Алексей Харитонов Билайн, warhammer и безалкогольный шнапс Источник: Радонеж "Доктрина 77" выступление известного актера и запрещенного в служении священника Ивана Охлобыстина вызвала довольно живую реакцию. Если успех актера измеряется степенью внимания, которое он привлекает, то выступление оказалось очень успешным. Если измерять успех степенью одобрения то не слишком. В интернете и СМИ были голоса в поддержку Охлобыстина, но, похоже, большинство оценок носили негативный характер. Актера даже сравнивали с Гитлером и Антихристом.
Оба сравнения, строго говоря, несправедливы но нам стоит подумать о том, что их вызывало. Гитлер каким его запечатлела Лени Рифеншталь в "Триумфе воли" образец эгоманьяка; его речь на партийном съезде состоит из восхваления себя и перечисления благодеяний, которые он оказал германскому народу. Охлобыстин, слава Богу, от этого далек. Но несправедливость сравнения сама по себе не должна скрывать того тревожащего факта, что в выступлении артиста просматривалось осознанное или нет подражание псевдомессианской тоталитарной эстетике.
Вождь, восходящий на возвышение (в виде срезанной пирамиды, что тоже интересно), чтобы бросать в толпу зажигательные, воодушевляющие речи о борьбе и победе, великом предназначении и громадных планах, ноже в руке и славной смерти это все мы проходили, это все нам задавали. Конечно, это все игра артист вовсе не собирается вести толпу ни на какую войну, а толпа не собирается идти но это игра именно в это. Безалкогольный шнапс, попытка пережить нюрнбергский экстаз без нюрнбергского похмелья.
Сам термин "Империум", позаимствованный из игры Warhammer, подчеркивает эту сыгранность круто, сегодня мы играем в Империю, в великих воинов и учителей. Тариф билайна "Доктрина 77" добавляет этого ощущения ненастоящести.
Можно ли играть в такие вещи? Лучше бы не надо, это не для игры, но главная беда в том, что выступление артиста разрушает грань между игрой и серьезным миром. Когда люди наряжаются эльфами и гоняют по лесам орков в этом нет ничего ужасного, пока они четко отличают игру от реальности. Человек, который начинает всерьез воспринимать себя как эльфа, находится на довольно опасном пути. Опасно принимать игру за реальность но есть вещь еще более опасная принимать реальность за игру.
И вот тут, наверное, можно высказать наиболее серьезный упрек Ивану Охлобыстину. Политик занимается очень серьезным делом на нем лежит ответственность за жизнь и благополучие людей. Священник занимается делом еще более серьезным он отвечает перед Богом за их вечную жизнь и вечное благополучие. Смешивать выступление артиста разговорного жанра, в котором игра и даже некоторое фиглярство вполне на своем месте, с выступлением политика, или, тем более, проповедью священника неуместно.
Тем более, что если рассматривать это выступление как выступление политика, оно оказывается довольно безответственным, а если как проповедь то, мягко говоря, неортодоксальным. Как понимать слова, что "Бога можно постичь только по его творению, сути окружающего нас мира"? Разве Бог не открыл Себя в Господе нашем Иисусе Христе (Имя, которое нигде не появляется в выступлении Охлобыстина), разве Христос не основал Церковь, которая верно хранит и возвещает Его слово?
Впрочем, в выступлении артиста есть и совершенно здравые фразы. Например, "Первое, о чем должен заботиться разумный человек, так это сохранение чувства реальности. Потеря этого чувства направляет нас по пути ложному и губительному". С этим невозможно спорить. Это совершенная истина. Хотелось бы, чтобы ее осознал не только Иоанн Охлобыстин которого некогда можно было назвать отцом Иоанном. В самом деле, одно из несчастий нашего времени превращение всего в шоу, в развлекуху, неспособность серьезно говорить о серьезных вещах. Однако Православие это серьезно. И Россия это серьезно. Есть вещи, которыми не играют.
|