Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_9062.html


07 апреля 2004

Татьяна Олейник, студентка Санкт-Петербургского государственного университета

Индеанисты

Из сборника "Петербургское язычество"

Как появились "русские индейцы".

Вот уже 20 лет каждый год в Ленинградскую область съезжаются со всей территории СССР люди, которых называют индейцами и которые сами называют себя индеанистами. Эти ежегодные ассамблеи носят название powwow, что у североамериканских индейцев означает общеплеменные сборы-праздники. Вместе с индеанистами из Санкт-Петербурга, Москвы, Прибалтики, Сибири, Украины, Белоруссии на пау-вау иногда приезжают и американские индейцы. Русские индеанисты поддерживают с ними постоянную связь, учась у них быть настоящими индейцами. Известны случаи, когда индеанисты эмигрировали в США и поселялись в резервациях вместе с индейцами.

Но собирать информацию об индейцах индеанисты начали задолго до установления связей с американскими индейцами и индеанистами Европы. Корни индеанизма следует искать в романах Ф. Купера и М. Рида, герои которых, свободные и честные индейцы, овладевали юными умами и сердцами. Для индеанистов жизнь индейцев стала чем-то большим, чем детское увлечение. Интерес к индейцам перерос в желание приблизиться к их образу жизни, узнать как можно больше о них, а также найти людей, которые разделяют это желание.

В 1970-х годах такие люди из разных мест СССР начали переписку, потом появилась идея общей встречи. В 1981 году в Ленинградской области состоялось первое пау-вау. С тех пор это стало традицией. На пау-вау собиралось всё больше людей, движение индеанистов расширялось. В 80-х в Ленинграде существовал клуб индеанистов Алькатрас. Тогда же была предпринята попытка постоянного поселения в Сибири, где индеанисты занимались скотоводством.

В настоящее время в Петербурге живет около 200 индеанистов. Новые границы затрудняют контакт с индеанистами ближнего зарубежья, но, несмотря на препятствия, каждое лето они собираются вместе возле посёлка Толмачёво Лужского района Ленинградской области.

И среди индеанистов бывают разногласия. В 1997 году на пау-вау было 2 лагеря. Жизнь одного широко освещалась в средствах массовой информации, в другом собрались те, кого не радовала профанация индеанизма, когда он представлялся как большая игра, радующая глаз своей яркостью и необычностью. Но помимо романтики палаточной жизни в индеанизме есть и другая сторона, которую можно назвать мировоззренческой.

Как проходит пау-вау в России.

Пау-вау длится 1-2 недели. К нему готовятся весь год, ведь это большой праздник. Шьют типи (брезентовые конусообразные жилища индейцев), костюмы, мокасины, головные уборы, разучивают танцы. В лагере нет никакого общего режима, обязательных мероприятий, никто никого ни к чему не принуждает. В то же время на пау-вау есть общепринятые правила, так что поддерживается порядок и никто друг другу не мешает.

Типи.

Индеанисты живут в типи конусообразной формы. Каждый дом ведет свое хозяйство: сами добывают дрова, готовят еду. Для дров используют только сухостой. Пространство внутри типи строго организовано. В центре – огонь, куда не бросают бумагу и мусор, так как это проявление неуважения к живому огню. Перед огнем располагается т.н. алтарь, на который помещают разные предметы (пищу, сигареты, в дальнейшем употребляемые по назначению) для освящения силой духов. Этот ритуал не носит обязательного характера. У каждого в типи свое место: хозяина-мужчины, женщин, детей.

Вещи.

Все атрибуты жизни индейцев (костюмы, трубки, изделия из бисера, сумки и пр.) индеанисты изготавливают самостоятельно, сообразуясь с исконно индейскими образцами, почерпнутыми из журналов и специальных каталогов, привозимых из-за границы. Натуральные материалы и высокое мастерство делают эти вещи более аутентичными и близкими к изделиям XIX века, чем у американских индейцев, "заражённых цивилизацией" и использующих заменители.

Танцы.

При устройстве лагеря в центре устанавливается тотемный столб, символизирующий центр мира. Вокруг этого столба и происходят все танцы, сопровождающиеся ритмическими песнями. Среди индеанистов есть свои музыканты, со специальными инструментами. Некоторые песни заимствуются у американских индейцев, какие-то придумаются здесь. Существуют общие и специальные танцы (танцы охотников, женские, детские). Для танцев надеваются парадные одежды, головные уборы с перьями, раскрашиваются лица. Танцы, как и всякое действие, являются ритуалом.

Имена.

Индеанист может выбрать себе индейское имя, под которым он и известен в своей среде. Это имя (Волк, Красный Волк, Рысь, Огонь, Ручей, Вапити, Стрела) дается за какие-то заслуги или особые качества; при этом оно может звучать по-русски или на ином языке.

Племена.

Индеанист выбирает индейское племя, наиболее ему симпатичное и близкое. Он особенно усердно изучает его историю, мифологию, обычаи, язык, принимает его основные цвета, символику. Есть среди индеанистов последователи племен оджибве, лакота, кри, пони и других. Но на пау-вау нет никакого разделения на племена, выбор племени – личное дело каждого.

Нет у индеанистов и ничего похожего на строгую организацию. Основные вопросы жизни решаются советом старейшин, но это не официальный орган и решения его не принудительны. Старейшинами являются ветераны индеанистского движения, стоявшие у его истоков. Но старейшина – это не почётная должность, старейшины не избираются, ими становятся наиболее мудрые и опытные. Старейшины решают, где и когда будет пау-вау, энипи.

Энипи.

Так называется у индейцев обряд очищения. Очищаются от всего, что мешает современному человеку соединиться с миром природой. Для этого собирают камни и раскаляют их. Затем сверху ставят покрытую полиэтиленом палатку, в которой в круг садятся участники ритуала. При этом многие произносят какие-либо слова или молитвы, в том числе и христианские. Между ними пускается индейская трубка, набиваемая смесью табака и различных растений, например шалфея, ивовой коры, кизила, зубровки. Ритуальная трубка имеет для индейцев мироустроительное значение.

Религиозный аспект индеанизма.

Среди индеанистов нет однородности религиозных взглядов, нет и религиозного культа в строгом смысле слова. Собственно, нельзя говорить и о религии американских индейцев, где в основании религиозного опыта лежит индивидуальное общение человека с духом. Мифологические системы североамериканских племен сильно различаются. Так как индеанисты причисляют себя к разным племенам, не образуя единого сообщества, то и систему мироздания они себе представляют по-разному. Индеанист не обязательно принимает мифологическую систему своего племени. Есть среди индеанистов и такие, которые считают себя христианами. Религиозные взгляды многих являются синкретичными, что неудивительно, если учитывать общую мировоззренческую атмосферу общества. Но обвинять индеанистов на этом основании в несостоятельности – значит не увидеть того, что собственно их объединяет и делает индеанистами.

Мир индейцев для них – это то, что коренным образом отличается от мира "белых людей", общества, массовой культуры, establishment’a. Индеец живет в единстве с природой, мир для него живой, что выражается в особом отношении ко всему. Сознание постоянного соприкосновения с Великой Тайной, лежащей в основании всей жизни, придает глубокий смысл всякому действию, освящает его.

Но при всей своей нелюбви к миру "белых людей" индеанисты живут в нем и вынуждены вести "двойную жизнь". Участие в социальной деятельности претит вольнолюбивому индейцу, так как общество заставляет играть по своим, противным естеству, правилам, заключая человека в тесные рамки социальной приемлемости. Поэтому индеанисты стараются отгородиться от этого мира и уйти в свой собственный. Но полный "выход из игры" невозможен, так как волею судьбы они оказались в мире белых людей.

Индеанизм для них – путь к самовыражению, к себе самому, путь, который они не могут найти в принятом обществом образе жизни. По-видимому, вопрос о степени религиозности можно ставить, исходя из предпосылки, что всякое экзистенциально значимое действие имеет религиозную подоплеку. Возможно, для многих индеанизм – это реализация религиозного чувства. Но главное, что они находят, это свой мир, близкий и ценный для них и противостоящий окружающему establishment’у.

РЕКЛАМА