поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
26 августа 2010  распечатать

"Если мы чада Церкви, мы должны иметь к ней послушание"

На вопросы посетителей портала "Православие и современность" отвечает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин

Источник: Православие и современность

На богослужении священник произносит: "...Сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим". Разъясните, пожалуйста, суть и значение этих слов для христианина.

Так мы исповедуем свое доверие Богу. Церковнославянское слово живот означает жизнь. Всё, что случается с нами, с нашими близкими, с теми, кто окружает нас – то есть всю нашу жизнь мы предаем на волю Божию и обещаем принять от руки Божией все, что Господь уготовал для нас. Поэтому после призыва священника (или диакона, потому что это заключительное прошение ектении): "Сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим", – хор от лица церковного народа отвечает: "Тебе, Господи".

Уважаемый Владыка! Как относиться к священнику, который совершает монашеские постриги без благословения правящего архиерея? Считается ли такой постриг правильно совершенным? Речь идет о настоящем времени и, как Вы писали, в наше время необходимость в тайных постригах полностью отпала. Тогда для чего это продолжают делать некоторые батюшки (монахи)? Я понимаю, когда постригают древних бабушек, помощниц по храму, но если это молодые мужчины... В монастыре жить они, по всей видимости, не собираются. Так вот считается ли такой человек монахом? Существуют ли прецеденты и объяснения? Николай

Уважаемый Николай, бывают разные ситуации. Иногда постригают мужчин, в том числе и достаточно молодых, не в монастырях. Конечно, общее правило (я действительно много раз, отвечая на вопросы, говорил о том, что оно должно быть соблюдаемо) – монахи должны жить в монастырях. Но, с другой стороны, сегодня из-за острой нехватки духовенства монахи служат и на приходах – и в городах, и, что особенно оправданно, в далеких селах с небольшим населением, где приход просто не в состоянии содержать семейного священника.

Однако любой постриг должен совершаться с ведома и по благословению правящего архиерея. Если священник не просто не сообщает архиерею о постриге, но и утаивает это от него, то тем самым он нарушает присягу, данную им при рукоположении, а это категорически недопустимо.

Уважаемый Владыка! Знаю, что вопрос поста очень сложная тема, но также знаю, как тяжело людям определять личную меру поста. В Евангелиях нет установлений постов, нет деления пищи на скоромную и нескоромную. Посты – это скорее установления предания Церкви. Наверное, пост имеет какое-то отношение к борьбе со страстями. И тогда, если я, например, люблю ананасы и еще что-то, что формально не является скоромной пищей, и безразличен к продуктам животноводства, то и пост для меня – невкушение этих самых ананасов. Тема эта в корне очень непростая. Либо относиться к ней надо проще. Но ведь то, что проще не всегда правильно!? Сергей.

Уважаемый Сергей, свое мнение о мере поста для современных христиан я высказал достаточно определенно в своем предыдущем ответе на вопрос о посте.

О смысле поста святыми отцами Церкви сказано очень многое. Но, главное, пост ― это не "установление предания Церкви", как Вы пишете, а то, что Церковь восприняла с момента своего существования. С понятием поста мы многократно встречаемся в Священном Писании Ветхого Завета, а в новозаветное время пример поста показал нам Сам Господь, который 40 дней постился в пустыне. Со временем складывалась, менялась форма поста, количество постов, но необходимость поста для духовной жизни христианина и его сущность (воздержание от употребления пищи животного происхождения и в количестве пищи (употребление её без пресыщения)) никем из отцов Церкви не оспаривались.

Что касается Вашей попытки исследования, что есть пост и что им не является... Если у Вас есть духовник, то посоветовавшись с ним, Вы вполне можете дополнить свой пост, прибавив к тем продуктам, которые в пост не употребляются, и некоторые другие, например, те же ананасы или что-то еще, к чему испытываете столь же непреодолимое влечение. Но вот о чем я считаю нужным сказать: если человек, вместо того, чтобы выполнять церковные установления, начинает заниматься их тонким различением для того, чтобы оспорить, то, к сожалению, он часто превращается в бесплодного совопросника, не живущего духовной жизнью, а только "интересующегося" ею. Если мы чада Церкви, то мы должны иметь к ней послушание и выполнять церковные установления. Если же мы не хотим этого делать, то проще и честнее признаться в этом. Миллионы людей не постятся, не придумывая себе при этом никаких оправданий. А некоторые из нас, подвергая сомнению установления Церкви, запутав самих себя, запутывают и окружающих.

Уважаемый Владыка! У нас возникла очень тревожная ситуация. Дело в том, что моя жена забеременела в третий раз. У нас уже есть двое детей, и оба родились при помощи кесарева сечения. Врачи говорят, организм женщины рассчитан на одно, максимум два кесарева сечения. Что – делать аборт во спасение? Сергей

Уважаемый Сергей, мне очень сложно согласиться со словосочетанием "аборт во спасение". Я не медик, но несколько знаком с вопросом. Как признают сами врачи-специалисты, повсеместное распространение практики т.н. "кесарева сечения" совершенно неоправданно, будучи зачастую перестраховкой. В большинстве случаев наши уважаемые доктора не думают о том, к каким последствиям это приведет в дальнейшем в жизни женщины, как отразится на ее здоровье. Большой вопрос для меня также – как могла получить эта практика такое распространение в стране, где государственная власть вроде бы серьезно озабочена демографической ситуацией и пытается проводить политику стимулирования рождаемости.

Если Вы с супругой люди верующие и полагаетесь на волю Божию, в данном случае, наверное, стоит довериться Богу и очень внимательно следить за здоровьем супруги до рождения третьего ребенка. А потом уже подумать о том, чтобы в дальнейшем отказаться от рождения детей.

"В контакте" я случайно попала в виртуальную часовню. Является ли грехом обращение к Богу в ней?

Для обращения к Богу и молитвы сегодня есть множество храмов, где совершаются богослужения, а также церковные Таинства. Думаю, что "молиться" в виртуальных часовнях будет унижением нашей веры и кощунством по отношению к Богу. Не случайно ссылки на такие виртуальные "православные часовни" очень популярны на оккультных и полуоккультных сайтах, где предложение "поставить свечи" в "православной часовне" соседствует с предложениями "покрутить магический барабан" в таком же виртуальном "буддистском храме" и подобными вещами, неприемлемыми для православного человека. Вообще же, верующий человек всегда знает и помнит, что Господь слышит нас в любое время и в любом месте, главное, чтобы мы сами не забывали о Нем и обращались к Нему как можно чаще.

Почти 2 года назад без вести пропала моя подруга. Какую молитву надо читать? До сих пор в храме подавала о ней записки за здравие, ведь нет никаких сведений о том, что ее нет в живых. Помогите, пожалуйста. Наталья

Уважаемая Наталья! Недавно почивший старец Псково-Печерского монастыря, авторитетнейший духовник архимандрит Иоанн (Крестьянкин), когда к нему обращались с подобным вопросом, отвечал так: "У Бога нет мертвых, у Него все живы. А по правилам церковным, пока не установлена истина, 15 лет молятся за пропавшего, как за живого, только с добавлением слов: "без вести сущаго <имя>". Подавайте о нем почаще на литургию, и Господь приоткроет тайну его исчезновения..." [1].

Существует также церковная традиция молиться в подобных случаях (домашней молитвой и служить молебны) преподобным Ксенофонту и Марии, а также святому мученику Иоанну Воину.

Уважаемый Владыка, по незнанию церковных правил мы с супругом стали крестными родителями одного и того же ребенка. Как быть в данной ситуации?

Действительно, есть древнее церковное установление, которое запрещает мужу и жене становиться крестными родителями одного ребенка.

К сожалению, сегодня очень многие люди, приходящие ко Крещению (родители, желающие крестить своих детей, их крестные, а также те люди, кто крестится в сознательном возрасте) очень мало знают об этом Таинстве, относятся к нему как к некому традиционному обряду. Еще печальнее, что многие и не пытаются о нем ничего узнать. Сегодня, когда Церковь ведет большую просветительскую работу, практически в каждом храме введены беседы священника с желающими креститься и восприемниками младенцев. В любом храме Вам посоветуют необходимую литературу о Крещении. Но порой люди, которым священник пытается объяснить смысл Таинства и говорит, что вхождение в Церковь накладывает на человека определенные обязательства, не желают ничего слушать и ничего в своей жизни менять.

Поскольку Вы с супругом уже стали крестными родителями одного ребенка, я могу только посоветовать Вам постараться познакомиться с церковной жизнью и стать настоящими христианами и добросовестными крестными для Вашего крестника. Надо помнить, что участие в Крещении – это не просто повод породниться с родителями ребенка и лишний раз посидеть за столом со своими добрыми друзьями. Это очень большая ответственность – и в этой жизни, и в будущей.

Материалы по теме:

* Восприемник: почетное право

* Что значит быть крестной?

Моей дочери и будущему зятю назначили регистрацию брака на 11 сентября – день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Мы знаем, что хоть это и праздник, но скорбный, день строгого поста. После моих просьб перенести свадьбу, дочь пошла к священнику и тот сказал, что нет ничего плохого, если свадьба будет в этот день. Кто из нас прав? Наталия

Уважаемая Наталия, если Вы возьмете "Православный церковный календарь" издательства Московской Патриархии на этот год, то на странице 27 найдете такой раздел: "Не совершается браковенчание". Среди дат, указанных в этом разделе, есть и 29 августа / 11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи. По Уставу Церкви брак не совершается и в канун, и в сам день праздника.

Если описанный Вами случай произошел в Саратовской епархии, я буду Вам очень благодарен, если Вы сообщите мне имя священника, который дал Вам такой ответ.

Здравствуйте! Мне 30 лет, я не замужем. "Вторую половинку" встретить не получается. Полтора года назад к нам пришел новый начальник. Он был дважды женат официально, сейчас живет в так называемом "гражданском браке". Чувствуется, что у него есть некая привязанность ко мне, но он не позволяет себе лишнего, также как и я. Я ничего не предпринимаю для того, чтобы заинтересовать его, т.к. не хочу разлучать его с гражданской женой, просто молча люблю его таким, какой он есть, не идеализируя, забочусь о нем, не выходя за пределы дозволенного, стараюсь, чтобы ему было комфортно работать в нашем кабинете. И продолжаю ждать и надеяться, что когда-нибудь мы будем вместе. Я верующий человек, хожу в храм. Подскажите, что мне делать: продолжать ждать и надеяться или просить Бога помочь мне забыть об этом человеке и просто молиться о даровании мне супруга и детей? Анастасия

Уважаемая Анастасия! Конечно, если у если у человека есть близкие отношения с другим человеком, ни в коем случае нельзя пытаться их разбить. Вы верующий человек и, как мне кажется, интуитивно правильно выбрали свою позицию в этой ситуации. Молитесь Господу и Божией Матери об устроении Вашей личной жизни и всегда слушайтесь голоса своей совести.

Для того, чтобы помочь очень близкому человеку, мне пришлось соврать. Но я чувствую нечестность по отношению к тому, кого я использовала, и если я признаюсь, это его убьет... Каждый день прошу у Бога прощения. Что мне делать? Александра.

Можно ли лгать вынужденно – об этом сказал лучше всего авва Дорофей: иногда случается, что бывает нужда что-то скрыть, потому что, если этого не сделать, выйдет большое смущение и скорбь. "Но когда случится такая великая необходимость уклониться от слова правды, то и тогда человек не должен оставаться беспечальным, а каяться и плакать перед Богом и считать такой случай временем искушения" [2]. Вам, Александра, необходимо исповедоваться в этом грехе, если Вы этого еще не сделали.

Уважаемый Владыка! Недалеко от Троицкого собора находится здание Казанской церкви, старейшей в нашем городе. Считается, что она была перенесена на правый берег из левобережного Саратова. На мой взгляд, здание во вполне приличном состоянии. Там живут горожане, и висит огромное объявление о продаже помещения. Возможно ли возвращение этой святыни в православное пространство Саратова? Ольга

Уважаемая Ольга, недалеко от Троицкого собора действительно находится старинное церковное здание, превращенное в жилой дом. Это часовня при Казанской церкви. Сама Казанская церковь, расписанная перед революцией К.П. Петровом-Водкиным, к сожалению, была уничтожена, на ее месте стоит пятиэтажный жилой дом.

Возвращение этой святыни Церкви возможно, но, к сожалению, процесс возвращения бывшего церковного имущества проходит всегда крайне тяжело по целому ряду причин. В первую очередь, из-за той социальной, экономической и градостроительной ситуации, которая сегодня сложилась в Саратове. Епархия неоднократно обращалась к местным органам власти с просьбой о возвращении этой часовни. Пока этот вопрос далек от своего разрешения, но мы будем добиваться этого в дальнейшем.

Кроме этой часовни, в Саратове есть еще два исторических храмовых здания, которые были приватизированы в конце 1990-х годов. Это храм в честь Страстей Господних при бывшей Киновии (подворье Преображенского монастыря) на ул. Октябрьской, 41, и полковой храм во имя святого благоверного князя Александра Невского на ул. Московской, 161. Епархия в течение многих лет прилагает усилия к их возвращению, но пока они не увенчались успехом.

Привела на причастие годовалую внучку, но ее не допустили к причастию, потому что у меня рукава были чуть ниже локтя, а не до запястья, внучка в платье без рукавов. Обе в платках, я в длинной юбке, без косметики. Но батюшка нам сказал, что мы собрались на пляж, и внучку не причастил. Хожу в наш храм три года, как приехала в Пугачев, считала своим домом. а сейчас такое смущение... Прав ли батюшка? Любовь

Уважаемая Любовь! Настоятелю храма архимандриту Иннокентию (Третьякову) мною был послан запрос по поводу той ситуации, о которой Вы написали. Я получил его объяснения и просьбу опубликовать следующий текст в Ваш адрес от священника храма – иеромонаха Венедикта (Лимонова): "Уважаемая Любовь! Нам очень прискорбно, что после посещения храма у Вас осталась обида. В идеале, Вы должны получить в храме Божественную благодать и чувствовать Божию помощь. Но все люди немощны, поэтому и нам во многом приходится смиряться и многое терпеть, и если мы недостаточно уделили Вам внимания и Вы оказались расстроенной, то нам очень жаль. Мне лично очень хочется вернуть Ваше расположение к храму. Для этого прошу Вас позвонить мне по телефону 8 987 375 0146 или лично переговорить прямо в храме в любой день с четверга до воскресенья с 15.30 до 18.30. Вам нужно только прийти и спросить отца Венедикта. Спаси Вас Христос!".

Уважаемый Владыка, помогите Аркадакскому храму Вознесения Господня! Прекрасный храм, но подойти невозможно – ядовитая вонь от рядом стоящего спиртзавода. Алчность владельцев спиртзавода превратила территорию вокруг храма в опасную для жизни и здоровья территорию. Обращения в контролирующие органы и прокуратуру не помогают. Одна надежда на Бога... Марк

Уважаемый Марк, я думаю, что если жители города, прихожане храма сплотятся и будут регулярно обращаться в соответствующие инстанции, ситуация сдвинется с места. Если будет выработано какое-то открытое обращение с конкретными предложениями, я его поддержу, как член Общественной Палаты РФ.

Владыка, прежде в селе Изнаир (ныне Ртищевское благочиние) существовала церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Есть ли в среде Вашей паствы те, кто желает восстановить именно этот храм?

К сожалению, с таким предложением ко мне пока никто не обращался.

Материалы по теме:

* Как восстанавливаются храмы на селе?

Добрый день! В г. Марксе, Саратовской области, начала строиться часовня. Хотел бы узнать, Русская Православная Церковь имеет к ней какое-либо отношение или нет? С уважением, Андрей.

Да, имеет. Часовня в честь Казанской иконы Божией Матери строится при поддержке местной администрации, на пожертвования горожан и предпринимателей. Мы надеемся, что освящение этой часовни состоится в конце сентября.

[1] См.: Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). – Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. 2006 г.

[2] Преподобный авва Дорофей, "Душеполезные поучения", поучение 9: "О том, что не должно лгать".

СМ.ТАКЖЕ

персоналии:

Митрополит Лонгин

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

12.05.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 9 / Итоги"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 307

11.05.2024

Заместитель главы ВРНС А.В. Щипков принял участие в памятных мероприятиях в Смоленске, посвященных Дню Победы

28.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 8 / Русофобия"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 306

25.04.2024

Может ли гениальный физик-математик быть грубым и некультурным человеком? Обучение равно воспитанию?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты