Даниил Щипков Возврат к религии через традицию Интервью лидера международного "Евразийского движения", философа Александра Дугина Источник: НГ-Религии Мы приняли евразийство как мировоззрение и сделали его своей идеологией, говорит лидер международного "Евразийского движения", философ Александр Дугин.
Усиление государственнических настроений в нынешней российской власти давно заметно невооруженным глазом. Поэтому неудивительно, что идеи неоевразийцев и их лидера Александра Дугина вызывают все больший интерес у общества и некоторых политиков. "НГР" попытались выяснить, как этот мыслитель, евразиец по убеждениям и старообрядец по вере смотрит на различные проблемы религии и оценивает ее значение для сегодняшней России. Александр Дугин.
Александр Гельевич, чем исповедуемое вами евразийство отличается от классического евразийства русских эмигрантов 1920-1930-х годов?
"Старое" или "историческое" евразийство, связанное с именами Николая Трубецкого, Петра Савицкого, Николая Алексеева, Георгия Флоровского, было интереснейшим и парадоксальным идейным течением, глубоко консервативным по духу и содержанию, но модернистским (революционным) по форме. Евразийцы переосмыслили события 1917 года в отличном от большинства консерваторов диалектическом ключе. Опознали в большевиках прямых наследников древнерусского имперостроительства.
Это было причудливое, но крайне проницательное учение, которое на тот момент представляло собой не более чем набор философских, религиозных и геополитических интуиций, не выраженных в систематической доктрине.
Второй этап развития евразийских идей был представлен разработками Льва Гумилева. А третий начался в середине 1980-х годов, когда я и круг моих последователей обратились к наследию указанных авторов. Это было вызвано не только историко-философским, "архивным" интересом. Мы приняли евразийство как мировозрение и сделали его своей идеологией.
Мы привнесли в евразийство гигантский геополитический инструментарий, а также фундаментальный пласт традиционализма, европейского по происхождению, но антиевропейского по духу. Была разработана теория "экономики больших пространств". В ответ на явление глобализации мы создали доктрину "многополярности" "альтер-глобализации" или "региональной глобализации". Мы начали участвовать в политической жизни России и вскрыли колоссальные закономерности политики непонятные и неизвестные ранее.
Но вы отказались идти на последние выборы в Думу. Это можно расценивать как уход из большой политики?
Не совсем так. После выборов в Думу я и мои сподвижники пересмотрели наш партийный формат, поскольку перспективы партстроительства в нынешней России, на наш взгляд, исчерпаны и тупиковы. В ноябре 2003 года мы создали международное "Евразийское движение". Полагаю, сегодня это наиболее адекватная форма продвижения евразийских идей в общество. Евразийство шире, чем просто политика и тем более партия, это идеология.
Евразийство всегда уделяло особое внимание религии. Чем для вас является религия на индивидуальном, общественном и государственном уровне?
Религия это центральная часть традиции. Как и всякая традиция, она является формообразующим компонентом личности, общества и государства.
Но традиция это не только религия, это и многое другое: от политики до национальной кухни...
Безусловно, традиция более широкое понятие, чем религия. Но на Руси мы тысячу лет живем с православной христианской верой, которая для нас стала синонимом слова "традиция" вообще. Другой традиции у нас нет. Русским православным христианством проникнуты наши привычки, психология, мораль, культура и т.д. Поэтому здесь мы можем поставить знак равенства между традицией и религией.
Должно ли осуществляться государственное регулирование вопросов, связанных с религией?
Найти правильные пропорции отношения государства к религии крайне трудно. Для того чтобы этот процесс стал органичным, сближение Церкви и государства должно идти через общество. Тот факт, что Церковь отделена от государства, благо и для Церкви и для государства. Но Церковь не отделена от общества, и здесь государство должно помогать ей укреплять позиции.
Речь идет не о государственных директивах или законах, а о введении системы социального ценза, поощряющего благосклонное отношение к православию, порицающего нападки на Церковь и несоблюдение православной этики. Это не значит, что все должны соблюдать посты или молиться перед началом рабочего дня. Просто нужны твердые общественные критерии того, что хорошо и правильно, а что плохо и неправильно.
Звучит абстрактно. Как подобный ценз может быть введен в общество, если не на законодательном уровне?
Когда я говорю о социальном цензе, я имею в виду консенсус авторитетных людей. Общество это элиты, массы и СМИ. Через обращение к своей традиции они должны приходить к консенсусу по вопросам веры, этики, нравственности.
В качестве положительного примера могу привести инициативу митрополита Кирилла (Гундяева) Всемирный Русский Народный Собор. На последнем VIII Соборе были приняты нравственные рекомендации для бизнеса, рассматривались вопросы внешней политики России и международной политики в православном мире. На VI соборе мы говорили о месте православия в цивилизации. Если общество именно так будет утверждать позитивную систему ценностей, связанных с православной традицией, тогда индивидуум будет сочетать мысль о себе с мыслью о своих корнях, Церкви, религии. А дальше пусть делает выбор.
Возьмем конкретный пример. Надо ли вводить в школы изучение православной культуры?
Предмет "Основы православной культуры" это вещь, безусловно, позитивная и должна быть утверждена законодательно. Жить в стране и не знать основ ее культуры нонсенс. Не нравится страна двери открыты.
Вы говорите о православной традиции. Вы сами старообрядец. Значит ли это, что традицию для вас олицетворяет старая вера?
Старообрядчество это консерватизм и традиционализм в Церкви. Поэтому всякий последовательный церковный консерватор не может пройти мимо старообрядчества. Когда он пытается найти точки консерватизма и традиционализма в новообрядческой традиции, то неизбежно наталкивается на три тупика: откровенно антиправославная культура XVIII века, русская секулярная элита XIX века, считавшая себя "православной", но говорившая по-французски или по-немецки, а также черносотенство и ксенофобия, когда ненависть к инородцам и невежественное мракобесие заменяют позитивное и созидательное углубление в традицию.
Старообрядчество преодолевает все эти тупики. Здесь нет мракобесия, абсолютно логичным выглядит объяснение феноменов XVIII и XIX веков. Кроме того, у староверов была выработана колоссальная культура русского духовного сопротивления, это очень устойчивая конфессия, она формирует крепкий и жесткий характер. Это мужская версия православия.
Что же делать с новым обрядом, не вписывающимся в обрисованную вами консервативно-традиционалистскую перспективу?
Все сказанное выше не означает обесценивания новообрядчества, то есть той части православной традиции, которая представлена Русской Православной Церковью. Надо не менять одно на другое, но наметить старообрядчество как некий вектор, а в пределе и цель. Лучший инструмент для этого единоверие. Не порицая никонианство, некоторые люди добровольно переходят в старую веру и сохраняют общение с РПЦ. Я глубоко убежден, что сегодня в России нам нельзя поднимать вопросы догматики это область компетенции специалистов. Начинать надо с внешнего, чтобы через обряд, традиции, привычки вспомнить свои корни и возродить Россию.
Как вы относитесь к присутствию католиков и протестантов в России?
С моей точки зрения, католичество совершенно чуждое для русского человека явление. Но при этом вполне можно допустить наличие католиков, которые будут жить рядом с нами при условии отсутствия агрессивного миссионерства и пропаганды с их стороны. То же относится и к протестантам.
Нельзя также забывать, что в России есть народы, которые традиционно исповедуют католицизм или протестантизм. Есть также протестантские группы, которые могут быть интегрированы в наше общество. В качестве позитивного примера могу привести Лютеранскую Церковь "Ингрии". Изначально будучи финской, сегодня она расширяется за счет традиционных русских баптистов, пятидесятников и адвентистов. История этой Церкви образец спокойного и корректного развития протестантизма в России. А лояльность государству и нации делает такого рода явления весьма положительными.
Вы часто говорите о стратегическом альянсе православия и ислама. Зачем он нужен?
С точки зрения евразийства традиция это всегда "плюс". Отсутствие традиции "минус". Представители нетрадиционного ислама (талибы, ваххабиты, "Братья мусульмане"), "нахватав" отдельных вероучительных положений, начинают трактовать их, исходя из собственной фантазии, не согласовываясь с традицией. Такой ислам нам не нужен!
В целом же мусульманская традиция очень устойчива. Поэтому нам, русским традиционалистам, необходимо найти общие стратегические интересы с другими традиционными обществами. И в первую очередь с теми, с кем нас объединяет созерцательность, неспешность, справедливость, общинность, неприязнь к индивидуальной наживе, ростовщичеству, обману и т.д. Исламская цивилизация может быть очень важным стратегическим союзником России. Где ислам традиционен, там он не представляет никакой опасности для нас.
Если мы хотим, чтобы ислам работал в созидательном ключе, мы должны привлечь его к активному соучастию в нашей судьбе. Тогда нас будут уважать, с нами будут считаться и нам будут помогать. Вот что я называю системой партнерства или стратегических альянсов.
Если следовать этой логике, православие должно заключать альянсы и с буддистами, и с иудеями?
Безусловно. Из диалога нельзя исключать даже представителей разных экзотических, но традиционных культов, например шаманов, язычников. Только исходить нужно из того, насколько значим для нас тот или иной партнер.
Многие западные теологи писали о том, что секуляризация на Западе завершилась. Началась ли она в России?
Идея секуляризации один из основных тезисов эпохи модерна. Модерн закончился. Как безусловный императив модерна закончилась и секуляризация. Оглядываясь назад, можно увидеть, что она происходила как на внешнем уровне сознания и социальных институтов, так и на уровне внутреннего содержания общества. По-настоящему секуляризованной можно считать, пожалуй, только городскую элиту и интеллигенцию европейских столиц. Это люди, у которых идеология модерна проникла из сознания в бессознательное и выжгла душу.
Советские люди были секуляризованы только формально они не ходили в церковь, не соблюдали посты, но по сути остались глубоко традиционными.
Эпоха модерна закончилась. Пришел постмодерн. Для России и для Европы этот термин означает одно и то же?
Это очень разные вещи. Постмодерн для Европы это результат завершения программы модерна по ликвидации традиционного общества. Постмодерн безразличен как к секулярному, так и к религиозному. Ему наплевать абсолютно на все.
В России программа модерна даже не начиналась. Поэтому мы можем рассматривать нынешнюю эпоху постмодерна в России как возможность открытия собственных фундаментальных и глубинных ценностей и возможность пренебречь императивами модерна. Настоящий евразийский или русский постмодерн это явление, наделенное абсолютно иным содержанием, чем на Западе. Это уникальный исторический шанс легитимировать нашу традицию.
Тогда главным деятелем эпохи русского постмодерна должен стать старообрядец...
Возвращаясь к традиции, мы всегда привносим в нее элементы современности. Смешение внешней новизны и традиции неизбежно.
В этом смысле старообрядчество, как ядро русского традиционализма, безусловно, имеет больше постмодернистских черт, чем, скажем, новообрядчество. И старообрядцы, как ни странно, будучи противниками нововведений в вере, традиционно были открыты к новому в культуре, технике, экономике и т.д. Поэтому русский старообрядец чувствует себя в постмодерне, как рыба в воде. Хотя нельзя забывать, что старообрядчество это гораздо больше чем постмодерн. Это и вера, и мировоззрение, и культ. Это истина, в конце концов.
Взгляды каких партий на религию наиболее близки позиции международного "Евразийского движения"?
Однозначно "Единой России". Но мне кажется, что все партии, которые сегодня представлены в Думе, поддерживают усиление роли религии и веры в обществе, отстаивают православные ценности. Как традиционалистов нас это радует.
7 апреля 2004 г.
|