поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
18 октября 2010  распечатать

Мария Сеньчукова

Есть ли жизнь в интернете?

Источник: Православие и мир

Сегодняшний наш обзор православной блогосферы, дорогой читатель, мы начнем с сообщения о том, что в эти дни наибольшей популярностью пользуются записи об осуждении руководителя нижнетагильского реабилитационного центра фонда "Город без наркотиков" Егора Бычкова по обвинению в насильственном удержании людей "с целью формирования у них стойкой утраты зависимости от психоактивных веществ, и этим же и закончим. Ибо про Егора Бычкова и вообще ситуацию с фондом лучше почитать тематические статьи. А мы лучше поговорим о том, как православная блогосфера обрела плоть и кровь на прошедшем IV фестивале православных СМИ "Вера и Слово".

В понедельник 11 октября в Сергиевском зале храма Христа Спасителя в рамках работы секции "Интернет" проходил круглый стол по теме "Блоги и ответственность", и чем дальше он проходил, тем сильнее меня накрывало странное чувство, будто я попала в собственную френдленту.

Впрочем, не совсем. Круглый стол проводил сотрудник СИНФО Денис Маханько, по какой-то загадочной причине в моей френдленте тогда не бывший (на текущий момент ошибка исправлена: Денис Маханько в жж – mahanko). Во всем остальном различий с лентой друзей в Живом журнале практически не наблюдалось.

Президиум: Алексей Соколов, Игорь Гаслов, Сергей Мухаммедов, Илья Переседов, протоиерей Игорь Пчелинцев. Фото: Антон Гелясов

Президиум: Алексей Соколов, Игорь Гаслов, Сергей Мухаммедов, Илья Переседов, протоиерей Игорь Пчелинцев. Фото: Антон Гелясов

В президиуме сидели (слева направа):

– обозреватель журнала "Фома" Алексей Соколов shturmfogel;

– "злой модератор" смотритель жж-сообщества ustav блогер Игорь Гаслов gasloff (именно так он и был аккредитован на фестиваль; забегая на день вперед, скажу, что Игорь Гаслов успел задать последний вопрос Святейшему Патриарху на его встрече с православными журналистами – наши аплодисменты первому блогеру-журналисту, задавшему вопрос Патриарху!),

– автор блистательных фоторепортажей, которым любой профессиональный корреспондент позавидовал бы, Сергей Мухаммедов ottenki-serogo,

– журналист Russia.ru Илья Переседов peresedov,

– клирик Нижегородской епархии и наш постоянный автор отец Игорь Пчелинцев father-ingwar.

В зале также присутствовали другие давно знакомые лица. Вернее, не лица, а юзеры. Лица большинства из них в сети скрыты юзерпиками.

Ввиду того, что этика и ответственность – это именно то, чего православной блогосфере не хватает, круглый стол обещал быть очень интересным. Однако своего обещания он не исполнил. И вовсе не потому, что участники говорили неинтересные глупости – напротив, из каждого выступления можно было бы сделать суперпопулярный пост в жж. Так, отец Игорь очень точно сказал о христианском отношении к собеседнику, в котором надо видеть человека, а не просто буковки, между Сергеем Мухаммедовым и Ильей Переседовым завязалась небольшая дискуссия о недооцененности блогов (Сергей: блоги недооцениваются; Илья: блоги переоцениваются, это очень узкий круг людей узкого рода деятельности, пишущих на узкий круг тем, лучше общаться в социальных сетях типа Facebook), а Игорь Гаслов в ответ на вопрос Елизаветы Юдиной (ИА "Ковчег Черноземья", Воронежская и Борисоглебская епархия), как научить интернет-пользователей этике, выдал и вовсе революционное предположение, что ответственность за свои слова и культура в блогах формируется наличием потенциальной возможности "получить в жбан" (конец цитаты).

Проблема "получения в жбан" не могла не вызвать интереса участников мероприятия, и была поднята новая, связанная с ней тема: анонимность в интернете. Илья Переседов разумно заметил, что вычислить человека, который не хочет, чтобы его вычислили, крайне сложно, и привел в пример трагическую историю журналиста Андрея Мальгина, которого целенаправленно доводили до самоубийства – за пять лет злоумышленник не был найден. Игорь Гаслов в ответ рассказал другой случай, годичной давности – о том, как за сутки была установлена личность человека, создавшего живой журнал для издевательства над памятью отца Даниила Сысоева.

Ваша покорная слуга тут не удержалась от комментария и предположила, что рассекретить человека, занимающегося мелким хулиганством, довольно легко, тогда как злостный вредитель защищается намного лучше, и шансов раскрыть его личность у пострадавших почти нет.

В свою очередь Сергей Мухаммедов отметил, что если блогер претендует на какую-то авторитетность, то он просто не может быть анонимным...

Ты еще не заснул, мой дорогой читатель? Тогда продолжим.

Разговор наших героев шел в самых разных (потенциально весьма продуктивных!) направлениях. Поговорили о блоге как форме СМИ, о секретах популярности различных постов. Поговорили о "троллинге как форме юродства" и протесте против лжи и лицемерия общества – такую интерпретацию специфического сетевого хулиганства в виде заведомо провокационных сообщений дал Сергей Болотов bsv-aka-bsv. "Диоген со свечкой ходил и искал честных людей на улице, а тролли ищут в ЖЖ. И не со свечкой, а с клизмой. Адекватного человека, человека который не врет и не боится затроллить нельзя. Поэтому "правила" и "этикет" в блогосфере не нужны. Нужны совесть и мозги", – сообщил он изумленным исследователям бездн блогосферы. Будучи одним из наиболее опытных троллей в православной блогосфере, Сергей, вероятно, в этом вопросе максимально авторитетен.

На мой взгляд, самое ценное замечание по ходу обсуждения сделал протоиерей Димитрий Струев, руководитель молодежного отдела Липецкой епархии, presviter_ds. Блогеров он сравнил с Гарри Поттерами, которых обижают злые Дурсли, а они от них убегают в свой Хогвартс, где являются тысячниками. То есть сильными волшебниками. (После мероприятия отец Димитрий уточнил, что имел в виду: "А не вляпались ли мы в одну глобальную шизофрению?".)

Любой человек, случайно оказавшийся на работе секции, скорее всего, ничего бы не понял. Вернусь к тому, с чего начала: у меня было ощущение, что я попала во френдленту. Каждый говорил о своем.

Впрочем, участники встречи выглядели довольными. Повидать лицом к лицу того, с кем ты пару часов назад чуть ли не драться собирался (и через пару часов все вернется на круги своя) – это же замечательный опыт! А если еще учесть, что твой собеседник в реале, скорее всего – милейший интеллигентный человек, то уже ради одного этого стоило добраться до храма Христа Спасителя.

Уже позже участники круглого стола размышляли, как можно было сделать обсуждение более живым и интересным. Обобщить их идеи можно примерно так: должен быть настоящий круглый стол (не стоящий по кругу, а обычный, чтобы друг друга видеть), за ним должны сидеть активные блогеры и вести диалог, как в своих живых журналах: в ответ на одно высказывание – короткие законченные реплики; тема должна быть сформулирована максимально четко, чтобы предотвратить возможность ухода "в оффтоп" (рассуждения не по теме). Наблюдатели (например, представители прессы) в диалоге прямого участия не принимают, находятся вне круга.

Все это могло было пройти очень интересно, но лично у меня вызывает ровно один вопрос: зачем? Подобное времяпрепровождение было бы похоже на сеанс психотерапии и по сути своей таковым бы и являлось – людей, отучившихся общаться живьем, просто собрали бы за одним столом и заставили все-таки разговаривать, а не колотить по клавишам.

И вот садятся интернет-зависимые люди в кружочек и начинают: "Привет, я Вася, и я блогер, и я хочу в ваш клуб".

Мой знакомый священник, регулярно организовывающий "девиртуализации" одного крупного православного форума, рассказывал: как-то раз к нему приехала группа ребят, еще школьников. И вот эти отроки, которые так весело травили анекдоты и болтали за жизнь на экранах, познакомившись "в реале", не знали, что друг другу сказать. Батюшка посмотрел на это и иронично предложил: "Давайте за компы сядем, познакомимся хоть".

Взрослый блогер много повидал и может говорить долго и с удовольствием. Вопрос в том, может ли он говорить сам по себе или с другими?

Впрочем, некоторое недоумение от работы секции "Интернет" в первый день было полностью компенсировано работой той же секции в день второй.

Поскольку этот текст пишется для рубрики "Блоги", я не буду рассказывать о прекрасном совместном докладе отца Александра Ильяшенко и Анны Даниловой "Православные сайты в Интернете: Методы повышения эффективности совместной работы", а перейду сразу к теме деловой игры "Читаем блоги", которую проводили Денис Маханько и главный редактор сайта "Татьянин день" Ксения Лученко.

Без лишних слов скажу: идея блестящая. Более того: уверена, что такие игры надо проводить регулярно.

Суть игры состояла в следующем: была создана виртуальная френд-лента, на основе которой нужно было сделать новость для православного сайта. Во френд-ленте среди "девочковых" постов про длину юбки, котят и собачек, попадались сообщения о строительстве здания воскресной школы при храме в провинции. Соответственно, настроение в записи зависело от личности и настроения автора: атеист с возмущением писал о перекрытых ради епископа и губернатора дорогах, диакон этого храма – о том, как здорово, что уроки не надо будет вести в подвале, попадались посты явно провокационной направленности, содержавшие ложную информацию, и т. д.

Признаюсь, играть я не собиралась, хотела лишь понаблюдать, но случайно разговорилась со священником из Беларуси, который вообще не имел представления о том, как работать с блогами, что с ними вообще можно работать и что из себя представляет блог. Все это ему пришлось объяснять практически с нуля.

Скептически настроенный читатель резонно заметит, что нечего священников загружать ерундой, а новости нужно узнавать не из агентства ОБС, каковое представляет из себя блогосфера. И этот читатель будет не прав.

Именно слухи из блогосферы сплошь и рядом формируют новостную ленту. Сейчас, когда информация распространяется одним движением руки (все помнят смс-сообщение о сорока миссионерских семьях, которых должны убить злые мусульмане?), реагировать приходится на все. Потому что необходимо уметь одинаково оперативно отвечать на распространение глупой шутки про появление статьи "ересь" в Уголовном кодексе, дабы эту шутку пресечь, и на сообщения о сборе пожертвований пострадавшим от лесных пожаров, дабы помочь доброму делу.

Священник, которому я кое-как объясняла премудрости чтения блогов (оказалось, что объяснить это довольно сложно), был очень благодарен. А я с удивлением поняла, что существует огромное количество людей, которые знают, что жизнь в интернете – виртуальная, и пока еще живут в реальности.

Сам факт наличия таких людей не может не радовать. Но информация в наше время – не только ценный ресурс, но и опасное оружие. И – уже без малейшей иронии и даже, вероятно, с излишним пафосом – хорошо бы, чтобы оно не использовалось против Церкви.

Так что возможно деловую игру, предложенную Ксенией Лученко и Денисом Маханько, стоило бы сделать регулярным мероприятием для повышения квалификации сотрудников епархиальных пресс-служб и других православных СМИ.

Что же касается этики и личной ответственности за свои слова в сети, то о них стоит задуматься самостоятельно. А развиртуализоваться и пообщаться живьем можно и просто так.

СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

4 фестиваль Вера и Слово – 2010

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

10.03.2024

Щипков. "Путин. Россия как семья"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 299

03.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 1 / Генезис"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 298

01.03.2024

Непонятый Булгаков, или Информационная война против русской классики
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

25.02.2024

Щипков. "Путин и Русский мир"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 297

18.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 2"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 296

15.02.2024

Путин Западу: "Душу никому не удастся разделить". В чём духовное единство народов исторической Руси?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

11.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 1"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 295

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты