поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
18 января 2012  распечатать

Протоиерей Александр Салтыков

Почему голосовать за коммунистов – грех

Источник: Православие и мир

Декан Факультета Церковных художеств ПСТГУ, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, протоиерей Александр САЛТЫКОВ в новой статье, отвечая на критику, которую вызвала статья "Кого анафематствовал Патриарх Тихон", продолжает утверждать, что коммунисты Церковью преданы анафеме, призывает к покаянию тех, кто их поддерживает, объясняет, как избежать растущей опасности революционного движения и говорит об ответственности духовенства перед обществом.

Духовный меч

– Отец Александр, вы недавно дали интервью, на которое последовал ряд откликов читателей, как христиан, так и коммунистов. Высказываются сомнения в главном тезисе статьи, что святой Патриарх Тихон анафематствовал коммунистов. Что вы может на это ответить?

– Автор этого возражения не в курсе дела. Он плохо знает историю Собора 1917 года и, видимо, не читал внимательно обсуждаемый документ. Он уводит читателей от проблемы. Желая отвлечь читателей, он говорит о том, что Собор отменил поминовение царской семьи, но этой темы я совсем не касался.

По сути вопроса могу только подтвердить, что действительно святой Патриарх Тихон анафематствовал власть "властелинов тьмы века сего", под которыми он разумеет большевиков. Патриарх прямо употребляет слово "власть", напоминая о лицемерных обещаниях действующих властителей: "власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие..." Эта власть на деле отнимает церковное имущество, разрушает церковное образование, уничтожает и оскорбляет святыни и творит прочие беззакония.

И, повторяю, Поместный Собор 1917 года ясно подтвердил анафематствование Патриарха Тихона. Через несколько дней после его опубликования Поместный Собор вынес специальное постановление по поводу патриаршего Послания, в котором он говорит, что "с любовью приветствует" это именно Послание, называет его "духовным мечом", направленным против "злых лиходеев" против совершающих святотатства.

Собор высказался мудро. Ему не нужно было повторять само слово "анафема": ведь оно было произнесено не кем-нибудь, а Патриархом. Собор выражает свою радость по поводу издания Святейшим Патриархом Послания и призывает всю Церковь объединиться вокруг Патриарха.

"Анафематствуем" – самое сильное, центральное слово в Послании Патриарха; анафема и обозначена в постановлении Собора также центральным, ключевым словом – "духовный меч". Без анафемы Послание не было бы "духовным мечом". Именно она, как меч, отсекает и разит нечестивых властителей и их пособников. "Поднят духовный меч", – сказано в постановлении.

Поднят ли духовный меч отдельно от Собора? Это просто невозможно, потому что Патриарх и Собор находятся в полном единстве, и Собор одобряет Послание вместе с содержащейся в ней анафемой, а никак не иначе. Таким образом, Собор вполне определенно присоединяется к анафеме Патриарха Тихона своим постановлением. Иное было бы странно: ведь в Православной Церкви Собор выше Патриарха, и не мог же он "не заметить" такое колоссальное деяние только что избранного им своего главы и не выразить своего отношения.

Коммунисты того времени это прекрасно понимали и мстили: почти все участники Собора стали мучениками.

Это важно потому, что признание Поместным Собором анафемы Патриарха "духовным мечом" означает, что анафему, наложенную на партию коммунистов, отменить никто не может. Об этом, я думаю, следует постоянно помнить. Она наложена навеки, до тех пор, пока партия коммунистов не откажется от преследований Церкви, от святотатств, от атеистической политики, от терроризма, от культа личности Ленина и Сталина, Маркса и прочих, от тоталитарных действий, которые были заложены при зарождении большевистской партии и проявились сразу же после октябрьского переворота 1917 г., и коим действиям компартия пыталась найти идеологическое оправдание на протяжении всего существования тоталитарного режима.

Вплоть до настоящего времени мы нигде не видим, чтобы компартия (во всех своих разновидностях) отказалась от ленинской идеологии, от воинствующего атеизма, от идеи партийной диктатуры, от применявшихся методов терроризма, насилия и запугивания, вызвавших Послание святого Патриарха Тихона. Если не отказалась – значит, на всех ее последователей и сочувствующих до сегодняшнего дня и впредь ложится анафематствование Патриарха Тихона, как действие духовного меча, подтвержденное Собором. Этот духовный меч действует, и потому исторически – я уверен – они обречены.

"Ликвидация класса"

– Одно из возражений, было то, что количество заключенных тоталитарного режима в год было таким же, как в современной России. Это верно?

– Во-первых, эти цифры требуют проверки. Нельзя не учитывать, что огромное количество документальных материалов по репрессиям до сих пор не опубликовано.

Во-вторых, суть в том, что люди, подвергавшиеся заключению в советское время, в огромном большинстве сидели за несуществующие преступления политического характера. Как правило, это была знаменитая 58 статья, которая карала за измену советской власти и контрреволюцию. Эту статью инкриминировали огромному количеству людей всех сословий: духовенства, дворян, купцов, крестьян. Обвинения не требовали доказательств, основывались на признаниях, признания выбивались пытками, арестованных расстреливали без всякого суда по решению так называемой "тройки" или отправляли в концлагеря, большинство заключенных погибало в ссылках из-за бесчеловечных условий содержания под стражей, которые организовывало для них лагерное начальство, поощряемое свыше.

Известно, что в советских концлагерях была высокая смертность – до четверти и даже до 100 % всех заключенных. То есть, если во время тирании Сталина в России, в год могло содержаться, допустим, 1 миллион человек за колючей проволокой, то к следующему году 250 000 из них погибало, а их место занимали новые арестованные. Через 4 года контингент заключенных мог полностью обновиться. Численность заключенных в год была примерно одна и та же, но общая численность всех заключенных, выживших и погибших, увеличивалась из года в год примерно на четверть миллиона человек.

Так советские коммунисты совершали геноцид русского народа. В советской идеологии это публично и официально называлось "ликвидировать как класс", то есть полностью уничтожить какой-то слой населения. "Ликвидировать как класс", это и есть политика геноцида, не правда ли? Не следует забывать о таких событиях в истории собственного народа.

Ничего подобного мы не видим в наше время. Действительно, много незаконных арестов, но никто не стремится специально достичь такой ужасающей смертности, в то время как высокая смертность в местах заключения была вполне осознанной целью советского карательного аппарата. Родственникам об этом в массовом порядке даже не сообщали, или сообщали ложные сведения о причинах смерти заключенного. Людям сейчас не предъявляют массовых политических обвинений, заключенные сидят, в основном, по уголовным обвинениям.

Перед нами, на самом деле, должен встать вопрос: как же нам относиться к такого рода деятельности коммунистической партии и доверить ли ей снова власть, к которой она настойчиво стремится, и где она вновь получит полную возможность применить тот свой опыт властвования, который, как мы хорошо знаем, допускает любые тоталитарные, репрессивные действия; или, может, все-таки подробно и объективно разобраться в ее деяниях и дать им должную оценку?

Вспомним, что даже Хрущев громогласно осудил бесчеловечную практику своего предшественника – Сталина, хотя и не мог довести дело до конца, так как сам был членом и руководителем этой партии и продолжал все ту же политику.

А нужно бы было продолжить, и обстоятельно и всесторонне изучить деятельность самого Хрущева и его преемников: почему нет? Но в наше время почти никого не интересует объективная историческая оценка как советского периода в целом, так и в отдельных проявлениях властной деятельности. И, как будто, никто этим разбирательством не собирается глубоко заниматься.

Между тем, это дело не одного – двух человек, а больших, серьезных организаций специалистов. А это сложно и потому, что нужна концепция исторического развития России, которой нет. Ее нет, поскольку у нас нет, как известно, никакой государственной идеологии. А она необходима.

Одним словом, история пока не вынесла своего окончательного вердикта прошедшему важнейшему историческому периоду. Но российский коммунистический опыт настолько исключителен, что просто как бы забыть о нем во всех разнообразных его проявлениях, даже очень неприятных, мы не имеем никакого права. Этим изучением последствий коммунистического правления должно заниматься само государство, а почему оно в этом отношении ничего не делает, спрашивать нужно других. Ну что ж, остается надеяться, что так будет, поскольку это необходимо всему российскому обществу.

Анониму-клеветнику

– В блоге Вас также обвиняют в уголовных преступлениях: в том, что Вы крали деньги, продавали здания, чуть ли не убивали людей.

– Надо заметить, что мнение, о котором вы говорите, написано в анонимке. Приличные люди анонимщикам не отвечают, за исключением случаев, когда они становятся опасны своими клеветническими высказываниями, и когда это необходимо, чтобы не пострадала истина. Не стоило бы отвечать на эту очередную анонимку, если бы в ней не содержалось ложных утверждений, которые затрагивают весьма болезненные темы памяти новомучеников и страданий всего народа. Она просто старается очернить кроме меня и других лиц, как и поступают обычно бесчестные люди.

Автор блога – аноним, потому что прекрасно знает, что он лжец и его за оскорбительные, ложные обвинения можно привлечь к суду. Он меня критикует, будучи невеждой. Это общественно опасный тип, о чем надо предупредить читателей. Все, что он обо мне писал раньше – чистая ложь, но я не отвечал, потому что это – аноним. Анонимы постоянно занимаются клеветничеством, как сказано в Писании: "Ибо вот, нечестивые натянули лук, стрелу свою приложили к тетиве, чтобы во тьме стрелять в правых сердцем" (Пс.17:35).

Я, кстати, не думаю, что он сотрудник Музея имени преподобного Андрея Рублева. Там хороший коллектив, который мне известен, так как я там работаю. Думаю, скорее всего, это какой-то агент коммунистической партии. Уж очень похожи методы, которые он применяет, на их традиционные методы.

Бывают ли честные коммунисты?

– Одни не знают о преступлениях кровавого режима, сошедшего со сцены. Другие говорят, что коммунисты были злодеями, но сегодня-то они стали другими. Почему бы им снова не вверить власть? Так говорят даже некоторые христиане. Что им ответить?

– Меня особенно огорчает непонимание по отношению к большевикам среди членов Церкви, как к ним относиться? Одна часть Церкви знает историю ХХ века, и помнит, что творили коммунисты, а другие думают, что раз у них лично все было хорошо, то и вообще в Союзе было хорошо: "Спасибо моей советской родине за счастливое детство". Помню, кстати, другой вариант, который вывешивался в публичных местах: "Спасибо товарищу Сталину за счастливое детство".

Таких людей много среди необразованных мужчин и недалеких женщин. Они близки к тому, чтобы отпасть от Церкви. Если же люди современного поколения сомневаются в перечисленных деяниях большевиков, давайте займемся фактами. Прежде всего – это борьба с религией, отсутствие свободы и обнищание населения.

Церковь проповедует учение о любви. Это учение Иисуса Христа, который был распят на Кресте, невинно пострадал, будучи Богочеловеком, и показал Свою Божественную природу в Своем Воскресении. Поэтому в Церкви нет и не может быть никаких стремлений кого-то преследовать и обижать. А коммунисты, как показала история, не могут управлять без методов устрашения, террора и насилия. Таковы факты.

Церковь стремится только к тому, чтобы среди людей воцарились мир, взаимопонимание, законность, порядок и любовь. За что же ее уничтожали?

Если силу, которая ставит перед собой такие высокие и необходимые человеческие цели, постоянно преследовать, то она, в конце концов, может истощиться, умалиться, и тогда господствуют силы террора, зла, насилия и ненависти. Общество, в котором господствует насилие и безбожие не может иметь длительного существования, оно очень быстро исчезнет. Что мы и видим на примере СССР.

И теперь есть христиане, которые хотят поддержать и продвинуть во власть тех, кто совсем недавно, на нашей еще памяти творили страшные беззакония, преследовали веру, разрушали храмы! Христиане ли такие люди?

В 2011 году исполнилось 20 лет со дня падения СССР и многие задавались вопросом, кто виноват в обрушении "союза нерушимого". Мы можем дать ответ, что виновники этого сами коммунисты.

Почему не помогла для сохранения государства вся их колоссальная военная и полицейская мощь? Ну, скажут, враги пробрались... Сколько же было этих врагов? Куда делась "бдительность масс"? Почему "простой советский человек" вдруг стал равнодушным к "светлому будущему"? Или плохо изучали в общеобязательной программе "Материализм и эмпириокритицизм" (подозреваю, что ни один из читателей понятия не имеет о сем труде Ленина)? Или просто брали взятки? Но кто же допустил? Куда смотрели "кристально чистые" чекисты? Спросят, так что же, надо было возобновить репрессии? Было мало посажено в 80-е годы? И вот, мы сразу приходим к необходимости усиления репрессивного аппарата, и больше – ничего.

Но ни одно общество не может жить в условиях репрессий как основы государства. Таким образом, нет сомнений: если в нашей стране вновь установится диктатура насилия, это будет грозить нашему обществу полным и окончательным развалом. Если к власти придут безответственные элементы, которые только критикуют и раздают красивые обещания – то наша страна, уже достаточно ослабленная, может перестать существовать.

Я, впрочем, думаю, что это невозможно. Однако духовно-нравственное, так сказать, наследие, которое оставила после себя советская власть, изжить далеко не просто. Нужно много времени и много огромных, целенаправленных усилий, чтобы вернуть общество к определенным нормам общественных и личных отношений. Для этого нужно постоянное и глубокое сотрудничество государства с единственной организацией, которая специально и исключительно занимается духовно-нравственными проблемами, как на уровне личной жизни, так и в общественных и государственных масштабах.

Как вы, я думаю, уже догадались, эта единственная организация – святая Церковь.

photosight.ru. Фото: Олег Потехин

– Что же, Вы считаете, что среди коммунистов вовсе нет, не было и даже не может быть честных людей? Это для многих покажется довольно странным.

– Нет, почему же, там были и субъективно честные люди. Среди коммунистов революционного времени было много лиц, настроенных идеалистически. Им казалось, что изменение "производственных отношений" и развитие науки, которую они обычно не знали и плохо понимали, изменит, как учил их "пророк" Маркс, и нравственные отношения людей в лучшую сторону. Это, конечно, абсурд, но многие по наивности и безграмотности в это верили. А опытная и фанатичная верхушка им обещала "светлое будущее".

При этом членство в партии было необходимым для успешной карьеры, и люди вступали в эту единственную партию, часто даже не разделяя коммунистических убеждений. Это становилось все более характерным для послевоенного и послесталинского периодов. Несостоятельность коммунистической утопии быстро становилась очевидной для каждого сколько-нибудь вдумчивого человека при знакомстве с трудами "классиков марксизма-ленинизма". Ныне этих "классиков" никто не знает просто потому, что – неинтересно. Там нечему научиться. Вступать в партию, не разделяя убеждений, было, конечно, беспринципно, но многие уже утратили в то время понятие о принципиальности и честности в вопросе идеологии.

Тем более что у очень многих людей никаких убеждений уже и не было, потому что коммунисты не оставляют выбора. Религия была под фактическим запретом, философия преподавалась в совершенно искаженном виде: все религиозные и философские учения можно было изучать в любых высших учебных заведениях только с точки зрения "единственно правильной марксистско-ленинской теории". Это была общеобязательная официальная норма, от которой нельзя было отступать.

Вместе с тем стала усиливаться историческая ориентация, поддержка памятников культуры. Но это вызывалось в основном противостоянием с Западом. История трактовалась тенденциозно, только в свете все той же "единственно правильной теории", как борьба классов. В некоторый момент коммунисты поняли, что необходимо поддерживать в народе нравственность, иначе все развалится.

Воровство было очень велико, все "тащили". Некоторых так и называли: "несуны". Народ весело пел песню: "Все вокруг колхозное, все вокруг мое". Не нужно думать, что ужасающая коррупция наших дней возникла только что и сразу. Партия пыталась остановить этот процесс и сочинила жалкий "Моральный кодекс строителя коммунизма", который распространялся с огромной активностью. Это была новая попытка вновь противопоставить партию, как некую, якобы, моральную силу – Церкви. Они хотели показать, что могут обойтись без Церкви. Не удалось. Сейчас этот пресловутый "кодекс" полностью забыт, и сами коммунисты "почему-то" абсолютно не упоминают о нем в своих лозунгах. Теперь все это трудно понять и представить, но так было в течение многих десятков лет.

Однако многие из этих лиц, особенно "технари", были хорошими специалистами, придерживались основных, традиционных нравственных норм, уважали закон, любили свое дело и свое отечество, уважали человека. Нередко им "рекомендовали" вступить в партию. Многие из них почти ничего не знали о репрессиях, которые тщательно и искусно скрывались. Иногда некоторые даже тайно крестили своих детей.

Этот контингент был наиболее широким и массовым в составе партии в послесталинское время и позднее, когда коммунисты объявили, что они – "партия всего народа". Массовость членства была важным агитационным маневром, и в партию охотно вербовали людей с хорошей (по крайней мере, приличной) нравственной репутацией. Именно такие специалисты создавали основные технические, научные достижения советского периода. Но при чем тут коммунистическая идеология?

Разумеется, эти люди, и их дети совершенно не желают принимать на себя ответственность за преступления карательного аппарата ЧК – ГПУ – НКВД – КГБ. Они даже нередко чувствуют себя обиженными, когда начинают бранить ту силу, к которой они (их отцы) вольно-невольно принадлежали. Этих людей легко понять, но разобраться в причинах, движущих силах и следствиях событий, о которых мы говорим, в высшей степени необходимо. Этого требует нравственная честь нашего народа. В противном случае мы можем навлечь на себя повторение пройденного в усиленном режиме, но это рискует быть всеобщим концом.

Вместе с тем хорошо известно, что многие ценнейшие научно-технические разработки принадлежали заключенным. Советская власть активно использовала подневольный труд не только на лесоповалах, но и в секретных лабораториях. И, что удивительно, эти ученые, попадавшие в тюрьмы абсолютно незаконно, и в заключении были патриотами своего отечества.

В послевоенное и послесталинское время Политбюро отчасти меняло свою тактику, довольно изощренно приспосабливаясь к меняющимся обстоятельствам. После войны стало необходимым показать западному миру "советский гуманизм". Однако это не означало каких-то серьезных перемен. Лагерные пункты были переполнены, но открылась Троице-Сергиева Лавра. Возобновились также и некоторые духовно-образовательные учреждения, начиная с Московской Духовной Академии. Однако прием туда был крайне ограничен и жестко контролировался. Храмы, отчасти открывшиеся во время войны, вскоре вновь стали закрывать. Все, без исключения, приходы находились под бдительным наблюдением райкомов.

Во второй половине своего властвования они внешне как будто частично уменьшали свой напор против Церкви и инакомыслящих. Но только внешне. Ослабили они этот свой напор на Церковь не ранее середины 80-х годов потому, что у них постепенно падала активность аппарата. Но прежде всего, у них шаг за шагом утрачивалась опора, потому что народ того поколения терял доверие к коммунистам, видя их подлинные дела. Это и кончилось их крахом.

В общем, реальную историческую ситуацию в Советском Союзе следует преподавать в школах, чтобы молодежь знала все, и хорошее, и плохое о своей стране. Если мы не хотим знать свое прошлое, то у нас не будет и достойного будущего, потому что следует учиться на ошибках, а не прятаться от неприятных воспоминаний.

Что же касается нравственности современного состава, то Ваш вопрос – к ним, а не ко мне.

Предвыборная программа

– Коммунисты в предвыборных обещаниях внушают, что придя снова к власти, они сделают все гораздо лучше, чем сейчас или чем было в СССР. Вы утверждаете, что если дать им волю, то они фактически уничтожат страну. Как людям выбрать, кому верить?

– Любые обещания партии, которая борется за власть, должны быть чем-то подтверждены, иметь какой-то фундамент. Голым обещаниям без доказательств верят, мягко скажем, лишь очень наивные люди. Оказывается, у нас в стране их предостаточно.

Как они могут устроить жизнь лучше, чем в СССР, если это было их государство, где уже они показали свои принципы устройства государства? Следует вспомнить хотя бы, как весь советский период компартия призывала и даже заставляла всех "верить" в какое-то "светлое будущее". Почему же сейчас об этом замечательном будущем они молчат? Ведь не случайно теперь коммунисты нигде ни слова не говорят об этом своем "всепобеждающем учении": сказать-то нечего.

Но при этом большевики – искусные мастера демагогии. Кстати, посещение г-ном Зюгановым святого пояса Богородицы, о чем я говорил в прошлый раз, вполне ясно об этом свидетельствует.

photosight.ru. Фото: Alexander Sidorov

– Если бы коммунисты пришли к власти, то стали бы они выполнять свои обещания – заботиться о благе народа?

– Или снова стали бы сажать людей в концлагеря "как класс" и воздвигли бы гонения на христиан и вообще всех верующих? Они будут делать только то, что они уже делали, потому что иное они не научились делать. Они боролись с Церковью и любым инакомыслием, сейчас они этого делать не могут, но если смогут, то снова будут так же непримиримо и жестоко бороться с "идеологическим противником". У них же не было другой практики.

Имейте в виду, что компартия никогда не управляла без карательного аппарата. Отказались ли коммунисты от карательных органов? Нет, они нигде и ни разу от них не отказались. Значит, сразу будет провозглашена партийная диктатура, как это и было у них всегда, с непременным карательным придатком. Думаю, что тотчас начнется обобществление собственности, начнут опять "экспроприировать экспроприаторов". Ведь г-н Зюганов уже обещал установить "справедливость" и провести национализацию. Но мы знаем, что такое "справедливость" и национализация по-коммунистически – это полное изъятие собственности у всех сословий, с обвинениями в "преступлениях против народа", а затем – "ликвидация как класса".

В работе Ленина "Две тактики социал-демократии" четко указано, какой должна быть тактика для обеспечения полноты власти: сначала в союзе с мелкой буржуазией следует уничтожить крупную буржуазию, а затем – уничтожить эту мелкую буржуазию. Именно этим партия большевиков и руководствовалась, когда захватила власть. Как вам нравится такая тактика? В чем здесь "справедливость"? И уверены ли вы, что ее не применят к вам?

На некотором этапе после гражданской войны был объявлен НЭП. Вы, конечно, не знаете, что это такое: НЭП – это "новая экономическая политика", допускающая временно мелкую частную собственность и торговлю. А завершился НЭП, к вашему сведению, в 1937 году. Ну, хоть теперь, поняли?

А для "своих" вновь возникнут, например, "распределители". А, вы не знаете что этот такое? Это специальные закрытые магазины или даже пункты раздачи качественных продуктов и ценных вещей по низким ценам для номенклатуры, куда допускаются только "достойные". Все это и есть "благо народа". Надеюсь, что ничего этого не будет уже никогда. Впереди будут какие-то другие испытания.

Не игра

– Чем могут быть подтверждены предвыборные обещания, ведь не один Зюганов их дает?

– Эти обещания могут быть подтверждены только правдивыми и достойными делами. В Священном Писании сказано, что судить дерево надо по плодам. Если есть дела, то можно прислушиваться и к словам. Тогда можно смотреть: люди, которые рвутся во власть, могут ли быть честными? Тогда можно посмотреть на их нравственный уровень. Нравственность связана с понятием вечности, то есть с религией.

Если человек принципиально отрицает религию, а также, следовательно, вечность и неизменность нравственных принципов – а именно это характерно для коммунистической идеологии, – то верить им нельзя, что бы они не говорили. Если наши уважаемые сограждане хоть немного интересовались бы историей своей страны, то они бы сами скоро убедились, что коммунистической партии нельзя доверять ни в малейшей степени.

Вообще я думаю, что им сочувствуют из старшего поколения в основном те, кто что-то потерял, а из молодого – те, кто вовсе не знает их подлинного учения, но поддерживает их из духа протеста, достаточно понятного. Таких людей немало.

Замечу, что общее раздражение бездельем и развращенностью современной власти, которая занята исключительно своими собственными денежными проблемами и вовсе не собирается выяснять какую-то там истину, вызывает протестное обращение то к коммунистам, то к каким-то еще неведомым агитаторам. В этой форме проявления протеста есть нечто наивное, и я позволю себе сказать, даже что-то детское, вполне невинное.

Но выбор власти – не игра в песочек. Здесь можно попасть в объятия такого дяди, от которого не вырвешься. Вместе с тем, виден в этом какой-то жест отчаяния. Однако последствия могут быть катастрофическими. Ведь и в 1917 году наш народ был еще более детски наивен, прост и доверчив.

О коммунистах помнят только то, что при них был "порядок". Какими средствами достигался порядок, и каков он был, никто не знает и не интересуется. Но когда в реальности порядок на глазах исчезает все больше и больше, то народ бросается к ним или к кому угодно, потому что людям необходимы порядок и сила, хотя они уже не понимают, с какой силой имеют дело.

Между прочим, как хорошо известно, в 1917 году большевики взяли власть именно потому, что в стране при "демократической" власти Временного правительства царил полный хаос. Ну, сейчас у нас такого хаоса пока нет, однако тенденция есть.

Власть от Бога

– Что же, по Вашему мнению, делать?

– Ну, я, как православный священник могу сказать только одно: нужно больше молиться Богу о ниспослании нашему государству власти достойной, праведной и святой. Это – не чрезмерное прошение. Мы можем и должны, я бы сказал, дерзновенно просить Бога о самом большом даре, а Он волен послать нам этот дар – в данном случае власть – по Своему усмотрению.

Ведь на самом деле суть в том, что есть духовная сущность властвования. Но об этом никто, конечно, не думает. Понятие духовной сущности властвования имеется не только у христиан, оно свойственно вообще религиозному пониманию мира. Каждый христианин должен помнить, что сказал Господь Иисус Христос перед вознесением на небо: "Дана Мне всякая власть на небе и на земле". Для нас это исключительно значимые слова. Источник власти – Бог. Он дает ее кому хочет, но при этом всегда для нашей пользы.

Следует понять, что каждый народ достоин своей власти. Для меня нет сомнения, что коммунисты были посланы нашему народу для вразумления, для исправления наших духовных исторических ошибок – прежде всего безбожия, которое у нас выросло к началу 20 века. Это нисколько не означает, что их следует вновь призывать во власть. Даже ни в коем случае – зачем самим вновь вызывать на себя наказание, которое уже кончилось? Лучше сделать выводы и ошибки не повторять.

Это ни в коем случае не означает, что не нужна общественная активность. Наоборот, она необходима, но следует поступать мудро. Нужны подлинные знания об основных ценностях государства и общества – это, прежде всего, духовное развитие общества во всей его многосторонней сложности, а не только пресловутые экономические достижения, как будто государство – это чья-то фирма, а его руководители – менеджеры.

Мне лично кажется, что именно такое отношение характерно для современных государств Америки и Европы: сколько чего произвели и сколько продали. И все. Чем такое отношение к государству отличается от коммунистического? Только отсутствием лозунгов о "светлом будущем" и частным практицизмом. Ведь коммунисты тоже говорили об экономических успехах, процветании всего народа и т.д. и т.п. Результат – на лицо. То же самое будет с нами и в наступающем периоде, если не будет подлинных духовных ориентиров, в которых должно быть заинтересовано все общество. Об этих духовных ориентирах должно всерьез заботиться само государство, но свою заботу о сем оно должно проявлять, опять же, мудро, сознавая, прежде всего, ограниченность человека.

Ну, а в плане практической ориентации из двух зол следует выбирать меньшее, хорошенько взвесив и просчитав действия каждой группы после ее прихода к власти.

Власть или порождается самим народом в соответствии с его общим духовным состоянием, или посылается ему со-вне также в соответствии с его общим духовным состоянием.

В большинстве случаев второй вариант посылается в наказание, но есть и положительные случаи. Таковыми является включение и добровольное вхождение в состав Российской Империи целого ряда племен и народов, которых Россия, как подлинно христианская держава, защитила от уничтожения или просветила светом христианства. Эти народы просили хорошей власти, и Бог послал им "белого царя". В этом одна из тайн нашей истории. Больше я таких случаев не знаю.

Но если мы вовсе не просим у Бога достойной, праведной и святой власти, а только посмеиваемся над неудачными действиями или бездействием политиков и их ругаем, то на какую власть мы можем надеяться? Пока мы этого не поймем, мы будем в поисках власти довольно бессмысленно ходить во тьме, натыкаясь на те же грабли, или на новые грабли – это все равно. Не случайно же сказано, что "сердце царево в руке Божией".

О власти должны молить Бога все.

Конечно, безрелигиозному человеку это понять нелегко, потому что он не понимает, что самое главное в данном случае – духовная сущность властвования; но и верующие у нас мало и достаточно формально молятся о власти. Есть специальные прошения в ектениях, но мне кажется, что сейчас этого не вполне достаточно, нужен молебен с прямыми прошениями о праведной и святой власти.

Церковь и политика

– Ваше мнение об отношениях Церкви и политики?

– Церковь вне политики. Она не должна и не может принимать в ней активное участие. Как я уже сказал, она должна усердно молиться о власти, но она не должна опускаться до уровня партийных дел. Она должна будить в сердцах всех людей, независимо от национальности, возраста, взглядов, партийной принадлежности – голос совести, честности, братолюбия и другие добродетели, которые учат нас жить и работать вместе, на общую пользу, независимо ни от каких убеждений.

Слово партия означает часть. Часть не может выполнить задачу целого. Поэтому следование части, даже части истины, не может удовлетворить церковное сознание. Церковь призывает нас свободно следовать целому, а не частям, а целое – учение о вечном Боге, Высшем Разуме, источнике жизни и любви, которое святая Церковь проповедует по всему миру. Только на этой основе возможно содружество и сотрудничество нашего народа, всех народов нашей страны и шире – всего человечества. Это отказ от любых беспринципных позиций, от нравственного релятивизма, от которого предостерегает в своем Рождественском послании 2012 г. святейший Патриарх Кирилл.

Вполне достаточно того, что Церковь учит следованию заповедям – строгим духовным принципам, которые позволяют нам доверять друг другу. А заповеди – это каждое слово Господа Иисуса Христа. Только в таком случае мы можем достичь твердого успеха.

– Еще один вопрос. Отец Александр, Вы священник и искусствовед. Почему Вы занялись этими, достаточно болезненными вопросами?

– Прежде всего, я думаю, что Церковь должна активно реагировать на духовно-нравственное состояние общества, как это всегда и было. В дореволюционное время лучшие пастыри много говорили об опасности материализма. Святой Иоанн Кронштадтский предупреждал: если народ не покается, придут кровавые тираны.

Так и произошло. Много внимания этому уделяли такие замечательные деятели и подвижники, как митрополит Киевский Владимир (Богоявленский), митрополит Макарий (Невский), протоиерей Иоанн Восторгов и другие. В советское время Церковь находилась в полузадушенном состоянии, и голос Церкви был просто запрещен, но теперь все мы должны громко говорить о неправде мира и предупреждать обо всех опасностях народ, когда он их не видит или видит недостаточно. Иначе вновь будет поздно.

Вообще говоря, я всю жизнь занимаюсь разными вопросами церковной истории, читаю лекции. В частности, мне довелось составлять житие святого митрополита Владимира (Богоявленского) к его канонизации. Еще в 1900-х годах он говорил (в 1906 году) о растущей опасности развивающегося революционного движения и ответственности духовенства: видя "все более и более усиливающуюся борьбу между правдою и неправдою, законом и беззаконием, между фальшью и чистою истиною, Церковь не должна, не вправе оставаться постороннею зрительницею".

Чтобы остановить опасность, нужны активные деятели, носители духа Церкви, которых было мало. "Наш народ алчет и жаждет таких людей, – говорил св. митрополит Владимир, – от которых он получает впечатление, что они любят народ. Воспитать таких именно людей, которые любят народ, не есть ли это самая святая задача Церкви". Он же указывал на религиозную природу этого антихристианского движения. В начале 1918 года митрополит Владимир был убит красными.

В наше время вновь мы видим глубочайшую путаницу в сознании людей. Что делать? – Ответ один: "Жатвы много, делателей мало. Молите Господина жатвы, да вышлет делателей на жатву свою".

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Протоиерей Александр Салтыков

сюжеты:

Роль религиозного фактора на выборах в России

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

10.03.2024

Щипков. "Путин. Россия как семья"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 299

03.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 1 / Генезис"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 298

01.03.2024

Непонятый Булгаков, или Информационная война против русской классики
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

25.02.2024

Щипков. "Путин и Русский мир"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 297

18.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 2"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 296

15.02.2024

Путин Западу: "Душу никому не удастся разделить". В чём духовное единство народов исторической Руси?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

11.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 1"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 295

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты