Алексей Гладков Занимательные исследования в области кентавристики Предвыборный год щедр на политические проекты. Причем судьба их порой непредсказуема. Кто мог предположить, что пассионарный Рогозин растворится в безбрежных просторах партии власти? А Михаил Прохоров, чья команда "прославилась" антиправославной ксенофобией, будет сброшен с дистанции? Но иногда в недрах большой политики рождаются совсем диковинные и непредсказуемые конструкции. Например, весьма громким обещал быть проект "Социально-консервативного союза" (СКС), новейшего идеологического органа при "Единой России".
С самого начала образованию клуба соцконов под руководством Юрия Шувалова сопутствовала некоторая нервозность. Причина отсутствие устоявшейся идеологии внутри самой "Единой России". Причем интеллектуалы, работающие в "ЕР", в этом абсолютно не виноваты. Они бы и рады заложить основы "консервативной модернизации", но уж очень трудно порой учитывать изгибы генеральной линии. Например, совмещать модернизацию по-российски (читай: увлечение высокотехнологичными гаджетами) с потребностью в новой индустрии взамен советской, пущенной под нож "реформаторами" 90-х. Или: надо заложить в проект заботу о народе, социальные ценности. Но как при этом объяснить повышение пенсионного возраста, плоскую налоговую шкалу и сползание к платному (т.е. в конечном счёте сословному) образованию. Призывы "не кошмарить бизнес" необходимо как-то сочетать в сознании избирателя с произволом строительных корпораций, вывозом капитала, оффшорами и сырьевой зависимостью. А свободу самовыражения в СМИ и на трибунах "поженить" с традиционными ценностями.
Что ни говори, а для создания столь широкой идеологической матрицы надо быть большим любителям парадоксов. И уметь внушить это редкое качество другим.
Вот перед этой проблемой и встали организаторы СКС. Чтобы совместить трудно совместимое, требовалась емкая, но простая идея. Соцконы, понимая это, начали было поглядывать в сторону религии. Правда, их первые опыты в этом направлении (еще в рамках Центра социально-консервативной политики) закончились конфузом. В кабинетных недрах родилась идея создания "гражданской религии" в духе Руссо. Поскольку-де России необходима "нравственная основа модернизации"...
Колебания понятны. Других объединяющих идей не просматривается, а целиком отдать роль объединяющего начала православию и РПЦ – как-то неполиткорректно будет. Тем не менее, у наблюдателей возник вопрос: с каких пор в светском государстве партийный орган вторгается в сферу ответственности церкви?
Временно от разговоров о "православном фундаменте модернизации" пришлось отказаться. Но в сентябре, как раз после крушения "Правого дела" с его резко антиклерикальной позицией, вопрос вновь встал на повестку дня. Попытки единомышленников Юрия Шувалова привлечь духовенство к "консервативно-модернистской идее" наблюдались уже в ходе учредительной конференции СКС. Но гора вновь родила мышь. Признание ведущей роли православия как фундамента гражданского общества так и не прозвучало (а вдруг обидятся либералы и меньшинства?). Священство на конференции присутствовало, но скорее номинально. Стало очевидно, что Церкви такого рода союз с непонятными целями и перспективами ничего не даст. После этого патриарх Кирилл сохранял по отношению к СКС вполне предсказуемую дистанцию.
Да, откровенно говоря, и с идейной базой не все было в порядке. Озвученный соцконами слоган "Вера, труд и капитал" вызвал у ряда наблюдателей ироническую реакцию. Тут ведь все-таки одно из двух. Или общинные ценности в православном духе (вера и труд) или протестантская этика (вера и капитал). А иначе выходит кентаврическая, двухголовая и явно мертвая конструкция.
Представители РПЦ МП в какой-то момент пытались ввести в цепочку потерянное звено в виде понятия "справедливость", но, кажется, не были услышаны.
Таким образом, попытки привлечь Церковь к идеологическим разработкам без реального участия в них, а просто по разнарядке (партия сказала: надо) успехом не увенчались. Наблюдатели констатировали: "оседлать РПЦ не удалось".
Поставив крест на этих бесплодных попытках, соцконы полностью сосредоточили внимание на "здоровом консерватизме" в самом широком смысле слова. Вообще и в целом. Но проблема в том, что настоящему, искреннему консерватору сегодня нечего делать на российском политическом поле. Потому что нечего "консервировать". Здоровые консервативные ценности, каковы они сегодня?
Великая Победа, 9 мая? Но власть больше двадцати лет только и делала, что сдавала плоды Победы. И когда она говорит от имени ветеранов, уши горят от стыда. А размер монетизации льгот и грошовая пенсия – вот сумма, в которую оценили этот подвиг.
Крепкая семья? Но на повестке дня все еще стоит закон о ювенальной юстиции, призванный воспитать в подрастающем поколении "синдром Павлика Морозова".
Православие? Но антицерковная пропаганда в СМИ и из уст правых политиков стала нормой, а местные чиновники саботируют постройку храмов.
Соцконов можно понять. Трудно жить в обществе политических кентавров...
Неудивительно, что за два с половиной месяца своего существования СКС ничего знаменательного не совершил. Активного участия в предвыборном процессе его члены не принимали, идеологию так и не создали. Если не считать прежних заявлений в духе абстрактного консерватизма. Что ожидает это образование после выборов, можно лишь гадать. Вероятно, наиболее заметные фигуры из СКС вольются в какие-то другие структуры. Ведь, как известно, слияние и поглощение – один из главных талантов "партии власти".
|