Елена Новоселова Анафема плохому пиару Кому нужна ложь о Церкви? Источник: Российская газета Обязаны ли игумены монастырей отвечать на любые вопросы журналистов? Кто придумал, что Церковь наложила анафему на Льва Толстого? Эти вопросы обсуждались вчера в храме Христа Спасителя на IV Международном фестивале православных СМИ "Вера и слово".
Журналистам неспециализированных (общественно-политических) изданий пришлось на форуме трудно. Коллеги из православных газет и журналов обвиняли их, часто справедливо, в некомпетентности, излишней напористости и подверженности мифотворчеству. А миф, как известно, близок лжи. "Ложь о Церкви в средствах массовой информации" так называлась одна из самых горячих дискуссий прошедшего дня.
Главный редактор одного из самых популярных православных изданий "Нескучный сад" Юлия Данилова попыталась разложить по полочкам причины недопонимания журналистов и Церкви. Среди них неосведомленность пишущих. Самый яркий пример миф об анафеме Льву Толстому, который возник с легкой руки Куприна, и ничего общего с действительностью не имеет. В 1901 году Священный Синод вынес так называемое Определение об отпадении графа Льва Толстого от Церкви.
Способ борьбы с такой "ложью", считают и православные, и светские журналисты, один: у Церкви должно быть больше ньюс-мейкеров, умных, способных держать удар и готовых на полемику. Таких, приходится признать, немного. Если московским журналистам здесь везет, то церковные сообщества в провинции часто предпочитают от СМИ прятаться. И это ведет к тому, что Церковь в представлении обывателя это корпорация, при власти, очень влиятельная и богатая, со своей пиар-службой, которая дозирует информационные потоки. Журналист патриаршего пула, обозреватель "Известий" Борис Клин считает, что церковные власти перенимают у светских далеко не лучшие методы общения с прессой:
Если информацию не предоставлять, то почему-то считается, что заметки в газете и не будет. Но если игумен монастыря отказывается отвечать журналисту, то это значит, что ему есть что скрывать.
Светская точка зрения на прозрачность жизни общества в нашей стране (будь то партийные разборки и конфликты или финансовые отчеты Церкви) не нашла понимания среди православных журналистов. Церковь это "тело Христово, а церковное сообщество это семья", считают наши православные коллеги. Запускать в свою семейную жизнь репортера? Кому такое в голову придет.
компетентно
Владимир Легойда, председатель синодального информационного отдела Московской Патриархии:
Вокруг Церкви сложилась целая мифология. Это и инерция атеистического прошлого, и невольное искажение действительности в силу недопонимания природы Церкви. Например, журналисты часто пытаются анализировать слова и поступки Святейшего Патриарха, сравнивая его с современными политиками. К ужасу своему, я заметил, что журналисты перестали проверять факты. Когда писали о передаче Торопецкой иконы из Русского музея в храм Александра Невского в Московской области, который находится рядом с поселком Княжье Озеро, главный акцент был сделан на том, что "храм находится на территории закрытого элитного поселка". Но ведь это неправда. А СМИ, даже серьезные, это тиражировали. Блогосфера это особая песня. Там никто и не собирается проверять факты. Принцип слухов "Одна бабушка сказала" сегодня принят на вооружение молодежью. Что же касается открытости любой общины, не обязательно религиозной, то мы вправе решать, что комментировать, а что нет. Но в церковной жизни нет ничего такого, что требовало бы специального сокрытия. Посмотрите, кто еще так открыт? Достаточно послушать и проанализировать публичные выступления Патриарха, где открыто называются проблемные точки. Впрочем, я не буду отрицать, что есть некое недоверие к журналистам.
|