Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_7800.html


01 января 2004

Александр Щипков

Стояние Зои в граде Самаре

  • Глава из книги Александра Щипкова "Соборный двор"
  • 2000, декабрь
    Публикуется впервые [1]

    ВГТРК. Радио России.
    Программа "ВО ЧТО ВЕРИТ РОССИЯ"
    Автор и ведущий: Александр Щипков
    Тема: "Стояние Зои в граде Самаре"
    Эфир: 26 декабря 2000 год
    Время: 9:30-9:44
    Хронометраж: 13.20


    Сценарный план

    Позывные программы "Во что верит Россия" (колокольный звон, переходящий в нищенский вальсок)
    Ведущий (на музыке):

    Вы слушаете новогоднюю информационно-аналитическую программу "Во что верит Россия". У микрофона – Александр Щипков. Здравствуйте и с наступающим Новым годом, дорогие слушатели Радио России...

    Православие зиждется не только на Писании, но устных повествованиях, история и легендах, в которых так или иначе отражается опыт церковной жизни. Сегодня я расскажу вам удивительную историю, которая случилась в середине уходящего столетия у нас в России, в городе, носящем имя советского государственного и партийного деятеля Валериана Куйбышева. Расскажу о чуде, которое в народе получило название "Стояние Зои". Вы-то сами – верите в чудеса?

    Джингл – "Беседы у Казанского собора"
    Плёнка с фонограммой, хр. 0.30
    (Интервью на улице. Прохожие говорят, что не верят в чудеса)
    Ведущий реагирует на последнюю реплику:

    Выходит – потеряли мы вкус к чудесам. Ну, ничего, не отчаивайтесь. Ваши чудеса ещё впереди. Они ждут вас. А пока послушайте-ка, какое чудо случилось с девушкой Зоей в 1956 году, в советском городе Куйбышеве, на улице Чкалова, в маленьком деревянном домишке.

    Звучит грустная музыка
    Мелодия песни "О любви к Родине". Группа "Ноль"
    Ведущий (на музыке):

    Шёл рождественский пост. Тёмные и необразованные граждане, упорно называвшие григорианский календарь советским, а юлианский – православным, тайно постились и украдкой осеняли себя крестом, глядя из окна на подвыпивших комсомольцев...

    Комсомольцам хотелось праздника. Им было наплевать на календари. Новый год – он и есть Новый год. Бутылка белой неудобно, но приятно оттягивает брючный карман. Холодит. Тропинка вдоль забора узкая, того и гляди оступишься. А впереди – чувиха. Так и чешет ножками, как по половице. Твёрдо. С вызовом. Чувствует, что сзади мальцы посматривают.

    (Увод музыки)

    Зоя работала на трубочном заводе. Дали тринадцатую. Она купила у тёти Маруси антоновок и шла на Новый год. К Клавдии Петровне Болонкиной. Не столько к ней, сколько к её сыну Николаю. Шла и хрустела на морозе яблоком в такт хрусту снега. Куснёт яблочко – хрусь! И два шажка по снегу – хрусь-хрусь. Зубками – хрусь! Ножками – хрусь-хрусь. Опять зубками – хрусь! И ножками – хрусь-хрусь.

    А мальцы сзади любуются. А она знает, что любуются. И папироски в темноте сфетофорчиками. Пых-пых. Дымок вкусный. Зойка красивая. Мальцы молодые. Тоже к Болонкиным направляются. А напротив в тёмном окне – бабка невидимая крестится. По юлианскому календарю дура мяса не ест. Ешь – не ешь, все там будем! А Зойка уже калиткой клацает. Платок со снежком на плечи откидывает. Зеркало глазами ищет. Не находит. И своё отражение в каком-то стекле видит: прядка на месте. А за стеклом дед с бородой, пальцы крестиком держит. Чур меня, старый. Я молодых люблю!

    А мальцы папироски в снег затоптали, следом в залу входят. Тяжело ступают, будто устали. Взрослых мужиков, черти молодые, изображают. "Тётя Клава, здрасте. Колян-то где?"

    Тётя Клава отвечает, что сын куда-то запропастился, что стол накрыт, что она к соседям Новый год справлять убегает и что в "угловом" ленинградских шпрот четыре банки достала. "Две – с собой, две вам оставила".

    "Спасибо, тётя Клава!"

    Клавдия Петровна ушла, и комсомольцы начали провожать старый, затем встречать новый. Зойка раскраснелась. Сердце стучит. А Николая всё нет. Эх, мальцы – заводи пластинки!

    Музыка – "Ландыши"
    проигрыш

    Я танцевать буду. Вот с этим дедом. Что пальчики скрестил? Скромный?

    Хвать Николая Угодника из угла и закружилась стерва гладкая, и закружилась. Мальцы едва дышат.

    Всплеск "Ландышей", резкая остановка музыки
    Ведущий:

    И вдруг...

    Отбивка – грохот падающего стула...
    и ведущий без музыки:

    И вдруг всё остановилось. Зоя с иконой в руках и перекошенным от ужаса лицом замерла и не могла ни пошевелиться, ни вымолвить слова. Её попробовали толкнуть, но она словно приросла к полу. Прибежала перепуганная тётя Клава, сбежались пьяненькие соседи, кто-то вызывал врача, кто-то милицию, и тут началось такое, что вообразить невозможно...

    Давайте передохнём...

    Звучит джингл – "Перпендикулярная музыка в программе Александра Щипкова "Во что верит Россия"
    Группа "Ноль", Федя Чистяков поёт "Буги-Вуги". Хр. 2.00
    Проигрыш на хвосте звучит громко, не микшируется. На проигрыше ведущий почти кричит:

    Вы слушаете информационно-аналитическую программу "Во что верит Россия". У микрофона – Александр Щипков. Я продолжаю рассказ о стоянии Зои. Приглушите Буги-Вуги, пожалуйста...

    Музыка резко уводится
    Ведущий:

    Спасибо.

    Народ повалил на улицу Чкалова. Слух о Зое, прикованной к полу за богохульство, распространялся со скоростью мысли. Пешая и затем конная милиция дежурила возле дома на Чкаловской уже несколько дней. Мальцов, плясавших с красавицей Зоей допрашивал московский особист, вызванный особистами куйбышевскими. Тётя Клава отправила своего Кольку к сестре в Чапаевск от греха подальше. А доктора тщетно пытались понять, что происходит с телом красавицы Зойки.

    На пятый день стояния уполномоченный по делам религии товарищ Алексеев позвонил епископу Иерониму и потребовал, чтобы тот с амвона опровергнул чудо. Епископ отказался.

    Через несколько дней в Куйбышеве была собрана областная партийная конференция. Первый секретарь обкома КПСС товарищ Ефремов растерянно заявил делегатам: "Да, произошло такое чудо, позорное для нас, коммунистов... Начал собираться народ, потому что неумело поступили руководители милицейских органов... некоторые додумались даже до того, что вынесли предложение послать туда попов для ликвидации этого позорного явления... Бюро обкома порекомендовало бюро горкома виновников строго наказать..."

    Кого уж там наказал горком, мне неведомо, но если в 1954 году в Куйбышеве было прочитано всего 832 атеистических лекции, то за первый квартал 1956 года их начитали более 2000. И пока лекторы мотались по заводским и сельским клубам, народ валом валил в сохранившиеся храмы.

    История о стоянии Зои быстро разлетелась по российским городам, временно носящим не менее странные названия, чем Куйбышев, где и случилось наше чудо.

    А что же стало с Зоей? Конец истории, как водится, покрыт мраком. Кто говорит, что она кончила свои дни в больнице для умалишённых, кто уверяет, что она жива и что её даже видели среди инокинь Пюхтицкого монастыря. Но все сходятся в одном – ожила Зоя лишь весной, в день Светлого Христова воскресения.

    Моя покойная бабушка, рассказывая мне в детстве перед сном в очередной раз историю о Стоянии Зои, всегда завершала свой рассказ одинаково: "И вот в один день оказался напротив Зои старичок. Подошёл, взял у неё из рук икону и исчез, так неожиданно, что сторожа не успели схватить его. А Зоя заплакала и ожила". Если вы, мои уважаемые слушатели, догадались, кто был этот старичок, – пишите мне на Радио России, в Петербург, на Итальянскую улицу, в дом номер 27.

    Наш рассказ завершён, а я хотел бы только добавить, что недавно был в Самаре, на той самой улице, возле того самого дома и видел возле соседней калитки старушку. Она сидела на складном стульчике с закрытыми глазами, слегка откинув назад голову, и тихо повторяла: "Святый отче Николае, моли Бога о нас".

    А на коленях у неё лежал православный календарь. Юлианский.

    С вами был Александр Щипков, с программой "Во что верит Россия".

    Звучит "закрышка" программы "Во что верит Россия".
    Хор митьков поёт:
    "Боже, даруй ясность и душевный покой
    Принять всё то, что я не могу изменить,
    Смелость изменить всё, что могу,
    И мудрость отличить одно от другого".


    [1]

    Публикация представляет собой сценарный план радиопрограммы "Во что верит Россия". В 50-е годы рассказ о стоянии Зои облетел всю страну. Описываемые события становились реальностью независимо от того, имели ли они место вообще. Здесь я предлагаю свой вариант легенды, основанный на рассказах моей покойной бабушки Варвары Леонидовны Щипковой.

    РЕКЛАМА