Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_92752.html


22 февраля 2012

Пущаев Юрий

5 вопросов о революции и патриархе

Источник: http://www.foma.ru/article/index.php?news=6889 Фома

В феврале 2012 года отмечается 20-летие со дня обретения мощей Патриарха Тихона. Святитель был избран первым Предстоятелем Русской Церкви после двухсот лет синодального (фактически прямого государственного) управления ею. Случилось это в ноябре 1917 года. Почти сразу после этого ему пришлось столкнуться со стихией революции. О том, какую позицию он занял и куда вел Церковь, "Фома" побеседовал со старшим научным сотрудником Института всеобщей истории РАН, историком Алексеем Бегловым.

1. Как Патриарх Тихон относился к большевикам, менялось ли его отношение к новой власти?

– Cуществует большая разница в официальной позиции Церкви по отношению к большевикам до разгона Учредительного собрания в январе 1918 года и после него. Дело в том, что переворот в октябре 1917 года не воспринимался как радикально новое событие до тех пор, пока оставалась вероятность созыва и нормальной работы Учредительного собрания. Ведь именно оно должно было стать тем законным и легитимным органом власти, которое должно было определить политическое будущее России и форму ее устройства. После разгона Собрания отношения резко обострились. Тем более что в январе 1918 года был издан и декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви.

Этот документ был воспринят как кощунственный акт, поскольку, среди прочего, предусматривал национализацию храмов, то есть фактически изъятие их у верующих. Реакция проходившего тогда Поместного собора и Патриарха была крайне жесткой, они фактически призвали к акциям гражданского неповиновения. Вместе с тем нужно отдать должное мудрости священноначалия Русской Церкви, поскольку Церковь сразу же дала понять, что она готова к переговорам с властью по поводу этого декрета. Церковь просила создать комиссию, в которую вошли бы ее представители, и которая вместе с новой властью отредактировала бы этот декрет. То есть Церковь хотела диалога.

В том же 1918 году Патриарх Тихон в одном из своих воззваний категорически осудил Брестский мир, который отдал в плен значительную часть православного населения, ведь Германии отходили Украина и Крым, а также вся Прибалтика. А осенью 1918 года Патриарх так же резко осудил начавшийся красный террор.

1919 год – это самый активный год Гражданской войны. Здесь Патриарх Тихон проявил пастырскую мудрость. Выступления этого времени содержали критику и противников большевиков, например, он осудил совершавшееся ими насилие в отношении мирного населения и еврейские погромы. А осенью 1919 года Патриарх прямо призвал паству и пастырей воздерживаться от политики и занять нейтральную позицию.

2. А как будущий Патриарх Тихон встретил свержение монархии?

– Надо понимать, что ко времени революции имел место глубокий кризис в государственно-церковных отношениях. Разочарование от деятельности правительства испытывало и духовенство. Надо также учитывать, что сперва свержение монархии не предполагало того катастрофического развития событий, к которому оно привело затем: император Николай всего лишь отрекся от престола в пользу своего брата Михаила. Потом великий князь Михаил отрекся в пользу Учредительного собрания. Предполагалось, что оно будет созвано в ближайшее время и, может быть, вновь установит монархию.

Все это не позволяло осознать масштабность происходящего перелома.

Церковь в целом лояльно относилась к Временному правительству, признав его. Однако отношения священноначалия с революционным обер-прокурором Львовым были достаточно напряженными. Львов распустил тот состав Синода, в который входил архиепископ Тихон, будущий Патриарх. Новые власти так же, как и их предшественники, пытались вмешиваться во внутренние дела Церкви.

3. Поддерживал ли Патриарх Тихон отношения с политическими кругами, боровшимися с большевиками?

– Патриарх Тихон выступал не как некая политическая фигура, но как безусловный моральный авторитет, к которому пытались апеллировать разные политические силы. Однако сам он не демонстрировал политических пристрастий, хотя большевики и пытались обвинить его в том, что он поддерживает связи с белогвардейцами. Известно, что к Патриарху обращались представители кадетов с просьбой благословить "белых", но он отказался, не считая возможным занять одну сторону в гражданской распре.

4. Есть версия, что Патриарха Тихона отравили? Как Вы к ней относитесь?

– Да, такая версия существует. Советская власть действительно покушалась на его жизнь. Известно покушение, когда был убит его келейник. С другой стороны, у нас нет никаких документальных данных на этот счет.

В 1923 году планировался процесс над Патриархом, который должен был закончиться расстрелом. План состоял в том, чтобы обезглавить Церковь как мощную общественную силу, идейно противостоящую Советской власти. Другое дело, что этот процесс не состоялся.

5. За что Патриарх Тихон был канонизирован?

– Он был канонизирован как первый в сонме российских новомучеников и исповедников в 1989 году и как бы открыл вереницу прославления российских новомучеников XX века. Святитель Тихон прославлен не только потому, что мудро и достойно провел корабль Церкви через тяжелые испытания, но и за личный подвиг. Ведь он был несколько раз арестован, жил в атмосфере постоянной травли. Это, безусловно, исповедничество.

РЕКЛАМА