поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
07 апреля 2004  распечатать

Татьяна Олейник, студентка Санкт-Петербургского государственного университета

Индеанисты

Из сборника "Петербургское язычество"

Как появились "русские индейцы".

Вот уже 20 лет каждый год в Ленинградскую область съезжаются со всей территории СССР люди, которых называют индейцами и которые сами называют себя индеанистами. Эти ежегодные ассамблеи носят название powwow, что у североамериканских индейцев означает общеплеменные сборы-праздники. Вместе с индеанистами из Санкт-Петербурга, Москвы, Прибалтики, Сибири, Украины, Белоруссии на пау-вау иногда приезжают и американские индейцы. Русские индеанисты поддерживают с ними постоянную связь, учась у них быть настоящими индейцами. Известны случаи, когда индеанисты эмигрировали в США и поселялись в резервациях вместе с индейцами.

Но собирать информацию об индейцах индеанисты начали задолго до установления связей с американскими индейцами и индеанистами Европы. Корни индеанизма следует искать в романах Ф. Купера и М. Рида, герои которых, свободные и честные индейцы, овладевали юными умами и сердцами. Для индеанистов жизнь индейцев стала чем-то большим, чем детское увлечение. Интерес к индейцам перерос в желание приблизиться к их образу жизни, узнать как можно больше о них, а также найти людей, которые разделяют это желание.

В 1970-х годах такие люди из разных мест СССР начали переписку, потом появилась идея общей встречи. В 1981 году в Ленинградской области состоялось первое пау-вау. С тех пор это стало традицией. На пау-вау собиралось всё больше людей, движение индеанистов расширялось. В 80-х в Ленинграде существовал клуб индеанистов Алькатрас. Тогда же была предпринята попытка постоянного поселения в Сибири, где индеанисты занимались скотоводством.

В настоящее время в Петербурге живет около 200 индеанистов. Новые границы затрудняют контакт с индеанистами ближнего зарубежья, но, несмотря на препятствия, каждое лето они собираются вместе возле посёлка Толмачёво Лужского района Ленинградской области.

И среди индеанистов бывают разногласия. В 1997 году на пау-вау было 2 лагеря. Жизнь одного широко освещалась в средствах массовой информации, в другом собрались те, кого не радовала профанация индеанизма, когда он представлялся как большая игра, радующая глаз своей яркостью и необычностью. Но помимо романтики палаточной жизни в индеанизме есть и другая сторона, которую можно назвать мировоззренческой.

Как проходит пау-вау в России.

Пау-вау длится 1-2 недели. К нему готовятся весь год, ведь это большой праздник. Шьют типи (брезентовые конусообразные жилища индейцев), костюмы, мокасины, головные уборы, разучивают танцы. В лагере нет никакого общего режима, обязательных мероприятий, никто никого ни к чему не принуждает. В то же время на пау-вау есть общепринятые правила, так что поддерживается порядок и никто друг другу не мешает.

Типи.

Индеанисты живут в типи конусообразной формы. Каждый дом ведет свое хозяйство: сами добывают дрова, готовят еду. Для дров используют только сухостой. Пространство внутри типи строго организовано. В центре – огонь, куда не бросают бумагу и мусор, так как это проявление неуважения к живому огню. Перед огнем располагается т.н. алтарь, на который помещают разные предметы (пищу, сигареты, в дальнейшем употребляемые по назначению) для освящения силой духов. Этот ритуал не носит обязательного характера. У каждого в типи свое место: хозяина-мужчины, женщин, детей.

Вещи.

Все атрибуты жизни индейцев (костюмы, трубки, изделия из бисера, сумки и пр.) индеанисты изготавливают самостоятельно, сообразуясь с исконно индейскими образцами, почерпнутыми из журналов и специальных каталогов, привозимых из-за границы. Натуральные материалы и высокое мастерство делают эти вещи более аутентичными и близкими к изделиям XIX века, чем у американских индейцев, "заражённых цивилизацией" и использующих заменители.

Танцы.

При устройстве лагеря в центре устанавливается тотемный столб, символизирующий центр мира. Вокруг этого столба и происходят все танцы, сопровождающиеся ритмическими песнями. Среди индеанистов есть свои музыканты, со специальными инструментами. Некоторые песни заимствуются у американских индейцев, какие-то придумаются здесь. Существуют общие и специальные танцы (танцы охотников, женские, детские). Для танцев надеваются парадные одежды, головные уборы с перьями, раскрашиваются лица. Танцы, как и всякое действие, являются ритуалом.

Имена.

Индеанист может выбрать себе индейское имя, под которым он и известен в своей среде. Это имя (Волк, Красный Волк, Рысь, Огонь, Ручей, Вапити, Стрела) дается за какие-то заслуги или особые качества; при этом оно может звучать по-русски или на ином языке.

Племена.

Индеанист выбирает индейское племя, наиболее ему симпатичное и близкое. Он особенно усердно изучает его историю, мифологию, обычаи, язык, принимает его основные цвета, символику. Есть среди индеанистов последователи племен оджибве, лакота, кри, пони и других. Но на пау-вау нет никакого разделения на племена, выбор племени – личное дело каждого.

Нет у индеанистов и ничего похожего на строгую организацию. Основные вопросы жизни решаются советом старейшин, но это не официальный орган и решения его не принудительны. Старейшинами являются ветераны индеанистского движения, стоявшие у его истоков. Но старейшина – это не почётная должность, старейшины не избираются, ими становятся наиболее мудрые и опытные. Старейшины решают, где и когда будет пау-вау, энипи.

Энипи.

Так называется у индейцев обряд очищения. Очищаются от всего, что мешает современному человеку соединиться с миром природой. Для этого собирают камни и раскаляют их. Затем сверху ставят покрытую полиэтиленом палатку, в которой в круг садятся участники ритуала. При этом многие произносят какие-либо слова или молитвы, в том числе и христианские. Между ними пускается индейская трубка, набиваемая смесью табака и различных растений, например шалфея, ивовой коры, кизила, зубровки. Ритуальная трубка имеет для индейцев мироустроительное значение.

Религиозный аспект индеанизма.

Среди индеанистов нет однородности религиозных взглядов, нет и религиозного культа в строгом смысле слова. Собственно, нельзя говорить и о религии американских индейцев, где в основании религиозного опыта лежит индивидуальное общение человека с духом. Мифологические системы североамериканских племен сильно различаются. Так как индеанисты причисляют себя к разным племенам, не образуя единого сообщества, то и систему мироздания они себе представляют по-разному. Индеанист не обязательно принимает мифологическую систему своего племени. Есть среди индеанистов и такие, которые считают себя христианами. Религиозные взгляды многих являются синкретичными, что неудивительно, если учитывать общую мировоззренческую атмосферу общества. Но обвинять индеанистов на этом основании в несостоятельности – значит не увидеть того, что собственно их объединяет и делает индеанистами.

Мир индейцев для них – это то, что коренным образом отличается от мира "белых людей", общества, массовой культуры, establishment’a. Индеец живет в единстве с природой, мир для него живой, что выражается в особом отношении ко всему. Сознание постоянного соприкосновения с Великой Тайной, лежащей в основании всей жизни, придает глубокий смысл всякому действию, освящает его.

Но при всей своей нелюбви к миру "белых людей" индеанисты живут в нем и вынуждены вести "двойную жизнь". Участие в социальной деятельности претит вольнолюбивому индейцу, так как общество заставляет играть по своим, противным естеству, правилам, заключая человека в тесные рамки социальной приемлемости. Поэтому индеанисты стараются отгородиться от этого мира и уйти в свой собственный. Но полный "выход из игры" невозможен, так как волею судьбы они оказались в мире белых людей.

Индеанизм для них – путь к самовыражению, к себе самому, путь, который они не могут найти в принятом обществом образе жизни. По-видимому, вопрос о степени религиозности можно ставить, исходя из предпосылки, что всякое экзистенциально значимое действие имеет религиозную подоплеку. Возможно, для многих индеанизм – это реализация религиозного чувства. Но главное, что они находят, это свой мир, близкий и ценный для них и противостоящий окружающему establishment’у.

СМ.ТАКЖЕ

книги:

Петербургское язычество

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
НОВОСТИ

25.02.2021

Святейший Патриарх Кирилл совершил панихиду по приснопамятному Патриарху Алексию II

На портале "Активный гражданин" стартовало голосование по выбору памятника на Лубянке

24.02.2021

Александр Щипков: Фанар – это не Вселенская Церковь, а "смотрящий" за православными в интересах иноверцев

Лекторий "Крапивенский 4": встреча с игуменом Виталием (Уткиным)
Zoom, 24 февраля 2021 года, 18:00-19:00

В Кузбассе началось строительство храма в память о жертвах пожара в "Зимней вишне"

В Ростове-на-Дону открылся музей донских старообрядцев

Генсеком Конференции католических епископов Германии впервые избрана женщина

В годовщину преставления ко Господу профессора МДА Алексея Сидорова на месте его погребения в Вознесенском Оршином монастыре состоялись заупокойные богослужения

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

04.02.2021

IReactor:
Дмитрий Бабич
Откуда берется истерика с Навальным?

31.01.2021

Православие.ru:
Протопресвитер Феодор Зисис
Святой Антоний Великий о ересях и расколах

18.01.2021

Олег Матвейчев
Убить дракона! Трехглавая мифологическая конструкция, разрушающая наше сознание

11.01.2021

Официальный сайт Московского Патриархата:
Митрополит Калужский и Боровский Климент. "Я здесь так покоен духом, что лучшего и желать не следует". (Новые исследования эпистолярного творчества святителя Феофана Затворника)

04.01.2021

Официальный сайт Московского Патриархата:
Протоиерей Андрей Новиков
Последняя атака протодиакона Андрея Кураева на Церковь

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты