поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
11 мая 2011  распечатать

Анна Гальперина

"Ущипните меня", или легко ли быть молодым – двадцать пять лет спустя

Источник: Богослов.ру

– Ну, как Вам ваша будущая паства? – именно такой вопрос прозвучал в зале МДАиС после показа фильма "Легко ли быть молодым – 2011". Это был первый – пробный и закрытый – показ документальной ленты, снятой как римейк прогремевшего 25 лет назад фильма с одноименным названием.

Тогда, в 1986 году, в московском кинотеатре "Россия" проходил показ единственной копии фильма Юриса Подниекса "Легко ли быть молодым?". Впервые в истории документального кино в кассы выстраивались километровые очереди. Название фильма быстро и надолго вошло в обиход перестроечной прессы. Как пишут Дмитрий Судаков и Олег Ясаков, "фильм латышского документалиста Юриса Подниекса "Легко ли быть молодым?" производит эффект бомбы, разорвавшейся в нужное время и в нужном месте... Подниекс, проведя зрителей по незнакомому им прежде маргинальному миру молодежной субкультуры, не ограничивается вечно актуальной темой "отцов и детей", а весьма прицельно ударяет по нервным узлам уже потревоженного имперского подсознания – повальное лицемерие, Афган, наркомания, Чернобыль, крушение идеалов и т. д. "Русь, куда несешься ты?!" – этот ясно читающийся подтекст активно провоцирует публику и закономерно вызывает дискуссионную бурю, чудесным образом превращающую полуторачасовую документальную сагу в один из главных хитов перестроечного кинопроката". (http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=3&e_dept_id=5&e_chrdept_id=2&chr_year=1987&e_chr_id=82)

Нынешний фильм "Легко ли быть молодым – 2011" снят как раз тем поколением, о судьбах которого рассуждал Ю. Подниекс. Режиссер Давид Ройтберг и сценарист Григорий Шугаев – сами став родителями подростков – тоже задались этим вопросом. "У нас есть дети. Большие. И нам за них очень страшно... Мы смотрим, и не знаем, что делать. Если честно, хочется взять кирпич и со всего размаху треснуть. Но и это не поможет. Только Богу молиться остается... Мы хотели разобраться", – так объяснил порталу Богослов.ру первопричину создания киноленты Г. Шугаев.

ИванСюжет фильма прост. Перед нами проходит 18 историй, 18 героев. Все они разные – и по образованию, и по социальному уровню, и по политическим взглядам, у каждого героя – свои взгляды на жизнь, свой опыт: вот успешная радиоведущая Альбина, а за ней в кадре появляется сирота Лев, мечтающий стать модельером. Золотая медалистка Аня, очень грустная и одинокая, Василина – лесбиянка, родившая, тем не менее, ребенка традиционным путем и мечтающая стать певицей. Зрители видят и ее "подругу", которая обеспечивает нетрадиционную семью, и ребенка. Дочка Василины очень похожа на мальчика – с ежиком волос, в пацанячьем костюмчике. Вот Саша и Тимур, сочиняющие рэп, вот семинарист Сергий, вот Илья, убивший человека: "Выпили, пошли защищать знакомую. И чуть-чуть перестарались, человек погиб", – говорит он.

Кто-то из героев просто рассказывает о своей жизни, о своих планах на будущее. А кто-то философствует, рассуждает: "Цель жизни – получить удовольствие. Я эгоистичный человек. Сильно эгоистичный. Но я получаю радость, делясь с другими своим счастьем", – говорит Ваня, занимающийся реконструкцией. Теория Великого Эгоизма кажется Ване совершенно нормальной, естественной и единственно возможной. На вопрос: "А что же, и Матросов, бросившийся на амбразуру, был эгоистом?", – молодой человек спокойно и с улыбкой говорит: "Ну в общем да, он бросился на амбразуру, чтобы принести другим счастье. И в этом был его эгоизм. Ведь эгоизм – это удовлетворение своих потребностей".

По мнению создателей фильма, именно Ваня наиболее полно выражает позицию молодежи: "Он искренний человек и не стесняется своего эгоизма. Более того, считает, что эгоизм – главное нравственное достоинство человека. Это сегодняшний тренд. И он честно об этом говорит".

Примерно о том же говорит и Женя, рецензент компьютерных игр: "Смысл жизни – в счастье. Мне важно, чтобы я был счастливым. И мои родители, и моя девушка были счастливы. Надо, конечно, и дарить счастье, но тем, кто этого заслуживает. – А решать, кто заслуживает, будешь ты? – Ну конечно, это же мое счастье".

ОлегОдинаково пугающими выглядят скинхед Иван и антифашист Олег – и в том, и в другом случае параллельно с рассказом мелькают кадры журналистской хроники: марширующие и скандирующие молодчики. Лозунги разные, но эмоции и настроение – одно. "Нас сплотить может только одно – национальная вера, ты не раб Божий, ты – потомок Богов. Ты – хозяин жизни! Мы поклоняемся природе, силам космоса, верим в реинкарнацию. Русь выжила после крещения не благодаря Христианству, а вопреки ему", – говорит Иван. "В социальном плане общество должно вернуться к примитивному, туда, где примитивные ценности торжествуют. И добро должно быть с кулаками, поэтому мы можем ответить силой", – вторит Олег.

Именно с ними – фашистом и антифашистом – съемочной группе было труднее всего работать. И не потому, что они прятались от камеры и не хотели отвечать на вопросы, нет, а потому что "там прямо из преисподней так прет: у них глубокая, инфернальная, сатанинская идея, заметьте, они оба – язычники, одна сила. Они друг с другом борются, но когда мы их увидели – мы поняли, что это одно и то же", – сказал, отвечая на вопросы после просмотра фильма, сценарист.

Максим, потерявший ноги во время чеченской войны, кажется старше всех остальных лет на десять. Пережитая им боль оказалась лучшим учителем. Но жить в России не хочет, мечтает эмигрировать в Канаду или Германию.

При всем многообразии персонажей их объединяет одно – некая искушенность, как сказал сам создатель фильма: "Не то чтобы циничность, но усталость и многоопытность".

АльбинаПо ходу фильма на экране появляются короткие "комментарии" – данные из доклада Росстата и Юнеско: "Беспризорных в России 5 млн. человек", "На общение в семье молодой человек тратит в среднем 1 минуту на каждого члена семьи" и т.д. Кроме этого авторская позиция никак ясно и четко не артикулируется: "Мы сознательно ушли от декларирования своей позиции. Но она есть. Если ее обозначить словами, то коротко она звучит так: мы обеспокоены и пытаемся донести до общества тот факт, что большинство молодых людей сегодня готовы переступить все 10 заповедей ради достижения собственной цели", – сказал Григорий Шугаев.

Конечно, не все субкультуры и молодежные движения нашли свое отражение на экране. Изначально список возможных героев состоял из 60 позиций. Но постепенно авторы выбрали именно тех героев, которых видит зритель – как наиболее актуальных и представительных. И фильм – это не анализ, а скорее материал для размышления. О том, что есть и о том, что делать.

При всей остроте темы и неоднозначности персонажей, фильм снят довольно целомудренно и аккуратно, за что можно отдельно поблагодарить его создателей: на экране нет валяющихся в грязи подростков, обкуренных и пьяных, нет мордобоя и полураздетых девиц. В течение фильма не вздрагиваешь от вываливающихся откуда-нибудь тел или гремящих выстрелов, которые так любят показывать современные СМИ и киношники: "Критика в наш адрес заключается в том, что мы ничего не показали. Наши друзья нам говорили – а что такого вы сняли? Это все прекрасные ребята. Взрослые даже не видят проблемы..." – замечает Г. Шугаев. И в этом – другая сторона проблемы.

Официальный показ фильма должен состояться 25 августа в рамках Московского кинофестиваля. Возможно, этот проект будет иметь и телевизионное продолжение.

Как сказал по окончании просмотра проректор по научно-богословской работе протоиерей Павел Великанов, "глубоко знаменательно, что первый показ состоялся в Духовной Академии, потому что становится понятно, что мы не готовим наших студентов общаться с этими людьми. Фильм – очень отрезвляющий, это крик отчаяния. Реальная боль скрыта под этими улыбающимися лицами. Видно, что люди лгут. И это та ложь, которая переходит за пределы мыслимого, это ложь не только другим, но прежде всего самому себе. Ущипните меня – вот главный message этого фильма. А в конце не хватает одного кадра – фразы на черном фоне: "Ей, гряди, Господи Иисусе!" (Откр. 22, 12-20)"...

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Анна Гальперина

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

14.03.2024

Трансгуманисты-зоозащитники на прикормке глобалистов: псевдонаучность и откровенная ересь
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты