности, которая по убеждению христиан проистекает из факта сотворения человека по образу и подобию Божию. Высокая ценность человека воплощается, в том числе, в его стремлении к добродетели и совершенству, которое не может быть индифферентно для общества.

Заключение

Христианство учит о праведной жизни, сообразной Богоданному достоинству. Только такая жизнь может быть поистине гармоничной и свободной. Вернувшись к своим духовным корням, следуя в делах и поступках высоким идеалам нравственности, европейские христиане способны построить процветающее общество на началах добра и справедливости, милосердия и взаимопомощи.

Надеюсь, что книга Патриарха Кирилла "Свобода и ответственность: в поисках гармонии" станет вкладом в обсуждение в Польше острых вопросов, связанных с правами человека.

Источник: Официальный сайт РПЦ МП

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)

сюжеты:

Религия и права человека

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты