поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
06 декабря 2010  распечатать

Андрей Гайосинскас

Православие западных обрядов: история и современность

Портал Religare предлагает вниманию читателей исследование Андрея Гайосинкаса, посвященное истории и современному состоянию православных общин, служащих литургию по западным обрядам. Это явление возникло в 19-м веке и получило развитие в 20-м в связи с нежеланием части католиков и англикан следовать либеральным тенденциям в своих церквях. Судьба православия западных обрядов (множественное число в заглавии статьи связано с тем, что существует не менее четырех форм западных литургий, которые могут использоваться в этих общинах) складывалась очень непросто – значительное число этих приходов находится в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей, но существует и некоторое количество приходов, не признаваемых Поместными Православными Церквами. Вниманию читателя предлагаются исторические сведения о православных приходах западных обрядов независимо от их канонического статуса, но большая часть статьи посвящена общинам, находящимся в общении с Православными Церквами.

А. Щ.


Православие западных обрядов: история и современность

Интерьер Церкви св.Георгия (Лоуренс, США, Антиохийский патриархат)

У абсолютного большинства населения православие ассоциируется с духовным наследием Византии – литургией св. Иоанна Златоуста, иконами, золочеными куполами и священниками в золотистых рясах. И только те, кто серьезно интересуются историей Церкви, знают о существовании целого направления в православии, опирающегося на западные образцы духовности, и использующие различные западные литургии. Случайный посетитель и не догадается, что находится в православной церкви, а решит, что попал в консервативную католическую или англиканскую общину (т.к. богослужение совершается лицом к престолу). В православных храмах западного обряда сохранена вся стилистика западных христианских церквей. Облачения священников, литургия, музыкальная традиция будут говорить посетителю, что он якобы находится среди католиков или англикан. Православие западного обряда относительно малочисленно, весьма раздроблено и разнородно, но оно имеет принципиальное значение как для самосознания православной церкви, так и для православного свидетельства на Западе. До конца 19-го века православное богослужение было замкнуто на византийском обряде, об использовании дораскольных литургий западного образца давно уже никто и не помышлял. Как ни странно, именно с либерально настроенными католиками-раскольниками связано начало существования западно-православных общин, тогда как последние лет сорок православие западных обрядов привлекает в основном консервативных англикан.

Первая реальная попытка основания западно-православной общины принадлежит немцу Юлиусу Иосифу Овербеку – католическому священнику, некоторое время преподавшему на теологическом факультете в Бонне. Будучи либерально настроенным, Овербек не мог согласиться с усилением "ультрамонтанизма", что в итоге привело его к переходу в лютеранство, а в 1865 Овербек присоединился к православию. Он начинает активно пропагандировать идею западного обряда в православии, публикует полемические трактаты, издает газету, и вскоре начинает борьбу внутри православной церкви за реальное возрождение западной литургии. В итоге его план был одобрен, и ему же было получено отредактировать римский миссал для православных нужд. Однако мечта Овербека все оставалась несбывшейся – разрешения на создание общины с отредактированной римской мессой так и не было дано. Иосиф Овербек скончался в 1905 году, так и не увидев православной мессы. И хотя его усилия не привели к созданию реальной общины, развернутая полемика повлияла на грядущие поколения православных западных обрядов, поэтому именно его обычно называют основателем этого движения и его первым идеологом.

Еще при жизни Овербека в США, в конце 1890 годов епископ Владимир (Соколовский) принимает под свой омофор старокатолическую общину в Дайксвилле (около города Фонд ду Лак, штат Висконсин) во главе с их священником Рене Жозефом Вилаттом. Однако уже в мае 1892 года Вилатт был рукоположен в епископы Сиро-малабарскими иерархами и таким образом окончательно прекратил общение с Русской Церковью. Ныне Вилатт считается одним из основателей независимого старокатоличества в США.

В 1926 году в юрисдикцию Польской православной церкви был принят священник Андрей Хучный (покинувший Польскую национальную католическую церковь (ПНКЦ) и получивший популярность среди горнорабочих благодаря своим просоциалистическим проповедям), для последователей которого была создана отдельная полуавтономная структура – Польскокатолическая православная церковь. Но очень скоро структура, использовавшая переведенный на польский язык римский миссал и насчитывающая девять священнослужителей, начала разваливаться. Один из священников (в Варшаве), ослепленный легкой жизнью в богатом приходе, начал слишком жестко руководить им и вскоре оставил должность; другой спился; третий провозгласил себя "епископом Польскокатолической церкви Америки и Польши" и с еще двумя священниками отбыл в США; еще один вернулся в ПНКЦ и создал приход этой церкви в Быдгоще. За год существования Польскокатолическая православная церковь потеряла 2/3 священнослужителей. Синод православной церкви, раздраженный таким поведением польских священников, даже отстранил Хучного от управления ППЦ, но уже 28 сентября 1927 года вновь восстановил его в правах администратора. Самым крупным и стабильным приходом был приход самого Хучного в Домброве Гурничей (до 1,5 тысячи человек), однако смерть жены и церковные неудачи давили на Хучного и его популярность постепенно таяла. В 1939 году он умер в возрасте 47 лет. С его смертью и началом войны церковь фактически перестала существовать. Так закончилась попытка создать православный "униатский" проект в Польше. Теперь о Польскокатолической православной церкви помнят только церковные историки.

Св. еп. Иоанн Шанхайский возлагает облачение на еп.Иоанна-Нектария (Ковалевского) во время рукоположения

Следующие несколько попыток создать православные приходы с западными богослужебными обрядами были более удачными. Первой успешной (и имеющей современное продолжение в виде нескольких юрисдикций) попыткой возродить западный обряд в лоне православия было присоединение о. Шарля Винарта. Католический священник Шарль Винарт в 1919 году был запрещен в служении за модернизм, после чего перешел в англиканство, откуда вскоре перешел в "Свободную католическую церковь" (где был рукоположен в епископы), после чего основал собственную независимую "Евангельскую Католическую Церковь". Переговоры о присоединении к православию он начал в 1930 году, однако их завершение и присоединение всей небольшой юрисдикции о. Шарля Винарта к Русской православной церкви произошло только в конце 1936 года (Винарт был принят священником, т.е. в том сане, в котором покинул Католическую церковь). При принятии община получила название "Западная православная церковь" и сохранила право совершать литургию по галликанскому обряду (восстановленному Винартом, и называемому литургией св. Германа Парижского). Вскоре приходы западного (галликанского) обряда были выделены в отдельное благочиние, которое в конце 40-ых годов уже насчитывало 12 приходов. Но конфликт между благочинным Евграфом Ковалевским со священниками и епископатом привел к тому, что в 1953 году большая часть приходов во главе с Ковалевским покидает РПЦ, и после неудачной попытки присоединения к Константинопольскому патриархату, в 1960 году присоединяется к Русской Православной Церкви Заграницей, где получает название "Православная католическая церковь Франции". В составе РПЦ оставшиеся приходы галликанского обряда действуют еще десятилетие, последний из них прекращает существование в 1965 году, со смертью последнего священника. В РПЦЗ галликанские приходы в 1964 году были выделены в отдельную Сен-Денийскую епархию, а Ковалевский был рукоположен в епископы с именем Иоанн-Нектарий. Однако уже в 1966 году, из-за требований перейти на византийский обряд, Сен-Денийская епархия покидает РПЦЗ. Только в 1972 году (после пяти лет переговоров) галликанская епархия Сен-Дени присоединяется к следующей Православной церкви – теперь уже Румынской. Взамен скончавшегося епископа Ковалевского румынские епископы рукоположили нового епархиального главу – епископа Германа (Бертрана-Харди). В 1988 году между галликанскими приходами и румынским священноначалием начинаются трения, которые приводят к разрыву отношений в 1993 году. Уже будучи епископом Герман вступает в брак, отрезая таким образом себе путь воссоединения с мировым православием. Ныне независимая "Православная церковь Франции" насчитывает 30 приходов и один монастырь. Также несколько приходов галликанского обряда осталась в юрисдикции Румынского патриархата, или же (позднее отделившиеся от ПЦФ) присоединились к Сербскому патриархату. Также существует несколько малых независимых юрисдикций, именующих себя православными западного обряда, имеющих происхождение от "Православной церкви Франции". Экклезиологические потомки о. Шарля Луи Винарта отличаются от остальных православных общин западного обряда не только богослужебной практикой (именно им присуще использование галликанского обряда), но и естественной концентрацией во Франции (хотя подобные приходы имеются и в других частях света).

Интерьер Церкви св.Андрея (Оклахома Сити, США, Антиохийский патриархат)

Наибольшее распространение православие западного обряда получило на территории США. Первой попыткой создать не национальную, а исключительно американскую (в том числе и с западным обрядом) православную церковь было создание "Американской Православной Католической церкви" в 1927 году. Уже в 1929 году эта юрисдикция порвала с мировым православием и к 1933 году окончательно развалилась (большая часть приходов влилась в разные православные юрисдикции в США). Одним из осколков распавшейся церкви была "Святая Православная Церковь в Америке" – маленькая юрисдикция западного обряда (с женатым епископом), имевшая церковное общение с советской "Живой церковью". После почти тридцатилетнего самостоятельного существования, в 1961 все три прихода, которые и составляли на тот момент юрисдикцию, принимаются в состав Американской епархии Антиохийского патриархата, для них создается отдельный викариат с правом служения по западному обряду. До конца 70-х годов викариат незаметно существовал, насчитывая несколько небольших приходов.

Новый импульс к развитию был получен после того, как в состав викариата начали принимать приходы "продолжающих англикан" (не принявших женского священства), первый подобный приход был создан в 1977 году. В отличие от старых, католикоподобных общин с мессой св. Григория, новые приходы использовали литургию св.Тихона (т.е. модифицированную англиканскую) и значительно отличались по своему приходскому укладу. Бум присоединения подобных общин пришелся на начало 90-х годов, после того как все присоединившиеся группы успели сменить по несколько юрисдикций. Так как бывшие англикане были более склонны к проповеди и распространению собственных взглядов, существование православных общин западного обряда стало известно значительно более широкому числу людей. Не все созданные общины оказались жизнеспособными. Значительная их часть через какое-то время переходила на византийскую литургию, отбрасывая свое западное наследие. Часть приходов распалась.

Третья волна присоединений началась в 2005 году. Основную массу общин образовывали выходцы из англиканства, в том числе более десятка общин перешло из "Харизматической епископальной церкви" (специфической независимой англиканской юрисдикции). Ныне Викариат Западного обряда насчитывает около 30 приходов и миссий и окормляет приблизительно 10 тысяч человек. Приходы значительно различаются по своей истории и богослужебному укладу (хотя имеется заметная тенденция к использованию обеих литургий западного обряда в одном приходе), однако их объединяет желание развивать западные обряд и духовность в лоне православия. Второй небольшой группой приходов западного обряда располагает Антиохийский патриархат в Новой Зеландии и Австралии, где с 1996 по 2001 выходцы из англиканства создали три крепких общины.

В США в 1962 году в состав Русской Православной Церкви был принят старокатолический епископ Вильям Бразерс вместе со своим монастырем бенедиктинского устава в Вудстоке, однако уже в 1967 году монастырь покидает РПЦ и после восьми лет независимого существования принимается в РПЦЗ. В 1993 году после смерти своего основателя монастырь переезжает в епархию вл. Илариона (Капрала), который становится с этого момента защитником и помощником западного обряда в РПЦЗ. После того, как владыка Иларион был переведен на Австралийскую епархию, там также образуется несколько общин западного обряда, использующих литургию св.Тихона. Уже после избрания владыки Илариона первоиерархом РПЦЗ, он принимает в Церковь двух священников западного обряда, а с 13 ноября 2008 года все общины западного обряда в РПЦЗ подчиняются напрямую митрополиту Илариону. На середину 2010 года в РПЦЗ имеется 9 общин западного обряда (в США, Австралии, Бразилии и Великобритании), к которым принадлежат около тысячи мирян.

Алтарь скита св.Креста в швейцарских Альпах

Во второй половине 2010 года в РПЦЗ происходит прорыв – принимается приход "Православной Церкви Франции" (о. Аллин Смит, достаточно известный западноправославный публицист, с правом служения галликанской мессы), иеромонах Джошуа (основывающий новый монастырь западного обряда и ряд социальных служений в Нью-Мексико), а также неканоническая западноправославная юрисдикция, насчитывающая десять приходов, в полном составе. Ее история особо интересна, т.к. тесно связана с историей РПЦЗ. В 1990-х годах в США было создано несколько приходов "Православной Церкви Франции", в 2002 году три подобных прихода отделяются и создают независимую юрисдикцию – "Святую Православную Католическую и Апостольскую Церковь Америки". Почти сразу она входит в общение с еще одним осколком РПЦЗ – "Православной Американской Церковью" (созданной на основе англоязычного прихода РПЦЗ, отделившегося еще в 1959 году). И вот в октябре 2010 года было достигнуто соглашение, по которому все приходы "Святой Православной Католической и Апостольской Церкви Америки" начали процесс присоединения к РПЦЗ. Все священнослужители с 27 октября по 18 декабря 2010 года пройдут перерукоположение, а миряне миропомазание, и на основе ранее неканонической юрисдикции возникнет "Братство св.Григория Великого". Таким образом, к концу 2010 года в составе РПЦЗ будет уже 20 действующих приходов западного обряда. И практически вся их история, начиная с 90-х годов, связана с именем митрополита Илариона, причем особо активизировалось развитие западных обрядов в РПЦЗ после избрания владыки Илариона главой РПЦЗ. Интересно, что многие крупные приходы в православии западного обряда возникли при помощи Русской православной церкви (общины Вилатта в 1890, Винарта в 1936 и Бразерса в 1962), однако эта традиция ни разу прочно не прижилась, все общины через относительно непродолжительное время уходили в раскол.

Кроме того, в неканонических (непризнанных мировым православием) православных церквях также нередко встречаются приходы западного обряда. Так, весьма значительное их число имеется в Православной митрополии Западной Европы и Америки (более известной как "Миланский Синод"), с 1998 по 2007 год в Москве действовал приход св. Григория Двоеслова "Истинно-Православной Церкви – Московской Митрополии", в котором богослужение совершалось по римскому миссалу на латыни; в "Апостольской Православной Церкви" существует десяток общин, служащих по западным обрядам (в Швейцарии, Литве, России и Украине). Существует целый ряд независимых церквей, живущих по западным христианским традициям, однако считающих себя православными.

Интерьер часовни Крайстминистерского монастыря (Онтарио, Канада, РПЦЗ)

Интересно, что практически во всех случаях присоединению к православию западного обряда предшествует пребывание в различного рода старокатолических и независимых литургических юрисдикциях. И достаточно часто именно в лоне независимого движения и формируются новые литургии, которые после присоединения к мировому православию подвергаются косметическим преобразованиям. Литургика и литургическое творчество – одна из центральных осей жизни западного православия. Приведение западнохристианской духовной традиции в согласие с православием, восстановление (а часто и формирование) древних литургий, жаркие споры о правильности или допустимости разных литургических элементов – все это неотъемлемая часть повседневной жизни значительной части западноправославных общин и их священнослужителей. Употребление нескольких вариантов месс (св.Тихона, св.Германа и св.Григория, которая также имеет целый ряд вариаций), а также более мелкие различия делают и без того достаточно малочисленную общность западноправославных приходов весьма разнородной и неспособной к какому-либо консенсусу. Из-за этого большинство приходов западного обряда замыкается в своей территориально ограниченной нише, имея весьма слабые контакты с себе подобными. С другой стороны, литургическое и идеологическое разнообразие теоретически способно более широко охватить западное общество, однако в реальности этого не происходит. Суммарно количество последователей православия западного обряда не превышает 20 тысяч человек, они раздроблены на десятки юрисдикций (иногда весьма враждебных по отношению друг к другу), часто даже внутри собственной юрисдикции последователи западного обряда не находят понимания и поддержки.

Православие западных обрядов, несмотря на почти вековую историю, остается своеобразным экзотическим гетто, малоизвестным не только широким слоям западного общества, но и основной массе православного народа.

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Андрей Гайосинскас

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
НОВОСТИ

24.02.2021

Александр Щипков: Фанар – это не Вселенская Церковь, а "смотрящий" за православными в интересах иноверцев

Лекторий "Крапивенский 4": встреча с игуменом Виталием (Уткиным)
Zoom, 24 февраля 2021 года, 18:00-19:00

21.02.2021

Щипков. "Богомолов и Дзержинский"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 169

20.02.2021

Щипков: Глумление над памятниками – занятие пошлое и недостойное великого народа

В Российском православном университете обсудили причины антиканонических действий Константинопольского патриархата

19.02.2021

В Георгиевском соборе Кизляра (Дагестан) молитвенно почтили память жертв нападения на храм

18.02.2021

В МДА пройдет Богословско-патрологическая конференция памяти профессора Академии А.И. Сидорова

Святейший Патриарх Кирилл поздравил митрополита Порфирия с избранием на Сербский Патриарший престол

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

04.02.2021

IReactor:
Дмитрий Бабич
Откуда берется истерика с Навальным?

31.01.2021

Православие.ru:
Протопресвитер Феодор Зисис
Святой Антоний Великий о ересях и расколах

18.01.2021

Олег Матвейчев
Убить дракона! Трехглавая мифологическая конструкция, разрушающая наше сознание

11.01.2021

Официальный сайт Московского Патриархата:
Митрополит Калужский и Боровский Климент. "Я здесь так покоен духом, что лучшего и желать не следует". (Новые исследования эпистолярного творчества святителя Феофана Затворника)

04.01.2021

Официальный сайт Московского Патриархата:
Протоиерей Андрей Новиков
Последняя атака протодиакона Андрея Кураева на Церковь

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты