Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_9163.html


21 апреля 2004

Елена Кисличенко, выпускница Русского Христианского Гуманитарного института

Розенкрейцеры

Из сборника "Петербургское язычество"

"Секретное общество людей, обладающих сверхчеловеческими, если не сверхъестественными, силами; говорят, они были способны предсказывать будущие события, проникать в глубочайшие тайны Природы, превращать железо, медь, олово в золото, приготавливать Эликсир Жизни, или Универсальную Панацею, с помощью которого они могли сохранять вечную молодость, и более того, полагали, что они могли повелевать Стихийными Духами Природы и знали секреты Философского Камня, субстанции, делавшей его обладателя всемогущим, бессмертным и мудрейшим", – так описывает Братство Розенкрейцеров в своем труде "Секретные символы Розенкрейцерства" доктор Ф. Хартман.1

История Братства Розенкрейцеров уходит своими корнями в далекое прошлое, продолжая и развивая древние традиции гностиков: альбигойцев, катаров, ессеев и классических розенкрейцеров XVII столетия. Существует много версий, предположений и легенд об этом движении и его основателе – Христиане Розенкрейце (предположительно 1378-1484), именем которого классические Розенкрейцеры XVII века обозначали прототип нового человека, возрожденного во Христе.

Название "Розенкрейцеры" с давних пор использовалось для обозначения самых различных религиозных и идеологических течений. В настоящее время существует несколько розенкрейцерских организаций, наиболее крупные из которых "AMORG", "Община розенкрейцеров" и "Lectorium Rosicrucianum" – Международная Школа Золотого Розенкрейца, один из Центров которой действует в Санкт-Петербурге. Об этой Школе и пойдет речь.

В нашем веке Братство Розенкрейцеров было основано в 1909 году Максом Генделем в Оушенсайде (Калифорния, США). В 1924 году в Голландское отделение Братства Розенкрейцеров в городе Хаарлеме вступили братья З. Леене (1892-1938) и Я. Леене (1896-1968). В 1930 г. к братьям Леене присоединилась г-жа Х. Сток-Хаузер (1902-1990). В 1935 году ими было создано независимое Розенкрейцеровское движение – Школа Мистерий Розенкрейца, основателем и Великим Мастером которого стал Я.Леене, взявший себе псевдоним Ян ван Рэйкенборг. С 1936 года всемирным центром Розенкрейцеров является город Хаарлем (Голландия), где в 1936-1953 годах 16 единомышленников построили небольшой храм. С 1945 г. общество стало называться Lectorium Rosicrucianum, выступая как "Гностическая Духовная Школа".

Ян ван Рэйкенборг и Катароза де Петри (Х. Сток-Хаузер) – его духовная соратница, написали и опубликовали ряд книг, переиздающихся и в настоящее время.

Основная тема трудов Рэйкенборга – Гностический Путь, трактуемый как единственная возможность спасения. Автор часто обращается к манифестам розенкрейцеров XVII века, к Гнозису Гермеса Трисмегиста и к другим гностическим текстам, проводит сравнительное изучение Гнозиса и христианских Евангелий. Розенкрейцеры опираются также на труды Рудольфа Штайнера, Макса Генделя и Антуана Гадала.

В России движение розенкрейцеров было основано во второй половине XVIII века. Здесь в это время существовало несколько масонских лож. Известному русскому масону Ивану Григорьевичу Шварцу удалось установить связь с группой розенкрейцеров в Германии, и в 1782 году он возвратился в Россию, чтобы передать новую идею русским масонам. Основанный таким образом в России орден розенкрейцеров был секретным, о его существовании знали только наиболее влиятельные масоны. С помощью первых российских розенкрейцеров были изданы переводы трудов Якоба Беме, Гермеса Трисмегиста и других авторов.

Орден просуществовал недолго. В 1786 году правительство запретило его деятельность в России. Некоторое время члены ордена собирались нелегально, но вскоре были подвергнуты гонениям и казням. Орден прекратил свое существование.

В 1930-х годах Ян ван Рэйкенборг со своим братом приезжал в Россию. Ситуация в это время была такова, что основать здесь Школу Розенкрейца оказалось невозможным. Однако Международное Духовное Руководство всегда держало Россию в поле зрения как благодатную почву для распространения Гностического учения.

Во второй половине ХХ века гностические идеи вновь достигли России. В 1992 году в Санкт-Петербурге в Музее-квартире А.С. Пушкина прошла выставка "500 лет гнозису в Европе", организованная Библиотекой гностической литературы Амстердама. Один из учеников Школы прочел лекцию о гностическом учении розенкрейцеров и о Духовной Школе Lectorium Rosicrucianum. Собралась небольшая группа единомышленников, решивших следовать этому учению, и таким образом был создан Санкт-Петербургский центр Lectorium Rosicrucianum. Первые ученики обучались заочно. Международное Руководство Школы из учеников, знающих русский язык, в Голландском центре Школы организовало Русскую Комиссию. Члены этой Комиссии переводили необходимую литературу на русский язык и высылали ученикам в Санкт-Петербург. В настоящее время Русская Комиссия оказывает постоянную помощь Российскому Директорату, включающему в себя Санкт-Петербургский и Московский Центры.

Учение Lectorium Rosicrucianum основывается на концепции о существовании двух порядков: известного нам земного природного порядка, включающего в себя жизнь и смерть, и изначального Божественного порядка (по принятой в Школе терминологии – "диалектика" и "статика"). Гностическое учение розенкрейцеров исходит из того, что в человеке сохранился в спящем состоянии последний остаток божественного мира, называемый в Школе "духовным атомом искрой" или Розой Сердца. Гнозис обращается к двум категориям людей: во-первых, к людям с активной Духовной Искрой – чтобы вернуть её, утерянную, назад к Абсолюту божественной Жизни, во-вторых, к людям со спящей Духовной Искрой, чтобы, как первое условие возвращения, её пробудить. В гностическом смысле только люди, восприимчивые к Гнозису, а не личности диалектической природы могут быть спасены. В учении Lectorium Rosicrucianum существует строгое различие между первозданным, совершенно божественным человеком и человеком диалектическим. Диалектический человек живет безо всякой связи с божественным духом и в результате погибает – при каждой новой реинкарнации появляется совершенно новая личность, которой предстоит мучиться в колесе кармы до тех пор, пока она не осознает необходимость следовать своей "божественной искре", высвобождающей силу, способную нейтрализовать опыт прошлого. Полностью избавиться от своего негативного прошлого нельзя, но можно его обуздать до такой степени, чтобы предоставить место новым возможностям. Lectorium Rosicrucianum, признавая учение о карме, утверждает, что для того, чтобы вырваться из этого бесконечного круга рождений и перевоплощений и освободиться от колеса времени, человеку необходимо полностью измениться. Для этого следует включиться в процесс трансфигурации – изменения и преображения диалектической природы человека, в результате которого старая природа, эгоцентричное сознание должно умереть, а пробудиться надлежит божественной природе, Христу внутри человека. Школа указывает на путь трансфигурации как единственный универсальный Путь спасения, составляющий смысл человеческого существования.

В учении розенкрейцеров можно выделить две основные темы: трансфигурация – преобразование или преображение человека и эзотерическое христианство в символах розенкрейцеров.

Путь трансфигурации включает в себя следующие пять основных этапов:

  1. Понимание истинной природы нашей земной сферы существования и переживание внутреннего зова к возвращению в божественный природный порядок.
  2. Искреннее стремление к спасению.
  3. Посвящение эгоцентричной личности служению своей внутренней божественной искре, чтобы мог быть осуществлен процесс спасения.
  4. Новая жизненная позиция, принимаемая и осуществляемая спонтанно, по зову внутренней божественной искры.
  5. Свершение: возрождение в первоначальном жизненном поле.

Розенкрейцеры утверждают, что трансфигуристские наставления, которые дает Lectorium Rosicrucianum, вкраплены в учения всех великих религий. В Библии, например, понятия о двух природных порядках, о божественном начале в сердце человека и о пути трансфигурации они усматривают в следующих фразах: "Царство Мое не от мира сего" (Ин. 18:36), "Царствие Божие внутри вас" (Лк. 17:21), "Ему должно расти, а мне умаляться" (Ин. 3:30).

Розенкрейцеры уверены, что этот путь, который указывали все религии в их первоначальной форме, может быть действительно пройден. Духовная Школа отмечает, что Путь, Истина не может быть передана никаким учителем или посвященным, потому что универсальное учение никогда не передается ни письменно, ни устно. Живая истина – это не слово, а сила, её нельзя познать, её нужно ощутить. Истина была, есть и будет неизменной, неподвижной относительно нашего диалектического мира. К истине можно прийти только через внутренний процесс трансфигурации. Неподвижное Царство истины – это и есть Божественное Царство, куда стремится человек.

Ключом к гностическому ученичеству является "всеохватывающая Любовь" как жизненная позиция. Эта любовь должна быть "нейтральной, бесконечной, безмерной". Ученик должен понять, что нейтрализоваться должна не его любовь, а он сам, и, не принимая ничью сторону, он должен попытаться не испытывать ни ненависти, ни любви, как ко всему человечеству, так и к каждому человеку отдельно. Ученикам объясняют, что мир, в котором они живут, – это мир после грехопадения, следовательно, этот мир греховен, неверен, и отношения между людьми, существующие в этом мире, тоже неверны. Грехопадение в учении розенкрейцеров – космическая катастрофа, в результате которой человек потерял все свои истинные качества и превратился в эго человека – карикатуру на свою первоначальную сущность. Цель учеников – возвращение в первоначальное состояние до грехопадения, возрождение начального задуманного Богом человека. Ученики должны исполниться бесконечной любви к Богу, так как чем больше в них этой любви, взращивающей изначальную божественную Душу, тем меньше становится их любовь к самим себе, и тогда ученики любят других, как самих себя, но "не идут у них на поводу". Если ученик смог достичь такой "всеохватывающей" любви, то люди, находящиеся рядом с ним, под воздействием этой любви, тоже должны измениться. Если же они не чувствуют импульс этой любви и не способны под его воздействием преобразиться, то это их проблемы, но не проблемы учеников Духовной Школы. Достижение этой "уникальной любви" является одним из обязательных аспектов в процессе ученичества, так как в результате ученик обретает силу, которая помогает ему спастись, но эта сила "не работает" с диалектическим миром. Поэтому ученики Школы не привязаны к этому миру и к результатам своей деятельности в нем. Они стремятся к нейтральности, бесконфликтности, максимальному отрыву от диалектических связей. Розенкрейцеры объясняют, что нужно научиться относиться к людям без прикладывания человеческой, субъективной меры суждения к тому, что ученик считает добром или злом. Ученик должен понять относительность всего земного добра и любви и больше на них не полагаться, только в этом случае он может избавиться от "затягивающей воронки гуманизма". Гуманизм розенкрейцеры трактуют как природное добро и отмечают его резкое отличие от любви к ближнему, развившейся под влиянием Гнозиса. Гуманисты устремлены на поддержание земного мира, а розенкрейцеры устремлены за пределы этого мира – в Неподвижное Царство.

Путь спасения пройти в одиночку невозможно, должно присутствовать ясно осознаваемое и конкретно применяемое групповое единство, формирующее коллективную природу (некое силовое поле), называемую ковчег, Небесный Корабль или Живое Тело. Гностическое групповое единство предполагает личное посвящение себя Живому Телу с полной самоотдачей и принятием всех последствий этого.

Каждое "магнитное тело", родившееся в благодатной силе Гнозиса, включается в большое многослойное Тело, составляющее одно целое. Ограничиваясь новым летоисчислением, розенкрейцеры называют магнитное Тело ессеев, различные магнитные Тела манихеев, Тело катаров, Тело классических розенкрейцеров и магнитное Тело современной Духовной Школы, находящееся в процессе становления.

В 1924 году Lectorium Rosicrucianum начал "Работу" – строительство магнитного Тела. В период с сентября 1936 г. до 20 августа 1953 г., в течение семнадцати лет, современная Духовная Школа подготовила Работу и придала ей форму. Розенкрейцеры говорят, что при незаменимой поддержке гностической братской цепи им удалось получить наследство от своих предшественников и построить магнитное Тело. 21 июня 1953 года современное Тело Духовной Школы было совершенно готово и 20 августа того же года выступило на мировую арену. В этот день начался новый период, который должен был длиться сорок восемь лет – до декабря 2001 года. Ян ван Рэйкенборг предполагал, что к этому времени современная Духовная Школа сможет раскрыть свой потенциал, и для обычного человека станет уже невозможным войти в эту группу после 2001 года, так как ковчег или Небесный Корабль уже отойдет от берега диалектического мира и пустится в плавание к берегам Неподвижного Царства. Но это не единственный корабль, будут и другие. Когда группа братьев и сестёр покидает земной мир и переходит в Неподвижное Царство, она всегда оставляет за собой своего рода универсальную идею, содержащуюся в некоем отражающем эфире. И если позже, в какой-то момент, новая группа ищущих людей готовится идти по тому же Пути, что и братство, которое ей непосредственно предшествовало, то она может использовать эту идею и осуществить ее.

Санкт-Петербургская Духовная Школа, существует всего шесть лет, и, естественно, ученики не успели за столь короткий срок достичь значительных результатов. Поэтому 2001 год не является для них "роковой" датой, им еще предстоит большая Работа по построению Магнитного Тела своей Школы.

Этот процесс состоит из семи фаз:

  1. начало формирования группы;
  2. начальное прикосновение Гнозиса;
  3. развитие гностического излучения;
  4. прорыв и основание вакуума Шамбалы;
  5. объединение с магнитной цепью, в которую входят все школы освобождения прошлого;
  6. развитие новой жизненной сферы;
  7. полное освобождение.

Магнитное Тело Школы представляет собой световое, жизненное поле, открывающее воскресшего Христа среди учеников Розенкрейца, и поэтому оно становится христоцентричным. Учение Церкви об искупительной жертве Христа розенкрейцеры называют "колоссальным обманом", "лжеучением"2. Быть причастным Воскресению Христову для учеников Духовной Школы означает осуществить ту же спасительную реальность в своей жизни. Однократная жертва должна произойти в самом человеке, и только тогда в нём откроется Свет – произойдет второе пришествие Христа. Христос понимается не как личность, а как "Свет", "сила излучения". Под воздействием Света Христа умирает старый, диалектический человек в ученике и рождается новый. Процесс, в результате которого всё старое умирает, а новое, божественное воскресает, называется Мистерией. Розенкрейцеры утверждают, что чистое, неиспорченное христианство, универсальное учение, изначальная религия сохранились исключительно в мистериях. Школа Золотого Розенкрейца является отражением этого универсального учения в Европе.

Ученик, освободившийся от рабства "эго" и поставивший превыше всего дружбу с Господом, называется другом Господа, Стражником Царства Божьего. Он продолжает жить в этом мире, но становится не от мира сего. В нём рождается Свет и он становится пентаграммой. Пентаграмма у розенкрейцеров – символ Света, символ божественного человека. Для такого человека больше не существует ни времени, ни пространства, ни ограничений. Преодолев Путь трансфигурации, ученик становится божественным человеком, лучше всего сравнимым с ярким и светящимся скоплением Света, который может принять различные образы или же проявляться вовсе вне формы.

Работа Духовной Школы проходит в двух сферах: в материальной сфере и в вакууме Шамбалы. Духовная Школа, работающая в материальной сфере, называется Воинствующей Церковью на земле, в том смысле, что каждый ученик воюет со своей диалектической природой и в процессе трансфигурации приходит к преодолению мира и рождению во Христе. В вакууме Шамбалы, где ученик преодолевает смерть, действует Преодолевающая Церковь.

Став на путь Розенкрейца, ученик начинает созидать бессмертную душу, по мере роста которой смертная душа, соответственно, постоянно уменьшается. В момент смерти бессмертная душа отделяется от его существа и попадает в вакуум Шамбалы – внешний портал новой жизненной сферы. Лишившись тела, ученик продолжает начатую работу за пределами этого мира – в вакууме Шамбалы, представляющем собой мост между диалектическим миром и Неподвижным Царством. Здесь обитает Универсальное Братство Христа – души всех, преодолевших мир в процессе трансфигурации в разное время и в разных местах. В вакууме Шамбалы происходит прорыв к полному возрождению Души, после чего человек становится представителем новой расы, достойным вступления в новую жизненную сферу. Количество представителей новой расы, очевидно, невелико – спасение доступно лишь избранным. Души, которые оказались не готовы к вступлению в новую жизненную сферу, получают возможность еще одного воплощения на льготных условиях. Их жизнь складывается так, что они рано попадают в поле Школы и завершают Работу, начатую в прошлой жизни.

Школа Золотого Розенкрейца в России зарегистрирована как Межрегиональная общественная организация – "Философское общество последователей Розенкрейца" (Санкт-Петербургский филиал еще не зарегистрирован). Своим ученикам Школа предлагает религиозный путь восстановления изначального Духовного Человека.

У розенкрейцеров существуют храмовые службы. Санкт Петербургская Духовная Школа своего храма пока не имеет, служба проходит в обычном помещении для занятий. Со слов учеников, это происходит следующим образом: ведущий читает текст, содержащий отрывки из книг и комментарии – нечто вроде информации для размышления. Звучит классическая музыка (Глюк, Шуберт, Розетти и др.), соответствующая по настроению текстам. Ученики слушают сидя. После прочтения текста все вместе поют храмовые песни символического содержания.

Рэйкенборг, обращаясь в своих произведениях к цитатам из Евангелия, называет их мантрами. Например, слова Господа: "Сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается" (Лк.22,20) названы мантрой Грааля3.

У розенкрейцеров Lectorium Rosicrucianum существуют свои таинства – таинство крещения (христианское Крещение не признается действительным), таинство брака и таинство подготовки к смерти, о чине совершения которых ничего не известно. Существует свой обряд погребения, о котором известно только, что предпочтительна кремация. В Санкт-Петербургской Школе таинства не совершаются, так как Школа еще не имеет ни учеников высоких степеней, имеющих право совершать таинства, ни храма.

Занятия с учениками, храмовые службы и другие мероприятия Школа Золотого Розенкрейца проводит в Центральной петербургской детской библиотеке им. А.С. Пушкина на Большой Морской улице, д. 33, где арендует помещение.

Lectorium Rosicrucianum действует как многоступенчатая Школа. Два-три раза в год проводятся так называемые открытые доклады, на которых ученики рассказывают о Духовной Школе и отвечают на вопросы слушателей. Тем, кто проявит интерес к учению, предлагают прослушать вводный курс, состоящий из 12 "информационных писем". Лекции читаются один раз в неделю – по два письма, после прочтения каждого из которых, предоставляется возможность задать вопросы по теме прочитанного письма. После прохождения вводного курса можно стать членом Духовной Школы. В Санкт-Петербургской Духовной Школе членство является обязательным и длится не менее года. Члены Школы изучают рекомендуемую литературу и имеют возможность установить более плотный контакт с силовым полем Школы. Если после года членства человек выразил готовность стать учеником Школы, то после предварительного собеседования ему могут эту возможность предоставить. Для тех, кто чувствует себя не готовым к ученичеству (главная цель которого – реализация трансфигуристского учения), но тем не менее хотел бы оставаться в поле Школы, членство может длиться сколь угодно долго. Как ученики, так и члены платят установленные ежемесячные денежные взносы.

Существует семь ступеней ученичества, о которых не принято говорить. Известно только о первых двух ступенях: подготовительное и испытательное.

Подготовительное ученичество предполагает, что после изучения курса лекций и рекомендуемой литературы интересующийся может пройти предварительный ученический срок. В течение одного года кандидат должен соблюдать определенные требования: 1) не курить и не употреблять алкоголь; 2) не принимать какие-либо духовные или иные наркотики; 3) полностью перейти на вегетарианское питание; 4) исключить из числа продуктов питания и лекарственных препаратов все синтетические вещества; 5) не носить меховую и кожаную одежду; 6) один раз в неделю соблюдать пост; 7) жить очень умеренно; 8) посещать мероприятия Школы – храмовые богослужения и конференции; 9) поддерживать Школу, насколько это позволяет финансовое положение; 10) быть готовым к тому, чтобы лично участвовать в деятельности Школы. Ученикам Духовной Школы не рекомендуют смотреть телевизор.

Испытательное ученичество предполагает, что выполнение этих требований для ученика уже стало внутренней необходимостью, образом жизни. На этом этапе проверяется твердость ученика в выборе Пути. Ему придется разрешить все свои сомнения и сделать окончательный выбор либо в пользу Школы, либо в пользу диалектического мира. Ученичество в Школе несовместимо с пребыванием в каком-либо оккультном обществе, другом ордене, политической партии. Последователи Lectorium Rosicrucianum должны полностью порвать с Христианской Церковью.

О Христианской Церкви говорится как о "карикатуре", утратившей суть и сохранившей только форму. Она представляет собой собрание бесчисленных отличающихся друг от друга церквей, единственным общим тезисом которых является утверждение, что Христос является Главой Мира. Но эти церкви не могут придти к согласию в вопросе, как нужно следовать этому Главе мира, как нужно исповедовать Христа. И только Гностическая Духовная Школа является "единственной универсальной Церковью", признающей, исповедующей и принимающей со всеми последствиями Христа как Главу Мира. Церковный же мистицизм и все богословие "не имеют ни малейшего права называться именем Иисуса Христа"4. Истинный смысл Евангелия можно понять лишь сквозь призму Универсального Учения.

Расовые религии и все священные писания отдельных рас (Ветхого Завета, например) всегда злоупотребляют Универсальным Учением ради собственных целей в пределах этого мира.

Розенкрейцеры утверждают, что все религии, партии, наука и искусство имеют своей целью, оказывая давление на человека, отдалить его от истинной жизни, сбить с Пути и держать его в состоянии фундаментального незнания. Жизнь человека, подверженного влиянию этих институтов, проходит в организационном обмане. Лишь освободившись от этого влияния и следуя Универсальному Учению, человек может обрести истинное спасение.

В Школе существует строгая внутренняя дисциплина. Подчеркивается, что от адепта не требуют безоговорочного подчинения, ему всегда предоставляют возможность осуществить свой выбор самостоятельно. Если "рекомендации" Школы станут для адепта внутренней осознанной необходимостью, то он сделает правильный выбор – в пользу Универсального Учения. В Школе Розенкрейца требуют "всё или ничего". Соблюдение так называемых "рекомендаций", регулирующих образ жизни учеников, является на самом деле необходимым условием ученичества. Ученик может не выполнять "рекомендации", но тогда его продвижение по Пути становится невозможным.

В процессе ученичества адепты проходят обряд посвящения в различные степени. На каждом этапе перед ними ставятся определенные задачи. Если ученик считает, что эти задачи выполнены, и чувствует внутреннюю готовность к переходу на следующую ступень, он заявляет об этом Руководству Школы. В Санкт-Петербург из Голландского Центра приезжает Русская Комиссия, состоящая из учеников высших ступеней, и проводит собеседование с учениками. На собеседовании кандидат узнает, какие задачи будут поставлены перед ним на следующем этапе. На каждой ступени ученики обладают ограниченным количеством информации, так что они и не предполагают, какие "неожиданности" ожидают их на Пути. Естественно, чем выше по ступеням продвигается адепт, тем большим знанием, касающимся сути Универсального Учения, он обладает. Помимо опубликованной и доступной для всех литературы, в Духовной Школе используется литература, недоступная широкому кругу читателей. Это тексты, написанные анонимно адептами высших ступеней.

В Духовной Школе существует чёткая иерархия, наличие которой не скрывают, но информация о которой закрыта для непосвященных. Существуют сведения, что "Универсальное Братство" открывается через три Служения или "Храма" ордена Розенкрейца: "Преддверие" (Ученичество), Высшая Школа Сознания (Пророчество) и Апостольский Круг (Апостольство) – с 1951 года5, о сути которых ничего не известно.

По правилам Lectorium Rosicrucianum к Работе могут быть допущены только те, кто хочет и может исполнить эту Работу, кто, как говорят в Духовной Школе, способен "стоять на ковре". В обязанность учеников входит внимательно следить за тем, чтобы не было учеников, которые только числятся в Школе. Если ученик потворствует проявлению своего "эго", другие ученики игнорируют ("блокируют") это проявление, чтобы изнутри не рождалось спора, так как это вредит магнитному Телу Школы. Ученик вынужден следовать установленным правилам, иначе он выпадет из поля Школы и будет из неё удалён.

Lectorium Rosicrucianum сообщает, что в настоящее время имеет учеников в 64 странах (около 12.000 учеников и около 3.000 членов). Во многих странах существуют храмы и центры для проведения конференций.

Духовное руководство Международной Школой Золотого Розенкрейца осуществляют ученики Рэйкенборга. В странах, где существуют большие Центры, есть и свое Духовное Руководство. В Санкт-Петербургском центре для решения организационных вопросов существует Директорат из трех человек, а Духовное руководство осуществляет Голландский Центр (Русская Комиссия). Санкт-Петербургская Школа насчитывает более 100 человек.

Особое внимание уделяется в Школе воспитанию подрастающего поколения (в возрасте от 6 до 18 лет). У молодежной секции есть свой международный центр "Новароза" в Голландии. В ведении Международного Руководства Lectorium Rosicrucianum имеются также три общеобразовательные школы в Голландии – "Школы Яна ван Рэйкенборга".

Санкт-Петербургская Школа Lectorium Rosicrucianum проводит занятия с двумя группами детей (старшими и младшими) один раз в месяц. В основном это дети учеников Школы и их знакомых. Розенкрейцеры пытаются, общаясь с детьми с позиции безличностного начала, нейтрализовать их эго сущность.

Юных членов Школы с основными концепциями гностического учения знакомят с помощью сказок и рассказов. Когда дети подрастают, им объясняют смысл учения. Учеником Духовной Школы можно стать только по достижении 18 лет.

Lectorium Rosicrucianum считает, что с раннего детства на русских людей оказывают влияние содержащиеся в сказках гностические послания. Многие сказки, сохранившиеся с давних времен, говорят на тайном языке, основанном на сложной космологии, и представляют собой эпосы посвящения. Так в персонажах, играющих центральную роль в русских сказках, розенкрейцеры усматривают гностические символы. Жар птица, например, – это символ воскресшего первоначального божественного Человека; Кощей Бессмертный символизирует высшее "я" человека, победить которое можно только с большим упорством и осторожностью; Василиса Премудрая – символ новой, вечной души. Основная идея русских сказок, по мнению розенкрейцеров, пробудить первоначальный Атом в сердце человека, повести его вперед.

Издательство Школы Rozekruis Pers, главный центр которого находится в Хаарлеме (Голландия), издает книги Яна ван Рэйкенборга и Катарозы де Петри на голландском и других языках, а также труды гностического направления, принадлежащие другим авторам. На русском языке опубликованы "Откровение гнозиса в наши дни" Ян ван Рэйкенборга и" Универсальный Гнозис" Ян ван Рэйкенборга и Катарозы де Петри. Раз в два месяца выходит журнал "Пентаграмма", издаваемый на нескольких языках, в том числе и на русском.

Сноски:

1 Мэнли Палмер Холл. "Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии". СПИКС, Санкт-Петербург, 1994, стр. 505.
2 Ян ван Райкенборг. Катароза де Петри. Универсальный гнозис. Санкт-Петербург, 1994., с. 112-113.
3 Ян ван Райкенборг. Катароза де Петри. Универсальный гнозис. Санкт-Петербург, 1994, с. 106.
4 Ян ван Райкенборг. Катароза де Петри. Универсальный гнозис. Санкт-Петербург, 1994, с. 117.
5 Rosenkreuzer//Handbuch Religioese Gemeinschaften. – Guetersloh, 1993. – s.489.

РЕКЛАМА
деке экстружн отзывы сотрудников