поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
25 марта 2011  распечатать

Вопросы Архиерею. Новые ответы

Источник: Православие и современность

На вопросы посетителей портала "Православие и современность" отвечает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин.

В Послании к Римлянам говорится: "сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере". А я часто в каких-то конкретных ситуациях не знаю, как правильно поступить, и когда делаю, меня не перестает мучить сомнение, не грех ли это. Значит ли, что я всегда осуждаюсь, даже если сомнение напрасное? Например, сейчас хочу устроиться санитаркой, но у меня возникло сомнение с оформлением санкнижки: на бланках её страниц есть знак медицинского креста, происходящий от креста Христова. Получается, что при заполнении книжек пишут и ставят печати по знаку креста – мне кажется, что в этом есть неблагоговейное отношение к святости креста. А с другой стороны, думаю: если бы действительно здесь был грех, то об этом уже давно был бы поставлен вопрос среди верующих... Как быть всегда стопроцентно уверенной, если и святые ошибались? Ксения

Уважаемая Ксения! Каждый верующий человек должен постараться приобрести добродетель рассудительности. Святые отцы называют ее царицей всех добродетелей. Недаром наличие рассудительности в духовнике порой ценится гораздо больше других какие-то его добрых качеств. Нужно приучать себя относиться ко всему с рассуждением, но эта рассудительность ни в коем случае не должна переходить у человека в постоянное колебание и сомнение абсолютно во всем. В отношении любого действия, которое нам предстоит совершить, существуют доводы и "за", и "против". И если человек будет постоянно прислушиваться к ним, он придет в такое психологическое состояние, когда у него вообще ни в чем не будет твердости. Поэтому порядок действий должен быть таким: прежде, чем принять решение, нужно его хорошо обдумать, согласно пословице: "Семь раз отмерь, один раз отрежь", – но, приняв решение, нужно его исполнять и уже не колебаться в его исполнении. Иначе мы вообще ничего не сможем совершить в своей жизни. Понятно, что все мы, люди, иногда ошибаемся, и эти ошибки бывают болезненными. Но даже в самих этих ошибках есть смысл, потому что, совершая их, мы учимся и приобретаем необходимый опыт на будущее. Порой это бывает необходимо, потому что никакие чужие слова так не действуют на человека, как его собственными усилиями набитые шишки.

Что касается Вашего беспокойства относительно медицинских книжек – оно абсолютно пустое. Вообще на такой мелкий уровень сомнений вообще переходить не нужно, иначе можно зайти очень далеко. К примеру, я знал человека, который как-то подумал, что, каждый раз, пересекая перекресток, он попирает крест Христов – и, поверив этой мысли, пришел в состояние психического расстройства. Подобные мысли, попытки псевдотонкого псевдоразличения смыслов, конечно, свидетельствуют о неправильном внутреннем устроении человека.

Что касается стопроцентной уверенности, – ее не бывает, и никогда не нужно ее добиваться в своих земных делах. Тем более она невозможна в отношении самого важного для христианина – нашего спасения. По слову преподобного Силуана Афонского: "Держи ум свой во аде и не отчаивайся".

Мне 22 года. Год назад я развелась с мужем, но сейчас мы опять живём вместе. Как раз после развода я начала воцерковляться. Сейчас я не представляю своей жизни без церкви. Но отношения с мужем так и не зарегистрировали. У меня не хватает смелости на этот шаг, так как я чувствую, что не люблю его, и нас связывает только ребенок. Я не знаю, что мне делать, хотя понимаю, что мы живем во грехе. И получается, что я причащалась недостойно, в осуждение себе? И пока мы не поженимся, мне больше нельзя причащаться? Елена

Уважаемая Елена, Ваш вопрос довольно сложный, в нем содержится много взаимоисключающих вещей. Очень хорошо, что Вы воцерковились, ходите в храм, причащаетесь. Но вот Ваши слова о том, что Вы не любите мужа и живете с ним ради ребенка, непонятны. Задавали ли Вы себе вопросы: что Вы подразумеваете под словами "нет любви"? Чего Вы хотите от взаимоотношений с супругом, какие требования выдвигаете к нему? Возможно, Вы сами ставите для себя и мужа слишком высокие планки, желая таких высот, каких не бывает в реальных отношениях между людьми (это частая ошибка молодых супругов). Неправильно и говорить, что вас связывает "только ребенок", потому что ребенок – это не "только", а самое главное, что может связывать людей.

Что касается вопроса, можно ли Вам причащаться... Это тоже очень сложный вопрос, который лучше было бы решать со священником, который знает лично Вас и Вашу ситуацию. С одной стороны, как я понимаю, вы с мужем ранее находились в зарегистрированном браке и решили возобновить супружеские отношения после развода. Воссоединение семьи можно только приветствовать. С другой стороны, судя по вопросу, Вы колеблетесь в своем отношении к супругу. Если Вы сами пока отказываетесь вновь зарегистрировать Ваши отношения в государственных органах, или, тем более, не желаете венчаться в церкви – лучше воздержаться от причащения.

В своих снах я часто вижу события, которые иногда потом случаются наяву. Скажите, пожалуйста, что это может быть? Опасно ли это для меня, для моей семьи? Ольга

Святой преподобный Иоанн Лествичник в своей "Лествице" очень точно сказал: "Кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своею тенью и старается схватить ее".

Уважаемая Ольга, даже если в Вашей жизни и случались такие совпадения (в реальности происходило то, что Вы видели во сне) – я рекомендую Вам действовать согласно святоотеческому правилу: снам не нужно придавать значения, следует стараться забывать их сразу после пробуждения. Если у Вас есть навязчивое желание сопоставить то, что Вы видели во сне, с тем, что происходит в жизни, нужно усилием воли стараться отогнать от себя это желание. Если Вы будете поступать таким образом, никакой опасности ни для Вас, ни для вашей семьи это представлять не будет.

У меня вопрос про рок-музыку. Каждый день я слышу упреки родителей и остальных людей в адрес рок-музыки, но я не понимаю, что в роке плохого? Говорят, что рок плохо влияет на душу человека, что это музыка дьявола. Только я хочу спросить: где это написано? Да, у многих рокеров есть антихристианские выступления. Но на меня рок действует по-другому, мне хочется узнать больше про Бога, про все абсолютно. Иногда мне сложно жить, потому что я ищу истинный путь во всем, и не верю всему. На меня рок действует положительно. Спасибо за ответ заранее. Леван

Уважаемый Леван! Я во многом с Вами согласен. Лично я не люблю рок-музыку, но считаю, что называть какой-то вид искусства в целом сатанинским, неправильно. В то же время нельзя отрицать (и я думаю, что и Вы с этим согласитесь), что сатанизм в самовыражении многих рок-музыкантов присутствует. Есть он и во многих других "образцах искусства" – и в живописи, и в музыке – даже классических (достаточно вспомнить А. Скрябина, который увлекался темным мистицизмом, и многие музыкальные произведения которого носят совершенно определенный отпечаток). Поэтому Вы можете сказать своим родителям, что рок в целом не является дьявольской музыкой, хотя сами должны учитывать то, что среди рок-музыкантов есть очевидные сатанисты.

Среди российских рок-музыкантов сегодня есть и верующие, православные, воцерковленные люди. Однако в то же время я не могу согласиться с тем, что рок-музыка – это особо благоприятная для обретения веры среда, это тоже было бы преувеличением. Поэтому я только могу Вам посоветовать получше познакомиться с христианством, с православной верой. Думаю, что очень доступные и аргументированные ответы на многие вопросы Вы можете найти, в частности, в книге протодиакона Андрей Кураева "Ответы молодым" в электронной библиотеке нашего сайта

Несколько лет назад я оказалась в организации, у которой много общего с сектой. Ее лидер предлагал "подняться на уровень выше веры", ожидал от участников больших денежных вложений, использовал методику НЛП, но и давал взамен душевное состояние, которое многими ценилось. Кто-то после этих занятий стал главой международной фирмы, кто-то успешным топ-менеджером, я же приобрела необычный для себя навык – жить радостью: не от удовольствия к удовольствию, а от одного радостного события к другому – это и забота о близких, и умение делать пусть не дорогие, но важные подарки, художественная фотография, переводы стихов, путешествия... Все бы хорошо, но со временем все больше смущало несоответствие с верой, с Православием, которое со школы стало для меня и опорой, и надеждой. Когда пришлось делать выбор между ним и всем тем, что радовало и наполняло в последние годы жизнь, почти силком привела себя в Церковь и услышала слова Евангелия. Это случилось год назад. А как быть дальше, не знаю. Все, что связано с храмом – литургия, исповедь, причастие, послушание – так важно, спокойно и просто, что и описывать это не берусь. А вне храма – и прежняя радость не в радость, и нынешние печали не печалят, вместо всего этого терпение и тишина внутри. И потерянность. И как понять свое состояние, не знаю. Это уныние? Маловерие?

Очевидно, речь в Вашем письме идет об одном из "тренингов личностного роста", которых сейчас проводится очень много, и которые, по утверждениям многих неангажированных специалистов, являются небезопасными не только для духовного здоровья человека, но и не проходят бесследно для его психики. Во время "занятий" на таких курсах происходит эмоциональная раскачка – вплоть до введения человека в транс или состояние эйфории, которое вызывает у него сильнейшую зависимость (вот почему, как Вы пишете, Вам и "радость не в радость, и печали не печалят"). Подобные вещи действительно практикуются во многих харизматических сектах. Это надо учитывать, и поначалу просто потерпеть, прося помощи у Бога, прибегая к Нему в таинствах исповеди и Причащения.

Нельзя сбрасывать со счетов и то, что в сектах и на подобных курсах создается иллюзия близкого душевного общения, каждого приходящего человека буквально окружают вниманием, и, порывая с сектой, человек неминуемо ощущает некую пустоту и потерянность.

Поэтому очень важно, чтобы Ваше воцерковление было полным, окончательным, чтобы Вы смогли найти хороший приход, где батюшка уделяет достаточно времени своим прихожанам, а прихожане знают друг друга, где есть какие-то общие дела, которые сплачивают людей.

Благословите, Владыка! У меня вопрос такого плана: утреннее и вечернее молитвенное правило включает в себя определенные молитвы, обязательные к прочтению. Скажите, пожалуйста, можно ли добавлять, например, к вечернему молитвенному правилу прочтение благодарения за всякое деяние Божие, молитву о болящих, краткую молитву за детей Амвросия Оптинского, молитву отца или матери о детях и завершать прочтение вечернего правила и выше указанных молитв молитвою "Достойно есть..."? Владимир

Уважаемый Владимир, и к утреннему, и к вечернему молитвенному правилу, которое печатается в наших молитвословах, можно добавлять любые молитвы, к которым лежит сердце (скажем, из более полных православных молитвословов или из других разделов молитвослова). Наше утреннее и вечернее правило, в том виде, в каком мы его видим сейчас, тоже сложилось не сразу, а в результате длительного процесса. Это традиция нашей Церкви, в других православных Церквах – свои традиции. Поэтому Вы можете добавлять к своему правилу, желательно, посоветовавшись с духовником и сохраняя меру, молитвы по своему усердию.

Мой друг заявил мне, что он больше не верит в Бога, потому что у него в семье не все хорошо: отец, который всю жизнь вел достаточно здоровый образ жизни, слег с инсультом, мама тоже имеет плохое здоровье, а он, как говорит, неоднократно молился о них, но безрезультатно. Как мне быть? На совет обратиться к священнику лично он тоже никак не отреагировал. Что мне, не общаться с ним больше? Но и наставлять его я не имею никакого права, я и сам далеко не все понимаю... Александр.

Уважаемый Александр, часто бывает так, что люди, столкнувшись с какими-то серьезными проблемами, утратами, болезнью близких, не то, чтобы перестают верить в Бога, – они как бы обижаются на Бога. Однако так происходит с людьми, которые вроде бы считают себя верующими, но которые на самом деле не вступали с Богом в какие-то личные отношения, не знают элементарных основ своей веры, не живут церковной жизнью. Человека, который уже пережил обретение веры как личную встречу с Богом, наоборот, не могут поколебать в вере даже самые тяжелые испытания.

Что в такой ситуации нужно делать Вам? Молиться о друге и его близких. Не стоит пытаться переубедить его, если он сам Вас не спрашивает, и если, тем более, Вы сами пока не нашли для себя ответов на свои вопросы. Лучше, относясь к другу с терпением и любовью, самому укрепляться, утверждаться в своей вере.

Мы с мужем венчанные и живем в браке уже четвертый год, но Господь не благословляет наш брак детками. Я очень от этого страдаю. В церковь я хожу уже шестой год, молюсь, много ездим по святым местам. Не отказывались, конечно, и от помощи докторов... И вот недавно я разговаривала с одним священником, и он сказал, что проблема в муже. Да, он у меня в храм не ходит, но и мне не мешает, понимает, поддерживает, и я силой не могу привить ему эту любовь, ведь к этому надо самому прийти. Знаю, конечно, что надо молиться и уповать, но мне малого этого ответа. Научите меня, как мне дальше жить? Елизавета

Уважаемая Елизавета, бывает так, что люди живут в браке гораздо большее время и остаются бесчадными, а потом Господь посылает им детей. Об этом надо молиться, и относиться к своему положению со внутренним смирением, чтобы не навредить своей семейной жизни, не подорвать отношения с супругом. Священник, который Вам сказал то, о чем Вы пишете, неправ. Он не имел права так говорить, потому что, по слову апостола, неверующий муж освящается женою верующею (1 Кор. 7, 14). Мы живем в такой стране и в такое время, когда огромное количество людей приходит к Богу будучи взрослыми, и складывается так, что в семьях оказывается верующим только один из супругов – или муж, или жена. И никто, тем более священник, не имеет права говорить, что эти браки неполноценны или являются неправедными перед Богом.

Жить надо спокойно, смиренно, молиться Богу о муже и, конечно же, не пытаться силой привести его к Богу, в Церковь.

СМ.ТАКЖЕ

персоналии:

Митрополит Лонгин

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

28.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 8 / Русофобия"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 306

25.04.2024

Может ли гениальный физик-математик быть грубым и некультурным человеком? Обучение равно воспитанию?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты