поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
25 января 2012  распечатать

Михаил Устюгов

Священник Георгий Митрофанов: "Когда меня положили в купель, я смеялся"

Источник: Крестовский мост

Отец Георгий Митрофанов – историк, философ, публицист, автор книг и статей, которые нередко вызывают споры. Он против попытки примирения с советским прошлым. Он уверен, что каждый из нас должен сделать выбор: наследником чего он является – богоборческой "совдепии" или православной России? Мы попросили его рассказать о себе, своём пути к служению в Церкви.

Cмерть бабушки приблизила к вере

Родился я в Ленинграде в 1958 году, мама – библиограф, отец – капитан 1-го ранга, фронтовик. Моё крещение могло стоить ему карьеры, поэтому крестили меня в Гатчине, в храме Святого апостола Павла. Говорили, что, когда меня погружали в купель, я смеялся. Ровно через 30 лет я был рукоположен в священники там же, где был крещён.

Жили мы в коммуналке. Родители вскоре расстались. Играя во дворе, я слушал беседы моей бабушки с другими старушками, часто вспоминавшими дореволюционное время. Бабушка всю жизнь пронесла глубокое чувство к своему жениху, капитану армии Деникина Ивану Георгиевичу Муромцеву, погибшему в 1919 году. Её рассказы наполняли мою душу удивительным ощущением: словно я живу в городе, который был создан для других людей, но их уже нет, и это место занял кто-то чужой... Моя школа до революции была коммерческим училищем. Старые наглядные пособия с надписями по-латыни, добротные парты, медные ручки – всё напоминало о другой России, которую у меня отняли.

Когда наш класс принимали в комсомол, я испытал серьёзный кризис. Бабушка утешала, говорила, что все мы вынуждены жить двойной жизнью... Стыдно вспомнить: вспылил в ответ, заявил, что она предала память своего жениха.

Я не доверял учителям, пытался всё понять по-своему. Смерть бабушки приблизила меня к Церкви. Дома у нас были Новый Завет и переписанные её рукой молитвы. С 15 лет для меня началась церковная жизнь, на ощупь, с переживаниями, сомнениями.

Я всегда ненавидел партию

После университета стал готовить диссертацию об экономических взглядах кадетов. Но для успешной защиты нужно было вступить в КПСС – мне это казалось невыносимым! Отправился в Ярославскую область к архимандриту Павлу Груздеву – исповеднику, прошедшему застенки и лагеря. Он сказал: "Ко мне приезжают самые разные люди, в том числе коммунисты. Они бывают очень хорошие, в Бога веруют... Христианину можно всё! Ты можешь вступить в партию! Но подумай: нужно ли тебе всё это?"

Этот подлинно народный пастырь указал мне на самое главное: христианство – религия свободы. Свободы, которая в конечном итоге даёт тебе возможность отбросить то, что является ложью, как бы это ни казалось важным и значимым для благоустройства, самореализации, карьеры.

После той встречи я вышел с твёрдой мыслью: не нужно мне ни лживой советской исторической науки, ни карьеры, ни партии, которую я уже многие годы ненавидел! Не нужно мне этого!

В итоге решил поступать в духовную семинарию. Был большой риск, что уполномоченный по делам религий не допустит мою кандидатуру. Тогда бы я оказался вообще не у дел, поскольку вернуться к занятиям наукой мне бы не позволили. А дома жена с маленьким сыном... Я советовался с ней. Она поддержала моё желание поступать.

Всё оказалось проще, чем я ожидал. Но вскоре поздним вечером последовал телефонный звонок домой – приглашение встретиться с сотрудником КГБ в машине, которая подъехала к моему дому. "Вы остаётесь советским гражданином, – сказали мне. – Поэтому с вами будут встречаться. Но вы об этом не должны никому сообщать". А встречи позволят мне успешнее реализовать себя в Церкви...

Не будучи героем, я почувствовал, что это момент принципиальный. И сказал, что для меня есть серьёзная нравственная проблема: "Что ж, я на исповеди даже не должен об этом говорить?!" Сотрудник КГБ посмотрел на меня оценивающим взглядом и сказал: "Есть вещи, о которых и на исповеди не говорят". На том расстались.

Этот маленький опыт был дан для того, чтобы я смог представить, какой же ужас сопровождал вроде бы официально разрешённое служение в храмах. Вот откуда во мне удивляющая некоторых ненависть к коммунизму – за этим стоит боль за Церковь.

Мы – худшие, которые выжили

В 90-е годы происходило, как мне тогда казалось, новое Крещение Руси. Позже я понял, что народ в значительной мере перестал быть православным, что он и не был таким уж глубоко православным, раз допустил 17-й год и все последующие события. Что Церковь наша несла в себе очень много проблем, которые мешали должным образом воспитать своих пасомых. Конечно, лучшие пастыри были во все времена, но было немало и худших. А с приходом к власти большевиков погибали прежде всего лучшие. А худшие старались, наоборот, выживать.

Так что как в стране в целом, так и в Церкви, в духовенстве – лучшие погибли, а худшие остались. И вот мы – те самые худшие, которые в меру своих сил должны пытаться всё-таки что-то сделать. Хотя это очень нелегко.

Уже с середины 90-х годов я стал приходить к выводу, что историческая Россия невосстановима, что мы её потеряли навсегда. И сейчас, когда на наших глазах рождается уже не постсоветская, а "построссийская" Россия, единственное, что стало для меня как для христианина, священника, историка главным, – это именно созидание Церкви. Чтобы она не потеряла самоё себя, не превратилась в ритуальную обслугу. Она последняя опора подлинно русской, да и вообще подлинной жизни, и её надо укреплять, защищать, не давая перестать быть Церковью Христовой.

5 фактов о протоиерее

Георгии Митрофанове

1 Живёт на окраине Петербурга, ездит на метро

и маршрутке, ни автомобиля, ни дачи никогда

не имел.

2 С 1993 года входит в Синодальную комиссию

по канонизации святых.

3 Автор первой монографии по истории Церкви

в начале ХХ века.

4 Жена Марина Александровна – выпускница университета – посвятила себя детям.

5 Служил панихиды по генералу Власову,

что вызвало немало споров.

СМ.ТАКЖЕ

персоналии:

Протоиерей Георгий Митрофанов

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

05.06.2020

Улица протопопа Аввакума появится в центре Казани

В Сумской области раскольники попытались силой и угрозами заставить общину канонической Церкви перейти в "ПЦУ"

04.06.2020

РПЦ: в Москве увеличилось число запросов на помощь в службу "Милосердие"

Более 40 участков в новой Москве отведены под строительство храмов

Новый вариант антиэкстремистской стратегии открывает дополнительные возможности для религиозных вузов – религиовед

Храмы Северной столицы открываются для прихожан с 5 июня

В Винницкой области рейдеры из "ПЦУ" повесили замки на храм, в котором молились прихожане

03.06.2020

Состоялся cобор Эстонской Православной Церкви Московского патриархата

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

04.06.2020

Русская народная линия:
"Ни богословия, ни ру"
Профессор Алексей Иванович Сидоров о научной квалификации прот. Павла Великанова

14.05.2020

Царьград.ТВ:
Михаил Тюренков
"Wi-Fi-причастие" по-украински: В чём опасность либерального "COVID-богословия"

10.05.2020

Официальный сайт Московского Патриархата:
протоиерей Димитрий Сазонов
Тактика лояльности и сопротивления: как будущий Патриарх Пимен управлял Костромской епархией

09.05.2020

Журнал "Международная жизнь":
Протест католических епископов и ученых

05.05.2020

ПЕRЕВОДИКА:
Ален де Бенуа
Коронакризис – это не конец света, это конец целого мира

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты