Александра Сопова Книга для борьбы со страстью Источник: Татьянин день Дневник человека, борющегося с алкогольной или наркотической зависимостью, особый жанр. Такие книги давно выходят на Западе, и русские участники групп Анонимных алкоголиков и других программ помощи до сих пор пользовались переводными изданиями. Теперь появилась и русская книга, написанная священником, которая не только адресована современному россиянину, столкнувшемуся с проблемой зависимости, но и говорит о Христе так, как учит Православная Церковь, то есть свободна от недостатков западных – зачастую протестантских – изданий.
Презентация книги "Странички трезвости" игумена Ионы (Займовского) состоялась в рамках церковно-общественной выставки-форума "Православная Русь к Дню народного единства" 5 ноября в Манеже. Игумен Иона руководитель центра помощи зависимым от алкоголя и наркотиков "Метанойя" при Даниловом монастыре в Москве. На презентации говорили не только об аудитории книги – говорили и те, кому она уже помогает в ежедневном хранении трезвости.
"Странички трезвости" вышли тиражом 5000 экземпляров летом 2010 года
в издательстве "Арефа", и две тысячи уже разобраны со склада в книжные магазины
Автор книги, аудитория и издатели
Принимавший участие в издании книги ответственный редактор "Журнала Московской Патриархии" Сергей Чапнин рассказал о трудностях при ее публикации: многие издательства отказались от проекта, поскольку книга ориентирована на узкую и специфическую аудиторию, и ни одна система распространения не гарантирует, что она будет распродана. "Достичь своей аудитории такой книге сложно – это риск для издательства и труд для автора".
Сергей Чапнин
Круг читателей сравнительно небольшой – книга адресована тем, кто желает избавиться от зависимости и готов для этого потрудиться сам. "Потрудиться надо не раз и не два, а трудиться всю свою жизнь. Отсюда и структура книги – чтение на каждый день. Читать книгу сразу залпом как художественную или научно-популярную литературу неправильно и невозможно", – объясняет Сергей Чапнин.
Самое главное, по мнению Чапнина, это отраженный в книге реальный пастырский опыт, опыт работы с человеком сегодня. Современность издания – его основная положительная черта.
Автор книги игумен Иона (Займовский) заметил, что при написании книги обращался не только к тем, кто выздоравливает в группах самопомощи, но к любому человеку,страдающему от любых форм зависимости, в том числе от наркотической или игромании, или имеет созависимость (это частая проблема родственников).
"По опыту я знаю, что такие люди в срыве или в период становления испытывают трудности и страдания", – говорит отец Иона.
Отец игумен отметил, что сейчас тема групп самопомощи в Русской Православной Церкви "если не запретная, то не тиражируемая". Но кто знает, как разовьется эта ситуация. Лептой в дело реабилитации зависимых может стать книга, при составлении которой автор пользовался и литургическими чтениями каждого дня, и житиями святых, и опытом сотрудничества в течение 11 лет в программе "Метанойя". "Метанойя" центр помощи зависимым от алкоголя и наркотиков и их родственникам при Даниловом монастыре. Как рассказал игумен Иона (Займовский), в Свято-Даниловом монастыре три группы Анонимных алкоголиков, и о двух из них говорят, что они лучшие в Москве. "Многие люди из них являются моими духовными чадами или друзьями. Это так называемое "пассивное миссионерство" мы просто дали помещение для проведения групп и теперь получаем прихожан и настоящих христиан", – говорит отец Иона.
Православные анонимные алкоголики
Психолог, главный консультант и директор реабилитационного центра "Зебра" Екатерина Савина считает, что аудитория книги больше – это не только уже выздоравливающие алкоголики и наркоманы. С учетом всех зависимых России и их родственников это сотни тысяч человек. В книге Екатерину Савину привлекает цельность авторского труда.
Уже 14 лет в реабилитационном центре "Зебра" день начинается с чтения таких ежедневников, – рассказывает Екатерина Савина, – но это переводные книги, и там "кроме дефектов перевода есть много вещей, которые меня ранят. Ведь проблема зависимости – проблема духовная. Обращая человека к этим книгам, мы понимаем, что духовность бывает разная. Надо направить человека в сторону Христа, как Его понимают Православная Церковь и Святые Отцы". Книги, написанные на Западе, несут другой взгляд. "Нам приходится каждый день поправлять в меру сил дефекты тех книг, которыми пользуются наши пациенты". А книга игумена Ионы восполняет этот недостаток, – считает директор реабилитационного центра.
"Настоящий автор этой книги – не только отец Иона, но и его пасомые, которые приносили ему то, что он смог переработать и передать дальше", – уверена Екатерина Савина. С ней были согласны присутствовавшие на презентации чада и друзья игумена Ионы (Займовского). Сотрудник Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Валерий Доронкин рассказал, что на сегодня в Москве регулярные собрания групп взаимопомощи по методике "12 шагов" проходят в 13 храмах, это около 20 групп. Всего же в Москве их около ста. Хорошая группа работает в Даниловом монастыре, есть собрания в храме Тихона Задонского на Ширяевом поле – и Анонимных алкоголиков, и наркозависимых, с еженедельным молебном для зависимых людей и их родных, после которого люди могут исповедоваться и побеседовать со священником или сразу пойти на группу.
"У этой книги большая миссионерская задача – можно говорить о десятках тысяч людей в нашей стране, кто получил трезвость благодаря собраниям групп. Программа "12 шагов" неполна, она не говорит о Христе, и это должна восполнить работа священника", – уверен Валерий Доронкин.
Эта книга помогает мне каждый день
На презентацию книги пришли друзья и чада игумена Ионы – те, кто борется с зависимостью в группах в Даниловом монастыре и уже пользуется книгой "Странички трезвости".
Сергей выздоравливает от алкоголизма в группе самопомощи четвертый год остается трезвым. "В нашей программе не принято говорить о религии. 11-й шаг предполагает, что каждый выстраивает свои отношения с богом лично", рассказывает Сергей. Книгу "Странички трезвости" Сергей читает по вечерам: "болезнь приходит ко мне даже во сне, мне снится употребление, и чтобы встать здоровым и правильно настроиться на новый день, мне надо подготовиться ко сну".
Сергей уверен, что соединить "12-шаговую программу, которая спасла мне жизнь", и православную веру помогает ему эта книга. "Вместе со мной выздоравливает моя семья – у меня православная жена и дети", – рассказывает он.
Олег употреблял алкоголь с юности, порядка сорока с лишним лет. "Моим лучшим другом был алкоголь", – признается он. В период прозрения Олег употреблял усилия, чтобы избавиться от зависимости: стал посещать церковь, в 42 года крестился, в 45 в первый раз причастился. Тогда у него не было духовника: "Я сам был себе Бог и духовник", описывает он свое состояние в то время. "Я исповедовался в нетрезвом состоянии, хотя нечасто, раз в два три года, и так прошло 13 лет".
"Когда я принимал алкоголь, я не считал себя больным человеком, у меня было искаженное сознание, и я приходил в церковь посмотреть на противоположный пол, как кто прикладывается, какие ботинки у батюшки, поставить свечку потолще, осудить всех, уйти и снова употребить", – рассказывает Олег.И на одной из исповедей батюшка – теперешний игумен Иона, а тогда простой иеромонах посоветовал пойти в Данилов монастырь. "Пять с лишним лет я посещаю группу Анонимных алкоголиков в Даниловом и имею трезвость после 40 лет употребления", – говорит Олег. Сначала он не понимал и не принимал программу "12 шагов", потому что с недоверием относился ко всему американскому. Но с ней он преодолел тягу к спиртному. Уже шесть лет Олег исповедуется и причащается раз в неделю, игумен Иона стал его духовным отцом.
Девятый шаг программы говорит, что болезнь неизлечима, кто прекращает работать, тот погибает. На группах люди делятся опытом своего выздоровления. "Мне никто ничего не навязывает: я слышу о других и выбираю свой путь", – объясняют участники.
"Я думал раньше, что трезвость – это неупотребление алкоголя. А программа стала мне открывать, что это трезвость – трезвомыслие, изменение ума", – поделился Олег. Он рассказывает, что "я общался с Богом и в опьянении, как я думал, я искал Бога на небесах, и Он мне еще бородой мотал, а теперь я понял, что надо искать Бога в самом себе. Я искал проблемы вовне – в семье, в стране, а программа говорит, что надо начинать меняться с себя".
Анонимные алкоголики – не единственный путь
К исцелению этого недуга алкогольной зависимости есть и другие подходы. Например, есть чисто религиозный подход – преодолеть зависимость с помощью Таинств или церковно-религиозных действий, например, поехать к иконе "Неупиваемая Чаша", читать акафисты. Протоиерей Алексей Бабурин в Подмодсковье ведет семейные группы трезвости.
Также существуют "братства трезвости", которые зародились в той же Америке, а в России появились еще до революции. Священник Александр Рождественский был одним из идеологов этого движения, косвенно участвовал в его развитии святой Иоанн Кроншадтский. В братстве человек дает зарок не употреблять алкоголь в течение определенного времени – полугода, года, десятилетия, всей жизни.
Однако игумен Иона (Займовский) уверен, что алкоголизм – это тяжелое прогрессирующее заболевание, и к традиции обетов и зароков относится отрицательно. Во-первых, так человек нарушает заповедь "не клянись". Во-вторых, как вообще человек может поклясться перед крестом и Евангелием, что не будет болеть в течение 10 лет? Тем не менее Валерий Доронкин считает, что обеты и зароки – тема отдельной дискуссии и встречи, потому что следует разобрать этот опыт детальнее: если в выполнении зарока человек уповает на Божию помощь, это может и не повести к срыву.
|