поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
15 февраля 2011  распечатать

Вопрос Архиерею. Новые ответы

На вопросы посетителей портала "Православие и современность" отвечает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин

Источник: Православие и современность

Уважаемый Владыка! Недавно прочитала в беседах с протоиреем Димитрием Смирновым, что люди, которые умерли от пьянства, не поминаются в Церкви. Я этого не знала. Мой папа умер от сердечного приступа, потому что много пил спиртного. Я его поминаю в записках, и заказывала отпевание души. Поясните, пожалуйста, как мне теперь быть? Поминать только в келейном правиле? Светлана

Слова отца Димитрия Смирнова звучат достаточно жестко, их можно отнести к категории личного мнения, но в то же время они в большой мере справедливы. Все мы понимаем, что человек, умирающий от пьянства или передозировки наркотиков, в каком-то смысле самоубийца. Каждый, кто подвержен этому недугу, осознает, что убивает себя, просто самоубийство это растянуто во времени, и никто не знает, в какой момент и при каких сопутствующих обстоятельствах настанет конец. Поэтому в этом смысле отец Димитрий прав. Однако какого-то конкретного, строгого церковного определения в отношении погибших от подобных недугов, которое носило бы общеобязательный характер, не существует. Поэтому в Церкви отпевают таких людей, родственники могут поминать их на литургии. Я думаю, что Вы можете молиться за Вашего отца и дома, и в храме.

Нужно ли на исповеди каяться в грехах, совершенных до принятия Крещения? Воспоминания о них очень меня мучают. Наталия

Уважаемая Наталия! В древности Крещению взрослых людей обязательно предшествовала исповедь, и сегодня Церковь пытается восстановить эту практику. Мы верим в то, что Крещение омывает грехи человека, прежде им совершенные. Но это не значит, что у человека исчезает память о них, "автоматически" изглаживаются последствия греховной жизни. Более того – многие тяжкие, даже противоестественные грехи получили такое распространение в современном мире, что человек не осознает их как грех и после Крещения возвращается к прежнему образу жизни. Все это не может не влиять на него. Поэтому исповедь непосредственно перед Крещением нужна обязательно.

Если Вы не приносили покаяние перед Крещением, Вам нужно обязательно исповедоваться и хорошо подготовиться к этой исповеди. Можно записать на бумаге все то, что тяготит совесть, то, что было сделано в жизни неправильно. Скажите священнику, что, хоть эти грехи и совершены до Крещения, но они Вас мучают и Вы хотели бы их исповедовать. Бог да благословит Вас.

Я часто читаю православную литературу и всё вызывает бурю эмоций: хочется многому научиться, что-то применять самой. Особенно нравится читать о святых, о современных подвижниках. Во всех книгах указано, что духовник, духовный руководитель необходим. Я пять лет в Церкви. Вначале я совсем не знала, как его раздобыть, и решила исповедоваться по возможности у одного священника. Не сразу осуществилось задуманное, в нашем храме все время меняются священники и тот, с кем только наладились духовные отношения, уехал служить в другой город. Мне тоже пришлось переехать на другую квартиру и привыкать к другой церкви. Первое, что я заметила на новом месте – батюшки все время разные. Хочется направления, порядка, опытного совета, а то у меня мешанина в голове. Что мне делать и что со мной не так? Спасибо. Любовь

Христианину обязательно нужно читать Евангелие и духовную литературу. К примеру, жития святых – это удивительное чтение, оно способно подвигнуть человека на то, чтобы пересмотреть свою жизнь и выйти за пределы обыденного. Но все-таки при этом нужно соизмерять добрые пожелания, души прекрасные порывы, с теми условиями, обстоятельствами, в которых человек находится сегодня; не поддаваться горячечному воодушевлению, которое возникает иногда у людей эмоциональных. Скажем, в жизнеописаниях мучеников, новомучеников, исповедников мы читаем, как они перенесли страшные испытания, лагеря, тюрьмы, и при этом сохранили человеческое достоинство, христианское отношение к миру, не озлобились, не ожесточились, – а продолжали любить Бога и людей. Или читаем повествования о преподобных, древние Отечники, в которых рассказывается о совершенном послушании старцу, великих подвигах поста и молитвы... Это очень воодушевляющее чтение, и порой человек начинает мечтать, представляя себя в подобных ситуациях, но в то же время не может вынести спокойно какой-то мелкой повседневной проблемы или потерпеть своих родственников.

Порой бывает так, что в погоне за высокими добродетелями мы не видим тех возможностей для духовного преуспеяния, которые есть в нашей повседневной жизни, которые Господь нам всегда подает. И хотя сегодня нет тех обстоятельств, о которых мы читали в житиях святых и подвижников, но у нас есть возможность нести тот жизненный крест, который обязательно есть у человека, совершать подвиг любви к людям, не выходя из дома – по отношению к нашим близким. Потому что иной раз мы готовы любить людей вообще, но не можем терпеть людей конкретных – пьющих родственников, неверующих соседей и сотрудников по работе, и так далее.

Каждому времени, да и каждому христианину, дается свой вид подвига. Надо просто очень внимательно смотреть вокруг себя, чтобы не получалось так: "Я, может, и была бы настоящей христианкой, если бы в моей жизни было то-то и то-то, но пока ничего этого нет...". А на самом деле каждому человеку в любую минуту его жизни приходится делать выбор: поступить по-христиански или по-своему хотению. Внимательное отношение к своим поступкам, к своей душе – это и есть путь напряженной духовной жизни.

Что касается духовника... Да, действительно, он нужен каждому христианину, особенно новоначальному. Мне много раз приходилось отвечать на этом сайте на вопрос, как его найти. У Вас в храме часто меняются священники – да, такое тоже бывает. Но ведь на смену одним приходят другие, и среди них можно найти того священника, который мог бы удовлетворить Ваши духовные запросы. Ведь мы не выбираем духовника однажды и на всю жизнь, мы не должны прилепляться к человеку. Поэтому не оставляйте храм, участвуйте в Таинствах, исповедуйтесь, молитесь Богу, чтобы Он послал Вам духовного руководителя.

Еще материалы по теме:

Дать возможность действовать Богу

Как Вы понимаете духовное окормление в современном мире?

Что такое, с Вашей точки зрения духовное руководство? И стоит ли вообще в наше время искать духовника?

Уважаемый Владыка, на каких условиях греко-католический священник может воссоединиться с Православной Церковью, и возможно ли сохранение сана, чтобы в дальнейшем оставаться священником?

Практика такова: греко-католическое духовенство присоединяется к Православной Церкви через покаяние с сохранением сана.

Я слышал, что в Поместных Церквах существуют различные традиции. Например, не каждый священник может исповедовать, людей, имеющих канонические препятствия, не рукополагают даже после принятия ими монашеского пострига. Меня немного смущает нестрогое соблюдение канонов и что Церкви православные, а разница существует. Просто хочется прояснить. Станислав

Уважаемый Станислав! Церковь живет по единому каноническому праву, которое составляют правила святых апостолов и святых отцов Церкви, утвержденные Вселенскими и Поместными Соборами. Эти правила едины для всех Православных Церквей, хотя между ними допускается известное разномыслие в отношении того, насколько строго эти правила применяются в тех или иных случаях. На практике употребляется известный с древнейших времен так называемый принцип икономии[1], когда какие-то правила могут в некоторых случаях не соблюдаться или соблюдаться менее строго. Это зависит от разных причин, в том числе от местных церковных традиций, наличие которых не есть измена чему-то общему, а совершенно нормальное, естественное состояние церковной жизни. С древности в разных Поместных Церквах существовали различные традиции, что не мешало им оставаться едиными в исповедании общей веры. Однако бывает еще такая разница в практическом применении тех или иных канонических правил, которая обусловлена состоянием церковной жизни в определенное время.

Скажем, Вы приводите пример о том, что в других Поместных Церквах не каждый священник может исповедовать. Действительно, это практика Элладской Церкви, очень хорошая, практика, которой я как Правящий Архиерей могу только позавидовать. В Греции священник, которого назначают духовником, то есть дают ему право принимать исповедь, должен обладать определенными качествами. Он должен быть человеком зрелого возраста, обладать рассудительностью, засвидетельствованной не однажды и не одним человеком, вести беспорочную жизнь, совершенно беспреткновенную, которая никому не подает никакого, даже малейшего соблазна, и так далее. В Греции у таких священнослужителей даже нет своих приходов: они окормляют по нескольку храмов, совершая там исповедь богомольцев. Все это, конечно, прекрасно. Но не будем забывать, что в ХХ веке Элладская Церковь не знала таких гонений, которые перенесла Церковь в России. В Греции до сегодняшнего дня Церковь является государственной, и священники, поскольку они являются госслужащими, получают зарплату от государства. Сегодня в Греции, как и в Румынии, нет ни одного населенного пункта, каким бы крохотным он ни был, сколько бы жителей там ни проживало, где не было бы храма и священника. У нас даже думать сегодня об этом не приходится, потому что Русской Церкви нужно еще много десятилетий для того, чтобы восстановить церковную жизнь хотя бы в каких-то приемлемых объемах. У нас остро не хватает кадров. Если мы возьмем нашу епархию, то 90 % нашего духовенства – это молодые люди в возрасте от 25 до 35 лет. Выпускник семинарии сразу же назначается на приход и должен нести пастырское служение во всей его полноте. Более опытных зрелых священников просто нет. Поэтому практика назначения духовников, как в Греции, сегодня для нас просто невозможна.

То же касается соблюдения канонов о том, кто может, а кто не может быть посвященным в священный сан. Наиболее полно эти каноны на сегодняшний день применяются на Святой Горе Афон. Даже в той же Элладской Церкви в отношении приходского духовенства допускаются какие-то снисхождения по усмотрению епископа.

Поэтому нет ничего неправильного или предосудительного в существовании различных традиций. По слову апостола: надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор. 11, 19). Некоторая вариативность, особенно в вопросах церковной, канонической практики, – совершенно нормальное явление в жизни Церкви с апостольских времен. Но эти разномыслия не касаются главного – существа нашей веры.

Встречаюсь с парнем 5 месяцев, он сделал мне предложение. Мне приятно проводить с ним время. Но я чувствую себя больше его подругой, чем его девушкой. Он не говорит мне добрых слов, порой может осудить моё мнение. А когда я ему объясняю, что хочу чувствовать заботу, внимание, опору, он говорит: "А ты куда-то торопишься?". Порой плачу, хотя и понимаю, что нужно терпение. Сейчас пока планируем венчание в мае после поста. Я вот думаю, может нам к какому-нибудь батюшке прийти, сказать о своем решении, он посоветует, направит нас, может, испытательный срок назначит. Екатерина

Уважаемая Екатерина, конечно, лучше всего обратиться к священнику, желательно тому, кто знает Вас и Вашего избранника. Я не могу давать Вам какие-то кардинальные советы на сайте. Единственное, что я могу сказать Вам по своему опыту, как человек, который видел в своей жизни очень много семейных пар, как счастливых, так и не очень, что 5 месяцев знакомства – все-таки очень мало для того, чтобы вступать в брак. Духовно опытные люди советуют жениху и невесте узнавать друг друга, общаться около трех лет, хотя бы – не меньше года. Понятно, что для большинства людей сегодня это звучит смешно, даже наивно – но ведь сейчас большинство браков распадается. И в случае развода люди порой даже не дают себе труда задуматься, почему это произошло.

В течение этого времени необходимо убедиться, что вы действительно подходите друг другу – в чисто человеческом, интеллектуальном, душевном плане, что у вас достаточно близкие взгляды на жизнь. Потому что если этого нет сегодня, это не появится и после венчания, не надо обманывать себя. Наоборот, после того, как пройдет какое-то время после заключения брака, наступает неизбежный период охлаждения между супругами, его проходят абсолютно все. И там, где у людей есть некая близость на душевном, эмоциональном, психологическом уровне, этот период проходит полегче. Если ничего общего между людьми нет – брак, как правило, распадается.

Вы ничего не сообщили в письме о том, насколько Вы верующий человек. В соответствии с этим Вам следовало бы испытать и Вашего избранника, чтобы в будущей семье не получилось так, что жена – верующая, ходит в храм, причащается, исповедуется, соблюдает посты, а муж всем этим совершенно не интересуется или даже относится к вере супруги, к Церкви с пренебрежением. Тогда в семейной жизни будет очень много проблем, это можно сказать с уверенностью.

Уважаемый Владыка! Мой племянник – гомосексуалист. Менять в своей жизни ничего не хочет, считая, что ни он, ни его "друзья" никому ничего дурного не делают, просто они "не такие, как все". Как мне себя вести с ним, чтобы он понимал, что я люблю его, но его образ жизни для меня неприемлем? Как могут родственники помочь молодому человеку, одержимому этим грехом? Елена.

Уважаемая Елена, в Вашем вопросе по сути заключен и ответ. Ваш племянник действительно должен понимать, что Вы его любите, но при этом нельзя давать ему повода считать, что Вы согласны с его образом жизни, с его поведением.

Как могут родственники помочь молодым людям, одержимым таким недугом – это очень сложный вопрос, и об этом, наверно, нужно говорить в каждом конкретном случае отдельно. Нужно постараться изъять человека из подобных компаний, из его окружения. Все эти компании пытаются уверить себя и окружающих в том, что в их образе жизни нет ничего плохого, неправильного, порочного, постыдного. С таким пониманием нельзя соглашаться. С другой стороны, на молодого человека можно повлиять, наверное, не столько словами, столько примером правильной семейной жизни, доброго семейного устроения, потому что когда семейная жизнь родителей, близких родственников человека никуда не годится, то и его самого очень трудно убедить в том, что жить надо именно так.

Если Вы верующий человек, то нужно, конечно, молиться за него. В принципе, многие люди, побывавшие в подобных ситуациях, смогли создать нормальную семью. Серьезное отношение к жизни, рождение детей, любовь к супруге, а главное, обретение веры, обращение к Таинствам Церкви – это то, что способно помочь человеку отойти от этого греха.

Можно ли вышивать иконы (с благословения, молитвой, регулярно причащаясь)? Некоторые утверждают, что можно только в монастыре или незамужним девушкам, другие вовсе не считают вышитую икону святыней.

Иконы можно вышивать всем, кто делает это с благоговением, и во все времена на Руси иконы не только писали, но и вышивали. В музеях находится множество вышитых икон, плащаницы, покровы для мощей – все это всегда использовалось в храме и считалось святыней.

Меня зовут Александр, я хотел бы спросить, в какие дни можно вступать в супружеские отношения?

Святой апостол Павел рекомендует супругам: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве (1 Кор. 7, 5). Вот этими апостольскими словами и следует руководствоваться христианину.

[1] Икономи́я (от греч. устроение дома, дел) – в христианстве принцип решения церковных вопросов с позиции снисхождения, практической пользы, удобства. Икономия имеет определенные границы.

СМ.ТАКЖЕ

персоналии:

Митрополит Лонгин

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

28.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 8 / Русофобия"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 306

25.04.2024

Может ли гениальный физик-математик быть грубым и некультурным человеком? Обучение равно воспитанию?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты