Анна Гальперина "Ущипните меня", или легко ли быть молодым – двадцать пять лет спустя Источник: Богослов.ру Ну, как Вам ваша будущая паства? именно такой вопрос прозвучал в зале МДАиС после показа фильма "Легко ли быть молодым – 2011". Это был первый – пробный и закрытый – показ документальной ленты, снятой как римейк прогремевшего 25 лет назад фильма с одноименным названием.
Тогда, в 1986 году, в московском кинотеатре "Россия" проходил показ единственной копии фильма Юриса Подниекса "Легко ли быть молодым?". Впервые в истории документального кино в кассы выстраивались километровые очереди. Название фильма быстро и надолго вошло в обиход перестроечной прессы. Как пишут Дмитрий Судаков и Олег Ясаков, "фильм латышского документалиста Юриса Подниекса "Легко ли быть молодым?" производит эффект бомбы, разорвавшейся в нужное время и в нужном месте... Подниекс, проведя зрителей по незнакомому им прежде маргинальному миру молодежной субкультуры, не ограничивается вечно актуальной темой "отцов и детей", а весьма прицельно ударяет по нервным узлам уже потревоженного имперского подсознания повальное лицемерие, Афган, наркомания, Чернобыль, крушение идеалов и т. д. "Русь, куда несешься ты?!" этот ясно читающийся подтекст активно провоцирует публику и закономерно вызывает дискуссионную бурю, чудесным образом превращающую полуторачасовую документальную сагу в один из главных хитов перестроечного кинопроката". (http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=3&e_dept_id=5&e_chrdept_id=2&chr_year=1987&e_chr_id=82)
Нынешний фильм "Легко ли быть молодым – 2011" снят как раз тем поколением, о судьбах которого рассуждал Ю. Подниекс. Режиссер Давид Ройтберг и сценарист Григорий Шугаев – сами став родителями подростков – тоже задались этим вопросом. "У нас есть дети. Большие. И нам за них очень страшно... Мы смотрим, и не знаем, что делать. Если честно, хочется взять кирпич и со всего размаху треснуть. Но и это не поможет. Только Богу молиться остается... Мы хотели разобраться", так объяснил порталу Богослов.ру первопричину создания киноленты Г. Шугаев.
ИванСюжет фильма прост. Перед нами проходит 18 историй, 18 героев. Все они разные – и по образованию, и по социальному уровню, и по политическим взглядам, у каждого героя – свои взгляды на жизнь, свой опыт: вот успешная радиоведущая Альбина, а за ней в кадре появляется сирота Лев, мечтающий стать модельером. Золотая медалистка Аня, очень грустная и одинокая, Василина – лесбиянка, родившая, тем не менее, ребенка традиционным путем и мечтающая стать певицей. Зрители видят и ее "подругу", которая обеспечивает нетрадиционную семью, и ребенка. Дочка Василины очень похожа на мальчика – с ежиком волос, в пацанячьем костюмчике. Вот Саша и Тимур, сочиняющие рэп, вот семинарист Сергий, вот Илья, убивший человека: "Выпили, пошли защищать знакомую. И чуть-чуть перестарались, человек погиб", говорит он.
Кто-то из героев просто рассказывает о своей жизни, о своих планах на будущее. А кто-то философствует, рассуждает: "Цель жизни – получить удовольствие. Я эгоистичный человек. Сильно эгоистичный. Но я получаю радость, делясь с другими своим счастьем", говорит Ваня, занимающийся реконструкцией. Теория Великого Эгоизма кажется Ване совершенно нормальной, естественной и единственно возможной. На вопрос: "А что же, и Матросов, бросившийся на амбразуру, был эгоистом?", молодой человек спокойно и с улыбкой говорит: "Ну в общем да, он бросился на амбразуру, чтобы принести другим счастье. И в этом был его эгоизм. Ведь эгоизм – это удовлетворение своих потребностей".
По мнению создателей фильма, именно Ваня наиболее полно выражает позицию молодежи: "Он искренний человек и не стесняется своего эгоизма. Более того, считает, что эгоизм главное нравственное достоинство человека. Это сегодняшний тренд. И он честно об этом говорит".
Примерно о том же говорит и Женя, рецензент компьютерных игр: "Смысл жизни – в счастье. Мне важно, чтобы я был счастливым. И мои родители, и моя девушка были счастливы. Надо, конечно, и дарить счастье, но тем, кто этого заслуживает. – А решать, кто заслуживает, будешь ты? – Ну конечно, это же мое счастье".
ОлегОдинаково пугающими выглядят скинхед Иван и антифашист Олег – и в том, и в другом случае параллельно с рассказом мелькают кадры журналистской хроники: марширующие и скандирующие молодчики. Лозунги разные, но эмоции и настроение – одно. "Нас сплотить может только одно – национальная вера, ты не раб Божий, ты – потомок Богов. Ты хозяин жизни! Мы поклоняемся природе, силам космоса, верим в реинкарнацию. Русь выжила после крещения не благодаря Христианству, а вопреки ему", говорит Иван. "В социальном плане общество должно вернуться к примитивному, туда, где примитивные ценности торжествуют. И добро должно быть с кулаками, поэтому мы можем ответить силой", вторит Олег.
Именно с ними – фашистом и антифашистом – съемочной группе было труднее всего работать. И не потому, что они прятались от камеры и не хотели отвечать на вопросы, нет, а потому что "там прямо из преисподней так прет: у них глубокая, инфернальная, сатанинская идея, заметьте, они оба – язычники, одна сила. Они друг с другом борются, но когда мы их увидели – мы поняли, что это одно и то же", сказал, отвечая на вопросы после просмотра фильма, сценарист.
Максим, потерявший ноги во время чеченской войны, кажется старше всех остальных лет на десять. Пережитая им боль оказалась лучшим учителем. Но жить в России не хочет, мечтает эмигрировать в Канаду или Германию.
При всем многообразии персонажей их объединяет одно – некая искушенность, как сказал сам создатель фильма: "Не то чтобы циничность, но усталость и многоопытность".
АльбинаПо ходу фильма на экране появляются короткие "комментарии" данные из доклада Росстата и Юнеско: "Беспризорных в России 5 млн. человек", "На общение в семье молодой человек тратит в среднем 1 минуту на каждого члена семьи" и т.д. Кроме этого авторская позиция никак ясно и четко не артикулируется: "Мы сознательно ушли от декларирования своей позиции. Но она есть. Если ее обозначить словами, то коротко она звучит так: мы обеспокоены и пытаемся донести до общества тот факт, что большинство молодых людей сегодня готовы переступить все 10 заповедей ради достижения собственной цели", сказал Григорий Шугаев.
Конечно, не все субкультуры и молодежные движения нашли свое отражение на экране. Изначально список возможных героев состоял из 60 позиций. Но постепенно авторы выбрали именно тех героев, которых видит зритель – как наиболее актуальных и представительных. И фильм – это не анализ, а скорее материал для размышления. О том, что есть и о том, что делать.
При всей остроте темы и неоднозначности персонажей, фильм снят довольно целомудренно и аккуратно, за что можно отдельно поблагодарить его создателей: на экране нет валяющихся в грязи подростков, обкуренных и пьяных, нет мордобоя и полураздетых девиц. В течение фильма не вздрагиваешь от вываливающихся откуда-нибудь тел или гремящих выстрелов, которые так любят показывать современные СМИ и киношники: "Критика в наш адрес заключается в том, что мы ничего не показали. Наши друзья нам говорили – а что такого вы сняли? Это все прекрасные ребята. Взрослые даже не видят проблемы..." замечает Г. Шугаев. И в этом – другая сторона проблемы.
Официальный показ фильма должен состояться 25 августа в рамках Московского кинофестиваля. Возможно, этот проект будет иметь и телевизионное продолжение.
Как сказал по окончании просмотра проректор по научно-богословской работе протоиерей Павел Великанов, "глубоко знаменательно, что первый показ состоялся в Духовной Академии, потому что становится понятно, что мы не готовим наших студентов общаться с этими людьми. Фильм – очень отрезвляющий, это крик отчаяния. Реальная боль скрыта под этими улыбающимися лицами. Видно, что люди лгут. И это та ложь, которая переходит за пределы мыслимого, это ложь не только другим, но прежде всего самому себе. Ущипните меня – вот главный message этого фильма. А в конце не хватает одного кадра – фразы на черном фоне: "Ей, гряди, Господи Иисусе!" (Откр. 22, 12-20)"...
|