Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_8905.html


26 марта 2004

Вадим Алексеев, студент Русского Христианского Гуманитарного института

Тезаурус

Из сборника "Петербургское язычество"

Духовный Союз "Тезаурус" исповедует учение "аутентизм". Аутентизм, по определению его последователей, это особое мировоззрение, суть которого выражена в названии – authenticus, что по-латыни означает "подлинный, достоверный, соответствующий самому себе". Следуя аутентизму, человек обретает свою подлинную природу. На этом пути "каждый человек обязательно обнаруживает, что его натура является богоданной и что в соответствии с нею он не только живое и культурное существо, но и бессмертный дух".1 Главной целью аутентизма является создание цивилизации богочеловечества.

Аутентисты предпочитают называть своё учение не религией, а "мировоззрением". Однако это учение обладает определенными религиозными признаками. Например, в нём говорится о Высшем духовном существе – Боге, о человеке и о мире во взаимоотношениях с Богом.

Основателем аутентизма стал Сергей Петрович Семёнов – врач-психолог, на религиозных представлениях, а также взглядах на мировую историю и парамедицинских концепциях которого базируется учение. Духовный Союз "Тезаурус" состоит из членов ордена (союза) – тезауритов и так называемых "сподвижников", то есть интересующихся или сочувствующих.

Орден является закрытой и малодоступной структурой, поэтому о его внутренней организации и количестве членов судить сложно. По заполняемости зала во время лекций Семёнова можно предположить, что их всего несколько десятков. Тезаурус не зарегистрирован как религиозная организация, но его просветительские, медицинские и политические подструктуры имеют официальную регистрацию. Все эти организации, "духовником" которых является С.П. Семёнов, работают над созданием "цивилизации богочеловечества".

В 1984 году Семёнов создал Студию психической культуры, через год преобразованную в Ленинградский клуб психической культуры "Мир". Клуб занимался распространением идей аутентизма, издавал самиздатские журналы "Психическая культура" и "Казанский собор". В 1987 году клуб был закрыт, по словам Семёнова, за активное участие его членов в политике, и перешёл на неформальное существование.

Семёнова всегда волновали взаимовлияния этнических групп и особенно русско-еврейские взаимоотношения. В его клубе одновременно работали группы "Синай" и "Россы", которые, судя по всему, пытались найти точки пересечения двух культур, с тем, чтобы конфликт между ними был преодолен. Идея не увенчалась успехом: в 1989 году в клубе произошел раскол, пути "Синая" и "Россов" разошлись. Семёнов, всегда подчёркнуто называющий себя полным русским именем – Сергеем Петровичем, сделал выбор в пользу "Россов" и в его выступлениях с этого времени стала звучать только русско-языческая тема. Тогда же был образован Ленинградский мужской клуб, ставший впоследствии основой политической организации – Русское освободительное движение (РОД). Тогда же было создано добровольное общество "Оазис", которое занимается организаций курсов лекций Семёнова по Русской Веде (второе название аутентизма), и медицинский кооператив "Вита". В начале 90 х были созданы Гуманистическая партия России и Фонд Русского Искусства. Обилие религиозных, политических, медицинских и культурных организаций обеспечивает возможность политических и экономических манёвров.

Сергей Петрович Семёнов родился в 1952 году в Санкт-Петербурге, в 1976 закончил 1-й Ленинградский Медицинский институт. Как рассказывает о себе сам Семёнов, в процессе врачебной практики он довольно скоро пришел к убеждению, что большинство современных хронических заболеваний являются следствием неправильной организации жизни. Поэтому в своей работе он стал уделять больше внимания пропаганде оздоровительных мероприятий.

Через несколько лет вокруг него сложился коллектив единомышленников – таких же энтузиастов здорового образа жизни. Они исследовали различные возможности оздоровления, такие как вегетарианство, йога, учение Шри Ауробиндо, аутотренинг и т.п. Однако вскоре пришли к выводу, что все люди существенно отличаются друг от друга, и поэтому никакого универсального здорового образа жизни не существует. Через некоторое время – уже в начале 80-х годов – Семёновым "был обнаружен фундаментальный принцип необходимости соответствия индивидуального образа жизни природе конкретного человека – принцип Аутентичности".2

На протяжении последующих лет Семёнов с группой единомышленников исследовал "возможности аутентикации" как приближения жизни человека к его собственной природе. Они пришли к выводу, что эта природа многосложна, и человека можно вычленить из общества, "из ткани всего Универсума" лишь с большой долей условности. Было сформулировано следующее определение человека: "Человек – это Мир, сошедшийся в индивидуальной истории".3 Вместе с этой формулой к группе Семёнова пришло и "отчетливое понимание того, что болезненное состояние современных людей во многом определено кризисным состоянием всего общества – цивилизации".4 Аутентисты связали физиологическое состояние человека с общественными процессами, протекающими в мире.

Начав с проблем здорового образа жизни, аутентизм превратился в систему представлений, охватывающую все стороны человеческой жизни, то есть в "мировоззрение", как определяют свое учение сами аутентисты. Другой вариант названия несёт в себе больший оттенок религиозности: "Русская Веда", которую Семёнов определяет как "самобытный опыт восхождения в Духе русских людей конца советской эпохи".

Учение неслучайно имеет несколько названий: аутентисты стремятся охватить многие стороны человеческой жизни. Основные из них – религия, политика, философия, медицина.

Процесс лечения, с точки зрения аутентистов, имеет духовное основание – личную аутентикацию человека, под которой понимается приобщение к определённой религиозной идеологии. Помимо этого, Семёновым разработан ряд авторских лечебных методик: акупунктурное программирование, резонансная пси терапия, медитативно-ролевой массаж, "ЛЪчецъ" ("Домашний доктор" – система регуляции здоровья, основанная на использовании "лечебных фонограмм"). Им изобретен особый аппликатор "Верижицы". Все эти методики практикуются в нескольких созданных при медицинском кооперативе "Вита" центрах.

Книги Семёнова, ориентированы на широкий круг читателей и, по определению автора, носят "медико-психологический характер".

"Тезаурус" активно участвует в политике. В 1990 году С.П. Семёнов стал инициатором создания Гуманистической партии России (ГПР), а несколько позже – Международной Коалиции "За Гуманизм!" Сейчас он является идеологом этих организаций. Основы его идеологии изложены в ряде публицистических статей и брошюр, среди которых основными можно считать "Аутентизм – идеология русского возрождения" и "Россия. Русский порядок и русская история".

Религиозная или "наиболее высокая, духовная часть" учения С.П. Семёнова – "Русская Веда" изложена в виде цикла лекционных конспектов разных лет, изданных под общим названием "Публичная проповедь Богочеловечества".5

Итак, аутентизм, или Русская Веда, – это созданное людьми советской эпохи религиозное движение, в теоретической части которого сделана попытка синтезировать религиозные представления Востока и Запада с личным религиозным опытом основателя.

В практическом плане учение требует как работы над личностным усовершенствованием, так и активного участия в жизни общества, с целью его преобразования согласно принципам аутентизма. Участие в политике необходимо потому, что мир и человек связаны неразрывно, и в каком-то смысле представляют собой одно и то же, по формуле: "человек есть мир, сошедшийся в индивидуальной истории".6 Принципы аутентикации необходимо реализовывать сразу по двум фронтам – внутреннему и внешнему, религиозному и общественно-политическому.

Говоря о теоретических представлениях аутентизма, в качестве наиболее оригинальной части учения следует отметить утверждение, что человеческая история начинается в будущем и в будущее устремлена: "Жизнь – целеустремлённое, целеподчинённое Бытие, сущность Жизни и Человеческой природы коренится в Будущем, которое есть Богочеловечество – новый тип организации жизни на земле, в его основе лежит Планетарный Разум".7 Жизнь движется в будущее к богочеловечеству, которое не только вечно существует как цель, но и активно помогает этому движению, устанавливая медитативную связь с некоторыми людьми из "прошлого".

Человеку суждено приобрести "надындивидуальное" строение и стать Богочеловеком, в теле которого каждый индивид будет ясно сознавать на духовной основе свою принадлежность к Богочеловеку и личную связь с Ним. Это надындивидуальное духовное существо и называется Богом людей или богочеловечеством, духовная связь с которым доступна для каждого уже сейчас.

Противоположностью богочеловечества является другой надындивидуальный субъект – дьявол или дьяволочеловечество. Его существование возможно на основе эгоистической части человеческой натуры. С ним также может быть установлена медитативная связь, оно оказывает своё влияние на каждого человека.

Следует пояснить, что надындивидуальный субъект существует посредством "субстанциальной связи на основе многих индивидов"8, и невозможен отдельно без их участия. Существуют надындивидуальные субъекты коллективов, городов, наций, планет, галактик, супергалактик. Существуют святые как персональный идеальный тип того или иного человеческого характера, как Замысел Бога о конкретном человеке.

В эту же систему Семёнов помещает славянских языческих богов: Велеса, Рода, Мокошь, Перуна и других, утверждая их реальность, но интерпретируя их в своем ключе в качестве надындивидуальных субъектов. Так например, Велес – "есмь бог Велий, есмь силен более всех богов" – имя Велеса, по толкованию Семёнова, происходит от слов "воля", "величие", "власть". Как считает Семёнов, "скотьим богом" он стал по позднейшему толкованию из-за близости понятия "величие" с богатством и изобилием, которые у ранних славян связаны с владением скотом. На самом деле Велес – это бог силы, плодородия, здоровья, бог земли, но и бог смерти, что выражено в другом его имени Чернобог. Такую многосторонность Велеса Семёнов поясняет следующим: Бог людей Род является в разных ликах: небесный, светлый его лик – это Белобог, или Свентовид, а подземный лик – Чернобог, или Велес. То есть Бог объединяет в себе естественные процессы жизни и смерти. При этом, по учению Семёнова, не нужно путать Чернобога с дьяволом. Дьявол – это совратитель человечества, а Чернобог – исполнитель естественного закона жизни.

Есть и много других духовных субъектов, существующих на надындивидуальном субстанциальном уровне. К ним можно относиться как к богам или как к демонам. Согласно учению Семёнова, они влияют на жизнь людей, природы и всего космоса, являясь воплощением стихийных начал. Каждый из них имеет свою так называемую "зону ответственности", в общем соответствующую славянскому пантеону. Задача аутентиста – использовать силу этих божеств на пути к богочеловечеству, то есть стремиться к гармонии с природными и индивидуальными душевными стихиями.

Семёнов выражает свое учение на языке славянского язычества, так как это позволяет укоренить аутентизм в древней русской культуре, связать его с верованиями далеких предков, проследить родовую преемственность. Стремление укорениться в культурной традиции естественно для аутентизма, построенного на "возвращении к самому себе". Аутентикация подразумевает обретение своей подлинной природы в смысле религиозном, культурном, национальном, социальном и даже физиологическом. Исконной и подлинной религиозностью для русских, по мнению Семёнова, является славянское язычество. При этом, используя национальные языческие "одежды", Семёнов по существу вкладывает собственный смысл в языческую терминологию.

Особенно сильно увлечение русской древностью стало прослеживаться у Семёнова после его разрыва с группой "Синай" в 1989 году. Если прежде его книги и проповеди были насыщены медицинской терминологией, то с этого момента в речи Семёнова стремительно возрастает количество употребляемых славянизмов. Очень характерен следующий отрывок из проповеди "Велесова ведь", регулярно произносимой им в те годы: "Нам днесь должно разобраться в себе, абы отселя лепо знать и чувствовать свое место в Мире, как оно есть, а не в блуде. Посему слушайте!"9 Вот как объясняет эту особенность своей речи сам Семёнов: "Многие из вас заметили, что от встречи к встрече я все чаще использую забытые и древнерусские слова... Не следует думать, будто я строю речь в подражание церковно-славянским текстам. Истинное положение таково: наше духовное учение предполагает медитативное обращение к истокам этнической культуры, и одним из способов... является использование семантических и звуковых полей языка пращуров".

В этом контексте становится понятным и учение Семёнова об особой роли России в истории. Сегодня наша цивилизация разделена на два лагеря. Оплотом Богочеловека, по ряду духовно-психологических особенностей её народа, является Россия, с её приверженностью к родительскому богочеловеческому началу. Для наднациональной духовной сущности России неприемлем индивидуализм в качестве основы социального строения. Её принцип – стремление к единению, всечеловечности. Российские народы – это тезаурус (сокровищница) провиденциальных гуманистических ценностей, среди которых главное – это понятие о богочеловечестве. Россия – страна-богоносица, которой суждено содействовать гуманистическому перерождению всей цивилизации.

Современное устройство общества, особенно общества западного образца, противоречит принципу аутентизма, не соответствует процессам усиливающейся интеграции, то есть движению человечества к объединению в богочеловечество, и всего живого на Земле – в единый организм – Бога Земли. Современное общество построено на принципе индивидуализма, эгоистической обособленности как отдельных людей, так и сообществ, а интеграционный процесс предполагает объединение интересов. Народы России призваны преодолеть эту дочеловеческую, животную организацию, "антикультуру" или "порнокультуру",10 дальнейшее существование которой губительно для планеты, так как она развивает бесчеловечность и угнетает подлинно человеческие качества.

Альтернативой антикультуре должно стать "гуманистическое преображение"11, то есть отказ от стимулирования возрастающих потребностей и их удовлетворения. Такая переориентация человеческого развития невозможна без глубоких потрясений. Она предполагает перестройку общественного производства с упразднением принципа обогащения, и полное изменение отношений в обществе, своего рода революцию духа. Произойдет она благодаря усилиям аутентистов, при духовной помощи грядущего богочеловечества.

Мы живем в эпоху глобального кризиса, когда жизнь на Земле совершает очередной переход: от состояния, при котором облик планеты определён потребительской деятельностью человека неразумного, к состоянию, при котором облик планеты будет определён интересами богочеловечества. Этот переход предполагает саморазрушение нынешней организации жизни и становление новой – богочеловеческой. Так значительные изменения в мире происходят путем качественного скачка, подобно тому, как гусеница окукливается, а затем превращается в бабочку. Предыдущим состоянием мира был "Хаос", нынешнее состояние – "Космос", будущее – "Живой Одухотворенный Мир".

Путь аутентикации (возвращения к себе) можно условно разделить на несколько этапов самоопределения, то есть сознательного формирования и переделки себя. В результате человеку открываются другие уровни и планы бытия, а в конечном итоге – "Мировое Целое"12 – Бог. Выход на эти уровни возможен благодаря разработанной Семёновым психотехнике или медитации. Она рассчитана на восприятие основного (субстанционального) уровня организации универсума. Психотехника позволяет аутентисту обнаружить фундаментальное чувство гармонии, целостности бытия. Медитации могут быть как коллективными, управляемыми духовным лидером, так и индивидуальными. В коллективных сеансах, которые проводятся группами "тезауруса" в определенное время, их участники соединяются на субстанциальном уровне, то есть в духе, друг с другом, с будущим богочеловечеством, с выдающимися подвижниками духа всех времен и народов.

С точки зрения стороннего наблюдателя, аутентизм представляется эклектической религиозной системой, в которой собственные идеи С. П. Семёнова смешиваются с учением о богочеловечестве Вл. Соловьева, славянским язычеством, теорией архетипов К. Юнга, медитацией и интегральной йогой (все это, по собственному признанию С.П.Семенова, оказало на него влияние). Такая многосторонность делает аутентизм доступным для самого широкого круга занятых духовным поиском людей: видимость научности может быть привлекательной для бывших атеистов, восточные элементы понятны тем, кто начинал с занятий йогой, термин "богочеловечество" должен заинтересовать тех, кто немного знаком с русской религиозной философией. Политизированность, некоторая "перуновская" суровость и агрессивность "Духовного Союза "Тезаурус", приверженность национальной культуре делают это учение интересным для экстремистски настроенной молодежи. Информация об уникальных лечебных методиках, возможности оздоровления привлекают людей пожилого возраста, которые, кстати, и составляют большинство "сочувствующих" на лекциях С.П. Семёнова.

С другой стороны, сложность изложения материала, обилие философских терминов и славянизмов, а главное – замкнутость, сектантский дух "тезауруса" и сама суть учения скорее отталкивают потенциальных последователей. В последние несколько лет следует говорить уже не о росте, а о сокращении числа людей, так или иначе связанных с этим учением. Вероятно, в дальнейшем наиболее активные аутентисты станут всё дальше уходить в политику, в сотрудничество с партиями национальной ориентации. Сам же аутентизм как религиозное учение будет жить лишь среди небольшой группы людей, существующей в виде замкнутого религиозно-философского общества.

Сноски:

Семёнов С.П. Аутентизм. Тезисы. СПб: Фонд Русского Искусства, – 1998. – С. 8.
2 Семёнов С.П. Аутентизм. СПб: Фонд Русского Искусства, – 1998.
3 Семёнов С.П. Аутентизм. СПб: Фонд Русского Искусства, – 1998.
4 Семёнов С.П. Аутентизм. Тезисы. СПб: Фонд Русского Искусства, – 1998. – С. 7
5 Семёнов С.П. Публичная проповедь богочеловечества. СПб: Исток, – 1991.
6 Семёнов С.П. Аутентизм. Основные отличительные понятия и концепции. СПб: Фонд Русского Искусства, – 1998.
7 Там же.
8 Семёнов С.П. Аутентизм. Тезисы. СПб: Фонд Русского Искусства, – 1998. – С. 17.
9 Семёнов С.П. Публичная проповедь богочеловечества. СПб: Исток, – 1991. – С .3.
10 Там же. С. 8
11 Семёнов С.П. Аутентизм. Основные отличительные понятия и концепции. СПб: Фонд Русского Искусства, – 1998.
12 Там же.

РЕКЛАМА