Епископ Игорь Князев В гостях у Лавры... Как лютеранин учился у преподобного Сергия Источник: Bazniica.info Епископ Северо-Западного Церковного Округа Евангелическо Лютеранской Церкви Аугсбургского Исповедания Игорь Князев учится на Высших богословских курсах при Московской Православной Духовной Академии. Публикуем заметку, где он делится личными студенческими впечателениями и наблюдениями.
Колокольню Троице – Сергиевой Лавры видно издалека. Подъезжаем к городу с восточной стороны, останавливаемся у гостиницы. Все, сессия началась. Поселение в гостиницу у меня ассоциируется с началом сессии, наверное, так отложилось в памяти с первого посещения Лавры три года назад. Помню, тогда меня просто поразило отсутствие в номерах телевизоров и даже радио. Я на это никак не рассчитывал, и в первые дни, было тяжело привыкать, что связь с миром только через ноутбук. Но потом как-то привыклось, вроде и потребность в новостях стала меньше, и появилось ощущение того, что пока ты в Лавре, ничего серьезного и важного ни в стране, ни в мире не происходит, а все события начинаются с твоего возвращения домой.
Итак, заселение, раскладка вещей и в учебный корпус. Здесь регистрация, получение бейджика, расписание, встреча с одногрупниками и старыми знакомыми. Конечно, шоппинг – экскурсия по книжным магазинам Лавры. Их здесь два, с потрясающим набором книг на все вкусы и запросы, и конечно, по таким ценам, что хочется купить все книги сразу. Помню, как после первой сессии я увозил с собой огромный чемодан книг, некоторые из которых, правда, до сих пор не удалось прочитать. Каждый раз гордо созерцая книжные полки в кабинете, я себе даю обещание, что уж на следующей неделе обязательно прочту. Сейчас запал уже не тот (пятая сессия, все-таки), но все равно пакет увесистый. Вот собственно, и все дела первого дня, все важное начинается завтра, с 8.30, а теперь есть время погулять, спокойно поужинать и почитать конспекты к первому экзамену.
Утро первого дня – все началось. Теперь на десять дней ты студент, волнующийся за свои оценки, следящий за настроением преподавателя и с жаром обсуждающий вопросы и истории по теме: "Как предыдущая группа сдавала ему (преподавателю) экзамен!".
Истории всегда страшные, рассказ независимо от предмета обязательно включает такие подробности как: "...очень злой, списывать не дает, вообще все по билетам, одну девочку выгнал, реферат не зачел, ставит двойки, ничего не объяснишь и т.д.". Рассказы вызывают живейший отклик всей группы, начинаются прогнозы, предположения. Оптимисты сразу предлагают вместе помолиться об успешной сдаче экзамена. Пессимисты не возражают открыто, но углубляются в конспекты и, судя по лицам, серьезно задумываются о написании шпаргалок.
Это картина вечная. Наверное, везде, где есть студенты и всегда во время сессии эти разговоры главные, не зависимо от возраста и образования, которое ты получаешь.
Суетишься с тетрадками, перекладываешь листочки, получая какое-то необъяснимое удовольствие от всего происходящего. Или вернее объяснимое, но именно это объяснение ты не хочешь сам себе давать. Оно очень простое –ты снова молодой, опять студент, тебе опять девятнадцать лет, ты зубришь, волнуешься, подсматриваешь в конспект, тебе снова все интересно, и у тебя впереди прекрасное время – "вот, когда я закончу учиться".
Ты забываешь, что тебе уже скоро 45, что у тебя два высших образования и ученая степень, что это время у тебя уже давно позади, ты уже давно не подающий надежды, а тот, от которого ждут решения проблем и помощи, что ты сам преподаешь, и что у тебя уже не так много чего впереди. А еще ты епископ лютеранской церкви, протестант, который получает богословское образование в самом сердце православной России. Но, про все это ты вспомнишь потом, через неделю-другую после того, как сессия кончится, а пока ты весь в мечтах о своем прекрасном будущем, путь к которому лежит через удачно вытянутый билет (который ты как раз и знаешь), хорошее настроение преподавателя и зачет автоматом за хороший реферат.
Кстати, это очень нужный опыт, который я бы советовал приобрести, всем, кто преподает и учит. Чрезвычайно полезно из-за кафедры переместиться на студенческую скамью, и посмотреть на привычное с другой стороны. Особенно, перейдя серединный рубеж своей жизни (имею в виду 35–40 лет). Возвращаясь потом на преподавательское место, смотришь на аудиторию совсем другими глазами.
Первый экзамен, потом зачет, лекции, круглые столы, встречи, беседы. Все идет своим чередом, все укладывается в ткань студенческой жизни. Понемногу втягиваешься в режим и расписание, настраиваешься, как говориться, на "нужную волну" и дальше все идет своим чередом.
Открытие дня – история Уточной (Птичьей) башни Лавры. Самая близкая к центру города башня Лавры носит такое название из-за утки на флюгере. Когда смотришь на стену лаврской ограды, понимаешь, что в архитектуре ансамбля, этот шедевр, что называется, стоит особняком. Но раньше вопросов не возникало ну другая архитектура, и ладно, мало ли таких случаев. Но вот история этой башни оказалась очень интересной.
Оказывается, Петру первому во время его пребывания в Амстердаме очень понравилось здание городской ратуши. По возвращении домой, Петр не придумал ничего лучше, как встроить такого же стиля башню в лаврскую стену. Это кстати, очень показательный пример. Реформатор Петр, искренне верил, что можно модернизировать страну, изменить ее механистическим перенесением западных технических достижений. Проще говоря, закупить токарные станки, и Россия станет Европой. То, что к этим токарным станкам полагается еще история, другой образ жизни, другая традиция, Петр не считал важным. Такой технологический подход. В истории с амстердамской ратушей этот подход очень ярко видно. Понравилась царю ратуша – построю такую же в России. Но в ратуше Амстердама заседал бургомистр и депутаты, это была реальная городская власть, городское самоуправление. То, до чего мы в России не дожили до сих пор. Так вот, мне депутатов и самоуправление не надо, я ратушу построю, но на ратушу денег не хватит, тогда хоть башню. Очень напоминает нашу сегодняшнюю модернизацию с ее компьютерами, установив которые в чистом поле власть опять выдает это за путь в Европу. Все какими-то пришлепками, брошками.
Такая брошечная модернизация. Прилепить блестящую штучку к старому платью, и выдавать его за новое. Ну, это впрочем, так, лирическое отступление, вообще царь Лавру очень любил, и наверняка хотел сделать как лучше.
Преподаватели курсов – тема отдельного разговора. У всех высочайший уровень. Ученые степени, масса научных работ, годы служения. Годы, десятилетия, монастырской жизни и пастырской работы. Слушая их, работая на занятиях, не перестаешь удивляться тому, что на самые сложные вопросы есть четкие и понятные ответы, все противоречия объяснимы и разрешимы. Секрета тут никакого нет, богословие нельзя изучать просто как науку, оно открывает себя только тем, кто ищет Бога, кто имеет веру.
Недостаточно просто выучить параграфы догматики или церковной истории. Они, что называется, должны "пройти через тебя", только после этого появится правильное и четкое понимание богословских истин, и никак иначе. А для этого нужно любить то дело, к которому ты призван, любить свою страну и народ. Тогда все, слившись вместе таинственным образом, дает тебе то неповторимое состояние души, когда ты чувствуешь себя единым целым с Богом и людьми. Ты понимаешь, что даже если сделаешь все, что задумал, это будет бесконечно мало и совсем незаметно, это не изменит ничего вокруг. И это тебя совсем не расстраивает, потому, что ты знаешь главное – это изменит самого тебя, ты станешь другим и именно в этом и будет исполнением того, к чему призвал Христос. Этот очень важный переход сознания произошел у меня не так давно. Сначала, главной целью виделось – изменить мир, изменить людей вокруг, сделать то и это, построить, собрать, зарегистрировать, провести. Но это бесполезно, если теряешься ты сам, если это не меняет тебя, если во всем этом нет нового тебя, меняющегося вместе с тем, что ты делаешь.
Невольно испытываешь чувство разочарования от того, что эта сокровищница богословия доступна очень немногим. Несколько сотен человек учиться на курсах, в Академии, семинарии, пусть даже несколько тысяч. Понимаешь, как мало для нашей огромной и разгромленной атеизмом страны. Здесь, в Лавре, наверное, должны учиться десятки тысяч студентов. То, что сосредоточено здесь, так нужно государственным деятелям, политикам, бизнесменам, представителям всех групп общества. Находясь здесь ты понимаешь, как необходимо масштабное духовное и религиозное просвещение нашей стране.
Лекции и семинары, консультации и экзамены, разговоры с преподавателями и обсуждение самых сложных тем. Большое внимание и духовной жизни студентов. Много духовных встреч, показ фильмов, обсуждение книг. Молитва, духовная сосредоточенность. Все идет как бы само собой, совсем не требуется твоих усилий, можно, как говорится "плыть по течению".
Часто меня спрашивают, как я себя чувствую в Лавре, не обижают меня инославного? Отлично чувствую. Никаких проблем нет и не было. Здесь искренне верующие люди, прекрасные преподаватели, мы находимся в духовном центре православия. Какие проблемы могут возникнуть у христианина в такой ситуации? Никаких. К тому же у русского и гражданина России, никаких точно. Это и моя история, и мой народ и моя страна. Проблемы возникли бы у тех, кто очень хочет быть в России иностранцем, кто из кожи вон лезет подчеркнуть свою истинную "немецкость", "эстонскость", "истинную лютеранственность". У тех, для кого мы люди второго сорта, какие-то русские лютеране. Странные, по их мнению, не хулим Россию и ее народ, не падаем ниц перед каждым западным проповедником. Но так относятся к своей стране и в Европе и в США. Там также открыты для всех, уважают других, но при этом патриоты своей страны. Я много и подолгу бывал на Западе, даже удалось поучиться там. Так вот, настоящая любовь к Родине и патриотизм везде одинаков. И очень глупо на этом фоне выглядят наши "истово-истинные самые протестантские протестанты", которым очень хочется быть иностранцами в собственной стране.
А учеба идет. Темы разговоров на переменах уже поменялись, теперь главное – кто и что как понял, вопросы канонов, толкования Священного Писания, христианской жизни, это занимает все наше свободное время. Уже где-то внутри появилось понимание того, что скоро все кончится, скоро домой, разъедемся почти на полгода. Но эта мысль еще где-то далеко, она еще только проскакивает в голове на миг, и ты ее отгоняешь, чтоб не нарушить своей установившейся гармонии с миром и с самим собой. Это прекрасное ощущение собственной целостности сохранится месяц – два максимум, затем за хлопотами начнет потихоньку растворяться. Но уже в апреле мы начнем считать дни до следующей сессии, ждать, когда же опять в Лавру, за много дней до начала переживать встречу с Лаврой в себе самом, размышляя о том, что даст тебе новая встреча и как она еще чуточку изменит тебя.
Студенческие хлопоты подходят к своему финалу. Сдано все, что должно быть сдано, получены и горячо обсуждены новые задания, пора собираться. Пройдет немного времени, и мы начнем скучать по Лавре, через месяц-другой поглядывать на календарь в ожидании новой сессии, потом считать дни до начала занятий, после будет новая встреча и все повторится снова.
|