Максим Сидельников Времена не выбирают? Слова Патриарха о 90-х разволновали "Новую газету" На днях "Новая Газета" опубликовала любопытную заметку о встрече лидеров религиозных конфессий с Владимиром Путиным. Из всей довольно длинной беседы за круглым столом "хроникеров текущих событий" заинтересовал лишь один человек – Патриарх. Вопреки наличию представителей еще нескольких конфессий.
Горите вы огнем, многоконфессиональность и плюрализм? Нет, конечно. Журналисты – люди политкорректные. Просто у них есть маленькие слабости. Например, повышенный интерес к словам Патриарха. А еще особая любовь к теме 90-х. А ее-то, как на грех, и озвучил Патриарх Кирилл. Ясное дело, все прочие темы блекнут, когда эта на повестке дня. Тут уж не до реституции и даже не до преподавания основ мировых религий в школах.
Зрить надобно в корень. "Девяностые" это их все.
Что же такое сказал патриарх, что "Новая газета" так разволновалась?
Да просто-напросто напомнил: если мы не избавимся от наследия нашей совсем недавней истории и не изменим нравственный климат в стране, государственность может оказаться в руинах. "Нравственный императив" Патриарха – мысль, в общем-то, неизбежная. Ее мог бы озвучить кто-то другой. Но не прозвучать она не могла: исторического времени для разворота к цивилизованной национальной политике осталось очень мало.
Но в ответ мы видим обвинительные речи в адрес самого патриарха. Старывй трюк. Мол патриарх сам обогатился в эпоху ваучерной экспроприации на "4 миллиарда". Удивительно, до какой степени безответственными могут быть заявления некоторых авторов. Почему не 4 триллиона? Или автор статьи может предъявить справки из Налоговой инспекции? А если нет, как собирается опровергать возможный иск о клевете?
На самое грустное, конечно, не это. Допустим, что некий нынешний олигарх приобрел в 90-е большие куски партийной собственности, монетизировал номенклатурные льготы или еще как-нибудь преуспел. А потом приумножил неправедные богатства неправовым путем. По этому поводу стоит писать нервические заметки или все-таки надо требовать системного расследования этого и подобных "эпизодов"? Очевидно, второе. Раздел советского имущества бывшей номенклатурой и новой элитой общество все равно не признает. Легитимных крупных собственников в России не было и нет.
А что же критики патриарха? О нет, вы чего-то не поняли. Их это положение вполне устраивает. 90-е – их стихия и историческая родина. Для них только одно крайне огорчительно – что кто-то, а тем более Патриарх, вообще поднимает данный вопрос. Они готовы простить ему несуществующие миллиарды – лишь бы он не высказывался на эту неудобную тему.
А ведь, на минуточку, такая логика – как раз оттуда, из 90-х. Это логика круговой поруки и заговора молчания. Все были, видели, знают. Никто ничего не говорит. Логика, прямо скажем, "братковская".
Что еще сказать? Есть такое интеллектуальное увлечение: люди собираются, одевают костюмы какой-нибудь эпохи, и некоторое время живут жизнью своих предков. Ходят в кольчугах, бьются на мечах или на шпагах. Ужасно увлекательное занятие. Правда, некоторые остаются в любезной сердцу эпохе навсегда... И их приходится разубеждать медицинским работникам.
Примерно такую же ситуацию мы наблюдаем в исполнении "Новой газеты". Только ее сотрудникам, наверное, хочется играть в "Бригаду". А что в итоге? Церковь и народ с одной стороны, и господа исторические реконструкторы с другой, живут в разных эпохах. Мы в 2012-м. Они в 1992-м. И хотят, чтобы мы совершили эдакую историческую эмиграцию. Вернулись на 20 лет назад.
Смириться с наличием людей с другой исторической "пропиской", к которым относится, в частности, патриарх Кирилл, им почему-то неимоверно трудно. Все должны быть их современниками – не в календарном, разумеется, смысле, уверены они. Все должны быть повязаны одним временем.
Этого не будет. Мы возвращаемся в текущую эпоху навсегда.
|