поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
22 февраля 2012  распечатать

Елена Павлова

Власть церкви или церковь власти?

Источник: Караван+Я

Накануне выборов один из самых вероятных претендентов на пост президента РФ – Владимир Путин – встретился с лидерами религиозных конфессий. Он призвал низко поклониться иерархам Русской Православной Церкви , заявив, что государство в долгу перед церковью . На встрече были затронуты проблемы взаимоотношений государства и церкви . Одним из приглашённых был митрополит Русской православной старообрядческой церкви митрополит Корнилий, имевший в заключение встречи беседу с глазу на глаз с премьер-министром

Эта встреча вызвала массу откликов и бурную реакцию интернет-сообщества. Отклики были не всегда положительные, потому что многим показалось, что религиозные лидеры с пиететом отнеслись к встрече с премьером: так много было сказано ими лестных слов в адрес кандидата в президенты. Наверное, единственный человек на этой встрече – руководитель РПСЦ – всё время сидел молча (и это вызывало некоторое недоумение), в конце встречи он подошёл и что-то сказал Путину один на один.

О чём говорил глава старообрядческой церкви с Владимиром Путиным и какова роль религии в современном обществе, беседуют главный редактор газеты "Караван+Я", политолог Геннадий Климов и редактор информационного отдела РПСЦ Глеб Чистяков.

ЧТО СКАЗАЛ МИТРОПОЛИТ?

Геннадий Климов: Итак, что же произошло между Путиным и вашим митрополитом? И второй вопрос, как ты оцениваешь религиозную ситуацию, сложившуюся в настоящее время в нашем обществе?

Глеб Чистяков: Это первая встреча в таком формате, когда лично Владимир Путин пригласил представителей всех основных конфессий. Почему нельзя было этого сделать раньше? Думаю, можно было бы, и не только перед выборами. Думаю, такие встречи могут происходить хотя бы раз в год. Я считаю, что, если власть действительно заинтересована в каком-то духовном оздоровлении ситуации в стране, она должна не только перед выборами встречаться с религиозными деятелями, а на регулярной основе, и не только с лидерами конфессий, а с какими-то известными фигурами богословских кругов, представителями мирян.

Что касается самой встречи, почему молчал митрополит Корнилий? Во-первых, митрополит пришёл послушать, а что скажет власть, какие предложения выскажет Путин о религиозной, духовной ситуации в нашей стране. Я думаю, не всегда полезно присоединяться к общему хвалебному хору, а надо просто послушать то, о чём говорят высшие лица. Тем более что они часто не требуют никакого особого чинопочитания в свой адрес, а просто хотят донести до религиозных и иных деятелей своё мнение. Я не знаю точно, о чём говорили Владимир Путин и митрополит наедине, а говорили они довольно долго. Знаю только одно, что митрополит Корнилий пригласил приехать Владимира Путина в центр старообрядчества – на Рогожскую в Москве. Потому что премьер-министр и нынешний президент Дмитрий Медведев побывали во всех конфессиях, а одна из наших старейших конфессий – старообрядчество – осталась в стороне.

РУССКАЯ ДЕМОКРАТИЯ

Геннадий Климов: Я хотел бы объяснить, что такое РПСЦ. Русская православная старообрядческая церковь – та церковь , которая была в России изначально. Она была расколота во времена патриарха Никона. Это небольшая Церковь , в ней трудно состоять современному человеку, вовлечённому в нынешний динамичный темп жизни. Ему трудно перенести то количество молитв и постов, установленное в церкви . Но есть люди, которые посвящают себя этому, и это их осознанный выбор. И то, что руководители нашего государства не замечали Старообрядческую церковь до сих пор, неправильно. В настоящее время установился негласный мир между руководителями РПЦ и РПСЦ, некоторые называют старообрядческую церковь идеологическим центром православия, который следит за чистотой веры. Потому что это истинная русская православная церковь .

Глеб Чистяков: С другой стороны, хочу сказать, что наряду с традициями, сложными обрядами со сложной всевозможной символикой в старообрядчестве есть вещи парадоксальные, которые не согласуются с нашими сегодняшними представлениями. Мы привыкли относиться к русским как к народу, почитающему только царя. Не важно кого, Рюриковичей, Романовых, Ленина, Сталина, Брежнева, Ельцина, Путина. Русский народ привык к авторитарному руководителю.

А вот в старообрядчестве, как ни странно, веками склоняются к демократической традиции, которая идёт не только из древнехристианских времён, но и является частью российской истории. Псков, Великий Новгород и масса других городов в древние времена имели вечевую демократию. И традиции этой вечевой демократии до сих пор сохраняются в старообрядческой церкви . В старообрядчестве епископы избираются не узким кругом на Синоде, а общесоборным голосованием. Ежегодно собираются освященные соборы, которые можно сравнить с собранием народных депутатов. Практически от каждой общины церкви выдвигается по два делегата: священник и мирянин. Поэтому все прослойки гражданского общества присутствуют на этих соборах. Там выбираются епископы и ставятся разные вопросы. Казалось бы, старообрядцы – такая замкнутая конфессия, и вдруг в ней существует такой демократический способ управления.

Геннадий Климов: Мы живём во многих иллюзиях, в том числе есть иллюзии искусственно нам навязанные, что русский народ склонен, чтобы им управлял деспот. На самом деле это противоестественно для русского человека, если взглянуть в глубину истории. Я изучаю все религии и пытаюсь найти в них общее. Если взять буддизм, там чётко написано, как была устроена общественная машина во времена потопа. Ной с его ковчегом – это образ, а на самом деле был какой-то остров, который остался во время затопления Евразии. Судя по всему, по описанию буддистских книг, первый центр спасения был в верховьях Волги, второй – в верховьях Енисея, на месте современного Красноярска. Индо-европейская цивилизация пошла с Валдайского центра.

Во время потопа там сформировалось общество на основе "варов". Там не было высшего руководителя, были мудрецы, священники. Местные цари не принимали никаких важных решений, не посоветовавшись с сословием мудрецов. Причём сами воины со временем уходили в леса и становились старцами. И эта традиция сохранялась до русских князей. Некоторые князья в старости уходили в монастыри. Была прописанная система отношений, когда человек был сначала шудром, потом становился работником, потом князем, потом становился мудрецом. То есть демократические основы заложены в нашем ментальном коде. Мало того, эта ситуация периодически повторяется на Руси.

В 2009 году здесь, под Тверью, в Савватьево, обнаружили мощи святого Савватия. Имя этого человека связано с религиозным спором, который произошёл в Византии о Фаворском свете. Может ли человек увидеть Фаворский свет на земле? Увидеть Бога? Пришли к решению, что может. Но что под этим понимается? Наверное, не просто свет. Это человек приходит в такое состояние, когда он начинает ощущать Бога вокруг, ощущать биосферную систему и себя в ней. Это состояние достигается определёнными молитвами. Старцы уходили в пещеры и там достигали этого состояния. И становились нестяжателями.

Глеб Чистяков: Первое условие – освободиться от всех мирских помышлений, забот, чтобы молитва могла как-то воздействовать.

Геннадий Климов: Уже в XV веке "заволжские старцы" расселились до самого океана. Потом началась борьба стяжателей с нестяжателями.

Глеб Чистяков: И в XV веке, и позже церковь никогда не оставалась вне жизни страны; и епископы, и иноки, и монахи свободно говорили в лицо правду царям.

Геннадий Климов: "Заволжские старцы" были совестью нации, они писали письма царю, и царь вынужден был их слушать.

Глеб Чистяков: Монашество прирастало работой. Пётр I стал разорять монастыри, потом это дело продолжила Екатерина, и монахи стали одной из социальных групп общества. В древности же у них был особый статус, который позволял им в лицо Ивану Грозному бросить обвинение, любому князю сказать, обличить его или дать какой-нибудь совет. К сожалению, позже это ушло, и сейчас духовных авторитетов у нас как таковых нет.

НРАВСТВЕННОСТЬ ВО СПАСЕНИЕ

Геннадий Климов: В обществе исчезает мораль и нравственность. Путин говорит про судебную реформу. Мы знаем, как работают наши суды. Всё решается в кабинете федерального инспектора, где садятся прокурор, главный судья, начальник ФСБ и милиции во главе с губернатором, и, как губернатор скажет, так и осудят. И систему эту нельзя изменить. Всегда рядом с формальным правом существуют нравственные установки общества, которые укоренились в душе судьи, прокурора. Но эти нравственные установки формирует церковь . А сегодня церковь сама демонстрирует, что она стоит в униженном положении относительно потенциального царя – и не несёт эту нравственность? В результате ни одна из конфессий не выполняет свою миссию, и это губит нацию, губит государство и заводит нашу цивилизацию в тупик. Это надо менять.

Глеб Чистяков: Надо, чтобы религиозные лидеры на встрече с первыми лицами государства не только хвалили за заслуги, а поднимали более глобальные проблемы, которые беспокоят всё общество, вопросы самого существования общества как такового.

Геннадий Климов: Был период, когда претензий к Путину не было. В Чечне победил, бандитизма стало меньше, экономика поднялась, накопил резервы – более или менее пережили кризис. Но параллельно в обществе властвовала безнравственность на всех уровнях. Не может быть в России аморальной государственной политики, а она такова. Не может быть в России аморального государственного телевидения, а оно таково. Почему в течение всего этого времени ни один религиозный лидер не пришёл к Путину и не сказал: надо что-то делать, дальше так жить нельзя, иначе мы загубим нацию. Но ни один из них этого не сделал. И это говорит о том, что что-то у нас не в порядке.

Глеб Чистяков: Я знаю, что в некоторых слоях духовенства начали появляться личности, имеющие авторитет не только как персонажи богослужения, которые имеют авторитет духовных наставников. Они устали ждать, что что-то изменится сверху в вопросах нравственности, и пытаются на местах всё изменить за счёт своих, пусть небольших, возможностей.

СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

Старообрядчество в России и мире

Встреча Владимира Путина с религиозными лидерами России

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

28.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 8 / Русофобия"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 306

25.04.2024

Может ли гениальный физик-математик быть грубым и некультурным человеком? Обучение равно воспитанию?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты